Слайд 1Мусина Гузяль Гузаировна,
старший преподаватель кафедры
теории и методики начального образования
Учебно-методическое
сопровождение образовательного процесса как фактор обеспечения требований ФГОС
Слайд 2 «Принципиально необходима последовательная ориентация на соблюдение принципа вариативности
образования путем создания «личных пространств» для принятия самостоятельных решений различными
участниками образовательного процесса – обучающимися и педагогами, профессиональными и национальными сообществами»
Смысловой доминантой термина «вариативность» выступает разнообразие.
ГАУ ДПО Институт развития образования РБ
кафедра теории и методики начального образования
Концепция ФГОС НОО
Слайд 3
ГАУ ДПО Институт развития образования РБ
кафедра теории и методики начального
образования
Вариативность образования - это
свойство, способность системы образования предоставлять обучающимся достаточно
большое многообразие полноценных, качественно специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей выбора такой траектории.
(Словарь-справочник по педагогике)
Слайд 4Учебник
ГАУ ДПО Институт развития образования РБ
кафедра теории и методики начального
образования
Учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее
раздела, части, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида.
Все остальные средства обучения, предлагаемые издательствами учебной литературы: рабочие тетради на печатной основе, тесты, дидактические материалы, хрестоматии, контрольно-измерительные материалы, являются учебными пособиями, призванными обеспечить оснащение образовательного процесса с учетом требований ФГОС НОО.
Однако единственным средством обучения, использование которого в образовательных организациях регламентируется нормативными правовыми документами, является учебник
Слайд 5Функции школьного учебника:
ГАУ ДПО Институт развития образования РБ
кафедра теории
и методики начального образования
1. Информационная. Учебник обеспечивает обучающихся необходимой и
достаточной информацией по тому или иному предмету.
2. Систематизирующая. Учебник реализует требование систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета.
3. Трансформационная. Связана с педагогической переработкой научных знаний, подлежащих усвоению. Материал в учебнике педагогически адаптирован в соответствии с дидактическими принципами научности, доступности, учета возрастных особенностей, связи изучаемого материала с жизнью, с практикой. Одним из важнейших направлений адаптации учебного материала является введение проблемности, эмоциональной выразительности.
4. Закрепления и самоконтроля. Учебник предоставляет возможности повторного изучения материала, формирования у обучающихся прочных знаний может служить фундаментом при их дальнейшем углублении в процессе самообразования.
Слайд 6Функции школьного учебника (продолжение):
ГАУ ДПО Институт развития образования РБ
кафедра
теории и методики начального образования
5. Интегрирующая. Учебник помогает ребенку приращивать
к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук.
6. Координирующая. Привлечение в процессе работы над учебным материалом разнообразных средств обучения (справочники, задачники, карты, иллюстрации, фильмы, учебные пособия и т.п.).
7. Воспитательно-развивающая. Предполагает духовно-ценностное влияние содержания учебника на обучающихся.
8. Обучающая. Работа с учебником развивает такие умения и навыки, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для самообразования.
.
Слайд 7
ГАУ ДПО Институт развития образования РБ
кафедра теории и методики начального
образования
Учебно-методический комплекс (УМК) – система нормативной и учебно-методической документации, средств
обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебному плану.
В настоящее время существуют две трактовки данного понятия:
УМК как система учебников, объединенных одной концепцией, едиными подходами к построению и авторским коллективом;
УМК как комплект дидактических и методических материалов, обеспечивающих реализацию целей обучения по конкретному учебному предмету: учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь на печатной основе, дидактические материалы, хрестоматия, тесты, сборники контрольных и проверочных работ (для учащихся); рабочие программы, методические рекомендации, поурочные разработки (для учителя).
Слайд 8Учебно-методические системы
начального общего образования РФ
Начальная инновационная школа
Начальная школа
XXI века
Перспектива
Перспективная начальная школа
Планета знаний
Ситема Д.Б.Эльконина –
В.В. Давыдова.
Система Л.В.Занкова.
Школа России
Школа 2100
ГАУ ДПО Институт развития образования РБ
кафедра теории и методики начального образования
Слайд 9Система Л.В.Занкова – 126
2. Ситема Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова
– 185
Школа России – 4855
РИТМ– 6
Гармония –
79
Начальная школа XXI века – 988
Планета знаний – 770
Перспективная начальная школа – 280
Перспектива -1441
Школа 2100 – 737
Нецелостный УМК – 215
Региональные учебники – 536
Всего учителей в РБ - 9612
ГАУ ДПО Институт развития образования РБ
кафедра теории и методики начального образования
Использование вариативных УМК в РБ
Слайд 10
ГАУ ДПО Институт развития образования РБ
кафедра теории и методики начального
образования
Федеральный перечень учебников
Приказ «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» подписан министром просвещения О. Ю. Васильевой.
Федеральный перечень учебников, как и ранее, разделен на три раздела. Базовый раздел состоит из 910 учебников. Также в перечне присутствует раздел адаптивных учебников для детей с ограниченными возможностями здоровья, куда входят учебники для предметов по выбору, и раздел учебников с региональной и этнокультурной компонентой.
Итоговый перечень вариативен в выборе линеек и позволяет представителям школ подобрать оптимальные учебники для своих учеников.
Слайд 11I раздел. Учебники, рекомендованные к использованию при реализации обязательной части
ООП.
II раздел. Учебники, рекомендованные к использованию при реализации части ООП,
формируемой участниками образовательных отношений.
III раздел. Учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов РФ.
ГАУ ДПО Институт развития образования РБ
кафедра теории и методики начального образования
Федеральный перечень учебников
Слайд 12П. 4 Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам,
вправе в течение трех лет использовать в образовательной деятельности приобретенные
до вступления в силу настоящего приказа учебники из ФПУ, утвержденного приказом МО и науки РФ от 31 марта 2014 года №253
ГАУ ДПО Институт развития образования РБ
кафедра теории и методики начального образования
Федеральный перечень учебников
Приказ №345 от 28.12.2018
Слайд 13
ГАУ ДПО Институт развития образования РБ
кафедра теории и методики
начального образования
Слайд 14Межгосударственный стандарт (ГОСТ 7.60-2003 введен постановлением Госстандарта России от 25
ноября 2003 г. № 331-ст),
ГАУ ДПО Институт развития образования РБ
кафедра теории и методики
начального образования
К учебным изданиям данный ГОСТ относит: учебник, букварь, учебное пособие, учебно-методическое пособие, учебное наглядное пособие, рабочую тетрадь, самоучитель, хрестоматию, практикум, задачник, учебную программу, учебный комплект.
Рабочая тетрадь - учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. Вопрос обеспечения обучающихся рабочими тетрадями относится к компетенции общеобразовательной организации.
Слайд 15
ГАУ ДПО Институт развития образования РБ
кафедра теории и методики начального
образования
с 1 января 2015 г. все учебники, включенные в федеральный перечень учебников,
представлены как в печатной, так и в электронной форме. При этом общеобразовательная организация самостоятельно выбирает форму приобретаемых учебных изданий.
Образовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий необходимых для реализации основных общеобразовательных программ общего образования и допускает их к использованию (пункт 9 части 3 статьи 28 Федерального закона).
Слайд 16В соответствии с ФГОС
норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями
определяется исходя из расчета:
не менее одного учебника в печатной и
(или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы;
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы.
ГАУ ДПО Институт развития образования РБ
кафедра теории и методики начального образования
Слайд 17Согласно статье 18 ФЗ образовательные организации для использования при реализации
указанных образовательных программ выбирают:
ГАУ ДПО Институт развития образования РБ
кафедра теории
и методики начального образования
учебники, включенные в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - ФПУ), утвержденный приказом Минпросвещения России от 28 декабря 2018 г. № 345
учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее - перечень организаций), утвержденный приказом Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699.
Слайд 18Внимание!
ГАУ ДПО Институт развития образования РБ
кафедра теории и методики начального
образования
Нельзя приобретать за счет бюджетных ассигнований учебники, не включенные в
федеральный перечень, и учебные пособия, выпущенные организациями, не входящими в специальный перечень.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ. РУ
ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
Слайд 19Характеристика УМК для начальной школы
(на основании материалов официальных сайтов
издательств)
ГАУ ДПО Институт развития образования РБ
кафедра теории и методики начального
образования
Все учебники для начальной школы,
включенные в Федеральный перечень учебников,
созданы в соответствии с ФГОС НОО,
ориентированы на достижение планируемых результатов,
содержат систему заданий для разных групп обучающих (испытывающих трудности в обучении;
способные, одаренные, талантливые),
спроектированы на основе
системно-деятельностного подхода.
Слайд 20Характеристика УМК для начальной школы
(на основании материалов официальных сайтов
издательств)
ГАУ ДПО Институт развития образования РБ
кафедра теории и методики начального
образования
Новый учебник должен создать условия для развития культуры самообразования через формирование опыта самостоятельного выбора учебных задач и заданий, активизации исследовательской и проектной деятельности в процессе выявления, понимания и решения проблемных ситуаций
Слайд 21УМК «Начальная школа XXI века»
(Издательство Вентана –Граф)
ГАУ ДПО Институт развития
образования РБ
кафедра теории и методики начального образования
Руководитель проекта Н.Ф. Виноградова,
член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор.
В УМК реализован основной принцип обучения:
начальная школа должна быть природосообразной,
то есть соответствовать потребностям детей этого возраста
(в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности
их познавательной деятельности и уровень социализации. Особенность УМК «Начальная школа XXI века»
состоит в том, что позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности.
Слайд 22Перспектива
(Издательство «Просвещение»)
ГАУ ДПО Институт развития образования РБ
кафедра теории и
методики начального образования
Основополагающими принципами комплекта являются: гуманистический, принцип историзма, коммуникативный
и
принцип творческой активности. Системно-деятельностный подход, заложенный в основу комплекта «Перспектива», позволяет ориентировать педагога на достижение личностных и метапредметных результатов обучения младших школьников. Обучение строится по диалектическому принципу, когда введение новых понятий и идей, первоначально представленных в наглядно-образной форме или в виде проблемной ситуации, предшествует их последующему детальному изучению. Реализация в УМК Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России направлена на формирование ценностного мировоззрения, воспитание и становление нравственной позиции
личности младшего школьника.
Слайд 23Перспективная начальная школа (Издательство «Академкнига»)
ГАУ ДПО Институт развития образования РБ
кафедра
теории и методики начального образования
Основная идея УМК «Перспективная начальная школа»
— оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. При отборе учебного материала, разработке языка изложения материала, разработке методического аппарата комплекта учитывались следующие положения: возраст школьника (первоклассник может быть как шести, так и семи-восьми лет); разный уровень его развития (школьник, не посещавший детского сада, часто приходит в школу с несформированными сенсорными эталонами); топографическая принадлежность школьника. Это не только городской, но и сельский школьник. Этот учебно- методический комплект предназначен не только для школьника, обучающегося в классе с полной наполняемостью, но и для школьника малокомплектной и малочисленной школы.
Слайд 24Планета знаний (Издательство «АСТРЕЛЬ»)
ГАУ ДПО Институт развития образования РБ
кафедра теории
и методики начального образования
Реализация требований ФГОС в УМК «Планета знаний»
обеспечивается его целостностью:
единство структуры учебников по всем классам и предметам;
единство сквозных линий типовых заданий; единство подходов.
Организация учебной деятельности учащихся строится на основе системно-деятельностного подхода, который предполагает:
ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира; опору на современные образовательные технологии деятельностного типа: проблемно-диалогическую технологию, технологию мини-исследования, технологию организации проектной деятельности, технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Слайд 25Школа России
(Издательство «Просвещение»)
ГАУ ДПО Институт развития образования РБ
кафедра теории
и методики начального образования
Главная концептуальная идея УМК:
российская школа должна
стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина
нашего Отечества.
Её основа — это современные достижения педагогической теории и практики и лучшие традиции отечественной школы, с их исключительной ценностью и значимостью. Ведущая целевая установка, заложенная в основу УМК «Школа России», направлена на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС.
Слайд 26ЛИТЕРАТУРА
ГАУ ДПО Институт развития образования РБ
кафедра теории и методики
начального образования
1. Галактионова Т.Г., Казакова Е.И., Пугач В.Е. Дидактические принципы
создания современного учебника// Педагогика. 2018.№5.
2. Писарева С.А. Исследование соответствия школьных учебников запросам современного общества// Современная учебная книга: Материалы научно-практической конференции. СПб, 2006.
3. Проблемы школьного учебника. XX век. Итоги/ Под ред. Д.Д. Зуева. М., 2004
Ссылка:https://docs.edu.gov.ru/document/1a542c2a47065cfbd1ae8449adac2e77/download/710
Источник: https://edu.gov.ru/press/970/minprosvescheniya-rossii-obnovilo-federalnyy-perechen-uchebnikov/
Федеральный перечень учебников № 345 от 28.12.2018
Федеральный государственный образовательный стандарт, http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223.
Слайд 27Мусина Гузяль Гузаировна,
старший преподаватель кафедры
теории и методики начального образования
musinaguzel@mail.ru
Тел.
228-44-53 (2-47)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!