Разделы презентаций


Направление и школы философии

Содержание

Вопросы.1. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм как основные направления философии.2.Основные черты средневековой философии 3. Основные черты философии эпохи Возрождения.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема 3 Направления и школы философии

Тема 3 Направления и школы философии

Слайд 2Вопросы.
1. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм как основные направления

философии.
2.Основные черты средневековой философии
3. Основные черты философии эпохи Возрождения.

Вопросы.1. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм как основные направления философии.2.Основные черты средневековой философии 3. Основные черты

Слайд 3
Основной вопрос философии – это вопрос о соотношении сознания и

бытия, это вопрос о познаваемости мира, вопрос о том, насколько

человек может понять этот мир.
Основной вопрос философии имеет две стороны.
Первая сторона основного вопроса философии звучит так: что первичней – материя или сознание? В зависимости от ответа на этот вопрос можно выделить два направления в философии
Основной вопрос философии – это вопрос о соотношении сознания и бытия, это вопрос о познаваемости мира, вопрос

Слайд 4
Идеализм – такой тип философствования, который отводит творческую роль в

мире исключительно духовному началу, лишь за ним признавая способность к

саморазвитию.
Идеализм – такой тип философствования, который отводит творческую роль в мире исключительно духовному началу, лишь за ним

Слайд 5
Иными словами, идеализм исходит из того, что высшее сознание, абсолютный

разум существовал вечно, и именно он создал материальный мир.

Иными словами, идеализм исходит из того, что высшее сознание, абсолютный разум существовал вечно, и именно он создал

Слайд 6
Материализм – такой тип философствования, согласно которому природа, Вселенная, Космос

– первичны, а мышление – это свойство человека и в

этом смысле оно вторично.
Материализм – такой тип философствования, согласно которому природа, Вселенная, Космос – первичны, а мышление – это свойство

Слайд 7
Разновидности идеализма –
1. Объективный идеализм, согласно которому мысль, дух первичны,

а природа – вторична, при этом мысль, дух., а также

весь окружающий человека мир существует независимо от человека. Представители объективного идеализма – Платон, Гегель

Гегедь (1770-1831)

Платон (428 г .до н.э. – 348 г. до н.э.)

Разновидности идеализма –1. Объективный идеализм, согласно которому мысль, дух первичны, а природа – вторична, при этом мысль,

Слайд 8
2. Субъективный идеализм – он выражается в следующей фразе: «Весь

мир – комплекс моих ощущений»
Представитель субъективного идеализма – Джордж Беркли
Беркли

(1685-1753)
2. Субъективный идеализм – он выражается в следующей фразе: «Весь мир – комплекс моих ощущений»Представитель субъективного идеализма

Слайд 9
Солипсизм – такая разновидность субъективного идеализма, который исходит из того,

что не только вещи, но и люди – это лишь

комплекс ощущений.
Представители солипсизма – Мах и Авенариус.

Мах (1836-1916)

Авенариус (1843-1896

Солипсизм – такая разновидность субъективного идеализма, который исходит из того, что не только вещи, но и люди

Слайд 10
Разновидности материализма.
1. Наивный материализм философов Милетской школы. (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)
2.Вульгарный

материализм – Бюхнер, Фогт, Моллешот.
3. Механистический материализм. – Ньютон, Ламетри.
4.

Диалектический материализм – К.Маркс, Ф. Энгельс.
Разновидности материализма.1. Наивный материализм философов Милетской школы. (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)2.Вульгарный материализм – Бюхнер, Фогт, Моллешот.3. Механистический материализм.

Слайд 11
Концепцию вульгарного материализма можно выразить их же фразой: «Мозг также

выделяет мысль, как печень выделяет желчь»
Представители вульгарного материализма – Бюхнер,

Фогт, Молешот.
Концепцию вульгарного материализма можно выразить их же фразой: «Мозг также выделяет мысль, как печень выделяет желчь»Представители вульгарного

Слайд 12
Механистический материализм исходит из того, что все явления природы объясняются

действующими между частицами материи силами притяжения и отталкивания. Все качественные

различия между предметами сводятся к количественным, все изменения – к перемещениям, все сложные явления – к простым.
Механистический материализм исходит из того, что все явления природы объясняются действующими между частицами материи силами притяжения и

Слайд 13
Диалектический материализм. Представлен К. Марксом и Ф, Энгельсом.
В их работах

логически и фактически обосновывается материальное единство мира.

Диалектический материализм. Представлен К. Марксом и Ф, Энгельсом.В их работах логически и фактически обосновывается материальное единство мира.

Слайд 14
Наряду с полярными, конкурирующими направлениями философии существуют компромиссные учения
Дуализм

и деизм.

Наряду с полярными, конкурирующими направлениями философии существуют компромиссные учения Дуализм и деизм.

Слайд 15
Дуализм был основан французским философом Р. Декартом.
Суть дуализма:
Существуют две независимые

сущности (субстанции) - материальная, обладающая свойством протяжения и духовная, обладающая

свойством мышления.

Р. Декарт (1596-1650)

Дуализм был основан французским философом Р. Декартом.Суть дуализма:Существуют две независимые сущности (субстанции) - материальная, обладающая свойством протяжения

Слайд 16
Деизм – такое направление в философии, сторонники которого признавали Бога,

который, по их мнению, однажды сотворив мир уже не участвует

в его дальнейшем развитии.
Представители деизма – Вольтер, Дидро, Руссо
Деизм – такое направление в философии, сторонники которого признавали Бога, который, по их мнению, однажды сотворив мир

Слайд 17
Вторая сторона основного вопроса философии – познаваем ли мир?
В зависимости

от ответа на этот вопрос можно выделить два направления:
1. Гносеологический

оптимизм, представителями которого были К. Маркс и Ф. Энгельс.
Мир познаваем, несмотря на то, что в ходе познания человечество ошибается и впадает в заблуждения.
Вторая сторона основного вопроса философии – познаваем ли мир?В зависимости от ответа на этот вопрос можно выделить

Слайд 18
2. Агностицизм, крупнейший представитель агностицизма – И.Кант.
Агностицизм – такое направление

в гносеологии, которое отрицает возможность познания человеком окружающего мира.
Кант (1724-1804)

2. Агностицизм, крупнейший представитель агностицизма – И.Кант.Агностицизм – такое направление в гносеологии, которое отрицает возможность познания человеком

Слайд 19

Основные черты философии средневековья 3-14 века н.э.)
1. Теоцентризм - означает,

что источником всякого Бытия и Блага является БОГ.

Основные черты философии средневековья 3-14 века н.э.)1. Теоцентризм - означает, что источником всякого Бытия и Блага является

Слайд 20
2.Креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего.
3. Провиденциализм

– понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения

человечества.

2.Креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего.3. Провиденциализм – понимание истории как осуществление заранее предусмотренного

Слайд 21
4. Символизм. Весь мир представлял огромное разнообразие символов.
Особенно часто символизм

используется в трактовке религиозных текстов.

4. Символизм. Весь мир представлял огромное разнообразие символов.Особенно часто символизм используется в трактовке религиозных текстов.

Слайд 22
Крупнейшие представители философии Средневековья – Августин Блаженный и Фома Аквинский.
Августин

( 354г.- 430 г.)

Фома Аквинский (1225-1274)

Крупнейшие представители философии Средневековья – Августин Блаженный и Фома Аквинский.Августин ( 354г.- 430 г.)Фома Аквинский (1225-1274)

Слайд 23
Августин Блаженный
Родился в африканском городе Тагасте. По настоянию отца обучался

в школе риторики в Карфагене.
« В Карфагене кругом меня кипела

позорная любовь. Я мутил источник дружбы грязью похоти. Гадкий и бесчестный в безмерной суетности своей я жадно хотел быть изысканным и светским» В 384 году переехал в Италию в Рим преподавать, но
Августин БлаженныйРодился в африканском городе Тагасте. По настоянию отца обучался в школе риторики в Карфагене.« В Карфагене

Слайд 24
Преподавательская деятельность не пошла.
В Милане он посещал знаменитого архиепископа Амвросия.
Читает

Плотина и Послания святого Павла, приобщаясь к христианству.
24 апреля 387

года принимает крещение.
В 395 году занимает епископскую кафедру в Гиппоне, где служит до самой смерти
Преподавательская деятельность не пошла.В Милане он посещал знаменитого архиепископа Амвросия.Читает Плотина и Послания святого Павла, приобщаясь к

Слайд 25
В житейских привычках был весьма скромен, питался фруктами и овощами.

Избегал женского общества.
Он умер в осажденном Гиппоне при захвате его

варварами.
Его высказывания:
Бывают ли чудеса? Да, например, восход Солнца.
В житейских привычках был весьма скромен, питался фруктами и овощами. Избегал женского общества.Он умер в осажденном Гиппоне

Слайд 26
«Божественное провидение войнами исправляет и выравнивает поведение людей».
Злой человек вредит

самому себе прежде чем повредит другим»
Не выходи в мир, а

возвращайся к себе самому, внутри человек пребывает правда.
Когда тебя прославляют, презирай себя. В тебе прославляется тот, кто через тебя действует»
«Божественное провидение войнами исправляет и выравнивает поведение людей».Злой человек вредит самому себе прежде чем повредит другим»Не выходи

Слайд 27
Августин Блаженный. Основные труды:
«О Троице», «О Граде Божьем», «Исповедь»
Взгляды А.

Блаженного:
1.Бог сотворил мир из ничего. Он сотворил первоматерию и время.

Бог находится вне времени. Время – это мера движения и изменения.
Августин Блаженный. Основные труды:«О Троице», «О Граде Божьем», «Исповедь»Взгляды А. Блаженного:1.Бог сотворил мир из ничего. Он сотворил

Слайд 28
2. История определяется Божественным провидением, она движется от Града земного

к Граду Божьему, т.е. от земных языческих царств к царству

Христа.
3. Человек – разумная душа, которая пользуется телом. Человек стремится к Богу, так как находит в нем покой и благодать.
2. История определяется Божественным провидением, она движется от Града земного к Граду Божьему, т.е. от земных языческих

Слайд 29
4. Существует лишь два пути познания Бога - вера и

разум. Вера – истинный источник познания, а разум лишь подкрепляет

положения веры.
5. Человек свободен выбирать между добром и злом, зло коренится в человеческой природе, Бог не виновен в существовании зла, поэтому человек ответственен за свои поступки.
4. Существует лишь два пути познания Бога - вера и разум. Вера – истинный источник познания, а

Слайд 30
Фома Аквинский.
Родился в замке Роккосекка близ Аквино.
В 17 лет вступил

в доминиканский орден, откуда был послан учиться в Париж.
За мягкость

и легкость характера получил прозвание «Ангельский доктор». В 1259 году Папа Римский Урбант 4 отзывает Фому в Рим. Там он знакомится с трудами Аристотеля.
Фома Аквинский.Родился в замке Роккосекка близ Аквино.В 17 лет вступил в доминиканский орден, откуда был послан учиться

Слайд 31
В 1272 году возвращается в Неаполь, где преподает в университете.
В

1724 году по дороге из Неаполя в Лион, куда он

направлялся по приглашению Папы римского, Григория 10. он простудился и умер.

В 1272 году возвращается в Неаполь, где преподает в университете.В 1724 году по дороге из Неаполя в

Слайд 32
Фома Аквинский.
Основные положения его учения:
1.Человек – это личность, ведомая Богом

к блаженству.
2.разум и вера не исключают друг друга, а помогают

друг другу, хотя вера, безусловно, сильней.
Фома Аквинский.Основные положения его учения:1.Человек – это личность, ведомая Богом к блаженству.2.разум и вера не исключают друг

Слайд 33
Он приводит следующие логические доказательства существования Бога:
1.Если весь мир находится

в развитии, то, следовательно, у развития есть начало. Таким началом

является Бог.
2.Если есть причина всему, то, следовательно, существует первопричина. Такой первопричиной является Бог.
Он приводит следующие логические доказательства существования Бога:1.Если весь мир находится в развитии, то, следовательно, у развития есть

Слайд 34
3.Если в мире все целесообразно, то причиной такой целесообразности является

Бог.
4.В мире есть случайность и необходимость, если случайность зависит от

необходимости, то первоначальной необходимостью является Бог.
3.Если в мире все целесообразно, то причиной такой целесообразности является Бог.4.В мире есть случайность и необходимость, если

Слайд 35
5. Все, что существует, имеет различные степени качества, следовательно, должно

существовать высшее качество – Бог.

5. Все, что существует, имеет различные степени качества, следовательно, должно существовать высшее качество – Бог.

Слайд 36
Основные термины средневековой философии:
Теодицея – богооправдание
Патристика – учение отцов церкви,

исходящее из первенства веры над разумом.
Представители – Августин Блаженный, Тертуллиан,

Григорий Нисский, Боэций
Основные термины средневековой философии:Теодицея – богооправданиеПатристика – учение отцов церкви, исходящее из первенства веры над разумом.Представители –

Слайд 37
Схоластика – дословно переводится как школьная философия – тип религиозной

философии, исходящее из того, что разум также должен участвовать в

процессе доказательства Бытия Божьего. Представители – Фома Аквинский, Уильям Оккам.
Схоластика – дословно переводится как школьная философия – тип религиозной философии, исходящее из того, что разум также

Слайд 38
Номинализм – философское течение средневековой философии, исходящее из того, что

общее присутствует в конкретных вещах, общее – это сущность вещи,

которая фиксируется в названии (имени). Представители – Росцелин, Оккам, Буридан
Номинализм – философское течение средневековой философии, исходящее из того, что общее присутствует в конкретных вещах, общее –

Слайд 39
Реализм – философское течение средневековой философии, исходящее из того, что

сущность вещей существует реально помимо конкретных вещей.
Представители – Иоан Скот,

Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский.
Концептуализм – умеренный реализм. Представитель – Пьер Абеляр. Концептуалисты выдвигали понятие «универсалии» - это общие понятие, определяющее сущность любой вещи, существующее в сознании. Мышлении.
Реализм – философское течение средневековой философии, исходящее из того, что сущность вещей существует реально помимо конкретных вещей.Представители

Слайд 40
Философия Возрождения – 15-16 века н.э.
Предпосылки ее возникновения:
1.совершенстование орудий труда

и производственных отношений;
2.кризис феодализма;
3. развитие ремесла и торговли;
4. усиление городов,

превращение их в культурные и политические центры;
5. Укрепление и централизация европейских государств, усиление светской власти
Философия Возрождения – 15-16 века н.э.Предпосылки ее возникновения:1.совершенстование орудий труда и производственных отношений;2.кризис феодализма;3. развитие ремесла и

Слайд 41
6.Кризис Католической Церкви и церковной идеологии;
7.Великие географические открытия;
8. научно-технические открытия

(изобретение пороха, доменных печей, микроскопа, телескопа и т.д.)

6.Кризис Католической Церкви и церковной идеологии;7.Великие географические открытия;8. научно-технические открытия (изобретение пороха, доменных печей, микроскопа, телескопа и

Слайд 42
Основные направления философии Возрождения
1. Гуманистическое направление – представителями являются Данте

Алигьери, Петрарка, Лоренцо Валли – в центр внимания они ставили

человека, его достоинство, величие и могущество
2. неоплатоническое – его представители – Николай Кузанский, Пико делла Мирандолла, Парацельс – они пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
Основные направления философии Возрождения1. Гуманистическое направление – представителями являются Данте Алигьери, Петрарка, Лоренцо Валли – в центр

Слайд 43
3. реформационное направление (М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин) –

они стремились пересмотреть отношения между верующими и Церковью;
4. Натурфилософское направление

(Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей) – они основали новое учение о Космосе, опираясь на астрономические открытия.
3. реформационное направление (М. Лютер, Т. Мюнцер, Ж. Кальвин) – они стремились пересмотреть отношения между верующими и

Слайд 44
5. Политическое направление (Н. Макиавелли), его представители развивали учение о

государстве.
6 Утопически-социалистическое направление (Т. Мор, Т. Кампанелла) – искали пути

построения коммунистического общества, основанного на отсутствии частной собственности.
5. Политическое направление (Н. Макиавелли), его представители развивали учение о государстве.6 Утопически-социалистическое направление (Т. Мор, Т. Кампанелла)

Слайд 45
Основные черты философии Возрождения (15-16 века)
1. Философский антропоцентризм, т.е. в

центре мироздания находится человек.
2.Идея прекрасного в мире.
3.Гуманизм.
4.Умеренный утилитаризм.

Основные черты философии Возрождения (15-16 века)1. Философский антропоцентризм, т.е. в центре мироздания находится человек.2.Идея прекрасного в мире.3.Гуманизм.4.Умеренный

Слайд 46
Важнейшие представители философии Возрождения – Николай Кузанский, Джордано Бруно.
Н. Кузанский

(1401 – 1464)
Джордано Бруно (1548-1600)

Важнейшие представители философии Возрождения – Николай Кузанский, Джордано Бруно.Н. Кузанский (1401 – 1464)Джордано Бруно (1548-1600)

Слайд 47
Джолрдано Бруно
Родина его – местечко Нола восточнее Неаполя рядом с

Везувием. Настоящее имя его - Филипп. Он родился в семье

мелкого дворянина. С одиннадцати лет Бруно поступает в школу в Неаполе, а в четырнадцать лет Бруно становится студентом начального факультета Неапольского университета, изучает здесь философию, логику, диалектику..
Джолрдано БруноРодина его – местечко Нола восточнее Неаполя рядом с Везувием. Настоящее имя его - Филипп. Он

Слайд 48
С 1565 года он учится в монастырской школе доминиканского ордена,

где получает по окончании обучения сан священника и степень доктора

философии. В результате конфликта с настоятелем монастыря Бруно сбегает из монастыря, а затем покидает Италию. Скитается по городам Англии, Франции, Швейцарии, читает лекции в университетах Тулузы, Парижа, Оксфорда, участвует в наиболее значительных научных спорах того времени. Выпускает большое количество книг, которые вызывают резкие протесты религиозных догматиков, и это вынуждает Бруно бежать из Англии
С 1565 года он учится в монастырской школе доминиканского ордена, где получает по окончании обучения сан священника

Слайд 49
Осенью 1591 года после долгих скитаний он возвращается в Италию,

где в конце концов оказывается в застенках инквизиции. За свои

еретические взгляды был сожжен на костре, и люди. собравшиеся 17 февраля 1600 года на площади у костра, услышали возглас великого итальянца: «Сжечь – не значит опровергнуть!».

Осенью 1591 года после долгих скитаний он возвращается в Италию, где в конце концов оказывается в застенках

Слайд 50
9 июня 1869 года в Риме на той самой площади

в присутствии 6000 делегатов от всех стран и народов мира

был открыт памятник Джордано Бруно.


9 июня 1869 года в Риме на той самой площади в присутствии 6000 делегатов от всех стран

Слайд 51
Учение Д. Бруно.
1. Развил учение о бесконечности миров

во Вселенной.
2. Развивал пантеизм.
Пантеизм – учение о том, что Бог

– это и есть природа, Бог присутствует везде.
3. Развил учение гилозоизма.
Учение Д. Бруно. 1. Развил учение о бесконечности миров во Вселенной.2. Развивал пантеизм.Пантеизм – учение о

Слайд 52
Гилозоизм – учение о всеобщей одушевленности материи.
4. Считал, что центром

мировоззрения должен стать человек, говорил о правах и достоинстве личности.

Гилозоизм – учение о всеобщей одушевленности материи.4. Считал, что центром мировоззрения должен стать человек, говорил о правах

Слайд 53
Цитаты Бруно:
«Другие миры также обитаемы, как этот»
«Природа есть либо сам

Бог, либо божественная сила, скрыта в вещах»
Вселенная есть целиком Центр.

Центр вселенной повсюду и во всем»
Цитаты Бруно:«Другие миры также обитаемы, как этот»«Природа есть либо сам Бог, либо божественная сила, скрыта в вещах»Вселенная

Слайд 54
1. Философия Нового Времени.
2. Немецкая классическая философия.

1. Философия Нового Времени.2. Немецкая классическая философия.

Слайд 55
Новое Время – хронологическое продолжение культуры и философской мысли Возрождения.

В это время намечается все большее сближение естественных наук и

философии, и основное внимание в философии этого периода уделяется вопросам познания.
В гносеологии сформировалось два основных направления – Эмпиризм и сенсуализм и рационализм.
Новое Время – хронологическое продолжение культуры и философской мысли Возрождения. В это время намечается все большее сближение

Слайд 56
Эмпиризм или сенсуализм – философское направление в гносеологии, согласно которому

самым верным инструментом человеческого познания являются знания. полученные с помощью

органов чувств.
Рационализм – направление в гносеологии, согласно которому наиболее верным инструментом познания является разум, мышление.
Эмпиризм или сенсуализм – философское направление в гносеологии, согласно которому самым верным инструментом человеческого познания являются знания.

Слайд 57
Представитель эмпиризма – Френсис Бэкон – английский философ и ученый-естествоиспытатель.
Происходит

из знатной дворянской семьи, которая играла видную роль в политической

жизни Англии.
Отец Бэкона – лорд-хранитель королевской печати и первый министр королевы Елизаветы

Ф. Бэкон (1561-1626)

Представитель эмпиризма – Френсис Бэкон – английский философ и ученый-естествоиспытатель.Происходит из знатной дворянской семьи, которая играла видную

Слайд 58
Мать Бэкона – Анна Кук, дочь воспитателя короля Эдуарда 6.

В 23 года был избран в парламент. В 52 года

стал генеральным прокурором Англии, в 56 – лордом-хранителем королевской печати. В 1621 году был обвинен в коррупции и интригах, предстал перед судом и осужден. Весной 1626 года умер от простуды.
Мать Бэкона – Анна Кук, дочь воспитателя короля Эдуарда 6. В 23 года был избран в парламент.

Слайд 59
Он считал, что в человеческом разуме нет ничего такого, чего

бы не было в чувствах.
Чувственные знания обладают преимуществом по сравнению

с рациональным, так как мысли о чем-то всегда обедняют изучаемый предмет
Он считал, что в человеческом разуме нет ничего такого, чего бы не было в чувствах.Чувственные знания обладают

Слайд 60
Рациональное познание заключает в себе возможность искажения предмета, в силу

чего человек в своих рассуждениях оперирует иллюзиями, искаженными фактами, так

называемыми идолами.
Существуют 4 рода идолов
1. Идолы рода человеческого. Они обусловлены самой природой людей, имеющих органы чувств и разум. Человек судит о природе по аналогии с жизнью.
Идолы пещеры. Это ошибки индивидуального характера, которые зависят от воспитания, вкусов, возраста людей и т.д.
Рациональное познание заключает в себе возможность искажения предмета, в силу чего человек в своих рассуждениях оперирует иллюзиями,

Слайд 61
Идолы рынка. Это привычка пользоваться в суждениях о мире ходячими

представлениями и предрассудками без критического к ним отношения.
Идолы театра. Они

связаны со слепой верой в авторитеты.

Идолы рынка. Это привычка пользоваться в суждениях о мире ходячими представлениями и предрассудками без критического к ним

Слайд 62
Бэкон считал, что философия должна носить практический характер. Высшей целью

науки он считал достижение господства человека на д природой. Но

господствовать над природой можно, лишь подчиняясь ее законам.
Знаменитый лозунг Бэкона «Знание – сила»
В своих исследованиях ученый должен идти индуктивным путем – от частного к общему.
Его знаменитая работа «Новый Органон»
Бэкон считал, что философия должна носить практический характер. Высшей целью науки он считал достижение господства человека на

Слайд 63
Он дал основу методологии экспериментального познания.
Мысли:
Истина – дочь времени, а

не авторитета.
Кто проявляет жалость к врагу, безжалостен к самому себе.
Хромой,

бегущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги.
Он дал основу методологии экспериментального познания.Мысли:Истина – дочь времени, а не авторитета.Кто проявляет жалость к врагу, безжалостен

Слайд 64
Поверхностная философия склоняет ум человека к безбожию, глубокая же философия

обращает умы людей к религии.

Поверхностная философия склоняет ум человека к безбожию, глубокая же философия обращает умы людей к религии.

Слайд 65
Крупнейший представитель рационализма – Рене Декарт.
Родился в городе Лаэ
Происходил из

древнего дворянского, получил хорошее образование в иезуитском колледже..

Р. Декарт (1596-

1650)
Крупнейший представитель рационализма – Рене Декарт.Родился в городе ЛаэПроисходил из древнего дворянского, получил хорошее образование в иезуитском

Слайд 66
Углубленно изучал математику, астрономию, оптику. Жил в Париже, вел размеренную

жизнь. По утрам долго лежал в постели. Предаваясь размышлениям. После

полудня отдыхал в саду, выходил на прогулку., беседовал с друзьями, а после 16 часов начинал работать.
В 1643 году вступил в переписку с принцессой Елизаветой, дочерью немецкого короля Фридриха 5. которая

Углубленно изучал математику, астрономию, оптику. Жил в Париже, вел размеренную жизнь. По утрам долго лежал в постели.

Слайд 67
Принадлежала к наиболее образованным людям того времени. Елизавете он посвятил

свой труд « Начала философии»
В конце 1645 года познакомился со

шведской королевой Елизаветой. Она задавала ему вопросы – в чем сущность любви? Может ли из естественного познания вытекать любовь к Богу? Что хуже – безмерная любовь или безмерная ненависть?
Принадлежала к наиболее образованным людям того времени. Елизавете он посвятил свой труд « Начала философии»В конце 1645

Слайд 68
В отличии от Бэкона он утверждал, что в человеческом разуме

есть нечто такое, чего нет в человеческих чувствах.

В отличии от Бэкона он утверждал, что в человеческом разуме есть нечто такое, чего нет в человеческих

Слайд 69
Оперирует дедуктивным методом познания. Знаменитая фраза: Можно сомневаться во всем,

но нельзя сомневаться, что я мыслю. Я мыслю, следовательно, существую»
Б.

Спиноза (1632-1677)
Оперирует дедуктивным методом познания. Знаменитая фраза: Можно сомневаться во всем, но нельзя сомневаться, что я мыслю. Я

Слайд 70
Он считал, что чувственные данные несут на себе отпечаток воспринимающего

субъекта. А разум дает возможность познать окружающий мир.
Человек обладает от

рождения определенными врожлденными идеями. Это математические аксиомы и интуитивное ощущение Бога. Но кроме врожденных знаний существуют приобретенные знания о вещах.
Он считал, что чувственные данные несут на себе отпечаток воспринимающего субъекта. А разум дает возможность познать окружающий

Слайд 71
Декарт разработал методы дедуктивного освоения мира. Это следующие правила:
1. не

принимай вещь за истинную, если ты не познал ее с

очевидностью;
2. необходимо разделить каждую изучаемую проблему на столько частей, сколько нужно для наиболее полного ее познания.
3. Свои идеи, мысли надо располагать в определенной последовательности – от простого к сложному.
Декарт разработал методы дедуктивного освоения мира. Это следующие правила:1. не принимай вещь за истинную, если ты не

Слайд 72
4. Совершай такие расчеты, чтобы быть уверенным, что ты ничего

не упустил.
Мысли:
Учись скорее побеждать самого себя, чем судьбу и менять

скорее желания, чем порядок в мире.
Уединения надо искать в больших городах.
Мало иметь хороший ум – главное – хорошо его применять.
4. Совершай такие расчеты, чтобы быть уверенным, что ты ничего не упустил.Мысли:Учись скорее побеждать самого себя, чем

Слайд 73
2 вопрос.
Немецкая классическая философия.
Вторя половина 18 века.. Германия –

самая отсталая страна Европы, представляет из себя множество разрозненных княжеств.

Городское население достигало всего 25 %
2 вопрос. Немецкая классическая философия.Вторя половина 18 века.. Германия – самая отсталая страна Европы, представляет из себя

Слайд 74
Возможно поэтому немецкая классическая философия носила очень сложный, оторванный от

реальности характер.

Возможно поэтому немецкая классическая философия носила очень сложный, оторванный от реальности характер.

Слайд 75
Представители немецкой классической философии –
И. Кант,

В.Ф. Гегель.
Кант (1724-

1804)
Гегель (1770-1831)

Представители немецкой классической философии – И. Кант, В.Ф. Гегель.Кант (1724- 1804)Гегель (1770-1831)

Слайд 76
Фихте (1762-1814)
Шеллинг (1775-1854)

Фихте (1762-1814)Шеллинг (1775-1854)

Слайд 77
Фейербах (1804-1872)

Фейербах (1804-1872)

Слайд 78
И. Кант. Родился в семье ремесленника, был четвертым ребенком в

семье. В семье было всего 9 детей.
Мысли «Труд – лучший

способ наслаждаться жизнью»
«Две вещи поражают меня – звездное небо надо мной и нравственный закон во мне»
И. Кант. Родился в семье ремесленника, был четвертым ребенком в семье. В семье было всего 9 детей.Мысли

Слайд 79
Основные работы
«Критика чистого разума»
«Критика способности суждений»
«Критика практического разума»

Основные работы «Критика чистого разума»«Критика способности суждений»«Критика практического разума»

Слайд 80
В «Критике чистого разума» Кант говорит о том, что весь

мир – это вещь в себе. Человек познает лишь проявления

этого мира, но не сам мир. Суть вещей – это ноумены а проявления вещей – феномены.
Человек воспринимает мир с помощью пространственно-временных ощущений. Пространство и время – это свойства нашего ума, а не мира.
В «Критике чистого разума» Кант говорит о том, что весь мир – это вещь в себе. Человек

Слайд 81
В «Критике способностей суждений» он говорит об антиномиях.
Антиномии – это

суждения, которые взаимно исключают друг друга.

В «Критике способностей суждений» он говорит об антиномиях.Антиномии – это суждения, которые взаимно исключают друг друга.

Слайд 82
Такими антиномиями являются следующие:
1.Мир имеет начало и одновременно бесконечен.
2.Мир состоит

из отдельных частей и одновременно он неделим.
3.Мир подчиняется причинно-следственным связям

и вместе с тем он свободен в своем развитии
Такими антиномиями являются следующие:1.Мир имеет начало и одновременно бесконечен.2.Мир состоит из отдельных частей и одновременно он неделим.3.Мир

Слайд 83
4.Мир существует как целостность и вместе с тем он способен

изменяться и разрушаться.
5. Бог – это необходимость, это сущность мира

и в то же время Бога нет.
4.Мир существует как целостность и вместе с тем он способен изменяться и разрушаться.5. Бог – это необходимость,

Слайд 84
В «Критике практического разума» Кант рассуждает о том, что все

люди от природы эгоисты, но надо придерживаться тактики разумного эгоизма.

Кант формулирует т.н. категорический императив
- поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой.
В «Критике практического разума» Кант рассуждает о том, что все люди от природы эгоисты, но надо придерживаться

Слайд 85
Философия Гегеля.
Знаменитый тезис Гегеля:
« Все действительное разумно, все разумное –

действительно».
Окружающий нас мир устроен необыкновенно разумно. Могла ли неразумная

природа так разумно устроиться. Совершенно очевидно, что в основе мира лежит абсолютная идея или мировой разум.
Мировой разум прошел в своем развитии три этапа
1. Существование абсолютной идеи в чистой бестелесной форме. Это сфера логики.
2.Абсолютная идея воплощается в природе. в материальном мире.

Философия Гегеля.Знаменитый тезис Гегеля:« Все действительное разумно, все разумное – действительно». Окружающий нас мир устроен необыкновенно разумно.

Слайд 86
Природа – это «застывшая мысль», это воплощение какого-то замысла.
3 этап.

Абсолютная идея переходит в человеческое сознание. Она существует в человеческом

мышлении. Формами ее бытия являются: субъективный дух (антропология, психология); объективный дух (право, нравственность, государство) и абсолютный дух (религия, искусство, философия
Природа – это «застывшая мысль», это воплощение какого-то замысла.3 этап. Абсолютная идея переходит в человеческое сознание. Она

Слайд 87
Марксистская философия.
Ф. Энгельс (1820-18950
К. Маркс (1818-1883)

Марксистская философия.Ф. Энгельс (1820-18950К. Маркс (1818-1883)

Слайд 88
Основные идеи Маркса можно выразить в следующих положениях:
1.Впервые Маркс обращается

к низшим слоям общества – к трудящимся и пролетариям.
2. Главной

философской идеей марксизма является материалистическое понимание истории. Оно не отрицает роли идей в жизни общества, а лишь требует идти дальше – откуда берутся сами идеи?
Основные идеи Маркса можно выразить в следующих положениях:1.Впервые Маркс обращается к низшим слоям общества – к трудящимся

Слайд 89
Суть материалистического понимания истории Маркс разъяснил в «Предисловии. К критике

политической экономии» в 1859 году. Он писал следующее: «Не сознание

людей определяет их бытие, а наоборот их общественное бытие определяет их сознание.»
3. В человеческой истории мысли и действия миллионов людей как бы уравновешивают друг друга, поэтому история – это естественно-исторический процесс, в котором можно выделить определенные закономерности.

Суть материалистического понимания истории Маркс разъяснил в «Предисловии. К критике политической экономии» в 1859 году. Он писал

Слайд 90
4. Общественное производство состоит из производства материального и духовного. Первое

из них является определяющим. Оно определяет образ жизни людей и

сущность людей той эпохи, в которой они живут.
4. Общественное производство состоит из производства материального и духовного. Первое из них является определяющим. Оно определяет образ

Слайд 91
5. Маркс сформулировал учение о коммунизме, который, по его мнению,

кладет конец предыстории человечества и открывает подлинную историю человечества, свободную

от борьбы за то, чтобы отхватить как можно больше. Богатство такого общества определяется не товарами и не вещами, а потому и не рабочим временем, а временем, свободным от материального производства.


5. Маркс сформулировал учение о коммунизме, который, по его мнению, кладет конец предыстории человечества и открывает подлинную

Слайд 92
Все жизненное время человека становится его свободным временем, необходимым для

всестороннего развития личности и для высших видов творчества

Все жизненное время человека становится его свободным временем, необходимым для всестороннего развития личности и для высших видов

Слайд 93
Кроме Маркса представителем так называемого философского антропологизма и материализма был

немецкий философ Людвиг Фейербах.
«Человек – человеку – Бог»
Л. Фейербах (1804-1872)

Кроме Маркса представителем так называемого философского антропологизма и материализма был немецкий философ Людвиг Фейербах.«Человек – человеку –

Слайд 94
Итак, И.Кант, Гегель, К. Маркс Л. Фейербах – это представители

рационалистической немецкой философии 19 века. Ему (рационализму) противостоит так называемый

иррационализм. Тезису рационалистов о разумности мира они противопоставляют тезис о его неразумности, о том, что мир темен, а человеком управляет не разум, а воля, инстинкт, страх, страдание..


Итак, И.Кант, Гегель, К. Маркс Л. Фейербах – это представители рационалистической немецкой философии 19 века. Ему (рационализму)

Слайд 95
Выдающиеся философы –иррационалисты– Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше.
Ницше 1844-1900)
Шопенгауэр (1788

– 1860)

Выдающиеся философы –иррационалисты– Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше.Ницше 1844-1900)Шопенгауэр (1788 – 1860)

Слайд 96
Первым против Гегеля выступил Шопенгауэр (1788 –1860) в своем труде

«Мир как воля и представление».
Родился в обеспеченной семье польского

купца, обучался коммерции, медицине, философии. Некоторое время преподавал в берлинском университете.
Большую часть дня проводил в кабинете своей двухкомнатной квартиры.
Первым против Гегеля выступил Шопенгауэр (1788 –1860) в своем труде «Мир как воля и представление». Родился в

Слайд 97
Его окружали бюст Канта, портрет Гете, статуя Будды, 16 гравюр

на стенах с изображением собак.
В совершенстве владел английским, итальянским, испанскитм

языками.
Придерживался размеренной жизни, совершал длительные прогулки, разговаривая сам с собой. Его постоянным спутником был белый пудель Атман(частица Бога в душе человека) был очень мнителен и не доверял людям.
Его окружали бюст Канта, портрет Гете, статуя Будды, 16 гравюр на стенах с изображением собак.В совершенстве владел

Слайд 98
В основе мирового процесса лежит действие слепой бессознательной силы –

воли к жизни. Эта сила бессмысленна как сама жизнь

В основе мирового процесса лежит действие слепой бессознательной силы – воли к жизни. Эта сила бессмысленна как

Слайд 99
Каждый из нас обречен на смерть, старость и страдание.

Но воля к жизни забросила нас в этот мир, соблазнив

разными приманками, главная из которых – сексуальный инстинкт. Но за это надо расплачиваться всю жизнь. У человека есть только один выход – погасить в себе волю к жизни, то есть принять ту истину, которую узрели древние индусы – о нирване.

Каждый из нас обречен на смерть, старость и страдание. Но воля к жизни забросила нас в

Слайд 100
Мысли
Кто любит истину, тот ненавидит богов как в единственном, так

и во множественном числе.
Религия в течение 1900 лет держала разум

в наморднике
Наш мир – худший из миров.
МыслиКто любит истину, тот ненавидит богов как в единственном, так и во множественном числе.Религия в течение 1900

Слайд 101
Еще один иррационалист – Ницше.. (1844-1900).
Он тоже говорит о мировой

воле, но не о воле к жизни, а о воле

к власти. Естественный порядок вещей – это власть сильных над слабыми. Христианскую мораль Ницше отвергал как мораль рабов. Он ценил аристократическую культуру и отвергал рациональное сознание. Его работа «Так говорил Заратустра» нелогична, нерациоанльна.
Еще один иррационалист – Ницше.. (1844-1900).Он тоже говорит о мировой воле, но не о воле к жизни,

Слайд 102
Справедливость жизни не нужна, так как жизнь несправедлива по существу.

Слабые должны уйти, им надо в этом помочь. Падающего

подтолкни! Ницше прославляет культ избранных и лучших. Демократия – это мораль стадных животных. «К дьяволу массы, а заодно и статистику.»
К счастью стремятся только коровы, женщины и социал-демократы. Свехчеловек – это воин, он не обязан быть счастливым. Он должен, преодолевая любые преграды, увеличивать власть над миром.
Современный человек – это натянутый канат между обезьяной и человеком.
Кто имеет ЗАЧЕМ жить, может вынести любое КАК


Справедливость жизни не нужна, так как жизнь несправедлива по существу.  Слабые должны уйти, им надо в

Слайд 103
К концу 19 века после революций 1848 и 1871 годов

обстановка в Европе ненадолго стабилизировалась. В философии также наступает творческое

затишье. Но это затишье перед 20 веком, веком революций.
Ф И Л О С О Ф И Я 20 В Е К А


К концу 19 века после революций 1848 и 1871 годов обстановка в Европе ненадолго стабилизировалась. В философии

Слайд 104Русская философия
Основные направления русской философии 19 века:
Декабристская философия;
Философия Чаадаева;
Философия западников

и славянофилов;
Консервативная религиозная и монархическая философия;
Философские системы Ф.Достоевского и Л.

Толстого;

Русская философияОсновные направления русской философии 19 века:Декабристская философия;Философия Чаадаева;Философия западников и славянофилов;Консервативная религиозная и монархическая философия;Философские системы

Слайд 105
Революционно-демократическая философия;
Либеральная философия

Революционно-демократическая философия;Либеральная философия

Слайд 106
Декабристская философия была представлена творчеством П. Пестеля, М. Муравьева, И.

Якушкина.
П. Пестель
Н. Муравьев

Декабристская философия была представлена творчеством П. Пестеля, М. Муравьева, И. Якушкина.П. ПестельН. Муравьев

Слайд 107
И. Якушкин

И. Якушкин

Слайд 108
Основная направленность декабристской философии – социально-политическая, опорные идеи:
Приоритет естественного права
Необходимость

для России правового строя;
Отмена крепостного права и предоставление земли тем,

кто на ней работает;
Личная свобода человека;
Ограничение самодержавия законом и представительными органами либо замена его республикой
Основная направленность декабристской философии – социально-политическая, опорные идеи:Приоритет естественного праваНеобходимость для России правового строя;Отмена крепостного права и

Слайд 109
Историческая философия П. Чаадаева.
Основные направления его философии:
Философия человека;
Философия истории
П.Я. Чаадаев

Историческая философия П. Чаадаева.Основные направления его философии:Философия человека;Философия историиП.Я. Чаадаев

Слайд 110
Человек – это соединение материальной и духовной субстанции. Жизнь человека

возможна только в коллективе. Коллективное сознание полностью определяет сознание индивидуальное.

В основе исторического процесса лежит Божественное провидение.
Россия «выпала» из исторического процесса.
Будущее России – освоение культурных ценностей Запада и выполнить свою историческую миссию в рамках общечеловеческой цивилизации.
Человек – это соединение материальной и духовной субстанции. Жизнь человека возможна только в коллективе. Коллективное сознание полностью

Слайд 111
Одним из главных факторов, влияющих на историю человечества, Чаадаев считает

географический фактор.

Одним из главных факторов, влияющих на историю человечества, Чаадаев считает географический фактор.

Слайд 112
Западники и славянофилы
Западники – А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин,

В.Г. Белинский
А.И. Герцен
Н.П. Огарев

Западники и славянофилыЗападники – А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. БелинскийА.И. ГерценН.П. Огарев

Слайд 113
К.Д. Кавелин
В.Г. Белинский

К.Д. КавелинВ.Г. Белинский

Слайд 114
По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, «уникального» исторического пути

России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась

сама в себе.

По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, «уникального» исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой

Слайд 115
Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лидерами были А.С. Хомяков, И.В.

Киреевский, Ю.Ф. Самарин, братья Аксаковы.

Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лидерами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, братья Аксаковы.

Слайд 116
А.С. Хомяков
Ю.Ф. Самарин
И.В. Киреевский

А.С. ХомяковЮ.Ф. СамаринИ.В. Киреевский

Слайд 117
Согласно славянофилам основу исторического бытия России составляет православие и общинный

образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету

от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм) Поэтому любые попытки насадить на русскую почву западные традиции оканчиваются для России трагически
Согласно славянофилам основу исторического бытия России составляет православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается

Слайд 118
Взгляды Л.В. Федорова.
Основные темы его философии:
Единство мира;
Проблема жизни и смерти
Проблема

морали и правильного образа жизни

Взгляды Л.В. Федорова.Основные темы его философии:Единство мира;Проблема жизни и смертиПроблема морали и правильного образа жизни

Слайд 119
Самое большое зло – это смерть. Человечество должно объединиться для

победы над смертью. Победа над смертью произойдет в будущем, в

результате развития науки и техники, путем нахождения способов оживления. Надежду на возможность оживления дал Иисус. В поведении человека недопустимы как крайний эгоизм, так и крайний альтруизм.
Самое большое зло – это смерть. Человечество должно объединиться для победы над смертью. Победа над смертью произойдет

Слайд 120Экзистенциализм.
Направление в философии, главным предметом изучения которого стал человек, его

проблемы, трудности существования в окружающем мире.
Он начал зарождаться в середине

20 века

Экзистенциализм.Направление в философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности существования в окружающем мире.Он начал

Слайд 121
Основателем экзистенциализма считается Сьорен Кьеркегор. Он считал, что философия должна

повернуться к человеку, к его маленьким проблемам, помочь понять истину.

Основателем экзистенциализма считается Сьорен Кьеркегор. Он считал, что философия должна повернуться к человеку, к его маленьким проблемам,

Слайд 122
Существование всегда индивидуально, поэтому есть только частное, конкретное.
Реальностью является индивидуальное

существование или экзистенция. Такие понятия, как «общество», «Человечество» – это

всего лишь фантомы, так как подлинная действительность сосредоточена в отдельных людях.
Существование всегда индивидуально, поэтому есть только частное, конкретное.Реальностью является индивидуальное существование или экзистенция. Такие понятия, как «общество»,

Слайд 123
Экзистенция не поддается рациональному, научному изучению. Единственный способ постичь индивидуальное

– это его пережить.
Жизнь может наиболее полно раскрыться перед лицом

смерти. Человек задумывается о смысле жизни потому что есть смерть. Животные тоже смертны, но они не знают о смерти и потому безмятежны, Боги знают о смерти, но бессмертны и потому блаженны
Экзистенция не поддается рациональному, научному изучению. Единственный способ постичь индивидуальное – это его пережить.Жизнь может наиболее полно

Слайд 124
Между царством природы и миром богов находится человек – самое

несчастное существо, потому что он смертен и знает об этом.

Между царством природы и миром богов находится человек – самое несчастное существо, потому что он смертен и

Слайд 125
Он выделил следующие понятия:
Неподлинное существование – полная подчиненность человека обществу,

жизнь со всеми, без осознания своего Я.
Подлинное существование –выход из

состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождение себя.
Подлинное существование и есть экзистенция.
Он выделил следующие понятия:Неподлинное существование – полная подчиненность человека обществу, жизнь со всеми, без осознания своего Я.Подлинное

Слайд 126
В своем восхождении к подлинному существованию человек проходит три стадии:

эстетическую, этическую и религиозную.
На эстетической стадии жизнь человека определяется внешним

миром. Человек плывет по течению и стремится только к удовольствиям.
В своем восхождении к подлинному существованию человек проходит три стадии: эстетическую, этическую и религиозную.На эстетической стадии жизнь

Слайд 127
На этической стадии человек делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя.

Теперь им движет долг.
На религиозной стадии человек глубоко осознает свое

призвание, внешний мир уже не имеет для него значения. С этого момента он «несет свой крест»
На этической стадии человек делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя. Теперь им движет долг.На религиозной стадии человек

Слайд 128
Карл Ясперс. (1883-1969) – немецкий философ-экзистенциалист.
Обычно человек живет «заброшенной жизнью»,

как все. Но в особых случаях его истинная натура выходит

наружу.
Карл Ясперс. (1883-1969) – немецкий философ-экзистенциалист.Обычно человек живет «заброшенной жизнью», как все. Но в особых случаях его

Слайд 129
Это пограничные ситуации – между жизнью и смертью, с этого

момента человек осознает себя, он соприкасается с трансцедентальностью – высшим

бытием.
Человек приближается к трансцендентальности через так называемые «шифры» трансцендентального:
Эротику, секс
Согласие с собой
Свобода
Смерть.
Это пограничные ситуации – между жизнью и смертью, с этого момента человек осознает себя, он соприкасается с

Слайд 130
Другие представитеди экзистенциализма.
Жан Поль Сартр (1905-1980)
Альбер Камю (1913-1960)
Мартин Хайдеггер.

Другие представитеди экзистенциализма.Жан Поль Сартр (1905-1980)Альбер Камю (1913-1960)Мартин Хайдеггер.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика