Слайд 1Психология
Психология как наука
Слайд 2Введение
Психология – это наука о закономерностях
развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности живых организмов.
Психология как наука развивалась в недрах философии и отделилась от нее к конце 19 столетия.
Слайд 3далее
Слово психология образовалось от греческих слов «психея» (душа) и «логос»
(слово, учение). Отсюда: учение о душе.
Впервые оно появилось в философских
трудах немецкого ученого, Христиана Вольфа в 18 веке н.э.
Слайд 4далее
«Общая психология (ОП) – базовый раздел психологии, изучающий закономерности, особенности
и механизмы развития и функционирования психики человека.
В последнее время ОП
интегрируется с социальной психологией, изучающей особенности психических проявлений человека в условиях социального взаимодействия» (М.И.Еникеев, «Энциклопедия»)
Слайд 5далее
Изучение общей психологии можно условно разделить на два направления: познавательные
(психические) процессы и свойства и состояния личности.
1.Познавательные процессы: 2.
Личность:
- ощущения - эмоции
- восприятие - способности
- внимание - установки
- память - мотивации
- воображение - темперамент
- мышление - характер
- речь - воля
Слайд 6далее
По мнению Алексея Михайловича Столяренко:
«Современная научная психология
представляет собой развитую и разветвленную науку с широкой сферой применения
своих теоретических и прикладных разработок».
Слайд 7Специальные отрасли психологии
Социальная психология
Педагогическая психология
Генетитическая
Дифференциальная
Возрастная
Медицинская (патопсихология, психотерапия)
Юридическая
Психология труда (инженерная, авиационная,
космическая)
др.: военная, спорта, торговли, творчества …
Слайд 8далее
Педагогическая психология изучает развитие личности в процессе обучения и воспитания.
Социальная
психология изучает взаимоотношения между людьми, между человеком и обществом, отношения
в группе, психологическую совместимость людей.
Слайд 9далее
Генетическая психология объясняет взаимосвязь и зависимость между наследственными особенностями психики
и воспитанием человека.
Возрастная – психологические особенности здорового человека в разные
периоды жизни (в частности детская).
Психология управления – закономерности управленческой деятельности людей.
Слайд 10далее
Психофизиология рассматривает физиологические основы психической деятельности человека.
Клиническая психология определяет причины
нарушения психики людей и их поведения.
Медицинская психология – взаимоотношения врача
и пациента.
Другие: инженерная, военная, спортивная, психология торговли, рекламы и т.д.
Слайд 11 Объект и предмет психологии
Объектом изучения
психологии можно назвать: психика и личность, или психика человека, как
личности.
Объект состоит из предметов!
2. К основным предметам изучения психологии можно отнести:
- психические процессы;
- психические состояния;
- психические свойства;
- психическая деятельность и др.
Слайд 122. Методы исследования (изучения) в психологии
Методы научных исследований – это
те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные
сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
По мнению Роберта Семеновича Немова методы или способы изучения общей психологии можно разделить на первичные и вторичные:
Слайд 13далее
1. Первичные:
Наблюдение (внутреннее, внешнее, свободное, стандартизированное, включенное,самонаблюдение)
Опрос
(устный, письменный, свободный, стандартизированный)
Тестирование (задание, опросник, проективный тест)
Эксперимент
(естественный, лабораторный)
Моделирование (математическое, техническое, логическое, компьютерное в виде таблиц, графиков, моделей, описаний, формул) и другие.
2. Вторичные:
Метод математической статистики
Метод качественного анализа
Слайд 14далее
«Наблюдение в психологии предполагает полное и точное описание наблюдаемых явлений,
а также их психологическое толкование.
Научное наблюдение требует
специальной подготовки, в ходе которого осуществляется объективная психологическая интерпретация качеств» (А.Г.Маклаков) объектов наблюдения.
Слайд 15далее
Опрос представляет собой метод исследования (изучения), основанный на получения необходимой
информации от самих исследуемых объектов путем вопросов и ответов.
Тестирование имеет
четкую процедуру сбора и обработки данных, а также психологическую интерпретацию полученных результатов, обладает валидностью, достоверностью и достаточной аппробированностью, как правило тесты должны быть рекомендованы научным сообществом или утверждены на определенном уровне.
Слайд 16далее
Лабораторный эксперимент- метод, основанный на создании искусственной
ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше
всего.
Естественный э. проводится в обычных жизненных условиях, где исследователь не вмешивается в ход происходящих событий, но фиксирует их.
Эксперимент основывается чаще всего на методе предположения (гипотезе).
Слайд 17далее
Методы моделирования – это целая группа методов. Они применяются когда
применение других методов по какой-либо причине затруднено. Они применяются на
основе имеющихся данных, на достаточную информацию об объекте исследования. При их использовании, как правило, не требуется участие испытуемых. Модели могут представлять собой описание ситуации, математические формулы, технические модели и др.
Слайд 183. Этапы развития психологии
1 этап – психология как наука о
душе (6 в. до н.- 2 в.н.э.
- философы
- Аристотель, Платон, Сократ, Гераклит, Демокрит, врачи - Гиппократ, позднее врач Гален – 2 век н. э.)
2 этап – психология как наука о сознании: (3-18 века)
2.1.Средние века- (3-13 век). (Августин Аврелий, Фома Аквинский);
2.2. Эпоха Возрождения (Л.да Винчи, Микеланджело, Н.Коперник, Г.Галилей) – (14-16 века)
2.3.Новое время (17-18 века) – Рене Декарт, Б. Спиноза.
3 этап – психология как наука о поведении (19-20 век) в
1879г. Вильгельм Вунд открыл научную лабораторию в университете г. Лейбцига.
Слайд 19далее
4 этап – (с 20 века до наших дней) наука
о психике.
Представители современного этапа развития психологии: Вильгельм Вунд, Карл Леонгард,
Карл Юнг, Эрик Берн, Эрик Эриксон, Зигмунд Фрейд, физиологи – Иван Михайлович Сеченов, Иван Петрович Павлов, российские психологи – Л.С. Выготский, А.В. Петровский, Л. Рубинштейн, В.П. Зинченко, Д.Я. Райгородский, К.А. Абдульханова, А.М. Столяренко, Р.Г. Немов и многие др.
Слайд 204. Основные направления в психологии
1. Когнитивная психология
2. Гуманистическая психология
3.
Генетическая психология
4. Структурализм
5. Функционализм
6. Бихевиоризм
7. Гештальтпсихология
8. Психоанализ
Слайд 21Вопросы
1.Общая психология и специальные отрасли психологии. Объект и предметы психологии
2.Основные
методы исследования в психологии
3.Этапы развития психологии
4.Основные направления в психологии
5. Познавательные
процессы: ощущение и восприятие (?)