Слайд 1Тема 15
Налоги. Бюджет. Фискальная политика
Слайд 2План:
Налоговая система принципы налогообложения
Виды налогов
Воздействие налогов
на экономику
Основные виды расходов и доходов государственного бюджета
Концепции государственного бюджета
1
2
3
4
5
продолжение
Слайд 3 Дефицит государственного бюджета и способы его финансирования
Государственный долг, его виды
и последствия
Цели и инструменты фискальной политики
Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос
Виды фискальной политики
6
7
8
9
10
Слайд 41. Налоговая система: принципы налогообложения
Слайд 5Налог —
это принудительное изъятие государством у домашних хозяйств и
фирм определенной суммы денег не в обмен на
товары и услуги.
Слайд 6Налоги появились
с возникновением государства,
поскольку представляют собой основной источник доходов правительства.
Слайд 7Поскольку все члены общества пользуются услугами государства (которые, разумеется, не
могут предоставляться бесплатно),
то оно собирает плату за эти услуги со всех граждан страны.
Слайд 8Налоги представляют собой основной инструмент перераспределения национального дохода
между членами общества
и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.
Слайд 9включает в себя следующие элементы:
Налоговая система
Слайд 10субъект налога –
лицо, которое по закону
обязано платить налог;
Слайд 11носитель налога –
лицо, которое
фактически уплачивает
налог;
Слайд 12объект налога –
доход или имущество,
с которого начисляется налог (заработная плата, недвижимое имущество и т.д.);
Слайд 13налогооблагаемая база –
величина дохода или имущества, с которой выплачивается
налог.
Для национальной экономики ею является величина совокупного (национального) дохода
Y.
Слайд 14величина налоговых начислений на единицу объекта налога (денежная единица доходов,
единица земельной площади, единица измерения товара или имущества)
ставка налога
–
Слайд 15Принципы налогообложения
были сформулированы еще
А. Смитом в его книге
«Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.)
Слайд 16По мнению Смита, налоговая система должна быть:
Слайд 17справедливой
(она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных);
Слайд 18понятной
(налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или
иной налог и почему именно он);
Слайд 19удобной
(налоги должны взиматься тогда и так, когда и как
это удобно налогоплательщику,
а не сборщику налогов);
Слайд 20недорогой
(сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору
налогов).
Слайд 21На основе этих принципов
к настоящему времени сложились следующие концепции
налогообложения:
Слайд 22 Субъекты налога должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые
они получают
от государства,
то есть те, кто получил большую выгоду, платят налоги, необходимые для финансирования создания этой выгоды.
Слайд 23Например, те, кто желает пользоваться хорошими дорогами, должны оплачивать затраты
на поддержание
и ремонт этих дорог.
Слайд 24Однако всеобщее применение этой концепции связано с определенными трудностями:
Слайд 25 практически невозможно точно определить, какую личную выгоду и в
каком размере получает каждый налогоплательщик
от расходов государства на национальную оборону, бесплатное здравоохранение, просвещение и т.п.
Слайд 26Кроме того, следуя этой концепции, необходимо
было бы облагать налогом малоимущих, безработных
для финансирования выплаты им же пособий, что само по себе лишено смысла.
Слайд 272. Согласно другой концепции, юридические и физические лица должны уплачивать
налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода.
Слайд 28Данная концепция отличается большей рациональностью и справедливостью, поскольку, естественно, существует
разница между налогом, который взимается с предполагаемых расходов на предметы
роскоши, и налогом, который удерживается из их предполагаемых расходов на предметы первой необходимости.
Слайд 29Однако при внедрении и этой концепции на практике возникают определенные
проблемы, связанные прежде всего с тем, что нет строго научного
подхода к измерению возможности того или иного лица платить налоги.
Слайд 30В основу современной налоговой системы положены принципы эффективности
и справедливости.
Слайд 31Налоговая система должна обеспечивать эффективность на микроуровне (уровне отдельного производителя),
способствуя наиболее рациональному размещению
и использованию ресурсов.
Слайд 32Справедливость должна быть вертикальной
(это означает, что люди, получающие разные
доходы, должны платить неодинаковые налоги) и
Слайд 33горизонтальной (подразумевающей, что люди
с равными доходами должны платить равные налоги).
Слайд 35Различают два основных вида налогов:
прямые
и косвенные.
Слайд 36Прямые налоги —
это налоги на доходы
от факторов производства и имущество.
Слайд 37Они взимаются с денежных сумм, полученных экономическим агентом (прежде всего
в качестве факторных доходов),
или денежной оценки принадлежащего ему имущества.
Слайд 38К прямым налогам относятся:
личный подоходный налог
(в развитых странах
он является основным элементом налоговой системы, обеспечивая наибольшую долю налоговых поступлений);
налог на прибыль;
Слайд 39налог на наследство;
налог на имущество;
налог с владельцев транспортных средств и
др.
Слайд 40Особенность прямых налогов состоит в том, что
субъект налога и его носитель — это один и тот же агент.
Слайд 41Косвенные налоги —
это налоги на товары, услуги
и виды
деятельности.
Слайд 42Они представляют собой
часть цены
товара или услуги.
Слайд 43Поскольку эти налоги входят
в стоимость покупок
(либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены), они носят неявный характер и выступают как налоги на потребление, а не на доход.
Слайд 45налог на добавленную стоимость — НДС
(этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России);
налог с оборота;
налог с продаж;
(подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные
изделия, меха);
таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).
Слайд 47Особенность косвенных налогов состоит в том, что субъект налога и
его носитель — это разные агенты.
Слайд 48Субъектом налога является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает
налог при покупке),
Слайд 49а носителем — фирма, которая произвела этот товар или услугу
(она выплачивает налог государству).
Слайд 50Неслучайно в Системе национальных счетов данный вид налогов называется косвенными
налогами на бизнес.
Слайд 51В развитых странах наибольшую долю (примерно 2/3) налоговых поступлений составляют
прямые налоги,
Слайд 52а в развивающихся странах
и странах с переходной экономикой
— косвенные налоги.
Слайд 53Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче
и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг,
Слайд 54а не от доходов экономических агентов (которые они
по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения).
Слайд 55 По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные,
а не прямые
налоги в период инфляции.
минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений.
Слайд 57В макроэкономике налоги
также делят на
автономные и подоходные.
(или аккордные)
налоги (Тх) —
это налоги, которые не зависят от уровня дохода.
Слайд 59Аккордный налог представляет собой налог, который дает
одну и ту же сумму
налоговых поступлений при любой величине совокупного дохода.
Слайд 60Подоходные налоги —
это налоги, которые зависят от уровня совокупного
дохода
Слайд 61
и сумма налоговых поступлений от
которых определяется
по формуле:
t × Y,
где t — налоговая ставка,
Y — совокупный доход (национальный доход или валовой внутренний продукт).
Слайд 62
Налоговая функция
(сумма налоговых поступлений) имеет вид
T = Tx +
t×Y
среднюю и предельную ставку налога.
Слайд 64Средняя ставка налога —
это отношение налоговой суммы к величине
дохода, выраженное в процентах:
Слайд 65Предельная ставка налога —
это процентное отношение величины прироста налоговой
суммы к величине прироста дохода.
Слайд 66Она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при увеличении дохода
Слайд 67Предположим, что в экономике действует такая система налогообложения, при которой
доход до 50 тыс. дол. облагается налогом по ставке 20%,
а свыше 50 тыс. дол. — по ставке 50%.
Слайд 68Если человек получает
60 тыс. дол. дохода,
то он выплачивает сумму налога, равную 15 тыс. дол. (50×0,2 + 10×0,5 = 10+5 = 15),
Слайд 69т.е. 10 тыс. дол. с суммы
в 50 тыс. дол. и 5 тыс. дол. с суммы, превышающей 50 тыс. дол., т.е. с 10 тыс. дол.
Слайд 70Средняя ставка налога будет равна 15/60 = 0,25 или 25%,
а предельная ставка налога равна 5/10 = 0,5 или 50%.
Слайд 71Ставка процента (t), которая используется в формуле макроэкономической налоговой функции,
представляет собой предельную налоговую ставку,
Слайд 72и величина налоговой суммы рассчитывается по отношению к приросту величины
валового внутреннего продукта или национального дохода.
Слайд 73В зависимости от того,
как устанавливается средняя
налоговая ставка, различают три типа налогов (налогообложения): пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
Слайд 74Пропорциональные налоги
предполагают, что средняя налоговая ставка остается неизменной независимо
от величины дохода.
Слайд 75Поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода.
(за исключением личного подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными.
Слайд 77Прогрессивные налоги —
это налоги, средняя налоговая ставка которых увеличивается
по мере роста величины дохода.
Слайд 78Такие налоги предполагают
не только большую абсолютную сумму,
но также более значительную долю взимаемого дохода по мере его роста.
Слайд 79Примером прогрессивного налога в большинстве стран служит личный подоходный налог.
Слайд 80Такая система налогообложения
в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако не стимулирует повышение
эффективности производства.
Слайд 81(В России с 2001 г. введен пропорциональный налог
на личные
доходы.
Налоговая ставка установлена в размере 13% от любой суммы личного дохода).
Слайд 82Регрессивные налоги —
это налоги, средняя налоговая ставка которых уменьшается
по мере роста дохода.
Слайд 83Таким образом, при увеличении дохода его доля, выплачиваемая в виде
налога, сокращается
Слайд 84В явном виде регрессивная система налогообложения
в современных условиях
наблюдается крайне редко.
Слайд 85Однако все косвенные налоги
с точки зрения доли, которую они
составляют в доходе покупателя, имеют регрессивный характер, причем, чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является.
Слайд 86Поскольку косвенный налог —
это часть цены товара,
то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход. Наиболее регрессивный характер поэтому имеют акцизные налоги.
Слайд 87Например, если акциз на пачку сигарет составляет 10 руб.,
то доля этой
суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1%, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб., — лишь 0,05%.
Слайд 883. Воздействие налогов на экономику
Слайд 89Налоги оказывают влияние
и на совокупный спрос,
и на совокупное предложение.
Слайд 90Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса — потребительские
и инвестиционные расходы —
и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.
Слайд 91Снижение налогов увеличивает совокупный спрос.
Слайд 92Снижение налогов ведет к росту потребительских (так как увеличивается располагаемый
доход) и инвестиционных (поскольку растет величина прибыли фирм после уплаты
налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) расходов.
Слайд 93Поэтому снижение налогов ведет к сдвигу кривой
AD
вправо (от AD1 до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*).
Слайд 95Поэтому эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы
с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и
уровень занятости.
Слайд 96Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает рост уровня
цен (от P1 до Р2) и поэтому является проинфляционной
мерой (провоцирует инфляцию).
Слайд 97Рост налогов ведет
к снижению потребительских и инвестиционных расходов и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (сдвиг влево кривой совокупного спроса от AD1 до AD2), что обусловливает снижение уровня цен (от Р1 до P2) и объема выпуска (от Y1 до Y*).
Слайд 98Поэтому в период инфляции, когда экономика «перегрета», в качестве
антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности
и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов.
Слайд 100Рассмотрим воздействие налогов на совокупное предложение
Слайд 101Фирмы рассматривают налоги как издержки, поэтому рост налогов ведет к
сокращению совокупного предложения,
а снижение налогов — к росту деловой активности и объема выпуска.
Слайд 102Воздействие налогов
на совокупное предложение подробно
исследовал американский экономист, экономический советник президента США Р. Рейгана Артур Лаффер.
Слайд 103Он выдвинул гипотезу
о воздействии изменения ставки подоходного налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет и построил кривую, отражающую эту зависимость.
Слайд 104
В своем анализе А. Лаффер исходил из налоговой функции
Tx =
t × Y,
где Тх — сумма налоговых поступлений в бюджет,
t — ставка налога, Y— уровень деловой активности (величина совокупного дохода),
Слайд 105т.е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой
активности и величину налоговых поступлений.
что существует оптимальная ставка налога (tопт),
при которой налоговые поступления максимальны (Тхmax).
Слайд 108Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой
активности снизится, и налоговые поступления
сократятся (до Tx1), поскольку уменьшится налогооблагаемая база, т.е. величина совокупного дохода (Y).
Слайд 109Поэтому в целях борьбы
со стагфляцией
(одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 1980-х гг. предложил снизить ставки налога на доходы домашних хозяйств и на прибыль корпораций.
Слайд 110Он предположил, что ставки подоходных налогов, существовавшие
в американской экономике, превышали оптимальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» кривой (точка В).
Слайд 111Снижение ставок подоходного налога (от t1 до tопт) по его
мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (роста совокупного
предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы:
Слайд 113во-вторых, увеличить
(в результате роста налогооблагаемой
базы) налоговые поступления в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита.
Слайд 114При этом Лаффер исходил
из предположения, что в
отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер.
Слайд 115Рост производства (от Y1 до Y*) сочетается в этом случае
со снижением уровня цен (от P1 до Р2) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.
Слайд 117Таким образом, налоги являются
не только основным источником доходов государства и средством
перераспределения национального дохода, но и важным инструментом стабилизации экономики.
Слайд 118Кроме того, снижение налогов, стимулируя увеличение совокупного предложения, воздействует
на инвестиционную активность (и поэтому на величину запаса капитала) и способствует росту экономического потенциала,
Слайд 119т.е. влияет на экономику
не только в краткосрочном,
но и в долгосрочном периоде, обеспечивая экономический рост.
Слайд 1204. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РАСХОДОВ И ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Слайд 121Государственный бюджет —
это баланс доходов и расходов государства за
определенный период времени (обычно за год), представляющий собой основной финансовый
план страны, который после его принятия законодательным органом власти (Парламентом, Государственной Думой, Конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.
Слайд 122При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы.
Слайд 123Расходы государства могут быть разделены по целям:
Слайд 124расходы на политические цели — обеспечение национальной обороны и безопасности
(содержание армии, полиции, судов и т.п.); содержание аппарата управления государством;
Слайд 125расходы на экономические цели — содержание и обеспечение функционирования государственного
сектора экономики; помощь (прежде всего субсидирование) частному сектору экономики;
Слайд 126расходы на социальные цели — социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий,
пособий);
Слайд 127образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.
Слайд 128С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:
государственные закупки
товаров
и услуг (их стоимость включается в ВВП);
трансферты (их стоимость не включается в ВВП, поскольку они являются результатом перераспределения национального дохода);
Слайд 129выплаты процентов по государственным облигациям,
т.е. обслуживание государственного долга
(эти расходы также не входят в ВВП, так как выплачиваются из доходов государственного бюджета).
Слайд 130При этом государственные закупки товаров и услуг состоят из:
расходов на
государственное потребление, которые включают :
- покупку государством потребительских товаров,
- оплату
услуг государственных служащих, т.е. выплату жалования чиновникам, учителям, врачам;
Слайд 131государственных инвестиций — покупки государством инвестиционных товаров
для обеспечения процесса
производства в государственном секторе экономики, т.е. расходы на строительство дорог, школ, больниц и т.п.
доходов государства — это:
налоги (включая взносы
на социальное страхование);
Слайд 133прибыль государственных предприятий;
сеньораж (доход от эмиссии денег);
Слайд 134средства от продажи государственных ценных бумаг;
доходы от приватизации
и др.
Слайд 135Разница между доходами
и расходами государства составляет
сальдо государственного бюджета (δ).
Слайд 136В зависимости от соотношения расходов и доходов государственный бюджет может
находиться в трех различных состояниях:
Слайд 137когда доходы бюджета превышают расходы, сальдо бюджета положительное
(δ
> 0), что соответствует профициту (излишку) государственного бюджета;
Слайд 138когда доходы равны расходам, сальдо бюджета равно нулю
(δ = 0) и такой
бюджет называется сбалансированным бюджетом;
Слайд 139когда доходы меньше, чем расходы, сальдо бюджета отрицательное (δ
0)
и имеет место дефицит государственного бюджета.
Слайд 140На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное.
Слайд 141При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность
и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал
изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается.
Слайд 142При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления,
т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.
Слайд 1435. КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Слайд 144Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное.
Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета.
Слайд 145Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось
три
концепции:
Слайд 146идея ежегодно балансирования бюджета;
идея бюджета, балансируемого по фазам экономического
цикла
(на циклической основе);
идея сбалансированности не бюджета, а экономики (идея «функциональных финансов»).
Слайд 147Концепция ежегодно балансирования бюджета состоит в том, что независимо от
фазы экономического цикла и состояния экономики каждый год расходы бюджета
должны быть равны доходам.
Слайд 148На практике это означает, что, например, в период спада, когда
доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения баланса бюджета
должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты).
Слайд 149А поскольку снижение
и государственных закупок,
и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса и, следовательно, объема производства, то эта мера вызовет еще более глубокий спад.
Слайд 150И наоборот, если в экономике бум
и налоговые поступления максимальны, то
для уравновешивания расходов бюджета с доходами правительство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший «перегрев» экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию.
Слайд 151Таким образом, реализация идеи ежегодного балансирования бюджета ведет к усилению
циклических колебаний экономики и исключает возможность проведения правительством политики
по стабилизации экономики.
Слайд 152Концепция государственного бюджета, балансируемого
на циклической основе, заключается в том, что
иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно.
Слайд 153Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом
в течение экономического цикла:
Слайд 154профицит бюджета, увеличивающийся в период бума (высокого уровня деловой активности),
когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета,
возникающего в период рецессии (минимальной деловой активности), когда доходы бюджета резко сокращаются.
Слайд 155При этом чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и
увеличить расходы, сознательно вызывая дефицит, а
в ходе последующего инфляционного подъема оно должно повысить налоги и урезать правительственные расходы, чтобы увеличить профицит бюджета и использовать его на покрытие бюджетного дефицита, возникшего в период спада.
Слайд 156Таким образом, действия правительства должны создавать позитивную антициклическую силу.
Слайд 157Существенный недостаток этой концепции состоит в том, что фазы бума
и рецессии различаются по продолжительности и глубине (как правило, спады
более продолжительны и глубоки, а бумы относительно недолги),
Слайд 158поэтому суммы профицита бюджета, который можно накопить в период бума,
и дефицита, который накапливается в период спада, обычно не совпадают.
задача стабилизации вступает в противоречие с задачей балансирования бюджета в ходе цикла.
Слайд 160Наибольшее распространение получила концепция «функциональных финансов», согласно которой целью государства
должна быть
не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики.
Слайд 161Эта идея была выдвинута
Дж.М. Кейнсом в его работе «Общая теория
занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 1970-х гг.
Слайд 162Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и
трансферты) должны использоваться
в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла.
Слайд 163Если в экономике спад,
то государство
в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса.
Слайд 164И наоборот, если в экономике бум, то государство должно сокращать
расходы
и увеличивать налоги (доходы бюджета), что сдерживает деловую активность и ведет к стабилизации экономики.
Слайд 165Состояние государственного бюджета при этом
значения не имеет.
Слайд 166Бюджет должен выступать инструментом
достижения и
поддержания макроэкономической стабильности.
Слайд 167Поскольку теория Кейнса была направлена на разработку рецептов борьбы с
рецессией, со спадом в экономике, что предлагалось осуществлять, используя в
первую очередь инструменты бюджетного регулирования
Слайд 168(увеличение государственных закупок и трансфертов,
т.е.
расходов бюджета, и снижение налогов, т.е. доходов бюджета), то эта теория получила название политики «дефицитного финансирования».
Слайд 169В результате использования
в большинстве развитых
стран в 1950-е — 1960-е гг. кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хронического дефицита государственного бюджета к середине 1970-х гг. превратилась в серьезную макроэкономическую проблему, что послужило одной из причин усиления инфляционных процессов.
Слайд 1706. ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И СПОСОБЫ ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
Слайд 171Дефицит бюджета имеет место, когда расходы правительства превышают доходы бюджета.
Слайд 172Бюджетный дефицит может быть профинансирован тремя способами:
Слайд 173за счет эмиссии денег (монетизация дефицита),
за счет займа у
населения своей страны
(внутренний долг),
за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг).
Слайд 174Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и
третий — долговыми способами финансирования дефицита государственного бюджета.
достоинства и недостатки
каждого из способов.
Слайд 176Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета
состоит в том, что
центральный банк увеличивает денежную массу, выпуская в обращение дополнительные деньги,
с помощью которых правительство покрывает превышение своих расходов над доходами, он называется монетизацией бюджетного дефицита.
Слайд 177Достоинства такого способа финансирования:
рост денежной массы является фактором увеличения совокупного
спроса
и, следовательно, объема производства.
Слайд 178Увеличение предложения денег обусловливает снижение ставки процента (удешевление цены кредита)
на денежном рынке,
что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска;
эту меру можно осуществить быстро.
Слайд 179Рост денежной массы происходит, когда центральный банк покупает государственные ценные
бумаги и, оплачивая продавцам (домашним хозяйствам и фирмам) стоимость этих
ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги.
Слайд 180Такую покупку он может сделать в любой момент
и
в любом необходимом объеме.
Слайд 181Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в
том, что увеличение денежной массы ведет
к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.
Слайд 182Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего займа
заключается в
том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские
векселя), продает их населению (домашним хозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.
Слайд 183Достоинства этого способа:
он не ведет к инфляции, так как денежная
масса не изменяется (часть сбережений домашних хозяйств в виде платы
за купленные государственные облигации перемещается к правительству,
Слайд 184т.е. деньги лишь переходят
от одного экономического агента к
другому), поэтому в краткосрочном периоде это неинфляционный способ финансирования;
Слайд 185это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск
и размещение (продажу) государственных ценных
бумаг можно обеспечить быстро.
Слайд 186Население в развитых странах
с удовольствием
покупает государственные ценные бумаги, поскольку они являются высоколиквидными (их легко и быстро можно продать), высоконадежными (гарантированы государством, которое пользуется доверием), практически безрисковыми и достаточно доходными (по ним платится процент).
Слайд 187Недостатки этого способа:
по долгам надо платить. Очевидно, что население не
будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода,
т.е. если по ним не будет выплачиваться процент.
по государственным облигациям называется обслуживанием государственного долга.
Слайд 189Чем больше государственный долг (чем больше выпущено государственных облигаций), тем
большие суммы должны идти на обслуживание долга.
Слайд 190А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного
бюджета,
и чем они больше, тем больше дефицит бюджета.
Слайд 191Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита своего
бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит.
Слайд 192Более того, два американских экономиста Томас Сарджент
и Нейл Уоллис
доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное.
в экономической литературе название теоремы Сарджента - Уоллиса.
Слайд 194Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет
внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду,
Слайд 195расплачиваясь с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет
возвращать в будущем,
причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу.
Слайд 196Государство таким образом рефинансирует долг.
Слайд 197Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного
бюджета, то может
наступить момент, когда дефицит окажется столь велик
Слайд 198(т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций
и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом станет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование.
Слайд 199Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если
проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год.
к всплеску инфляции в будущем.
Слайд 201С этим связан второй недостаток финансирования дефицита государственного бюджета
за счет
внутреннего займа;
Слайд 202данный способ является неинфляционным только
в краткосрочном
периоде, а в долгосрочном периоде он может обусловить достаточно высокую инфляцию.
Слайд 203Парадоксально, но чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться
от эмиссионного
способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым;
Слайд 204существенным недостатком долгового способа финансирования является эффект вытеснения
частных инвестиций.
Слайд 205Экономический смысл эффекта вытеснения заключается в следующем:
Слайд 206увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к
тому, что часть сбережений домашних хозяйств расходуется на покупку государственных
ценных бумаг, а не на покупку ценных бумаг частных фирм, что могло бы обеспечить расширение производства и способствовать экономическому росту.
Слайд 207Это сокращает инвестиционные ресурсы
и поэтому инвестиционные расходы частных фирм.
Слайд 208Кроме того, борьба за кредитные средства ведет к росту их
цены — ставки процента,
т.е. к удорожанию кредитов, в результате инвестиционные расходы фирм уменьшаются.
Слайд 209Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего займа, т.е. займа
у других стран (как правило, путем продажи им частных и
государственных ценных бумаг, т.е. финансовых активов) или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда — МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.).
Слайд 210Достоинство этого метода состоит
в возможности получения крупных сумм в условиях, если
внутренний займ по каким-то причинам невозможен или нецелесообразен, а финансирование дефицита государственного бюджета эмиссионным способом создает угрозу высокой инфляции.
Слайд 211Недостатки этого способа:
необходимость возвращения долга и обслуживания долга (выплаты как
самой суммы долга, так и процентов
по долгу);
Слайд 212необходимость отвлечения средств
из экономики страны для выплаты внешнего долга
и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике;
при дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны.
Слайд 213Итак, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои
достоинства
и недостатки.
Слайд 214В результате использования второго и третьего способов финансирования дефицита государственного
бюджета образуется
государственный долг.
Слайд 2157. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ЕГО ВИДЫ
И ПОСЛЕДСТВИЯ
Слайд 216Государственный долг
представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов за вычетом
суммы профицитов бюджета, которые имели место
в стране.
Слайд 217Таким образом, это показатель запаса, поскольку рассчитывается
на определенный момент времени (например, по состоянию на 1 января 2003 г.) в отличие от дефицита государственного бюджета, который является показателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период времени (за год).
Слайд 218Причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного
бюджета
за счет внутреннего и внешнего займов (неслучайно они называются долговыми способами покрытия бюджетного дефицита).
Слайд 219Соответственно различают
два вида
государственного долга:
внутренний и внешний.
Слайд 220Внутренний государственный долг —
это совокупная задолженность правительства гражданам страны,
равная суммарной номинальной стоимости всех имеющихся у них
на определенный момент государственных облигаций.
Слайд 221Внешний государственный долг —
это суммарная задолженность страны иностранным гражданам,
другим странам и международным финансовым организациям.
Слайд 222По абсолютной величине долга невозможно судить о том, насколько серьезной
экономической проблемой
он является.
Слайд 223Если сумма долга составляет незначительную долю ВВП
(даже несмотря на
его большую абсолютную величину) и экономика динамично развивается, выплата самого долга и процентов по долгу не является непосильным бременем для экономики.
Слайд 224Поэтому показателем бремени государственного долга для экономики является отношение абсолютной
величины долга (D) к объему ВВП (Y) (доля долга в
ВВП)
Слайд 225или более точный показатель отношения
темпов роста долга (gD) к темпам роста ВВП (gY)
Слайд 226При низких темпах роста ВВП
и низких темпах экономического роста государственный долг превращается
в серьезную макроэкономическую проблему.
Слайд 227Опасность большого внутреннего государственного долга связана не с тем,
что правительство может обанкротиться, так как оно обычно не погашает
долг, а рефинансирует его, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых, т.е. строит финансовую пирамиду.
Слайд 228Кроме того, правительство
для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить
в обращение дополнительные деньги.
Слайд 229Серьезные проблемы большого государственного внутреннего долга заключаются в том, что:
снижается
эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства
из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;
Слайд 230перераспределяется доход от
частного сектора
к государственному;
усиливается неравенство в доходах;
Слайд 231рефинансирование долга ведет
к росту ставки процента,
что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и снижению производственного потенциала страны;
Слайд 232создается угроза высокой инфляции
в будущем;
необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов,
что приведет к подрыву действия экономических стимулов;
дефицит государственного бюджета может стать хроническим явлением;
Слайд 233может появиться двойной дефицит, при котором дефицит государственного бюджета сочетается
с дефицитом торгового баланса.
Слайд 234
Эти два вида дефицитов взаимообусловлены.
Из тождества
инъекций и утечек (изъятий)
I + G + Ех = S + Т + Iт
следует, что
(G - Т) = (S - I) + (Im - Ex).
Слайд 235При невозможности финансирования роста дефицита государственного бюджета
за счет внутренних сбережений приходится
его финансировать за счет внешнего займа и увеличения дефицита торгового (платежного) баланса.
Слайд 236Негативные последствия большого государственного внешнего долга обусловлены необходимостью возвращения долга
и его обслуживания
и состоят в том, что:
Слайд 237выплата процентов и основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной
части ВВП за рубеж,
в результате снижаются производственные возможности и эффективность национальной экономики;
Слайд 238бремя выплаты долга перекладывается на будущие поколения, что может привести
к снижению уровня
их благосостояния;
Слайд 239при хроническом дефиците торгового (платежного) баланса (особенно при режиме фиксированных
валютных курсов) появляется угроза истощения золотовалютных резервов страны, что может
в итоге привести к валютному кризису;
Слайд 2418. ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Слайд 242Фискальная политика
представляет собой меры, которые принимает правительство для воздействия
на экономику с помощью изменения величины доходов и (или) расходов
государственного бюджета.
Слайд 243Цели фискальной политики,
направленной на сглаживание циклических колебаний и стабилизацию
экономики
в краткосрочном периоде, — поддержание:
стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП);
полной занятости ресурсов;
стабильного уровня цен.
Слайд 244Фискальную политику проводит правительство.
Слайд 245Ее инструменты воздействуют как на совокупный спрос (величину совокупных расходов),
так и на совокупное предложение (величину издержек фирм и деловую активность).
Слайд 246Инструментами фискальной политики
выступают расходы и доходы государственного бюджета:
государственные закупки;
налоги;
трансферты.
Слайд 247Государственные закупки товаров и услуг и трансферты — это расходы
государственного бюджета, а налоги — основной источник доходов бюджета, поэтому
фискальную политику называют также бюджетно-налоговой политикой.
Слайд 248Изменение величины государственных закупок товаров и услуг в краткосрочном периоде
влияет только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и
трансфертов фирмам (субсидий) — и на совокупный спрос, и на совокупное предложение.
Слайд 249Снижение налогов увеличивает совокупное предложение, стимулируя деловую активность, а их
рост сдерживает производство.
Слайд 250Снижение субсидий, наоборот, уменьшает совокупное предложение, а их увеличение, обусловливая
уменьшение издержек фирм
на производство единицы продукции, ведет к росту совокупного предложения.
Слайд 2519. ВОЗДЕЙСТВИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ФИСКАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ НА СОВОКУПНЫЙ СПРОС
Слайд 252Использование инструментов фискальной политики
для регулирования
совокупного спроса предполагает их воздействие на величину совокупных расходов.
Слайд 253
Влияние этих инструментов
на совокупный спрос разное. Вспомним формулу совокупного спроса:
AD =
C + I + G + Xn.
Слайд 254Государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает
прямое и непосредственное воздействие на величину совокупных расходов,
Слайд 255т.е. на совокупный спрос,
и изменяет величину совокупного
выпуска и дохода.
Слайд 256Изменение налогов и трансфертов означают лишь перераспределение совокупного дохода, и
их воздействие на совокупный спрос косвенное — через изменение величины
C - потребительских (поскольку меняется величина располагаемого дохода домашних хозяйств) и I - инвестиционных (так как меняется величина прибыли, остающаяся в распоряжении фирм) расходов.
Слайд 257Исследование влияния инструментов фискальной политики на совокупный спрос проводилось Дж.М.
Кейнсом и его последователями.
Слайд 258Они пытались обосновать более высокую эффективность фискальной политики
по сравнению с монетарной для стабилизации экономики, и прежде всего для преодоления рецессии в экономике.
Слайд 259Это предположение основывалось на идее,
что все инструменты фискальной политики
воздействуют на экономику с эффектом мультипликатора.
Слайд 260Механизм действия мультипликатора основан на том, что расходы одного экономического
агента превращаются в дополнительные доходы другого и соответственно служат предпосылкой
для увеличения его расходов,
Слайд 261что создает дополнительный доход третьему экономическому агенту, расходование которого увеличивает
доход следующего агента и т.д.
Слайд 262В результате совокупный доход оказывается гораздо больше, чем первоначальное изменение
расходов.
Слайд 263Рассмотрим механизм воздействия изменения государственных закупок
на совокупный спрос.
Слайд 264Предположим, что государство дополнительно закупило товаров или услуг на 100
дол., т.е. ΔG = 100 дол.
Слайд 265Продавец товара или услуги получил дополнительный доход на эту сумму.
Слайд 266Это означает, что его располагаемый доход увеличился, а поскольку располагаемый
доход делится
на потребление (С) и сбережения (S),
Слайд 267то рационально действующий экономический агент потратит
на потребление не весь свой
дополнительный доход — часть прироста дохода он использует на увеличение сбережений.
Слайд 268Эту идею Кейнс назвал основным психологическим законом
и
сформулировал следующим образом: «Основной психологический закон ... состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, как растет доход».
Слайд 269Как известно из темы 10
Кейнс ввел понятия
предельной склонностью к потреблению (MPC) и предельной склонности к сбережению (MPS).
Слайд 270Их величины для каждой страны достаточно стабильны (неизменны), поскольку обусловлены
ее национальными, историческими и культурными особенностями.
Слайд 271Предположим, что экономические агенты тратят на увеличение потребления 80% прироста
своего дохода, а
20% сберегают.
Это означает, что MPC = 0,8, a MPS = 0,2.
Слайд 272Когда государство увеличивает свои закупки на 100 дол., то этим
оно создает какому-то экономическому агенту дополнительный доход, равный 100 дол.,
из которого 80 дол. он потратит на увеличение потребления и 20 дол. — на увеличение сбережений.
Слайд 273Потратив 80 дол., он создаст дополнительный доход другому агенту, из
которого последний
64 дол. (80 × 0,8 = 64) потратит на увеличение потребления и 16 дол. (80 × 0,2 = 16) — на прирост сбережений.
Слайд 274Полученные 64 дол. дополнительного дохода продавец также потратит
на дополнительные потребление
(51,2 дол.) и сбережения (12,8 дол.).
Далее этот процесс будет развиваться по тем же законам.
Слайд 275Общий прирост совокупного дохода (ΔY) в результате роста государственных закупок
составит сумму приростов доходов всех экономических агентов:
ΔY = ΔY1+ΔY2+ΔY3+ΔY4+... .
Слайд 276А поскольку прирост дохода каждого следующего экономического агента равен дополнительному
доходу предыдущего агента, умноженному на предельную склонность к потреблению (MPC),
Слайд 277то изменение совокупного дохода равно
ΔY = ΔG + ΔG ×
MPC +
(ΔG × MPC) × MPC + (ΔG × MPC2) × MPC + (ΔG × MPC3) × MPC +... = =ΔG(1 + MPC + MPC2 + MPC3 + MPC4 +...).
Слайд 278В скобках получаем бесконечно убывающую геометрическую прогрессию (а это и
есть математический смысл мультипликатора) со знаменателем меньше единицы (по определению
MPC < 1),
Слайд 281Подставим численные значения:
ΔY = 100 + 80 + 64 +
51,2 + ... = 100×1/(1-0,8)=
=100×5 = 500.
Слайд 282Таким образом, в результате роста государственных закупок на 100 дол.
совокупный доход вырос пятикратно.
Слайд 283Величина
называется мультипликатором автономных расходов MA
(в данном
случае государственных закупок — MG,
Слайд 284но по этой же формуле рассчитывается мультипликатор автономных потребительских (MC)
и автономных инвестиционных (MI) расходов:
Слайд 285Мультипликатор автономных расходов — это коэффициент, который показывает, на сколько
увеличится (уменьшится) совокупный доход (Y) при росте (уменьшении) автономных расходов
(А) на единицу.
действует в
обе стороны: при росте автономных расходов (в нашем случае государственных закупок товаров и услуг) совокупный доход мультипликативно увеличивается, при уменьшении автономных расходов совокупный доход мультипликативно сокращается.
Слайд 288Налоги также действуют
на совокупный спрос
в кейнсианской модели с эффектом мультипликатора.
Слайд 289Однако мультипликативный эффект налогов меньше,
чем мультипликативный эффект государственных закупок.
Слайд 290Это объясняется тем, что изменение государственных закупок воздействует на совокупный
спрос непосредственно (они включены в формулу совокупного спроса),
а изменение налогов — косвенно, через изменение потребительских расходов.
Слайд 291Рассмотрим воздействие
на совокупный спрос автономных (аккордных) налогов (Тх), которые
не зависят от уровня дохода.
Слайд 292Изменение налогов ведет к изменению величины располагаемого дохода.
Слайд 293(Вспомним, что располагаемый доход Yd равен личному доходу Y
за вычетом индивидуальных налогов,
т.е. Yd=Y - Tx)
Слайд 294Рост автономных налогов сокращает располагаемый доход, а уменьшение налогов увеличивает
располагаемый доход.
Слайд 295Если, например, автономные налоги сокращаются на 100 дол., то располагаемый
доход увеличивается на 100 дол.
Но располагаемый доход делится на
потребление (С) и сбережения (S).
Слайд 296Если MPC = 0,8, то при увеличении располагаемого дохода на
100 дол. потребление увеличивается
на 80 дол. (100 × 0,8 = 80), а поскольку мультипликатор расходов в этом случае равен 5
Слайд 297то прирост совокупного дохода
в результате изменения налогов на 100 дол.
составит 400 дол. (ΔY= ΔС × 1/(1 - MPC) = = 80 × 5 = 400), а не 500 дол., как в случае изменения государственных закупок на те же 100 дол., т.е. мультипликативный эффект меньше.
Слайд 298Это объясняется тем, что мультипликатор начинает действовать как бы со
второй ступени (первым членом геометрической прогрессии будет не 100, а
80).
Слайд 299Определим формулу мультипликатора автономных налогов.
Налоги действуют
на совокупный спрос через изменение прежде всего потребительских расходов.
Слайд 301при этом
ΔС = MPC × ΔYd,
а ΔYd = -
ΔTx,
то
ΔС = MPC × (- ΔTx). (2)
Слайд 302Подставим формулу (2)
в формулу (1) и,
несколько перегруппировав, получим
Слайд 303Величина
и есть мультипликатор автономных налогов.
Слайд 304Поскольку
1 — MPC = MPS
(предельная склонность к сбережению),
то мультипликатор автономных налогов можно записать и как
он равен -4 (-0,8 / (1 - 0,8) =
=-0,8 / 0,2 = -4).
Слайд 306Мультипликатор налогов — это коэффициент, который показывает, на сколько увеличится
совокупный доход при уменьшении налогов
на единицу.
Слайд 307Следует обратить внимание
на два момента:
Слайд 3081) мультипликатор налогов всегда величина отрицательная.
Слайд 309Это означает, что его воздействие
на совокупный доход обратное.
Слайд 310Рост налогов приводит
к снижению совокупного дохода,
а сокращение налогов — к росту совокупного дохода.
Слайд 3112) по своему абсолютному значению мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора расходов.
Слайд 312Поэтому если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются на одну
и ту же величину, то происходит рост совокупного дохода,
Слайд 313причем это изменение равно величине изменения государственных закупок
и налогов.
Слайд 314Например, если при MPC = 0,8 ΔG = 100 дол.
и ΔТх = 100 дол., то рост госзакупок увеличивает совокупный
доход на 500 дол. 100×5,
А рост налогов сокращает совокупный доход на 400 дол.
100×(-4)
Слайд 315В результате совокупный доход увеличится на 100 дол.,
т.е. на величину изменения госзакупок и налогов.
Это означает, что мультипликатор сбалансированного бюджета равет единице.
Слайд 316Мультипликативным эффектом обладают и трансферты.
Трансферты представляют собой как бы
«антиналоги».
Слайд 317Они, так же как и налоги, оказывают косвенное воздействие на
совокупный спрос (через изменение потребительских расходов).
Слайд 318Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение
— к уменьшению располагаемого дохода.
Слайд 319(Строго говоря, трансферты изменяют величину личного дохода, что при неизменной
величине налогов означает изменение располагаемого дохода.)
Слайд 320Выведем формулу мультипликатора трансфертов. Изменение трансфертов означает изменение располагаемого дохода:
ΔTr
= ΔYd
Слайд 321Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в соответствии
с величиной
предельной склонности к потреблению:
ΔC = ΔYd × MPC = ΔTr × MPC
Слайд 322а изменение потребления мультипликативно изменяет совокупный доход:
Слайд 323Величина мультипликатора трансфертов, таким образом, равна
или
Слайд 324Таким образом, величина простого мультипликатора любого инструмента фискальной политики определяется
только предельной склонностью к потреблению
(или соответственно предельной склонностью к сбережению) и не зависит от величины государственных закупок, аккордных налогов или трансфертов.
Слайд 325Мультипликатор трансфертов — это коэффициент, который показывает на сколько увеличивается
совокупный доход при увеличении трансфертов на единицу.
Слайд 326По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору автономных налогов.
Слайд 327Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов,
Слайд 328поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы
(потребительские, инвестиционные
и государственные закупки) — прямое.
Слайд 329Социальные трансфертные выплаты — трансферты домашним хозяйствам — воздействуют на
совокупный спрос, а трансферты фирмам — субсидии — и на
совокупный спрос, и на совокупное предложение.
Слайд 330Увеличение субсидий и субвенций, введение льготного инвестиционного кредита и др.
расширяют возможности внутреннего финансирования фирм и увеличения производства,
Слайд 331что не только ведет к росту инвестиционных расходов, увеличивая совокупный
спрос,
но и уменьшает издержки фирм на производство единицы продукции, а это служит стимулом для роста совокупного предложения.
Слайд 332Сокращение трансфертов уменьшает и совокупный спрос, и совокупное предложение.
Слайд 334Инструменты фискальной политики применяются прежде всего для стабилизации экономики
и сглаживания циклических
колебаний.
Слайд 335В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют
два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.
Слайд 336Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, направлена на увеличение деловой
активности и используется как средство борьбы с безработицей.
Слайд 337Мерами стимулирующей фискальной политики выступают:
увеличение государственных закупок;
снижение налогов;
увеличение трансфертов.
Слайд 338Сдерживающая фискальная политика используется при буме экономики, направлена на
снижение деловой активности в целях
борьбы с инфляцией.
Слайд 339Мерами сдерживающей фискальной политики служат:
сокращение государственных закупок;
увеличение налогов;
снижение трансфертов.
Слайд 340В зависимости от способа воздействия инструментов фискальной политики
на экономику различают фискальную политику: дискреционную и автоматическую.
Слайд 341Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное официальное изменение правительством величины
государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.
Слайд 342Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны —
государственном бюджете.
Слайд 343Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов.
Слайд 344Встроенные стабилизаторы — это инструменты, величина которых не меняется, но
само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует
экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при «перегреве».
Слайд 345К автоматическим стабилизаторам относятся:
подоходные налоги (включающие все виды налогов на
доходы, в том числе налог на прибыль корпораций);
косвенные налоги (в
первую очередь, налог на добавленную стоимость);
пособия по безработице;
пособия по бедности.
Слайд 346В США к встроенным стабилизаторам относятся также субсидии фермерам.
Слайд 347Подоходный налог действует следующим образом:
Слайд 348при спаде уровень деловой активности (Y) снижается, поэтому величина налоговых
поступлений (Тх = t× Y) уменьшается,
Слайд 349а при «перегреве» экономики, когда совокупный доход максимален, налоговые поступления
увеличиваются.
Слайд 350При этом ставка налога остается неизменной.
Слайд 351Однако налоги — это утечки
из экономики, сокращающие поток расходов и,
следовательно, доходов.
Слайд 352Получается, что при спаде утечки минимальны, а при «перегреве» максимальны.
Слайд 353Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически «остужается»
при «перегреве» и «подогревается» при рецессии.
Слайд 354Наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.
Слайд 355Налог на добавленную стоимость (НДС) также обеспечивает встроенную стабильность.
Слайд 356Он является косвенным налогом, частью цены товара, поэтому
в период рецессии, когда общий
объем продаж падает, налоговые поступления от косвенных налогов — утечки из экономики — сокращаются.
Слайд 357При «перегреве», наоборот, совокупные доходы увеличиваются, объем продаж в экономике
растет,
что увеличивает поступления от косвенных налогов.
Слайд 358Стабилизация экономики происходит автоматически.
Слайд 359Пособие по безработице
и пособие по бедности
являются автоматическими стабилизаторами,
Слайд 360поскольку общая сумма
их выплат увеличивается
при спаде — по мере того, как люди начинают терять работу, становясь безработными и оказываясь ниже черты бедности, —
Слайд 361и сокращаются при буме,
когда наблюдается сверхзанятость и рост доходов.
Слайд 362Эти пособия являются трансфертами,
т.е. инъекциями в экономику.
Слайд 363Их выплата способствует росту доходов и поэтому совокупных расходов, стимулируя
подъем, когда экономика находится
в состоянии рецессии.
Слайд 364Уменьшение общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние
на экономику.
Слайд 365Таким образом, автоматическими стабилизаторами являются только те виды налогов и
трансфертов, величина которых меняется в зависимости от фазы экономического цикла.
Слайд 366Действие встроенных стабилизаторов ведет
к увеличению дефицита государственного бюджета в период спада и может способствовать появлению профицита бюджета (или уменьшению дефицита) в период «перегрева».
Слайд 367Преимущество встроенных стабилизаторов состоит в том, что нет необходимости принятия
политическими деятелями специальных решений для введения
их в действие.
Слайд 368Однако встроенные стабилизаторы оказывают менее сильное воздействие
на экономику, чем меры дискреционной
фискальной политики.
Слайд 369Они не способны обеспечить полную занятость
и неинфляционный уровень совокупного выпуска.
Слайд 370В развитых странах экономика на две трети регулируется
с
помощью дискреционной фискальной политики и только на треть — за счет действия встроенных стабилизаторов.
Слайд 371Основным недостатком стимулирующей фискальной политики является
эффект
вытеснения частных инвестиций.
Слайд 372Дело в том, что рост государственных расходов
или снижение налогов
в период спада ведет к мультипликативному увеличению совокупного выпуска,
Слайд 373что вызывает рост спроса
на деньги для обеспечения
возможности покупки увеличившегося количества товаров и услуг.
Слайд 374Люди начинают снимать деньги с банковских счетов, возможности банков по
выдаче кредитов сокращаются, ставка процента по кредитам растет, т.е. кредиты
становятся дороже.
Слайд 375В этих условиях фирмы берут меньше кредитов,
и инвестиционные расходы частного сектора сокращаются.
Слайд 376Поэтому с целью стимулирования частных инвестиций в период спада целесообразно
использовать не стимулирующую фискальную, а стимулирующую монетарную политику, результатом которой
является снижение ставки процента в процессе увеличения предложения денег.
Слайд 377Если целью стабилизационной политики выступает максимальное увеличение объема выпуска, то
для нейтрализации эффекта вытеснения стимулирующая фискальная политика используется в сочетании
со стимулирующей монетарной политикой.