Слайд 1 Нагорная Мария Сергеевна
Доцент кафедры, кандидат исторических наук
214 кабинет (Кожзаводская, 1)
731-01-12
marya.nagornaya@mail.ru
nagornayams@inueco.ru
Слайд 2https://moodle.inueco.ru/course/view.php?id=7
Слайд 3История государства
и права России
Введение в дисциплину
Слайд 4История государства и права России
наука, исследующая процессы зарождения,
функционирования и развития различных государственных и правовых институтов дореволюционной, советской
и современной России
Слайд 5Блоки исследований в ИГПР
история государства, которая изучает устройство государства, государственные
органы и механизмы управления от их возникновения до состояния на
сегодняшний день
история права, которая изучает процесс создания правовых систем, отдельные правовые акты, кодификации, возникновение и эволюцию различных отраслей права (гражданского, уголовного, процессуального и т. д.).
Слайд 6Хронологические рамки
c момента зарождения государственности и права и до современного
состояния государственной и правовой систем
Слайд 7Территориальные рамки (пространственный предел)
Территории, занимаемые Русским, советским, российским государством на
протяжении всего исторического периода (IX –ХХI вв.)
Слайд 8Объект ИГПР
государство и право дореволюционной, советской и современной России
Слайд 9Предмет ИГПР
возникновение и развитие типов и форм государства и права,
институтов и механизмов государственной власти,
а также правовых институтов конкретных
государств у народов нашей страны в определенный исторический период
Слайд 10Цель ИГПР
изучение возникновения и развития государственно-правовых институтов на территории России,
их взаимообусловленность и преемственность
Слайд 11 История – гуманитарная наука, изучающая развитие человеческого общества во всей
его конкретности и многообразии с целью понимания его прошлого, настоящего
и будущего
"история" восходит к греческому "ioropia", ("расследование", "узнавание",
"установление ")
«Папа истории» – Геродот из Галикарнаса
(5 век до н.э.)
Слайд 13Задание на дом (для очки)
Проанализируйте высказывание (эссе) - по вариантам
(№ студ.бил):
1 «История - свидетель прошлого, свет истины, учитель жизни,
вестник старины» (М.Т.Цицерон);
2 «История учит лишь тому, что ничему не учит» (Гегель).
3 «Тот, кто забывает об истории, обречен на ее повторение» (Д.Сантаяна);
4 «История - это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого» (В.О.Ключевский);
5 «В истории черпаем мы мудрость…» (Ф.Бэкон);
6 «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало их бытия и деятельности; завет предков потомству; дополнение изъяснения настоящего и пример прошлого» (Н.М.Карамзин)
7 «Для чего нужна история? Для человеческого самопознания» (Р.Дж.Коллингвуд);
8 «Историк - наблюдатель, а не следователь» (В.О.Ключевский);
9 «Мы не должны дозволить никому переделывать историческую истину» (Н.Пирогов).
10 «История мира — это биография великих людей». (Т.Карлейль)
Слайд 14Методические рекомендации по написанию эссе
Эссе – это сочинение-размышление на заданную
историческую тему (проблему, цитату).
Эссе должно иметь следующую структуру:
Вступление (введение)
– это отправная идея (проблема), связанная с конкретной темой. Введение определяет тему эссе и содержит определения основных встречающихся понятий.
Содержание (основная часть) – аргументированное изложение основных тезисов. Основная часть строится на основе аналитической работы, в том числе – на основе анализа фактов. Наиболее важные понятия, входящие в эссе, систематизируются, иллюстрируются примерами. Суждения, приведенные в эссе, должны быть доказательны. Доказательство – совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо положения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.
Структура любого доказательства включает в себя:
тезис – суждение, которое надо доказать;
аргументы – суждения, опирающиеся на категории, которые используются при доказательстве истинности тезиса;
вывод – суждение, логически вытекающее из приводимых автором аргументов.
Заключение – это окончательные выводы по теме, то, к чему пришел автор в результате рассуждений. Заключение суммирует основные идеи. Заключение может быть представлено в виде суммы суждений, которые оставляют поле для дальнейшей дискуссии.
Критерии оценки эссе по истории:
четкость постановки проблемы в рамках заявленной темы;
эрудиция: знание и логическое изложение фактического материала, знакомство с именами известных историков (особо приветствуется знание основных положений концепций классиков исторической мысли);
понимание отличия между источниками и историографическим материалом;
понимание отличий между учебным, публицистическим, научно-популярным и научным текстами;
умение вычленять причинно-следственные связи; способность анализировать исторические знания;
умение формулировать выводы и приводить конструктивные аргументы в их поддержку;
проявление творческого и самостоятельного мышления;
наличие навыков владения литературным языком; стиль и форма изложения материала.
Слайд 15 объект (субъект), из которого извлекается информация
Исторический источник
Слайд 17Вспомогательные исторические дисциплины
относительно самостоятельные отрасли исторической науки, которые своими специфическими методами
изучают определённые виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников
Задание
– заполнить таблицу по ходу лекции
Слайд 18Вспомогательные исторические дисциплины
Археология
Антропология
Этнография
Лингвистика
Палеография
Топонимика
Эпиграфика
Нумизматика
Бонистика
Генеалогия
Геральдика
Метрология
Фалеристика
Сфрагистика
Филателия
Хронология
Источниковедение
И др.
Слайд 19Археоло́гия
(др.-греч. ἀρχαῖος «древний» + λόγος «слово, учение») – историческая
дисциплина, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам
Слайд 20Аркаим
Укреплённое поселение эпохи средней бронзы рубежа 20/18-18/16 вв. до н.
э., относящееся к т. н. «Стране городов». Расположено на возвышенном
мысу, образованном слиянием рек Большая Караганка и Утяганка в 8 км к северу от посёлка Амурский Брединского района и 2 км к юго-востоку от посёлка Александровского Кизильского района Челябинской области. Поселение и прилегающая к нему территория с целым комплексом разновременных памятников археологии является природно-ландшафтным и историко-археологическим заповедником
Слайд 21Антропология
Михаил Михайлович Герасимов (1907 – 1970) – антрополог, археолог, скульптор,
доктор исторических наук. Автор методики восстановления внешнего облика человека на
основе скелетных остатков – так называемого «метода Герасимова»
наука о происхождении и эволюции человека
Тимур Тамерлан
(работа Герасимова)
Иван Грозный
Девушка
племён
вятичей
Ярослав
Мудрый
Елена Глинская
Слайд 22Этнография
(от др.-греч. ἔθνος – народ и γράφω – пишу) –
наука, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез),
состав, расселение, культурно-бытовые особенности
Слайд 23Этногенез – наука о происхождении народов
Языковые семьи – 32
индоевропейская
языковая семья – 11 групп
славянская группа:
Слайд 24Лингвистика
(от лат. lingua – язык), языкозна́ние, языкове́дение – наука, изучающая языки.
Слайд 25Палеогра́фия
– вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю письма, закономерности развития его
графических форм, а также памятники древней письменности в целях их
прочтения, определения автора, времени и места создания
Слайд 26Топони́мика
– вспомогательная историческая дисциплина, изучающая географические названия, их происхождение, смысловое
значение, развитие, современное состояние, написание и произношение
Златоуст основан в 1754
г. со строительством железоделательного и медеплавильного завода тульскими купцами Мосоловыми. Контракт на постройку был заключен 13 ноября 1751 г. в день святого Иоанна Златоуста.
Карабаш - с башкирского кара – «черный», баш – «голова», в переносном «вершина», «высота». Причем имеется в виду не гора с темной вершиной, а с небольшим количеством растительности, чем она и выделяется среди окружающих
Слайд 27Эпиграфика
дисциплина, изучающая содержание и формы надписей на твёрдых материалах (камне,
керамике, металле и пр.) и классифицирующая их в соответствии с
их временным и культурным контекстом
Слайд 28Нумизма́тика
– вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного
обращения
Слайд 29Бонистика
вспомогательная историческая дисциплина, изучающая вышедшие из употребления денежные знаки и
боны как исторические документы, отражающие экономическое и политическое положение общества
в то время
Слайд 30Генеалогия
или родосло́вие (др.-греч. γενεαλογία – родословная, от γενεά (genea) –
«семья» и λόγος (logos) – «слово, знание») – систематическое собрание
сведений о происхождении, преемстве и родстве семей и родов; в более широком смысле – наука о родственных связях
Слайд 31Гера́льдика (гербоведение; от лат. heraldus — глашатай) — историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов,
а также традиций и практики их использования.
Слайд 32Вы когда-нибудь задумывались, почему орлов на гербах изображают в профиль?
Теперь вы знаете почему
Слайд 33Метроло́гия
– наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства
и способах достижения требуемой точности
Слайд 35Фалеристика
вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением истории орденов, медалей, значков, любых
нагрудных знаков
Слайд 36Сфрагистика
(от греч. σφραγις – печать), или сигиллография (от лат. sigillum
– печать) – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и
их оттиски на различных материалах
Слайд 37Филателия
вспомогательная историческая дисциплина, изучающая государственные знак почтовой оплаты (марки, открытки,
конверты)
Слайд 38Хронология
(от греч. χρόνος – время; λόγος – учение): вспомогательная историческая
дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов; последовательность исторических событий
во времени
Слайд 39Источниковедение
вспомогательная историческая дисциплина о методах изучения и использования исторических источников
Слайд 40Илья Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября
1581 года»