Слайд 1Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17 «Ласточка»
«Психологические особенности детей
6-7 лет: Развитие психических процессов. Социально-личностное развитие».
Воспитатель:
Кукушкина Т.И.
г. Богородск,
2020
Слайд 2Психологические особенности детей 6-7 лет
У ребёнка в 6-7 лет завершается
формирование правого полушария, а кроме того, отделов, отвечающих за переработку
сенсорной информации и межполушарных связей между ними.
Формируется функция пространственного анализа и синтеза: чувство тела, соотношение частей и целого, метрические представления (ближе/дальше, шире/уже, больше/меньше и т.п.), координатные представления (вверху/внизу, лево/право), квазипространственные представления (в/на, над/под, за/перед).
Все эти отделы правильно развиваются только при наличии полноценной среды: достаточно сенсорной информации для различных органов чувств (прикоснуться, услышать, увидеть), развитие моторики, развитие ловкости в детских играх.
Начинают активно формироваться лобные отделы, отвечающий за программирование и контроль, поэтому важно создавать ситуацию, где ребенок самостоятельно планирует свою деятельность и добивается результата (режим дня, навыки самообслуживания, выполнение последовательности действий, рисование узоров). На основе этого создается внутреннее пространство интеллекта.
Слайд 3Развитие психических процессов
Восприятие
продолжает развиваться.
Однако и у детей данного возраста
могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать
несколько различных признаков.
Слайд 4Внимание
Увеличивается устойчивость внимания — 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8
предметов.
Слайд 5Память
К концу дошкольного периода (6—7 лет) у ребенка появляются произвольные
формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести
целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начинается с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, воображения.
Слайд 6Мышление
Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста
начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами,
понимать логику рассуждений.
Старший дошкольник может устанавливать причинно-следственные связи, находить решения проблемных ситуаций. Может делать исключения на основе всех изученных обобщений, выстраивать серию из 6—8 последовательных картинок.
Слайд 7Воображение
Старший дошкольный и младший школьный возрасты характеризуются активизацией функции
воображения — вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять
сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный (благоприятный) для развития фантазии.
Слайд 8Социально-личностное развитие.
Поведение ребёнка начинает регулироваться представлениями о том, что
хорошо и что плохо. Ребёнок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда
поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо.
Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.
Дети начинают предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения – ребёнок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п.
Слайд 9 Анализируйте с ребенком результаты работы, которую он выполнил (как в
быту, так и в познавательном развитии), моральные поступки. Обсуждайте значение
моральных понятий («Добрый человек – это такой, который, всем помогает, защищает слабых»)
Чаще рассказывайте о том, что у вас произошло на работе, с какими людьми познакомились и т. п. Для ребенка чрезвычайно важно делать всё правильно и быть хорошим в глазах взрослого.
Слайд 10 Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой.
Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается
детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе.
И не забываем, ЧТО…
Любовь – самый главный элемент в воспитании и развитии детей.