Слайд 1Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска детский сад комбинированного
вида
№ 46 «Зоренька»
«Использование дидактических игр для развития фонематического слуха
у детей дошкольного возраста»
Выполнила: Сорокина Ирина Викторовна
Слайд 2Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче
и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои
мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.
Слайд 3Фонематический слух и фонематическое восприятие
Фонематический слух
тонкий слух, позволяющий различать
и узнавать фонемы одного языка.
Фонематическое восприятие
это способность различать фонемы родного
языка и определять звуковой состав слова.
Слайд 4Нарушения и развитии фонематического слуха и фонематического восприятия. Приводят к
трудностям в овладении правильным звукопроизношением, письменной речью (смешение звуков, замена
одних звуков другими и т.д.). Ребенок намеренно заменяет трудно произносимые слова на более лёгкие, сокращает слова. В социальном и психологическом плане такие дети испытывают трудности в общении.
Слайд 5У ребёнка есть страсть к игре, и её надо удовлетворять.
А.С.Макаренко
Слайд 6Задачи развития фонематического слуха и восприятия у детей
Развитие слухового внимания
на неречевом и речевом материале;
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
Подготовка
к обучению грамоте.
Слайд 7Игры на развитие фонематического слуха и восприятия направлены на выработку
следующих умений:
умение детей различать на слух слова, отличающиеся одним
звуком;
дифференциацию звуков;
Умение определять первый и последний звук в слове и подбирать слова на заданный звук;
Умение делить слова на слоги;
Умение определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец).
Слайд 8Дидактическая игра
«Скажи, что звучит?»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых
звуков.
Оборудование: игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки
(колокольчик, бубен, барабан, дудка, трещотка, погремушка и т.д.)
Слайд 9Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование:
пары одинаковых яиц с разным наполнением (по одной чайной ложке
манки, гречки, гороха и т.д.).
Слайд 10Дидактическая игра
«Угадай, кто кричит»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых
звуков.
Оборудование: игрушки или картинки, изображающих знакомых ребёнку домашних животных,
магнитофон, запись голосов животных.
Слайд 11Дидактическая игра «Паучок»
Цель: совершенствование навыка звуко-буквенного анализа, развитие фонематического слух.
Слайд 12Дидактическая игра
«Клубника-земляника»
Цель: автоматизация и дифференциация звука Л-Ль, развитие фонематического
слуха, памяти.
Слайд 13Дидактическая игра
«Лягушка убегает от цапли»
Цель: определение наличие (отсутствие)
звука Ц в слове, развитие фонематического слуха.
Слайд 14Дидактическая игра
«Звуковой домик»
Цель: определение места звука в слове.
Слайд 15Дидактическая игра «Гусеница»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Слайд 16
Дидактическая игра
«Составь слово по картинкам»
Цель: учить выделять начальный звук
слова, составлять слова по опорным звукам, воспитывать слуховое внимание, мышление.
Слайд 17Дидактическая игра «Охотники»
Цель: развитие фонематического восприятия.
Описание игры: педагог предлагает
детям научиться ловить звуки. Просит детей сделать вид, что они
спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. «Проснуться» (сесть прямо), услышав нужный звук
Слайд 18Игровые задания и «сказочные» методические пособия повышают интерес к образовательной
деятельности, активизируют речевую функцию детей.