Разделы презентаций


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №1 города

Содержание

Как научить детей понимать, решать и составлять задачиВ Ленинградской области в 1927/28 учебном году было обследовано 39 школ с 1941 учащимся, распределяющихся в 110-ти группах четырехлетки. Обследовано в каждом округе

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Этапы решения текстовой задачи и приёмы их выполнения (практико-ориентированный семинар)
Муниципальное

автономное общеобразовательное учреждение гимназия №1 города Тюмени
Кузнецова Юлия Юрьевна –


заместитель директора по УВР,
старший преподаватель кафедры
психологии и педагогики детства ИПиП

Этапы решения текстовой задачи и приёмы их выполнения  (практико-ориентированный семинар)Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение  гимназия

Слайд 2


Как научить детей понимать, решать и составлять задачи
В Ленинградской

области в 1927/28 учебном году было обследовано 39 школ с

1941 учащимся, распределяющихся в 110-ти группах четырехлетки. Обследовано в каждом округе две школы двухкомплектные и три школы однокомплектные. Результаты по решению задач получились следующие: 1-й класс - 50 % учащихся; 2-й класс - 29 %; 3-й класс - 64 %; 4-й класс - 60 % решили задачи верно. Задачи были такие.

1-й класс. Мальчик купил 6 баранок по 3 коп за штуку и дал в уплату 20 коп. Сколько сдачи получил мальчик? 2-й класс. На рубашку нужно 2 метра ситца по 40 коп за метр и 5 пуговиц по 20 коп за десяток. Сколько стоят ситец и пуговицы для рубашки? 3-й класс. Прямоугольный участок земли длиной 1600 метров и шириной 500 метров нужно разделить поровну между 50 дворами. Сколько земли придется на каждый двор? 4-й класс. На школьном дворе выложено 60 куб. м дров. Дрова занимают прямоугольную площадь длиной 7 метров, шириной 4 метра. Какова высота поленницы?

Как научить детей понимать, решать и составлять задачиВ Ленинградской области в 1927/28 учебном году было обследовано

Слайд 3Еще в 1867 году К. Ушинский по поводу задач сказал:


«У хороших преподавателей дело выходит так, что арифметическая задача есть

вместе занимательный рассказ, урок сельского хозяйства или домашней экономии, или историческая или статистическая тема и упражнение в языке».


Еще в 1867 году К. Ушинский по поводу задач сказал: «У хороших преподавателей дело выходит так, что

Слайд 5Проблемы содержательного характера Выбор содержания математического образования на всех уровнях образования

продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни, нарушена

его преемственность между уровнями образования.

Задачами развития математического образования в Российской Федерации являются:
обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося, формирование у участников образовательных отношений установки «нет неспособных к математике детей»….

В начальном общем образовании - широкий спектр математической активности (занятий) обучающихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности (прежде всего решение логических и арифметических задач, построение алгоритмов в визуальной и игровой среде), материальные, информационные и кадровые условия для развития обучающихся средствами математики.

Концепция развития математического образования в Российской Федерации

Проблемы содержательного характера Выбор содержания математического образования на всех уровнях образования продолжает устаревать и остается формальным и

Слайд 6Результаты ВПР 2016

Результаты ВПР 2016

Слайд 7 Этапы решения текстовой задачи и приёмы их выполнения
Текстовая задача и

процесс ее решения (Теоретические аспекты вопроса)

Различные подходы к формированию умения

решать текстовые задачи на начальной ступени обучения. (Вопросы методики обучения математике)

Этапы решения текстовой задачи и приёмы их выполнения (Педагогический практикум)

Этапы решения текстовой задачи и приёмы их выполнения  Текстовая задача и процесс ее решения

Слайд 8Текстовая задача –
это описание некоторой ситуации на естественном языке

с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить

наличие или отсутствие некоторого отношения между компонентами или определить вид этого отношения.
Текстовая задача – это описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента

Слайд 10Приемы формирования понятия «задача»
Составление (выбор) условия к вопросу.
Составление (выбор) вопроса

к условию.
Установление соответствия между условием и вопросом.
Решение задач с недостающими

или лишними данными.
Выбор текста, который является задачей.
Сравнение текстов задач, выявление их сходства и различия.
Решение пар задач, где искомые одной, являются данными другой (составная задача).
Составление обратных задач.
Составление задач (по рисунку, по схеме, по сюжету, по числовым данным и т.д.).
Объяснение выражений, составленных по условию задачи

Приемы формирования понятия «задача»Составление (выбор) условия к вопросу.Составление (выбор) вопроса к условию.Установление соответствия между условием и вопросом.Решение

Слайд 11Выбор текста, который является задачей.
Мама пошла в магазин и купила

1 кг картофеля, 2 кг моркови, 1 кг репчатого лука.

Потом она отнесла все овощи домой.

За 5 литров молока уплатили 100 руб. Сколько стоят 8 л молока?

Миша принес с огорода 7 морковок, а потом еще 4 морковки. Сколько всего огурцов принес Миша?

В лыжной секции занимаются девочки и мальчики, всего 15 человек. Сколько девочек занимаются лыжами?

Выбор текста, который является задачей.Мама пошла в магазин и купила 1 кг картофеля, 2 кг моркови, 1

Слайд 12На одной полке 5 книг, а на другой – на

2 книги больше.
(Сколько книг на второй полке? Сколько книг на

третьей полке? Сколько книг на двух полках? Сколько книг в библиотеке?)

Сколько карандашей в двух коробках?

Составление (выбор) условия к вопросу. Составление (выбор) вопроса к условию.

На одной полке 5 книг, а на другой – на 2 книги больше.(Сколько книг на второй полке?

Слайд 13Подражание в задачах (составляют однотипные задачи или с одинаковым сюжетом)
Фантазия

детей в задачах:
Я пошел в лес и убил 16 волков,

а потом еще 13 волков. Сколько волков я убил?
Мама мне подарила 9 автомобилей, а папа 5 автомобилей. Сколько автомобилей мне подарили?
Я съел 18 яблок и 20 груш. Сколько фруктов я съел? 
Начни задачу так: «Летние каникулы продолжались 92 дня…» 


Составление задач (по рисунку, по схеме, по сюжету, по числовым данным и т.д.).

Подражание в задачах (составляют однотипные задачи или с одинаковым сюжетом)Фантазия детей в задачах:Я пошел в лес и

Слайд 14Что значит решить задачу?

Что значит решить задачу?

Слайд 15Приемы подготовки к решению задачи:
Разъяснение незнакомых слов, которые встретятся в

задаче.
Повторение понятий, необходимых для решения (скорость, время, расстояние…)
Повторение отношений, необходимых

для решения («больше на…», «больше в…»)
Решение (устное) простых задач, которые облегчат решение составной.
Повторение вычислительных приемов, необходимых для решения.
Повторение этапов решения задач или способов осуществления одного из этапов (проверка)
Повторение известных форм записи или методов решения задач.

Приемы подготовки к решению задачи:Разъяснение незнакомых слов, которые встретятся в задаче.Повторение понятий, необходимых для решения (скорость, время,

Слайд 16Основные этапы решения задач

Основные этапы решения задач

Слайд 17Основные этапы решения задач

Основные этапы решения задач

Слайд 18Основные этапы решения задач

Основные этапы решения задач

Слайд 19Моделирование в процессе решения задач
Моделирование — один из математических методов

познания окружающей действительности, при котором строятся и исследуются модели. Моделирование

упрощает процесс познания, так как выделяет и отображает только нужную грань реальности, абстрагируясь от незначимых факторов.

Текстовая задача — это словесная модель некоторой реальной ситуации. Чтобы решить задачу, надо построить ее математическую модель.

Математическая модель — это описание реального процесса на математическом языке.

Моделирование в процессе решения задач Моделирование — один из математических методов познания окружающей действительности, при котором строятся

Слайд 20Этапы моделирования в процессе решения текстовой задачи.
1 этап — перевод

задачи на математический язык.
2 этап — внутримодельное решение.
3 этап —

перевод полученного решения на естественный язык.

Этапы моделирования в процессе решения текстовой задачи. 1 этап — перевод задачи на математический язык.2 этап —

Слайд 21Вспомогательные
Решающие

ВспомогательныеРешающие

Слайд 22Графические модели
Рисунок



Условный рисунок


Схема


Чертёж

?

?

Графические моделиРисунок

Слайд 23Работа с моделью
Перевод словесной модели задачи или ее условия в

схематическую модель.
Составление модели вместе с учащимися.
Предложение готовой модели (повторить условие

по модели).
Выбор модели из нескольких предложенных.
Дополнение модели ( обозначение известных и неизвестных в задаче величин).
Завершение начатой схемы, соответствующей данной задаче.
Дополнение текста задачи в соответствии с моделью.
Исправление предложенной модели.
Самостоятельное составление модели учениками, затем выбор наиболее подходящей.
Соотнесение моделей с условиями задач.
Подбор условия задачи к модели.
Выбор задачи, соответствующей данной модели.
Составление условия задачи по модели ….

Работа с модельюПеревод словесной модели задачи или ее условия в схематическую модель.Составление модели вместе с учащимися.Предложение готовой

Слайд 24Основные этапы решения задач

Основные этапы решения задач

Слайд 25На ветке сидели птицы. Сначала улетели 5 синиц, потом 3

снегиря. Сколько птиц улетели?
После того, как в вазу добавили 7

конфет, в ней стало 10. Сколько конфет было?
На сколько лап у собаки больше, чем у воробья.
Вове три года, он на 5 лет младше сестры. Ходит ли сестра в школу?
На ветке сидели птицы. Сначала улетели 5 синиц, потом 3 снегиря. Сколько птиц улетели?После того, как в

Слайд 26Целесообразно использовать аналитический метод разбора (от вопроса к данным).
Поощрять самостоятельное

решение задачи (предоставлять возможность приступать к решению в тот момент,

когда ребенок понял, как решать задачу)
Записывать решение только после составления плана решения.

Поиск и составление плана решения задачи

Целесообразно использовать аналитический метод разбора (от вопроса к данным).Поощрять самостоятельное решение задачи (предоставлять возможность приступать к решению

Слайд 27Основные этапы решения задач

Основные этапы решения задач

Слайд 28Осуществление плана решения (формы записи решения задачи)
У мальчика было 90 книг.

28 он поставил на первую полку, 12 на вторую. Остальные

на третью. Сколько книг на третьей полке?
а) решение по действиям
1) 28 + 12 = 40 (кн.)
2) 90 - 40 = 50 (кн.)
б) по действиям с пояснением
1) 28 + 12 = 40 (кн.) на 1 и 2 полках вместе.
2) 90 - 40 = 50 (кн.) на 3 полке.
в) выражением
90 - (28 + 12) = 50 (кн.)
90 – 28 – 12 = 50 (кн.)
90 – 12 – 28 = 50 (кн.)



г) с вопросами
1) Сколько книг на первой и второй полках вместе?
28 + 12 = 40 (кн.)
2) Сколько книг на третьей полке?
90 - 40 = 50 (кн.)
д) пункт плана с соотв.действием
1) Найдем количество книг на первой и второй полках вместе?
28 + 12 = 40 (кн.)
2) Узнаем количество книг на третьей полке?
90 - 40 = 50 (кн.)

Ответ: 50 книг на третьей полке.

Осуществление плана решения (формы записи решения задачи)У мальчика было 90 книг. 28 он поставил на первую полку,

Слайд 29Основные этапы решения задач

Основные этапы решения задач

Слайд 30Работа с задачей после ее решения
Решение задачи другим способом (если

это возможно).
Преобразование задачи — составление обратной задачи и ее

решение. 
Изменение элементов в условии задачи:
а) изменение одного из условий;
б) изменение одного из данных;
в) изменение вопроса задачи;
г) изменение двух или нескольких из указанных выше элементов.
Расширение задачи путем введения дополнительных данных и условий.
Составление аналогичной задачи с измененными данными.



Работа с задачей после ее решенияРешение задачи другим способом (если это возможно). Преобразование задачи — составление обратной

Слайд 31Решить задачу – это значит пережить приключение.
(Вячеслав Викторович Произволов)



Решить задачу – это значит пережить приключение. (Вячеслав Викторович Произволов)

Слайд 32 Задача  (из учебника "Математика, 4-й класс" авторов И.И. Аргинской, Е.И. Ивановской).

Два автомобиля выехали одновременно навстречу друг другу из двух городов,

расстояние между которыми 600 км, и через 4 ч встретились. Определи скорость каждого автомобиля, если один ехал быстрее другого на 12 км/ч.

Задача  (из учебника

Слайд 33Дополни чертеж

Дополни чертеж

Слайд 34Какой чертеж подходит к условию задачи?
? на 12 км/ч >
?

Какой чертеж подходит к условию задачи?? на 12 км/ч >?

Слайд 35Чертеж
Таблица

ЧертежТаблица

Слайд 36 1) 600 : 4 = 150 (км/ч) – скорость сближения. 2) 150 – 12 = 138 (км/ч) –

была бы скорость сближения, если бы скорости были равными скорости

второго автомобиля. 3) 138 : 2 = 69 (км/ч) – скорость второго автомобиля. 4) 69 + 12 = 81 (км/ч) – скорость первого автомобиля.
(600 : 4 -12) : 2 = 69 (км/ч)
69 + 12 = 81 (км/ч)
Ответ: 81 км/ч – скорость первого автомобиля, 69 км/ч – скорость второго автомобиля.

I способ:

1) 600 : 4 = 150 (км/ч) – скорость сближения. 2) 150 – 12 = 138 (км/ч) – была бы скорость сближения, если бы

Слайд 37II способ:
1) 600 : 4 = 150 (км/ч) – скорость сближения. 2) 150 – 12 = 138 (км/ч) – была бы

скорость сближения, если бы скорости были равными скорости второго автомобиля. 3) 138 : 2 = 69 (км/ч)

– скорость второго автомобиля. 4) 150 – 69 = 81 (км/ч) – скорость первого автомобиля.

II способ:   1) 600 : 4 = 150 (км/ч) – скорость сближения. 2) 150 – 12 = 138 (км/ч) – была бы скорость сближения, если бы скорости

Слайд 38III способ:
1) 600 : 4 = 150 (км/ч) – скорость сближения. 2) 150 + 12 = 162 (км/ч) – была

бы скорость сближения, если бы скорости были равными скорости первого

автомобиля. 3) 162 : 2 = 81 (км/ч) – скорость первого автомобиля. 4) 81 – 12 = 69 (км/ч) – скорость второго автомобиля.

IV способ:
1) 600 : 4 = 150 (км/ч) – скорость сближения. 2) 150 + 12 = 162 (км/ч) – была бы скорость сближения, если бы скорости были равными скорости первого автомобиля. 3) 162 : 2 = 81 (км/ч) – скорость первого автомобиля. 4) 150 – 81 = 69 (км/ч) – скорость второго автомобиля.

III способ:  1) 600 : 4 = 150 (км/ч) – скорость сближения. 2) 150 + 12 = 162 (км/ч) – была бы скорость сближения, если бы скорости

Слайд 39V способ:
1) 12 ∙ 4 = 48 (км)
2) 600 – 48 = 552 (км) 3) 552 : 2 = 276 (км) 4) 276 + 48 = 324 (км) 5) 324 : 4 = 81 (км/ч) 6) 276 : 4 = 69 (км/ч)
VI способ:

1) 12  ∙  4 = 48 (км) 2) 600 + 48 = 648 (км) 3) 648 : 2 = 324 (км) 4) 324 – 48 = 276 (км) 5) 324 : 4 = 81 (км/ч) 6) 276 : 4 = 69 (км/ч)

VII способ:

1) 12  ∙  4 = 48 (км) 2) 600 – 48 = 552 (км) 3) 552 : 4 = 138 (км/ч) 4) 138 : 2 = 69 (км/ч) 5) 69 + 12 = 81 (км/ч)

VIII способ:
1) 12  ∙  4 = 48 (км) 2) 600 + 48 = 648 (км) 3) 648 : 4 = 162 (км/ч) 4) 162 : 2 = 81 (км/ч) 5) 81 – 12 = 69 (км/ч)

V способ:   1) 12 ∙ 4 = 48 (км)   2) 600 – 48 = 552 (км)  3) 552 : 2 = 276 (км) 4) 276 + 48 = 324 (км)  5) 324 : 4 = 81 (км/ч) 6) 276 : 4 = 69 (км/ч)VI способ:   1) 12  ∙

Слайд 40IX способ:
1) 12  ∙  4 = 48 (км) 2) 600 – 48 = 552 (км) 3) 552 : 2 = 276 (км) 4) 276 : 4 = 69 (км/ч) 5) 69 + 12 = 81 (км/ч)


X способ:
1) 12  ∙  4 = 48 (км) 2) 600 + 48 = 648 (км) 3) 648 : 2 = 324 (км) 4) 324 : 4 = 81 (км/ч) 5) 81 – 12 = 69 (км/ч)

XI способ:

1) 600 : 4 = 150 (км/ч) 2) 150 : 2 = 75 (км/ч) 3) 12 : 2 = 6 (км/ч) 4) 75 + 6 = 81 (км/ч) 5) 75 – 6 = 69 (км/ч)
XII способ:
1) 4 + 4 = 8 (ч) 2) 600 : 8 = 75 (км/ч) 3) 12 : 2 = 6 (км/ч) 4) 75 + 6 = 81 (км/ч) 5) 75 – 6 = 69 (км/ч)

IX способ:  1) 12  ∙  4 = 48 (км)  2) 600 – 48 = 552 (км)  3) 552 : 2 = 276 (км)  4) 276 : 4 = 69 (км/ч)  5) 69 + 12 = 81 (км/ч) X способ:  1) 12 

Слайд 41Обратные задачи
Два автомобиля выехали одновременно навстречу друг другу из двух

городов, расстояние между которыми 600 км, и через 4 ч встретились. Скорость

первого автомобиля 81км\ч, на сколько один ехал быстрее другого?
Два автомобиля выехали одновременно навстречу друг другу из двух городов, расстояние между которыми 600 км, через какое время они встретились, если скорость первого автомобиля 81км\ч, а второго 69 км\ч.

Обратные задачиДва автомобиля выехали одновременно навстречу друг другу из двух городов, расстояние между которыми 600 км, и через

Слайд 42Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от

ветра, а ветряную мельницу.
Мао Цзэдун
Удачи!

Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу.Мао ЦзэдунУдачи!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика