Слайд 1
Вековая история кружева рассказывает, что кружево шьют, вяжут, плетут и даже
куют. Русские мастерицы выбрали самый сложный путь — плетение. Коклюшки, валик,
бубен, деревянные булавки «спички». Нехитрые приспособления и не оставляющая никаких сомнений кропотливость мастерства. В одном узоре могут переплетаться до ста нитей…
Муниципальное учреждение культуры межпоселенческая центральная районная библиотека Пачелмского района Пензенской области
Кружево
2020г.
«Работа хороша, если в ней польза и душа. Не то золото, что дорого и блестит, А то дорого, что руками мастера создано”
Слайд 2Как, например, в вологодском кружеве. В Вологде ремесло зародилось в ХVI веке, а уже спустя три
столетия во всех помещичьих усадьбах были свои кружевные «фабрики». Сначала вологодские
мастерицы прорисовывали завитушки на бумаге. Эту схему (скол) и плели из нити, перебирая коклюшки. В Вологде отличительная особенность кружева — плотная тесьма узора, так называемая велюшка, а любимый орнамент — снежинка с белой опушкой.
Слайд 3В ХVIII веке кружево пришло в Елец. Тонкие и ажурные нитяные паутинки. Елецкое кружево со своим
характером: растительный и геометрический узор выполняют в основном сеткой. Любимый орнамент — «елецкий
край» и «шашки», «пустушка» и «сливочки». К началу ХIХ столетия елецкое кружево по объемам занимало первое место в России, а в 1873 году изящные салфетки и скатерти покорили изысканную Вену.
Слайд 4Вятские, или кукарские, кружева известны уже более двух столетий. В конце ХIХ
века в слободе Кукарка под Вяткой была открыта земская школа кружевниц, где преподавали
ученицы Мариинской школы из Петербурга. На вятских кружевах порхали бабочки и распускались пышные цветы в окружении ромбов и зигзагов. Вдохновляли мастериц природные мотивы и даже звон коклюшек. Те, что из березы и вереса, звучат особенно мелодично.
Слайд 5
Единственное в мире цветное коклюшечное — михайловское кружево. Плетут разноцветные узоры по устоявшимся традициям в Рязанской
губернии, в старинном городке Михайлове. Главный цвет — красный, его разбавляют желтые,
зеленые, голубые и даже черные узоры. «Бубенцы», «городки», «павлинки» окаймляют праздничные костюмы, рушники и скатерти. До сих пор плетут мастерицы по памяти и считают нити во время работы.
Слайд 6Слабо беленый лен с золотой нитью — визитная карточка галицкого кружева Костромской губернии. Изысканными
мотивами в стиле рококо зашифрованы птицы-павы, двуглавые орлы, трилистники. Кружевницы из Галича плели для
парадных случаев и наравне с незамысловатыми шелковыми полосками отдавали предпочтение светским сюжетам. На тонкой основе прогуливались дамы и кавалеры. Расцвет промысла пришелся на ХVIII век.
Слайд 7
Калязинскому кружеву пошло уже шестое столетие. Золото, серебро, шелк, жемчуг и даже
пух. В узоры вплеталось буквально все, что было под рукой. «Пройдите
днем или вечером по Заволжской монастырской части города — и вы услышите звон коклюшек», — писали путешественники в ХIХ веке. Плело все женское население по 16 часов в сутки, но после революции промысел пришел в упадок, и сохраняют ремесло лишь усилиями энтузиастов.
Слайд 8
Белёвское кружево зародилось в монастырских стенах. Монахини Белёва Тульской губернии плели мерное кружево из золотой
и серебряной нити для знатных особ и священников. Светские нотки в ремесло привнесли
крепостные. Замкнутый орнамент из тесемок, квадратов, «паучков» и «змеек», но уже из льняных и хлопчатобумажных, стал неплохим доходом. Кокетки — накидки и косыночки — главный ассортимент белёвских кружевниц.
Слайд 9
Старинное название захожского, или киришского, кружева — галунцы. Традиционное ремесло Ленинградской области.
Восемь деревень, окруженных лесами. Места, именуемые «захожи»: гостей дожидались нечасто.
Это пошло на благо промыслу — сохранило от влияния городских мотивов. В Киришах кружева плели поверх уже готового узора, часто без схем (сколков) — от себя. И для себя: изделия не продавали, откладывали как приданое и дарили.
Слайд 10
Балахнинское кружево родом из Нижнего Новгорода. Мастерицы подошли к работе технически: в ХVIII веке изучили
орнаменты французских и бельгийских кружев и создали собственный «балахонский манер». Черные, кремовые
или белые цветы, листья, плоды и визитная карточка — балахонская роза. Узоры символизировали любовь и рай на земле. «Балахна кружавничает» и по сей день, но это уже не промысел, а женское рукоделие.
Слайд 11
Промысел по помещичьему велению. В ХVIII веке помещица из Мценска Протасова пригласила двух бельгийских
кружевниц для обучения девушек с местной мануфактуры. Так появилось самое крупное
кружевное производство — 1200 мастериц. Плели для царского двора. Лицо мценского кружева — геометрические мотивы. Сегодня ремесло развивается вполне благополучно: до сих пор работает школа кружевниц и промысел не забыт.
Слайд 12Кружево — это текстильное изделие без тканой основы, в котором
ажурный орнамент и изображение образуются в результате переплетения нитей (шелковых,
хлопчатобумажных, металлических и других). Безусловно, кружево — выдающееся явление народной культуры, волшебный мир невесомой изысканности и воздушности. Слово кружево имеет два значения: одно из них происходит от слова «окружать» — им определялись разные отделки в виде каймы на воротниках, подолах и рукавах; в другом значении этим словом называют узорное ажурное изделие — самостоятельный вид украшения одежды или предметов.
Кружево во все времена являлось социальным символом его владельца, его достоинства и власти. Кружева касались не только рук царственных особ, кружево было и остается культурой, доступной людям всех социальных сословий.