Слайд 1М.В. Щербакова
ОБЩЕЕВРОПЕЙСКИЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЯМ ВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ
Слайд 2АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП :
обучение языку на основе теоретических положений межкультурной коммуникации,
под которой понимается совокупность специфических процессов взаимодействия партнеров по общению,
принадлежащих к разным культурам и языкам, осознающих тот факт, что каждый из них является «другим», и понимающих некую «чужеродность», «инаковость» своего партнера по общению
(И.И. Халеева);
выдвижение учащегося как субъекта межкультурной коммуникации и как субъекта образовательного процесса.
Слайд 3«ОБЩЕЕВРОПЕЙСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ» :
положения современного
подхода к обучению неродным языкам на различных образовательных уровнях и
в разных условиях.
описание системы уровней владения изучаемыми языками и инструментария, который позволяет человеку определить эти уровни.
Слайд 4Общеевропейские компетенции:
9 уровней развития коммуникативных компетенций:
А1 – «выживание»,
А2
– «предпороговый»,
А2+ «предпороговый усиленный»;
В1 – «пороговый»,
В1+ –
«пороговый усиленный»,
В2 «пороговый продвинутый»,
В2+ «пороговый продвинутый усиленный»;
С1 – «профессионального владения»,
С2 – «владение языком в совершенстве».
Слайд 5ДЕСКРИПТОРЫ:
параметры, по которым уточняется и
оценивается уровень владения ИЯ учащегося, составляют:
коммуникативные умения устной и
письменной речи;
стратегические умения;
компенсационные умения (стратегии общения);
качественные характеристики устных и письменных высказываний обучающихся с точки зрения норм изучаемого языка..
Слайд 6Уровень А1 – «выживание» :
Может:
понимать и употреблять
в речи знакомые обиходные выражения и строить простые предложения.
представиться
лично и представить других людей.
задать вопросы собеседнику относительно данных о его личности и ответить на аналогичные вопросы.
поддерживать элементарную беседу, если собеседники говорят чётко и медленно и настроены доброжелательно.
Слайд 7Уровень А2 – «предпороговый» :
Может :
понимать предложения и
часто употребляемые выражения, касающиеся конкретных аспектов жизнедеятельности.
поддерживать беседу в простых,
обыденных ситуациях, когда речь идёт о повседневных делах.
сообщить в простой форме о собственном происхождении и образовании.
описать среду своего непосредственного общения и рассказать о своих повседневных житейских делах и заботах.
Слайд 8
Уровень А2+ «предпороговый усиленный» :
отличается более активным участием
в беседах, хотя учащиеся по-прежнему ограничены в средствах выражения и
им может потребоваться помощь.
Слайд 9Уровень В1 – «пороговый» :
Может :
понять основные моменты высказывания,
если оно имеет четкую формулировку и излагается на общепринятом нормативном
языке, и речь идет о привычных вещах, касающихся работы, учебы в школе, досуге и т.д.
адекватно вести себя в речевом плане в большинстве ситуаций, которые могут возникнуть в ходе поездок по стране изучаемого языка.
в простой и связной форме говорить на привычные темы и высказываться по интересующим его вопросам.
Слайд 10Уровень В1+ – «пороговый усиленный»:
добавляется целый ряд дескрипторов, касающихся
способности учащихся обмениваться информацией различного объема.
Слайд 11Уровень В2 «пороговый продвинутый»:
Может:
понять общее содержание сложных текстов
конкретной и абстрактной тематики, понимает содержание профессиональных дискуссионных бесед по
своей специальности.
объясняться на языке, говоря спонтанно и бегло настолько, чтобы не отягощать процесса коммуникации ни для одной из сторон в ходе обычной беседы с носителями языка.
ясно и подробно высказываться по весьма различным темам.
Слайд 12Уровень В2+ «пороговый продвинутый усиленный»:
Дескрипторы по-прежнему касаются умений вести
аргументированную дискуссию, общаться; некоторые из них нацелены на осознание языка.
Эту направленность на аргументированную дискуссию и общение можно считать новым аспектом в развитии дискурсивных умений.
Слайд 13Уровень С1 «профессионального владения» :
Может :
понимать содержание
достаточно сложных и объёмных текстов, а также улавливать скрытый в
них контекстуальный смысл высказывания.
гибко и продуктивно пользоваться языком в социальной и профессиональной сферах общения, в процессе академической учёбы и профессиональной подготовки.
чётко, понятно, и подробно высказываться по поводу сложных вопросов и ситуаций.
Слайд 14Уровень С2, «владение языком в совершенстве»:
Может :
понимать практически без
затруднений любую письменную или воспринимаемую на слух речь.
выражать свои
мысли бегло и точно, без подготовки.
говоря о сложных вещах, может одновременно эксплицитно выразить и подчеркнуть отдельные нюансы собственного высказывания.
Слайд 15Элементарное владение :
Уровень А1,
А2, А2+
Самостоятельное владение:
В1, В1+, В2, В2+
Свободное владение:
С1, С2
Слайд 16Система школьного языкового образования :
уровень А1 – уровень выживания –
достигается в условиях обучения в общеобразовательных школах, в которых обучение
ИЯ ведется с V по IX классы с учебным планом 3-4 урока в неделю;
уровень А2 – предпороговый – достигается в общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях, в которых обучения ИЯ ведется с I или II класса по XI класс.
уровень В1 – пороговый – в школах с углубленным изучением ИЯ (от четырех до восьми уроков в неделю);
уровень В2 – пороговый продвинутый – достигается лишь отдельными учащимися школ лингвистического профиля (свыше 10 уроков в неделю).