Слайд 1Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №
120»
Группа № 6
Организация предметно – пространственной среды как средства воздействия
на формирование финансовой грамотности дошкольников.
Габиева Кристина Викторовна, воспитатель
Райник Олеся Ивановна, воспитатель
Слайд 2Подход в организации повышения уровня финансовой грамотности дошкольников
Финансовое просвещение и воспитание
детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Раннее приобщение детей
к экономике, содержание экономического воспитания рассматривается, как дополнение к содержанию программ для дошкольников. Сущность такого подхода заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.
Слайд 3Игра как средство экономического воспитания ребенка
Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное
мышление и основным видом деятельности является игра, то игровая деятельность
становится основным средством экономического воспитания ребёнка. Развитие ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от развивающей предметно-пространственной среды, основой которой является игровая деятельность. Поэтому столь актуальным является создание в дошкольном образовательном учреждении предметно-развивающей среды — того пространства, в котором ребенок живет и развивается: мир природы, мир людей, мир предметно-пространственного окружения.
Слайд 4Развивающая предметно-пространственная среда
часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами,
оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии
с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Слайд 5Требования к созданию пространственной развивающей среды:
Содержательность, насыщенность
Полифункциональность
Транспортируемость
Доступность
Безопасность
Вариативность
Слайд 6 Принципы организации развивающей предметно-пространственной экономической среды
статичность и подвижность предметного
окружения
гибкость предметно-развивающей среды
комфортность предметно-пространственной среды
открытость-закрытость
обеспечение развития
половых различий
Слайд 7Содержанием экономически воспитывающей среды выступают:
предметно-пространственное окружение (игровая экономическая
зона);
социально-поведенческое окружение (родители, педагоги);
событийно-познавательное окружение (экскурсии, встречи с
интересными людьми, проведение праздников);
информационное окружение.
Слайд 8Зоны предметно- пространственной экономической среды:
информационная: произведения художественной литературы экономического содержания,
экономические сказки, поговорки, пословицы, модели товаров, услуг, аудиотека, медиатека презентаций,
интерактивных игр, мультфильмов, альбомы о профессиях, карточки о профессиях.
Слайд 9Зоны предметно- пространственной экономической среды:
занимательно-экономическая: кроссворды, ребусы, головоломки, лабиринты, экономические
задачи, картотека загадок, настольно – печатные игры («Менеджер», «Монополия», «Денежный поток», «Найди
евро», «Веселый бизнесмен», «Менеджер», «Бизнесмен», «Деньги», «Супермаркет»)
Слайд 10Зоны предметно- пространственной экономической среды:
деятельностно-экономическая: дидактические игры с экономическим содержанием,
игровые зоны, атрибуты сюжетно-ролевых игр: кошелёк, модели денежных знаков, ценников,
банковские карты, банкомат, чеки, металлические устаревшие деньги, атрибуты различных рабочих мест, спецодежда, и т.п.; стенд «Экономическая азбука», «Что раньше служило деньгами» и другие, при условии совместного или самостоятельного их создания.
Слайд 11Целью деятельности воспитателя в организации предметно – развивающей среды является:
конструирование
многоуровневой многофукциональной предметно – развивающей среды для осуществления процесса развития
творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.
Задачи:
1. Сконструировать и наполнить предметно – развивающую среду соответствующим содержанием;
2. Обеспечить эффективность использования предметно - развивающей среды при развитии личности ребенка, его способностей, самостоятельности и инициативности творчества.
Слайд 12Виды экономических занятий в ДОУ:
Игровое занятие (игры – путешествия, интеллектуальные
игры-развлечения)
Сюжетно-ролевые игры
Настольные игры
Дидактические игры
Познавательное занятие
Коммуникативное занятие-беседа
Экскурсии, встречи с интересными людьми
Трудовая
деятельность
Чтение художественной литературы.
Слайд 13
Сказки: «Лисичка со скалочкой», «Каша из топора», «Мена», «Выгодное дело»,
«Петушок и бобовое зёрнышко», «Колосок», «Лиса и козёл»;
авторские сказки: Липсиц
И. В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»;
Попова Т. Л., Меньшикова О.И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»;
Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»; Кнышовой Л.В., Меньшиковой О.И., Поповой Т.Л. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом»;
Чуковский К. И. «Муха-Цокотуха», «Федорино горе»;
Катаев В. «Дудочка и кувшинчик»;
Андерсен Г.-Х. «Огниво», «Новое платье короля»;
Перро Ш. «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик»;
Михалков С. «Как старик корову продавал»;
Аксаков С. Т. «Аленький цветочек».
сказку Л. Ястребовой, Н. Мальгиной «Хранители бюджета».
стихотворения: Михалков С. «А что у вас?»;
Родари Д. «Чем пахнут ремёсла»;
Маршак С. «Откуда стол пришёл?», «Как печатали книгу?».
Информационная
зона
Слайд 14Занимательно-экономическая зона:
кроссворды, ребусы, головоломки
Слайд 15Занимательно – экономическая
зона: настольные игры
Слайд 22Сюжетно – ролевая игра
«Магазин»
Слайд 23Сюжетно – ролевая игра
«Строители»
Слайд 29Значение развивающей предметно-пространственной среды на формирование личности ребенка
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда выступает потенциальным средством воздействия
на формирование и развитие личности ребенка , должна вовлекать его в образовательный процесс
и обеспечивать максимальный психологический комфорт.
В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки. Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества. А самое главное – происходит гармоничное развитие личности.