Слайд 1Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ «Детский сад №13 г.
Выборга»).
Родительское собрание
«Возрастные особенности детей 4-5 лет»
Средняя группа
Подготовила:
воспитатель Веселко Светлана Ивановна
Слайд 2ИГРА «ВЕСЕЛЫЙ БУБЕН»
Ты катись, веселый бубен,
Быстро – быстро
по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот пожелание скажет нам!
Слайд 3Характеристика группы
Группа комбинированной направленности
Количество детей – 30
Девочек –
12
Мальчиков – 18
Слайд 4Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Слайд 5Это период интенсивного развития и
роста детского организма:
существенно меняется
характер ребенка;
активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности.
Слайд 6Психологическое развитие
Чтобы выстроить логическую и грамотную линию воспитания важно учитывать
психологические и возрастные особенности детей 4-5 лет, от которых зависит
поведение и становление личности.
Слайд 7Стремление к самостоятельности
Ребёнок этого возраста уже не нуждается в
помощи и опеке взрослых. Открыто заявляет о своих правах и
пытается устанавливать собственные правила.
Слайд 8Этические представления
Дети этого возраста учатся понимать чувства других, сопереживать,
выходить из трудных ситуаций в общении.
Слайд 9Творческие способности
В 4-5 лет у ребёнка активно развивается воображение.
Он живёт в собственном мире сказок, создаёт целые страны на
основе своих фантазий.
Слайд 10Страхи
Безудержность детской фантазии в 4-5 лет может порождать разнообразные страхи
и кошмары. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ.
! Важно помнить, что это всего лишь временные трудности, которые сами уйдут со временем, если родители не будут акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных целях.
Слайд 11Социализация
первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Наблюдается повышенная потребность в
признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно
связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего.
В группе детей начинают
возникать конкуренция
и первые лидеры.
Слайд 12Игровая деятельность
Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше
склонны общаться с ровесниками своего пола.
Девочки больше любят семейные
и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей.
На этом этапе дети начинают
устраивать первые
соревнования,
стремятся добиться успеха.
Слайд 13Любознательность
Дети 4-5 лет задают взрослым самые разнообразные вопросы обо всём
на свете. Они всё время говорят, что-то обсуждают, не замолкая
ни на минуту. Поэтому детей этого возрастного периода называют
«Любознательные
Почемучки»
Слайд 14Эмоции
Дети этого возраста очень эмоционально воспринимают не только похвалу, но
и замечания, они очень чувствительны и ранимы. Поэтому, наказывая и
ругая их, слова нужно подбирать с большой осторожностью.
Слайд 15Повседневные навыки
1. Может самостоятельно умываться, пользоваться мылом, втираться полотенцем;
частить зубы;
3. Помогает накрывать на стол. Ест самостоятельно, не проливая
пищу. Убирает за собой посуду. Отлично обращаться с ложкой и вилкой, салфеткой.
4. Может самостоятельно одеваться,
застёгивать пуговицы, молнии, обуваться,
используя помощь взрослых в трудных случаях
(шнурование, завязывание).
5. Расчёсывает короткие волосы;
6. После игры убирать на место игрушки.
7. Может сам выворачивать всю свою одежду
и аккуратно развешивать по своим местам.
8. Ребенок полностью самостоятельно ходит в
туалет, пользуется туалетной бумагой и
сам моет руки.
Слайд 16Гендерная принадлежность
К 5 годам их начинает интересовать половая принадлежность, они
задаются вопросом отличия мальчиков и девочек друг от друга.
Слайд 17На заметку
Обратите внимание, что в 4-5 лет все недостатки
воспитания у малыша постепенно укореняются и переходят в негативные и
уже, к сожалению, устойчивые черты характера, исправить которые в будущем сможет разве что психотерапевт.
Не упустите из
внимания
данную особенность.
Слайд 18Интеллектуальные особенности
Для формирования интеллекта надо стремиться к развитию у своего
ребенка следующих навыков:
Слайд 19Математические умения
- считать до 5 (на основе наглядности),
пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое
числительное только с одним предметом пересчитываемой группы;
- Формировать представления о порядковом счете ( учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными)
- Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике. Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер — ночь).
Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо — налево, вверх — вниз);
Слайд 20 мышление
Тип мышления, характерный для ребёнка в 4-5 лет,
— наглядно-образный. Все его действия носят практический характер. На первом
месте выступает наглядность. Увеличивается объём памяти.
Ребёнок находит отличия и сходства между картинками, предметами.
Складывает по образцу постройки (конструктор) без посторонней помощи.
Называет обобщающим словом определённую группу предметов. Находит лишний предмет и пары.
Слайд 21Речевое развитие
Использует тысячу слов, строит фразы из 5-9 слов.
Ребёнка в 4-5 лет должны понимать не только родители, но
и посторонние люди.
Знает особенности строения человека, что оно отличается от животного: называть части тела (ногти — когти, руки — лапы, волосы — шерсть).
Употребляет множественное число.
Находит предмет по описанию.
Понимает значение предлогов.
Знает профессии.
Поддерживает беседу: отвечает на вопросы, правильно их задаёт.
Пересказывает содержание сказки, рассказа.
Учит наизусть стихи, потешки.
Называет свои имя, фамилию, сколько лет, город, где живёт.
Слайд 22Ознакомление с миром природы
Угадывает времена года по картинкам, знает их
приметы. Различают домашних и диких животных; птиц, прилетающих на участок
(ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.); аквариумных рыбок; земноводных (на примере лягушки); представителей класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха); насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др.).
Выделяют характерные, существенные признаки фруктов (яблоко, груша, слива, персик и др.), овощей (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.), ягод (малина, смородина, клубника и др.) и грибов (мухомор, белый гриб).
Расширять представления детей о деревьях (елка, сосна, береза, клен и др.) и кустарниках (смородина, сирень), комнатных растениях.
Слайд 23 Художественно-эстетическое развитие
Рисование. Учить детей закрашивать рисунки кистью, карандашом,
проводя линии и штрихи только в одном направлении (сверху вниз
или слева направо);
Аппликация. Формировать у детей умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Обучать вырезыванию, начиная с формирования навыка разрезания по прямой сначала коротких, а затем длинных полос. Учить вырезать круглые формы из квадрата и
овальные из прямоугольника путем скругления углов; использовать этот прием для изображения в аппликации овощей, фруктов, ягод, цветов и т. п. Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.
Лепка. учить прищипыванию с легким
оттягиванием всех краев сплюснутого шара,
вытягиванию отдельных частей из
целого куска, прищипыванию мелких деталей
(ушки у котенка, клюв у птички). Учить сглаживать
пальцами поверхность вылепленного предмета,
фигурки. Учить приемам вдавливания середины
шара, цилиндра для получения полой формы.
Слайд 24На заметку
На данном этапе очень важно, учитывая возрастные особенности ребёнка,
воспитывать в нём доброту, вежливость, ответственность, отзывчивость, любовь к труду.
Слайд 25Физическое развитие
Большое значение имеют возрастные особенности детей 4-5 лет
в плане физического развития. Родители должны ориентироваться на показатели нормы,
чтобы вовремя заметить отклонения и исправить их, если это возможно.
Слайд 26На заметку
Именно начиная с этого возраста, ребёнку нужно объяснить, что
такое здоровый образ жизни и приучать его к его особенностям.
Лёгкая гимнастика, режим дня, постоянные прогулки, правильное питание помогут маленькому человечку соответствовать физическому развитию своих сверстников.
Слайд 27Именно в это время детям необходимо полноценное общение с родителями.
Собственно говоря, в этом и заключаются основы воспитания.
Главная функция взрослых сейчас – объяснить как можно подробнее и показать на личном примере. Ребенок впитывает все как губка, с любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям.
Поэтому надо внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них, ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем.
Именно теперь необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду.
Слайд 28Ребёнку 4-5 лет не нужно рассказывать страшные истории, показывать ужастики,
рассуждать о смерти и болезнях.
Интересуйтесь творческими особенностями и успехами
своего малыша. Но не критикуйте.
Разрешайте ему как можно больше играть со своими сверстниками.
Отвечайте на любые вопросы, интересуйтесь его мнением.
Подскажите способы самостоятельного поиска информации.
Играйте с ним дома.
Читайте книги.
Закрепляйте любые полученные знания.
Слайд 29Все выше перечисленные возрастные особенности развития детей 4-5 лет являются
ориентиром.
Зная о них, гораздо легче направить малыша в нужное русло,
разобраться в его внутреннем мире, помочь справиться с теми трудностями, которыми чреват данный период.
Такая политика позволит качественно подготовить дошкольника к предстоящей учёбе в школе и облегчить социальную адаптацию.