Слайд 1 Муштавинская И. В. ,
проректор по методической работе
Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, кандидат педагогических наук
Слайд 2Современные образовательные технологии
Слайд 3Понятие «технология»
Педагогическая технология — это системный метод создания, применения
и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом
технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)
Образовательная технология — это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам
Слайд 4Образовательные технологии
Образовательными технологиями (термин, становящийся, общепринятым для педагогических технологий 90-х
годов) принято считать технологии, ставящие более «широкие» цели (исследовательские, творческие
способности ученика, развитие критического мышления) не позволяющие строго диагностировать результаты обучения. Это технологии, направленные на развитие самостоятельности, субъектности ученика.
Часто понятие «образовательные технологии» 90-х заменяют понятием личностно ориентированные образовательные технологии.
Слайд 5Три парадигмы в классификации технологий:
1. Традиционный частно-методический подход (эмпирическая парадигма)
2. Педагогические технологии (алгоритмическая парадигма), которые появились в 50-х годах прошлого
столетия как противовес нечеткости и неопределенности традиционного методического подхода
3. Образовательные технологии (схоластическая парадигма) — термин, становящийся, общепринятым для педагогических технологий 90-х годов
Слайд 6Литература
Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.:
Сентябрь, 1996
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.:
Народное образование, 1998
Кларин М.В. Технолгии обучения. Идеалы и реальность.- Рига. 1999
Слайд 7Схема технологического построения учебного процесса
Образовательные цели
Конкретные ученые цели
обучение
Диагностическая оценка
Возможна
корректировка
Слайд 8Признаки педагогической технологии:
диагностичность описания цели (иными словами, цели урока
должны быть описаны так, чтобы они определялись по четко выделенным
критериям);
воспроизводимость педагогического процесса (в т.ч. предписание этапов, соответствующих им целей обучения и характера деятельности обучающего и обучаемого);
воспроизводимость педагогических результатов
Слайд 9Технологии стандартного характера
1 группа
Технологии стандартного характера.
Главный результат здесь
выражается в формировании известных знаний, умений и навыков, а рефлексивные
процессы (анализ, осмысление, оценка) лишь используются человеком в качестве средств (естественно, необходимых и желаемых) для решения задач определенного содержания по тому или иному учебному предмету
Слайд 10Технологии рефлексивного характера
2 группа
Технологии рефлексивного характера, целью и конечным результатом
которых является овладение субъектом способами самого рефлексивного мышления, надпредметными когнитивными
умениями, которые бы в дальнейшем входили в интеллектуальный аппарат личности и применялись в процессе самостоятельных поисков и открытий
Слайд 11Концепция стандартов второго поколения
Требования к результатам освоения основных образовательных
программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные
и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты
Слайд 12Концепция стандартов второго поколения
Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в усвоении
обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного
предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей
Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях
Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам
Слайд 13Метакогнитивные, рефлексивные технологии
Метакогнитивные, рефлексивные технологии - технологии, основанные на личностных
механизмах мышления: осознание, самокритика, самооценка и т.д., формирующие интеллектуальные умения
и усиливающие рефлексивные механизмы в образовательной деятельности
Данные технологии обучают не только общим способам познания, но и вооружают ученика и учителя отдельными приемами, механизмами, усиливающими рефлексивную деятельность
Слайд 14Перечень технологий, рекомендованных в материалах федерального оператора ПНПО:
развивающее обучение;
коллективная система
обучения (КСО);
технология решения исследовательских задач (ТРИЗ);
исследовательские и проектные методы;
технология модульного
и блочно-модульного обучения;
технология «дебаты»;
технология развития критического мышления;
лекционно-семинарская система обучения;
технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
обучение в сотрудничестве;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
система инновационной оценки «портфолио»;
технологии интерактивного и дистанционного обучения
Слайд 15Перечень технологий
Среди других, не попавших в общую классификацию технологий, но
также используемых в ОУ можно назвать следующие технологии:
логико-информационные технологии;
учебные фирмы;
технологии
профильного обучения и предпрофильной подготовки;
технология творческих мастерских;
система согласованного обучения и др.
Слайд 16Портфолио
Портфолио — это технология сбора и анализа ин формации о
процессе обучения и результатах учебной деятельности. Для учащегося портфолио —
организатор его учебной деятельности, для учителя — средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности
Отличительной особенностью портфолио является его личностно ориентированный характер:
ученик вместе с учителем определяет или уточняет цель создания портфолио;
ученик собирает материал в портфолио;
в основе оценивания результатов лежат самооценка и взаимооценка
Слайд 17Case Study
Кейс метод позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения
реальных событий… Он позволяет заинтересовать студентов в изучении предмета, способствует
активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации
Выделяют следующие основные этапы создания CASEов: определение целей, критериальный подбор ситуации, подбор необходимых источников информации, подготовка первичного материала в CASE, экспертиза, подготовка методических материалов по его использованию.
Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы: 1) индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); 2) работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; 3) презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Слайд 18«Метод проектов»
«Метод проектов… способ достижения дидактической цели через детальную разработку
проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом,
оформленным тем или иным образом»
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности
«Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей» (Полат Е.С. Метод проектов)
Слайд 19Педагогические мастерские
Педагогические мастерские – это система обучения, предложенная французскими педагогами.
Обучение основывается на решении проблемной ситуации, которая стимулирует ребенка к
постановке множества вопросов. Затем идет индивидуально-коллективный поиск оптимального количества вариантов решений. Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытия
Главное в технологии мастерских – не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы
Слайд 20Технология развития критического мышления
Рассмотрим технологию, которая, с нашей
точки зрения, может усиливать рефлексивные механизмы, обучать рефлексии, технологически ее
обеспечивать –
технологию развития критического мышления
Слайд 21Три фазы технологии
Важным в данной технологии является следование трем фазам:
evocation (вызов, пробуждение),
realization (осмысление новой информации),
reflection (рефлексия) и
соблюдение определенных условий: активность. участников процесса, разрешение высказывать разнообразные «рискованные» идеи и т.д.
Урок, занятие, серия уроков (занятий), тема, курс могут быть построены в соответствии с заявленным алгоритмом
Слайд 22Фаза вызова
Первая стадия (фаза) - вызова, на которой ставится задача
не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу,
но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы
Слайд 23Фаза осмысления
Вторая стадия (фаза) - осмысление (реализация смысла). На этой
стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы
ТРКМ позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.
Слайд 24Фаза рефлексии
Третья стадия (фаза) - рефлексия (размышление). На этой стадии
информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается
Цель данной образовательной технологи (по идее
ее создателей) - развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.)
Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно