Разделы презентаций


Музыка и театр второй половины XIX века

Содержание

«Это было удивительное время, - писал современник, - время, когда всякий хотел думать, читать, учиться… Порыв был сильный и задачи огромные… Эта заманчивая работа потянула к себе всех… даровитых и способных

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Музыка и театр второй половины XIX века

Музыка и театр второй половины XIX века

Слайд 2«Это было удивительное время, - писал современник, - время, когда

всякий хотел думать, читать, учиться… Порыв был сильный и задачи

огромные… Эта заманчивая работа потянула к себе всех… даровитых и способных людей и выдвинула массу публицистов, литераторов, учёных, художников, музыкантов…»

Чернышевский

«Это было удивительное время, - писал современник, - время, когда всякий хотел думать, читать, учиться… Порыв был

Слайд 3Русская музыка второй половины XIX века
Вторая половина XIX века -

время могучего расцвета русской музыки, как и всего русского искусства.
Камерная

и симфоническая музыка вышла за пределы аристократических салонов, где она ранее звучала, и стала достоянием более широкого круга слушателей.

В 1862 году в Петербурге была открыта первая русская консерватория. Её директором стал замечательный русский пианист Антон Григорьевич Рубинштейн.
Русская музыка второй половины XIX векаВторая половина XIX века - время могучего расцвета русской музыки, как и

Слайд 4
«Могучая кучка» - творческое содружество российских композиторов, сложившееся в конце

1850-х и начале 1860-х годов.

Они называли себя наследниками Глинки и

свою цель видели в развитии русской национальной музыки.
Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.

М. А. Балакирев

А. П. Бородин

Ц. А. Кюи

М. П. Мусоргский

Н. А. Римский-Корсаков

сочувствовали передовым идеям века;
сюжеты находили в историческом прошлом русского народа;
широко общались с публикой

«Могучая кучка» - творческое содружество российских композиторов, сложившееся в конце 1850-х и начале 1860-х годов.Они называли себя

Слайд 5Александр Порфирьевич Бородин
(1833 —1887)
Александр Порфирьевич Бородин – одна из монументальных

фигур русской композиторской школы. Он - один из первых композиторов,

тот, благодаря которому Европа узнала и признала русскую музыку. В этом смысле его имя стоит в одном ряду с именем
М.И. Глинки.

Знаменитая "Могучая кучка", кроме всего прочего, оправдывала свое название и тем, что в состав этого замечательного музыкального кружка входил поистине могучий человек – Александр Порфирьевич Бородин. Высокий, огромной физической силы, на светских приемах всегда привлекавший внимание своей красивой статной внешностью.

В творчестве Бородина отчётливо проходит тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом.

Александр Порфирьевич Бородин(1833 —1887)Александр Порфирьевич Бородин – одна из монументальных фигур русской композиторской школы. Он - один

Слайд 6 В историю мировой музыкальной культуры Бородин вошел, прежде всего, как

гениальный композитор, автор оперы «Князь Игорь» и «Богатырской симфонии», основатель

эпического направления в русской музыке.

Наиболее значительное произведение Бородина – опера "Князь Игорь", являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. 

 В историю мировой музыкальной культуры Бородин вошел, прежде всего, как гениальный композитор, автор оперы «Князь Игорь» и

Слайд 71-я симфония Бородина (1867), появившаяся одновременно с первыми образцами этого

жанра у Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского

симфонизма.

Вершиной русского и мирового эпического симфонизма является его 2-я (Богатырская) симфония (1876).  
1-я симфония Бородина (1867), появившаяся одновременно с первыми образцами этого жанра у Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало

Слайд 8(1839-1881)
Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни

была солона, смелая, искренняя речь к людям... — вот моя

закваска, вот чего хочу и вот в чем боялся бы промахнуться.

Модест Петрович Мусоргский 

русский композитор, член «Могучей кучки».

Талант Мусоргского настолько глубок и монолитен, что анализировать его музыку, пытаясь постичь тайну ее магически захватывающего воздействия, очень трудно. Наверное, каждое поколение будет решать эту задачу по-своему, и каждому ее решение будет давать радость прикосновения к вечно прекрасному и бессмертному.

(1839-1881) Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона, смелая, искренняя речь к людям...

Слайд 9В историю отечественной и мировой музыкальной культуры Мусоргский вошел и

как автор двух больших опер – «Борис Годунов» и «Хованщина»,

в которых он обращается к историческому прошлому русского народа.

В этих операх воссоздан колорит далекой исторической эпохи, народ впервые становится подлинным героем, а не фоном, на котором разворачивается действие.

В историю отечественной и мировой музыкальной культуры Мусоргский вошел и как автор двух больших опер – «Борис

Слайд 10(1844-1908)
выдающийся композитор, музыкально-общественный деятель и педагог
Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова,

самого младшего из членов Могучей кучки, — живое олицетворение поэзии

и самобытной красоты русского национального искусства.

Николай Андреевич Римский - Корсаков

Индивидуальность Римского-Корсакова наиболее полно раскрылась в его операх. Они отмечены горячим интересом к национальным чертам духовного облика, к истории, быту, поэтическим представлениям и обычаям народа. В них широко использованы мотивы народных былин и сказок, сокровища русского песенного фольклора.

(1844-1908)выдающийся композитор, музыкально-общественный деятель и педагог Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова, самого младшего из членов Могучей кучки, —

Слайд 11Мир русских народных сказок всегда привлекал Римского - Корсакова.
Из

15 опер семь посвящены сказочным и легендарным сюжетам.
СНЕГУРОЧКА — весенняя сказка

Н. Римского-Корсакова в 4 д. с прологом, либретто композитора по одноименной пьесе А. Островского.
Премьера: Петербург, Мариинский театр, 29 января 1882 г.,
под управлением Э. Направника.

В оперном творчестве Римского-Корсакова, как и во всей русской музыке, «Снегурочка» занимает исключительное место. По поэтической прелести и проникновенности, глубине воплощения русского народного духа это одна из вершин национального искусства.

Мир русских народных сказок всегда привлекал Римского - Корсакова. Из 15 опер семь посвящены сказочным и легендарным

Слайд 12«Садко» 
Опера открывается оркестровым «зачином», который рисует образ «моря-окияна», главенствующий во

всем произведении. Образы фантастические охарактеризованы инструментальными средствами, реальные — песенными.

Человек и природа в понимании композитора составляют нерасторжимое единство.

«Садко» — произведение эпическое.
Отсюда плавное, широко и свободно текущее музыкальное повествование.

«Садко» Опера открывается оркестровым «зачином», который рисует образ «моря-окияна», главенствующий во всем произведении. Образы фантастические охарактеризованы инструментальными средствами,

Слайд 13Художественные произведения русских писателей не раз вдохновляли
Н.А. Римского –

Корсакова на создание опер. Повести Н.В. Гоголя, одного из любимейших

писателей композитора, послужили источником для написания опер «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством».

«Майская ночь» 

В опере сопоставлен мир людей и русалок, но и сказочные образы отмечены реальными чертами.

Музыка проникновенно раскрывает красоту украинской природы, рисует жизнь села, ее обрядовую и бытовую сторону.

Художественные произведения русских писателей не раз вдохновляли Н.А. Римского – Корсакова на создание опер. Повести Н.В. Гоголя,

Слайд 14Эта опера Римского-Корсакова носит национально-фольклорный характер. Композитор использует здесь интонации

народной украинской музыки.
Фантастика тесно переплетена с реальным бытом.
«Ночь перед

рождеством»
Эта опера Римского-Корсакова носит национально-фольклорный характер. Композитор использует здесь интонации народной украинской музыки. Фантастика тесно переплетена с

Слайд 15 «МОЦАРТ И САЛЬЕРИ» — драматические сцены
Н. Римского-Корсакова по одноименной трагедии

А. Пушкина. 
Опера обращена к сложнейшим человеческим чувствам и переживаниям.
Главная

мысль пушкинского произведения, выраженная в словах Моцарта о том, что «гений и злодейство две вещи несовместимые», была мастерски воплощена в музыке.
 «МОЦАРТ И САЛЬЕРИ» — драматические сцены Н. Римского-Корсакова по одноименной трагедии А. Пушкина. Опера обращена к сложнейшим человеческим чувствам

Слайд 16«Музыкальная исповедь души»:
творчество
П.И. Чайковского

«Музыкальная исповедь души»: творчество П.И. Чайковского

Слайд 17Петр Ильич Чайковский
Российский композитор. Тонкий психолог, мастер – симфонист,

музыкальный драматург.
«Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать

ленивых; она является к тем, которые призывают ее».

(1840-1893)

Развивая музыкальные традиции западноевропейских романтиков, испытав влияние Венской классической школы и русских композиторов «Могучей кучки», Чайковский сумел обрести свой неповторимый и оригинальный стиль, определивший его особое, выдающееся место в истории мировой музыкальной культуры

Петр Ильич Чайковский Российский композитор. Тонкий психолог, мастер – симфонист, музыкальный драматург.«Вдохновение – это такая гостья, которая

Слайд 18П. И. Чайковский (1840-1893)

Основные произведения:
Оперы: «Пиковая дама», «Евгений Онегин»,

« Орлеанская дева», «Иоланта», «Мазепа», «Чародейка», «Черевички»,
Балеты: «Щелкунчик», «Спящая

красавица», «Лебединое озеро»,
Шестая (Патетическая) симфония
романсы и др.
П. И. Чайковский (1840-1893)Основные произведения: Оперы: «Пиковая дама», «Евгений Онегин», « Орлеанская дева», «Иоланта», «Мазепа», «Чародейка», «Черевички»,

Слайд 19Значительное место в творчестве Чайковского занимают оперы.
Долог и мучителен

был поиск собственных путей в создании лирико-психологической музыкальной драмы. Лучшие

оперные произведения композитора –
«Евгений Онегин» (1878) и «Пиковая дама» (1890).

В опере «Евгений Онегин» Чайковский сосредоточил внимание на изображении душевных переживаний героев.

В сцене письма Татьяны к Онегину удивительно точно и тонко отражены душевные смятения героини.

Значительное место в творчестве Чайковского занимают оперы. Долог и мучителен был поиск собственных путей в создании лирико-психологической

Слайд 20В музыке оперы «Пиковая дама» блестяще переданы идея губительной власти

денег, лживая атмосфера высшего света, способность сломить даже незаурядного человека.


В заключительном ариозо Германна «Что наша жизнь? Игра!»
звучит мотив справедливого возмездия за бесчестный поступок и недостойное поведение.

В музыке оперы «Пиковая дама» блестяще переданы идея губительной власти денег, лживая атмосфера высшего света, способность сломить

Слайд 21Сказочно – романтическим светом озарена балетная музыка
П.И. Чайковского, в

которой он выступил не только как блестящий реформатор, но и

как первооткрыватель.
Если раньше в балетных спектаклях основное внимание уделялось хореографическому мастерству и виртуозности танцовщиков, то теперь музыка начинает играть важнейшую роль в организации драматургического действия.

Работая над музыкой к балетным спектаклям, Чайковский произнес однажды знаменитые слова:
«Балет – та же симфония»

Сказочно – романтическим светом озарена балетная музыка П.И. Чайковского, в которой он выступил не только как блестящий

Слайд 22Музыкальные образы «Лебединого озера» развивались в соответствии с принципами оперного

и симфонического искусства
«По музыке «Лебединое озеро» - лучший балет, который

я когда-либо слышал…
Мелодии одна другой пластичнее, певучее и увлекательнее, льются как из рога изобилия…»
Музыкальные образы «Лебединого озера» развивались в соответствии с принципами оперного и симфонического искусства«По музыке «Лебединое озеро» -

Слайд 23В 1889 году Чайковский создает музыку к балету «Спящая красавица»

по мотивам сказки французского писателя Шарля Перро.
Вся музыка соответствует

сказочному настрою: мотив сна, поиски красоты, пробуждения жизни.

В 1889 году Чайковский создает музыку к балету «Спящая красавица» по мотивам сказки французского писателя Шарля Перро.

Слайд 24«Щелкунчик» занимает особое место среди поздних произведении П. И. Чайковского; стоит обособленно

от традиции балетного жанра,
новаторски применены музыкальные образы.

«Щелкунчик» занимает особое место среди поздних произведении П. И. Чайковского; стоит обособленно от традиции балетного жанра, новаторски применены музыкальные

Слайд 25Широко известны фортепианные пьесы Чайковского «Детский альбом» и «Времена года»
Цикл

пьес «Времена года» свидетельствуют об удивительном музыкально-живописном таланте композитора, сумевшего

создать картины родной русской природы.
Широко известны фортепианные пьесы Чайковского «Детский альбом» и «Времена года»Цикл пьес «Времена года» свидетельствуют об удивительном музыкально-живописном

Слайд 26Большую художественную ценность представляют романсы Чайковского.
Их отличают искренность лирического

чувства, интонации русской народной песни и бытового романса.
Шедеврами стали

его проникновенные произведения в этом жанре: «Благословляю
вас, леса…»,
«Средь шумного бала…».
Большую художественную ценность представляют романсы Чайковского. Их отличают искренность лирического чувства, интонации русской народной песни и бытового

Слайд 27Театр идет по пути утверждения правды, реализма.

Во второй половине

XIX в. в истории русского театра наступает новая эпоха -

на сцене появляются пьесы великого русского драматурга А. Н. Островского.

25 пьес!

А. Н. Островский (1823 – 1886) – родоначальник русского национального театра

Театр

Театр идет по пути утверждения правды, реализма. Во второй половине XIX в. в истории русского театра наступает

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика