Слайд 1Муниципальное бюджетное учреждение культуры Новолялинского городского округа Централизованная библиотечная система
Лобвинская поселковая детская библиотека
«Миры Брэдбери»
виртуальная книжная выставка к 100-летию
со дня рождения американского писателя-фантаста Рэя Дугласа Брэдбери
(22.08.1920 - 05.06.2012)
Слайд 2
«Я испытывал простое и самое большое на свете счастье — я был жив»
Р. Брэдбери
Рэя Брэдбери
часто называют мэтром фантастики, одним из лучших писателей-фантастов и основоположником
многих традиций жанра.
Фактически же Брэдбери не является фантастом, так как его творчество следует отнести к «большой», внежанровой литературе, да и истинно фантастических произведений у него лишь малая доля.
Произведения Брэдбери в большинстве своём — это короткие рассказы не развлекательного характера, содержащие короткие зарисовки, сводящиеся к остродраматическим, психологическим моментам, построенные в основном на диалогах, монологах, размышлениях героев.
Персонажи Р. Брэдбери - одиночки, бросающиеся в безнадежную схватку, стремясь не столько победить, сколько утвердить свое человеческое достоинство. Любовь к человеку, ненависть ко всему ему враждебному - к тому, что мешает человеку быть достойным этого гордого звания, - такова движущая сила творчества Р. Брэдбери.
Вся семья писателя — поголовно выведена в его книгах в образах вымышленных героев — фантастических и вполне реальных, но отец писателя почти нигде не появляется. Его он редко вспоминал, чаще - мать, и только в третьей его книге ("Лекарство от меланхолии", 1959) можно найти следующее посвящение: "Отцу с любовью, проснувшейся так поздно и даже удивившей его сына".
Слайд 312+
Брэдбери, Рей Дуглас
Вино из одуванчиков: Повесть и рассказы /
Р. Брэдбери. – Москва : Художественная литература, 1989. – 398
с.
«Вы можете получить все, что вам нужно, если только это вам и вправду нужно»
В 1957 году вышла отчасти биографическая книга «Вино из одуванчиков». Эта повесть Брэдбери не похожа на остальные произведения. В ней затронуты детские переживания автора. Сюжет повествует о летних приключениях 1928 года братьев Тома и Дугласа Сполдингов, живущих в маленьком городке Грин Таун. Рэй — прототип 12-ти летнего Дугласа.
Герои книги расскажут вам, как сохранить волшебство солнечного лета. Для этого нужно записать все случившееся с вами в блокнот, а еще нужно собрать одуванчики, попросить сделать из них вино, спрятать его в подвал, а зимой можно открыть бутылку ‒ и вино расскажет о каждом из 90 замечательных, волшебных летних дней…
Слайд 412+
Брэдбери, Рей Дуглас
Вино из одуванчиков: Повесть и рассказы /
Р. Брэдбери. – Москва : Художественная литература, 1989. – 398
с.
«Улыбка»
Люди будущего собираются на площади для уничтожения картины, но один мальчик поддаётся очарованию шедевра. Чья же улыбка произвела на детскую душу неизгладимое впечатление?
«Калейдоскоп»
О чем думают люди в последние минуты своей жизни, о чем жалеют, о чем безумно хотят поговорить? Этот поразительный рассказ шокирует, но вместе с тем заставляет задуматься о жизни и своих ценностях.
«Знали, чего хотят»
Это история началась с задания написать портреты идеальных мужчин. Что происходило дальше, читайте…
"Песочный человек"
Читатели отправляются на остров Ортопедия, который больше похож на тюрьму для одарённых детей.
и другие рассказы
Слайд 512+
Брэдбери, Рей Дуглас
Время, вот твой полёт: Сборник научно-фантастических рассказов
/ Р. Брэдбери. – Москва : Детская литература, 1991. –
351 с.
«Время, вот твой полёт»
В рассказе, три школьника шестого класса и их учитель путешествуют во времени. Они отправляются в прошлое, в 1928 год.
«Электрическое тело пою!»
Отец семейства решает приобрести экспериментальный «агрегат» — электронную бабушку, которая создана для заботы о маленьких детях.
«Чудесный костюм цвета сливочного мороженого»
Один костюм переворачивает сразу 6 жизней.
«Всё лето в один день»
Бывают странные дети, совсем не похожие на других. Таких обычно считают «белыми воронами» и порой жестоко травят. Такова героиня этого рассказа — грустная девочка по имени Марго.
Слайд 612+
Брэдбери, Рей Дуглас
Время, вот твой полёт: Сборник научно-фантастических рассказов
/ Р. Брэдбери. – Москва : Детская литература, 1991. –
351 с.
«Пешеход»
Самое любимое занятие Леонардо Мида — ходить по вечернему городу. Раньше он был писателем, но теперь книг и журналов никто не читает, все смотрят телевизор. Однажды Леонардо задержал последний в городе полицейский патруль…
«И всё-таки наш…»
Что случится, если ваш ребёнок родится в другом измерении и вместо маленького человечка в ваших руках окажется голубая пирамидка?
«Ночь»
Это правдивая история — с начала до конца. Мне было около восьми лет, дело происходило летней ночью, мой брат отправился куда-то на ту сторону оврага играть в бейсбол и не вернулся домой.
и много других рассказов
Слайд 7Брэдбери, Рей Дуглас
451° по Фаренгейту / Р. Брэдбери. –
Москва : Издательство «Э», 2018. – 256 с.
«Есть преступления
хуже, чем сжигать книги. Например – не читать их»
В молодости он однажды сжёг все свои неудачные слабые рассказы, устроив грандиозный костёр у себя на участке. «Сжёг два миллиона слов», — говорил он грустно. Это зрелище легло потом в основу его дебютного романа «451 градус по Фаренгейту» о сжигании книг и рассказа на эту же тему.
Сюжет романа рассказывает о потребительском тоталитарном обществе. Писатель показал общество, поставившее во главу угла приобретение материальных ценностей. Книги, заставляющие читателя мыслить, подлежат сожжению вместе с домами владельцев запрещенной литературы. Главный герой романа пожарный Гай Монтэг, участвующий в сожжении книг, считает, что делает правильное, нужное дело. Но Гай встречает 17-летнюю девушку Клариссу и читает свою первую книгу….
16+
Слайд 8В 1950‑е годы Рэй Брэдбери создал несколько произведений, в которых
на удивление точно предсказал технологии и тренды, появившиеся в будущем.
С каждым годом всё больше изобретений, описанных в его книгах, воплощаются в жизнь.
Беспилотные автомобили
В рассказе «Пешеход» (Брэдбери, Р. Время, вот твой полёт) и других произведениях фантаста фигурируют автомобили, которые ездят сами по себе, а также умеют вести с людьми диалог.
Нынешние беспилотные автомобили пока не идеально ориентируются на дорогах, и осмысленно разговаривать с людьми им ещё не удаётся. Но они наверняка скоро поумнеют: сферы компьютерного зрения и искусственного интеллекта развиваются семимильными шагами.
Bluetooth‑наушники
В романе «451 градус по Фаренгейту» описаны радиопередатчики-«ракушки», которые плотно прилегают к ушам и воспроизводят звук без проводов. Это вылитые Bluetooth‑наушники вроде AirPods.
Банкоматы
Также в романе «451 градус по Фаренгейту» можно найти описание ещё одной современной технологии — круглосуточных банкоматов. Они выглядят немного не так, как их представлял писатель, но это тоже, по сути, роботы.
ЖК‑телевизоры
Огромные телевизорные стены — одна из самых важных технологий в мире «451 градуса по Фаренгейту». Телевизорные стены герои романа использовали и для просмотра бессмысленных сериалов (вот вам аналог нынешних реалити-шоу), и для такого же бессмысленного общения друг с другом (считай, социальные сети). Причем особый шик – комната, в которой все четыре стены – телевизорные. Полное погружение в виртуальность. А теперь подумайте: часто ли вы выключаете телевизор и компьютер, чтобы просто поговорить с близкими?
Умные часы и сотовая связь
В рассказе «Убийца» (Брэдбери, Р. Вино из одуванчиков: Повесть и рассказы) 1953 года фантаст предсказал появление устройств, которые позволят разговаривать друг с другом на расстоянии без проводов. В его представлении это были радиобраслеты — небольшие девайсы в виде часов со встроенным микрофоном и динамиком. Выходит, Брэдбери предвидел сразу две технологии: сотовую связь и умные часы.
Слайд 9Умный дом
В нескольких рассказах Брэдбери встречаются умные дома. Они умеют
понимать голосовые команды, готовить еду, убираться, стирать, даже мыть и
одевать владельцев. Современные системы могут разве что поменять настройки кондиционера, открыть дверь и включить свет, музыку или телевизор, но с развитием интернета вещей список их возможностей обязательно расширится.
Сенсационность СМИ
Один из самых волнительных моментов в «451 градусе по Фаренгейту» — когда за главным героем гонится механический пёс‑ищейка и это в прямом эфире транслируют по телевидению, используя вертолёты с камерами. С помощью этой и похожих ситуаций в других книгах Брэдбери осуждал сенсационность телевидения и СМИ в целом. Телеканалы, по мнению писателя, способны на сколь угодно безнравственные поступки, лишь бы удержать внимание зрителя. Идеи фантаста оказались поразительно пророческими: так, в начале 1990‑х американские каналы транслировать полицейские погони в прямом эфире. Для этого они используют вертолёты с камерами на борту. Нередко зрители видят, как преступники ранят других людей, полицейских и даже убивают себя.
Социальная изоляция
Во многих произведениях фантаста встречается тема изоляции общества. Из‑за развития технологий люди всё меньше общаются друг с другом вживую («451 градус по Фаренгейту»), не уделяют внимания близким («Вельд»), а иногда даже вовсе не выходят из дома годами, потому что окружающий мир им заменяют телевидение и роботы («Пешеход»).
Пусть к 2020 году технологии и не превратили людей в отшельников, но проблема социальной изоляции всё равно актуальна. Интернет, призванный объединять пользователей со всего мира, действует на многих одиноких людей ровно наоборот, усиливая их изоляцию и ухудшая состояние.
Рэй Брэдбери смог предсказать многие изобретения и тренды будущего. Но главный посыл практически всех его произведений — что развитие технологий превратит людей в глупые и бездушные биомашины — пока, к счастью, не воплотился в жизнь.
Слайд 10
Все рекомендованные книги находятся в фонде Лобвинской
поселковой детской библиотеки и
ждут встречи со своими
читателями по адресу:
Свердловская область, Новолялинский район,
п. Лобва,
ул. Кузнецова, 16.
Выставку подготовила: Паршукова М.А., библиотекарь
Лобвинской поселковой детской библиотеки
2020 г.