Разделы презентаций


Мусина Гузяль Гузаировна, старший преподаватель кафедры теории и методики

Содержание

«Принципиально необходима последовательная ориентация на соблюдение принципа вариативности образования путем создания «личных пространств» для принятия самостоятельных решений различными участниками образовательного процесса – обучающимися и педагогами, профессиональными и национальными сообществами»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Мусина Гузяль Гузаировна,
старший преподаватель кафедры
теории и методики начального образования

Учебно-методическое

сопровождение образовательного процесса как фактор обеспечения требований ФГОС

Мусина Гузяль Гузаировна,старший преподаватель кафедры теории и методики начального образованияУчебно-методическое сопровождение образовательного процесса как фактор обеспечения требований

Слайд 2 «Принципиально необходима последовательная ориентация на соблюдение принципа вариативности

образования путем создания «личных пространств» для принятия самостоятельных решений различными

участниками образовательного процесса – обучающимися и педагогами, профессиональными и национальными сообществами»

Смысловой доминантой термина «вариативность» выступает разнообразие.


ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра теории и методики начального образования




Концепция ФГОС НОО

«Принципиально необходима последовательная ориентация на соблюдение принципа вариативности образования путем создания «личных пространств» для принятия

Слайд 3
ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра теории и методики начального

образования

Вариативность образования - это
свойство, способность системы образования предоставлять обучающимся достаточно

большое многообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей выбора такой траектории.

(Словарь-справочник по педагогике)

ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра теории и методики начального образованияВариативность образования - этосвойство, способность системы

Слайд 4Учебник

ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра теории и методики начального

образования

Учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее

раздела, части, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида.
Все остальные средства обучения, предлагаемые издательствами учебной литературы: рабочие тетради на печатной основе, тесты, дидактические материалы, хрестоматии, контрольно-измерительные материалы, являются учебными пособиями, призванными обеспечить оснащение образовательного процесса с учетом требований ФГОС НОО.
Однако единственным средством обучения, использование которого в образовательных организациях регламентируется нормативными правовыми документами, является учебник

УчебникГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра теории и методики начального образованияУчебник – учебное издание, содержащее систематическое

Слайд 5Функции школьного учебника:

ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра теории

и методики начального образования

1. Информационная. Учебник обеспечивает обучающихся необходимой и

достаточной информацией по тому или иному предмету.
2. Систематизирующая. Учебник реализует требование систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета.
3. Трансформационная. Связана с педагогической переработкой научных знаний, подлежащих усвоению. Материал в учебнике педагогически адаптирован в соответствии с дидактическими принципами научности, доступности, учета возрастных особенностей, связи изучаемого материала с жизнью, с практикой. Одним из важнейших направлений адаптации учебного материала является введение проблемности, эмоциональной выразительности.
4. Закрепления и самоконтроля. Учебник предоставляет возможности повторного изучения материала, формирования у обучающихся прочных знаний может служить фундаментом при их дальнейшем углублении в процессе самообразования.
Функции школьного учебника: ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра теории и методики начального образования1. Информационная. Учебник

Слайд 6Функции школьного учебника (продолжение):


ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра

теории и методики начального образования


5. Интегрирующая. Учебник помогает ребенку приращивать

к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук.
6. Координирующая. Привлечение в процессе работы над учебным материалом разнообразных средств обучения (справочники, задачники, карты, иллюстрации, фильмы, учебные пособия и т.п.).
7. Воспитательно-развивающая. Предполагает духовно-ценностное влияние содержания учебника на обучающихся.
8. Обучающая. Работа с учебником развивает такие умения и навыки, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для самообразования.
.
Функции школьного учебника (продолжение): ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра теории и методики начального образования5. Интегрирующая.

Слайд 7
ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра теории и методики начального

образования

Учебно-методический комплекс (УМК) – система нормативной и учебно-методической документации, средств

обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебному плану.

В настоящее время существуют две трактовки данного понятия:
УМК как система учебников, объединенных одной концепцией, едиными подходами к построению и авторским коллективом;
УМК как комплект дидактических и методических материалов, обеспечивающих реализацию целей обучения по конкретному учебному предмету: учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь на печатной основе, дидактические материалы, хрестоматия, тесты, сборники контрольных и проверочных работ (для учащихся); рабочие программы, методические рекомендации, поурочные разработки (для учителя).
ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра теории и методики начального образованияУчебно-методический комплекс (УМК) – система нормативной

Слайд 8Учебно-методические системы
начального общего образования РФ

Начальная инновационная школа
Начальная школа

XXI века
Перспектива
Перспективная начальная школа
Планета знаний
Ситема Д.Б.Эльконина –

В.В. Давыдова.
Система Л.В.Занкова.
Школа России
Школа 2100




ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра теории и методики начального образования

Учебно-методические системы начального общего образования РФ Начальная инновационная школаНачальная школа XXI века Перспектива Перспективная начальная школаПланета знаний

Слайд 9Система Л.В.Занкова – 126
2. Ситема Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова

– 185
Школа России – 4855
РИТМ– 6
Гармония –

79
Начальная школа XXI века – 988
Планета знаний – 770
Перспективная начальная школа – 280
Перспектива -1441
Школа 2100 – 737
Нецелостный УМК – 215
Региональные учебники – 536
Всего учителей в РБ - 9612

 


ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра теории и методики начального образования

Использование вариативных УМК в РБ

Система Л.В.Занкова – 126 2. Ситема Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова – 185 Школа России – 4855 РИТМ–

Слайд 10 

ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра теории и методики начального

образования

Федеральный перечень учебников
Приказ «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию

при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» подписан министром просвещения О. Ю. Васильевой.
Федеральный перечень учебников, как и ранее, разделен на три раздела. Базовый раздел состоит из 910 учебников. Также в перечне присутствует раздел адаптивных учебников для детей с ограниченными возможностями здоровья, куда входят учебники для предметов по выбору,  и раздел учебников с региональной и этнокультурной компонентой.
Итоговый перечень вариативен в выборе линеек и позволяет  представителям школ подобрать оптимальные учебники для своих учеников.
 ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра теории и методики начального образованияФедеральный перечень учебниковПриказ «О федеральном перечне

Слайд 11I раздел. Учебники, рекомендованные к использованию при реализации обязательной части

ООП.

II раздел. Учебники, рекомендованные к использованию при реализации части ООП,

формируемой участниками образовательных отношений.

III раздел. Учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов РФ.

 


ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра теории и методики начального образования

Федеральный перечень учебников

I раздел. Учебники, рекомендованные к использованию при реализации обязательной части ООП.II раздел. Учебники, рекомендованные к использованию при

Слайд 12П. 4 Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам,

вправе в течение трех лет использовать в образовательной деятельности приобретенные

до вступления в силу настоящего приказа учебники из ФПУ, утвержденного приказом МО и науки РФ от 31 марта 2014 года №253

 


ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра теории и методики начального образования

Федеральный перечень учебников
Приказ №345 от 28.12.2018

П. 4 Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение трех лет использовать в

Слайд 13

ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра теории и методики

начального образования

ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра теории и методики начального образования

Слайд 14Межгосударственный стандарт (ГОСТ 7.60-2003 введен постановлением Госстандарта России от 25

ноября 2003 г. № 331-ст),

ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра теории и методики

начального образования

К учебным изданиям данный ГОСТ относит: учебник, букварь, учебное пособие, учебно-методическое пособие, учебное наглядное пособие, рабочую тетрадь, самоучитель, хрестоматию, практикум, задачник, учебную программу, учебный комплект.

Рабочая тетрадь - учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. Вопрос обеспечения обучающихся рабочими тетрадями относится к компетенции общеобразовательной организации.

Межгосударственный стандарт (ГОСТ 7.60-2003 введен постановлением Госстандарта России от 25 ноября 2003 г. № 331-ст),ГАУ ДПО Институт развития образования РБ

Слайд 15
ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра теории и методики начального

образования

с 1 января 2015 г. все учебники, включенные в федеральный перечень учебников,

представлены как в печатной, так и в электронной форме. При этом общеобразовательная организация самостоятельно выбирает форму приобретаемых учебных изданий.

Образовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий необходимых для реализации основных общеобразовательных программ общего образования и допускает их к использованию (пункт 9 части 3 статьи 28 Федерального закона).

ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра теории и методики начального образованияс 1 января 2015 г. все учебники, включенные

Слайд 16В соответствии с ФГОС
норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями

определяется исходя из расчета:

не менее одного учебника в печатной и

(или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы;

не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы.


ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра теории и методики начального образования

В соответствии с ФГОС норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:не менее одного учебника

Слайд 17Согласно статье 18 ФЗ образовательные организации для использования при реализации

указанных образовательных программ выбирают:


ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра теории

и методики начального образования

учебники, включенные в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - ФПУ), утвержденный приказом Минпросвещения России от 28 декабря 2018 г. № 345

учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - перечень организаций), утвержденный приказом Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699.

Согласно статье 18 ФЗ образовательные организации для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:ГАУ ДПО Институт развития

Слайд 18Внимание!

ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра теории и методики начального

образования

Нельзя приобретать за счет бюджетных ассигнований учебники, не включенные в

федеральный перечень, и учебные пособия, выпущенные организациями, не входящими в специальный перечень.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ. РУ

ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Внимание!ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра теории и методики начального образованияНельзя приобретать за счет бюджетных ассигнований

Слайд 19Характеристика УМК для начальной школы
(на основании материалов официальных сайтов

издательств)

ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра теории и методики начального

образования


Все учебники для начальной школы,
включенные в Федеральный перечень учебников,
созданы в соответствии с ФГОС НОО,
ориентированы на достижение планируемых результатов,
содержат систему заданий для разных групп обучающих (испытывающих трудности в обучении;
способные, одаренные, талантливые),
спроектированы на основе
системно-деятельностного подхода.

Характеристика УМК для начальной школы (на основании материалов официальных сайтов издательств)ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра

Слайд 20Характеристика УМК для начальной школы
(на основании материалов официальных сайтов

издательств)

ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра теории и методики начального

образования


Новый учебник должен создать условия для развития культуры самообразования через формирование опыта самостоятельного выбора учебных задач и заданий, активизации исследовательской и проектной деятельности в процессе выявления, понимания и решения проблемных ситуаций

Характеристика УМК для начальной школы (на основании материалов официальных сайтов издательств)ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра

Слайд 21УМК «Начальная школа XXI века»
(Издательство Вентана –Граф)

ГАУ ДПО Институт развития

образования РБ кафедра теории и методики начального образования


Руководитель проекта Н.Ф. Виноградова,

член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор.
В УМК реализован основной принцип обучения:
начальная школа должна быть природосообразной,
то есть соответствовать потребностям детей этого возраста
(в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности
их познавательной деятельности и уровень социализации. Особенность УМК «Начальная школа XXI века»
состоит в том, что позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности.
УМК «Начальная школа XXI века»(Издательство Вентана –Граф)ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра теории и методики начального

Слайд 22Перспектива
(Издательство «Просвещение»)

ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра теории и

методики начального образования


Основополагающими принципами комплекта являются: гуманистический, принцип историзма, коммуникативный

и
принцип творческой активности. Системно-деятельностный подход, заложенный в основу комплекта «Перспектива», позволяет ориентировать педагога на достижение личностных и метапредметных результатов обучения младших школьников. Обучение строится по диалектическому принципу, когда введение новых понятий и идей, первоначально представленных в наглядно-образной форме или в виде проблемной ситуации, предшествует их последующему детальному изучению. Реализация в УМК Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России направлена на формирование ценностного мировоззрения, воспитание и становление нравственной позиции
личности младшего школьника.
Перспектива (Издательство «Просвещение»)ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра теории и методики начального образованияОсновополагающими принципами комплекта являются:

Слайд 23Перспективная начальная школа (Издательство «Академкнига»)

ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра

теории и методики начального образования


Основная идея УМК «Перспективная начальная школа»

— оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. При отборе учебного материала, разработке языка изложения материала, разработке методического аппарата комплекта учитывались следующие положения: возраст школьника (первоклассник может быть как шести, так и семи-восьми лет); разный уровень его развития (школьник, не посещавший детского сада, часто приходит в школу с несформированными сенсорными эталонами); топографическая принадлежность школьника. Это не только городской, но и сельский школьник. Этот учебно- методический комплект предназначен не только для школьника, обучающегося в классе с полной наполняемостью, но и для школьника малокомплектной и малочисленной школы.
Перспективная начальная школа (Издательство «Академкнига»)ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра теории и методики начального образованияОсновная идея

Слайд 24Планета знаний (Издательство «АСТРЕЛЬ»)

ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра теории

и методики начального образования

Реализация требований ФГОС в УМК «Планета знаний»


обеспечивается его целостностью:
единство структуры учебников по всем классам и предметам;
единство сквозных линий типовых заданий; единство подходов.
Организация учебной деятельности учащихся строится на основе системно-деятельностного подхода, который предполагает:
ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; опору на современные образовательные технологии деятельностного типа: проблемно-диалогическую технологию, технологию мини-исследования, технологию организации проектной деятельности, технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Планета знаний (Издательство «АСТРЕЛЬ»)ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра теории и методики начального образованияРеализация требований ФГОС

Слайд 25Школа России
(Издательство «Просвещение»)

ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра теории

и методики начального образования

Главная концептуальная идея УМК:
российская школа должна

стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина
нашего Отечества.
Её основа — это современные достижения педагогической теории и практики и лучшие традиции отечественной школы, с их исключительной ценностью и значимостью. Ведущая целевая установка, заложенная в основу УМК «Школа России», направлена на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС.
Школа России (Издательство «Просвещение»)ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра теории и методики начального образованияГлавная концептуальная идея

Слайд 26ЛИТЕРАТУРА

ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра теории и методики

начального образования

1. Галактионова Т.Г., Казакова Е.И., Пугач В.Е. Дидактические принципы

создания современного учебника// Педагогика. 2018.№5.
2. Писарева С.А. Исследование соответствия школьных учебников запросам современного общества// Современная учебная книга: Материалы научно-практической конференции. СПб, 2006.
3. Проблемы школьного учебника. XX век. Итоги/ Под ред. Д.Д. Зуева. М., 2004
Ссылка:https://docs.edu.gov.ru/document/1a542c2a47065cfbd1ae8449adac2e77/download/710
Источник: https://edu.gov.ru/press/970/minprosvescheniya-rossii-obnovilo-federalnyy-perechen-uchebnikov/
Федеральный перечень учебников № 345 от 28.12.2018
Федеральный государственный образовательный стандарт,  http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223.


ЛИТЕРАТУРА ГАУ ДПО Институт развития образования РБ кафедра теории и методики начального образования1. Галактионова Т.Г., Казакова Е.И.,

Слайд 27Мусина Гузяль Гузаировна,
старший преподаватель кафедры
теории и методики начального образования
musinaguzel@mail.ru
Тел.

228-44-53 (2-47)




СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Мусина Гузяль Гузаировна,старший преподаватель кафедры теории и методики начального образованияmusinaguzel@mail.ruТел. 228-44-53 (2-47)СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика