Слайд 1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 62 г.
Челябинска»
ул. Кудрявцева, д. 79, г. Челябинск, 454081, тел./факс: 8 (351)
775-93-63, e-mail: 74sosh62@gmail.соm
_______________________________________________________________
УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА:
ПОНОМАРЕВА
ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА
Группа ВК: «ваш логопед»
https: //vk.com/club168990897
Слайд 2Графическое изображение
артикуляции [Р] и [РЬ]
Слайд 3Рабочая поза
(поза покоя или поза кучера)
Ребёнок сидит перед зеркалом, обязательно
на стуле.
Спина касается спинки стула.
Ноги опущены, стоят перед стулом на
полу или упираются в подставку.
Руки свободно лежат на ногах.
(во время занятия не скрещиваем конечности).
Слайд 4Основной комплекс артикуляционной гимнастики.
(Желательно делать ежедневно, 1 раз в день,
перед зеркалом)
На счёт «три» быстро резко открыть рот (5-6 раз).
2.
«Помидорки – толстячки, огурцы – худышки». Надуваем, а затем втягиваем щёки (5-6 раз).
Слайд 53. «Окошечко». Открываем рот на [А], удерживаем под счёт до
10.
4. «Дудочка». Открываем рот на [О], удерживаем под счёт до
10.
5. «Трубочка». Открываем рот на [У], удерживаем под счёт до 10.
6. «Улыбка». Открываем рот на [И], удерживаем под счёт до 10.
7. «Заборчик». Ставим зубы на зубы, удерживаем под счёт до 10.
(Упр. № 3-7 выполняем 1 раз)
Слайд 68. «Часики». Рот открыт на [А], кончик языка качается то
вправо, то влево, касаясь уголков губ.
9. «Качеля». Рот открыт на
[А], широкий язычок качается, доставая то до верхней, то до нижней губы.
Слайд 710. «Блинчик»
а) «Наливаем тесто». Рот открыт на [А], круглый язык
лежит на нижней губе.
б) «Печём блинчик». Прежнюю позу удерживаем под
счёт до 10. Убираем.
в) «Едим блинчик». Рот открыт на [А], круглый язык лежит на нижней губе.Не закрывая рот, поднимаем широкий язык над верхней губой и слизываем вкусняшку вниз.
(Упр. № 10 выполняем 1 раз)
Слайд 811. «Болтушка» или «Болтунья», или «Индюк». Рот открыт на [А],
круглый язык лежит на верхней губе. Язык, с маленькой
амплитудой, «танцует» вперёд – назад, воспроизводя [бл,бл,бл,бл] (3-4 раза).
12. «Плевалка». Проглатываем слюни. Губы сомкнуты. Язык просовываем между губами и дуем на кончик языка так, чтобы он завибрировал (3-4 раза).
Слайд 9Специальные упражнения
«Грибок» – присосать кончик языка к твёрдому нёбу, вдохнуть
через нос и с силой выдохнуть через рот.
«Балалайка» – при
механической вибрации кончика языка включить голос.
«Дятел» – язык «долбит» в одну и ту же точку, с произношением [д,д,д] или [т,т,т].
«Жужжалка» – губы в улыбке, между зубами щель, язык у нёба. Произносим [ж].
Слайд 10Нарушения произношения [Р]
Отсутствие звука;
Велярное произношение (работает корень языка) - картавость;
Увулярное
произношение (работает маленький язычок – уволя) – горловое произношение;
Губное произношение
(кучерское);
Одноударное произношение;
Щёчное произношение.
Слайд 11Постановка [Р]
От специальных упражнений «Дятел», «Балалайка», «Грибок», «Жужжалка» + механическая
помощь.
От одноударного [Р].
Слайд 12Закрепление и автоматизация [Р]
Долгая механическая помощь.
В слогах со звуком
от которого поставили: дра, тра, дро, тро…
Слова с такими же
слогами: дрова, трава…
Слова со [р] в начале слова, в середине, в конце.
В словосочетаниях, предложениях, текстах.
Слайд 13Обратная связь через группу ВК: «Ваш логопед»
https://vk.com/club168990897
Спасибо за внимание!