Слайд 2Музыкальная форма
это строение музыкального произведения
Соотношение отдельных частей музыкального произведения
Слайд 3Мелодия, состоит из мотивов, мотивы складываются во фразы, фразы –
в предложения.
Два предложения образуют – период.
Мотив - наименьшая самостоятельная музыкальная
единица
Фраза – элемент музыкальной формы, состоит из 2- мотивов
ПЕРИОД – ЗАКОНЧЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ МЫСЛЬ
Слайд 4ЦЕЗУРА - граница между музыкальными построениями.
Слайд 5мотив
мотив
мотив
мотив
мотив
мотив
мотив
мотив
фраза
1. предложение
период
2. предложение
цезура
Слайд 6Муз.формы строятся с помощью:
Повторения
Несходства
Чередования
Слайд 7Самая распространенная форма вокальной музыки – куплетная форма
Слайд 8Простые музыкальные формы
Двухчастная форма состоит из двух периодов
A
B
Слайд 10Простая трехчастная форма
Состоит из трех частей, 1 и 3 часть
схожи, а средняя контрастна.
Контраст – резкое различие.
А1 А2
А3
ВАРИАЦИИ – муз.форма, которая состоит из темы и ее измененных повторений
Слайд 14РОНДО – муз.форма, в которой главная тема (рефрен) повторяется и
чередуется с другими эпизодами.
Слайд 16СЮИТА.
Старинные сюиты.
Первые в истории музыки многочастные инструментальные произведения возникли
из танцев. Много веков тому назад появились произведения, состоящие из
нескольких частей-танцев, но предназначенные для слушания. Эти произведения стали называть сюитами - от французского слова suite - последовательность.
Вначале в сюиту вошли четыре разнохарактерных танца: аллеманда, куранта, сарабанда и жига . Танцы эти соединялись по принципу контраста между медленными, плавными и живыми - прыжковыми.
Подобные сюиты вошли в историю музыки под названием «старинные». Их создавали многие композиторы XVIII века. Наиболее известны сюиты И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. Сюиты сочинялись для клавесина, для лютни, бывшей любимым домашним инструментом тех времен, порою - и для оркестра.
Слайд 17СЮИТА
(ряд, последовательность) Циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких контрастных частей.
Первоначально сюита состояла только из танцев.
Первые сюиты возникли в XVI
веке.
В XVIII веке сложилась форма старинной сюиты.
Слайд 18
Старинная сюита
Аллеманда
Куранта
Сарабанда
Жига
Слайд 19Старинная сюита
Аллеманда
серьезная, неторопливая. Как придворный танец появилась в Англии, Франции,
Нидерландах.
Под ее приветственные звуки двигалось торжественное шествие..
Куранта
Быстрая
Придворный танец. Быстрый, со
сложными затейливыми фигурами.
Сарабанда
медленная, величественная
Появилась в Испании
Жига
быстрая, веселая
Старинный танец английских моряков
Слайд 20Новые танцы:
менуэт, гавот, бурре, ригодон
Слайд 21Старинные сюиты писали многие композиторы:
И.С. Бах
Г.Ф. Гендель
И.С. Бах
Г.Ф. Гендель
Слайд 22Инструментальные сюиты
В более позднее время, начиная с первой половины XIX
века, большое распространение получили сюиты другого типа - такие, как,
например, «Карнавал» Р. Шумана - цикл разнохарактерных фортепианных миниатюр. Или «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского - собрание пьес, передающих впечатления композитора от выставки художника В. А. Гартмана. А оркестровые сюиты П. И. Чайковского не связаны с конкретной программой, но и не танцевальны. Это характеристические пьесы с чертами тонкой стилизации.
Часто составляются сюиты из музыки к театральным спектаклям, кинофильмам, из балетных или оперных отрывков. Таковы, например, сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, «Овод» Д. Д. Шостаковича, «Золушка» С. С. Прокофьева. Наверное, вы и сами можете дополнить этот перечень без труда.
Слайд 23В XIX – XX веках появились новые сюиты.
В них преобладали
нетанцевальные пьесы, разных форм и настроений, написанные в разных тональностях.
П.
Чайковский – оркестровые сюиты
С. Рахманинов – для 2-х фортепиано
Р. Шуман – «Карнавал»
М. Мусоргский «Картинки с выставки»
Слайд 24Фуга
- многоголосное, полифоническое произведение, построенное по строгим законам.
Полифония (поли – много, фон-звук, голос) – многоголосие.
Фуга, в переводе
с латинского – бег.
Слайд 25Фуга строится с помощью приема имитации.
Имитация – повторение мелодии
в
другом голосе.
Противосложение – мелодия, которая звучит в другом голосе
во время исполнения главной темы.
Интермедии – мелодии, которые звучат между проведениями главной темы.
Стретта –имитация, в которой каждое последующее проведение темы вступает раньше, чем она заканчивается в другом голосе.
Слайд 261
2
Главная тема
противосложение
интермедии
Фуга
Слайд 27ФУГА
СОСТОИТ ИЗ 3-Х РАЗДЕЛОВ:
ЭКСПОЗИЦИЯ
РАЗРАБОТКА
РЕПРИЗА
Экспозиция- проведение темы по разным
голосам
Разработка – развитие, изменение темы
Реприза – повторение темы. В фуге
короче других разделов. В ней утверждается основная тональность
Слайд 28СОНАТА
- В ПЕРЕВОДЕ С ЛАТИНСКОГО ОЗНАЧАЕТ ЗВУЧАТЬ.
ЭТО МНОГОЧАСТНОЕ ЦИКЛИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
НАПИСАННОЕ ДЛЯ 1 ИЛИ 2 МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.
Слайд 29Соната
Состоит из 3-х частей
1 часть
Веселая, жизнерадостная
В форме сонатного аллегро
2
часть
Медленная, широкая, сдержанная
3 часть, финал
Быстрый, стремительный темп
Слайд 30СИМФОНИЯ
в переводе с греческого означает согласие, созвучие.
Классическая симфония состоит
из 4-х частей.
Она сформировалась в творчестве
Й. Гайдна, В. Моцарта,
Л. Бетховена
Слайд 31Симфония состоит из 4-х частей:
1 часть – Сонатное аллегро
2 часть
– Адажио или анданте
3 часть – менуэт
4 часть –
финал
Слайд 32Сонатное аллегро
состоит из 3-х разделов
экспозиция
реприза
разработка
Показ тем
Изменение тем
Повторение тем
Слайд 33Главная партия (Г.п.)
Побочная партия (П.п.)
Главная тональность
Побочная тональность
Экспозиция
Реприза
Главная партия (Г.п.) Побочная партия (П.п.)
Главная тональность Главная тональность
Слайд 34 В разработке – темы изменяются, варьируются.
Наиболее конфликтный раздел. Нет
определенного порядка и чередования тем.
экспозиция
реприза
Вступление гп сп пп зп - разработка - гп сп пп зп кода
Т D T T