Слайд 1Раздел 2. Психологическая служба в силовых структурах
Практическое занятие. Тема 2.2.
Особенности психологической работы в авиационном полку. Время – 8 часов.
Слайд 3Надежность действия летчика (специалиста ПОР) зависит от
Профессиональной готовности
Психологической готовности
Слайд 4Надежность действия летчика (специалиста ПОР) зависит от
Быстроты опознания признаков отказа
Выработки
правильного решения при недостатке (искаженности) информации
Выработки плана действий при недостатке
(искаженности) информации
Умения предвидеть ход событий
Умения предвидеть последствия своих действий
Слайд 5Разбор психофизиологического состояния и действий летчика
Летчик был знаком с ситуацией
теоретически
Внешний раздражитель (хлопок)
Формирование ошибочного образа с угрозой катастрофы
Оцепенение и бездействие
Психологическая
оглушонность
Слайд 6Внешний раздражитель (запрос по радио)
Разбор психофизиологического состояния и действий летчика
Выход
из психологического шока
Наличие неопределенности в информации и стрессового напряжения
Произошла смена
тормозной реакции на возбудительную
Слайд 7Характерное поведение в возбужденном состоянии
сумбурность поведения в явно ошибочной
гипотезе,
импульсивность,
незаконченность мыслительных процессов,
ошибочность принимаемых решений и действий
Произошла
смена тормозной реакции на возбудительную
Разбор психофизиологического состояния и действий летчика
Слайд 8Несоответствие фактических результатов действий ожидаемым порождали растерянность и неуверенность
Разбор
психофизиологического состояния и действий летчика
Не находил ответа «Что произошло?»
Слайд 9Сформировался живой развернутый образ, эталон данного события.
В нем отразились:
характерный
хлопок двигателя;
показания приборов и др. отличительные признаки;
удачное решение и
апробированный вариант действий при выходе из экстремальной ситуации
Разбор психофизиологического состояния и действий летчика
При повторном возникновении ЧС
Слайд 10Оперативный образ (на момент ЧС)
решение
план действий
действия
образ-цель (до наступления ЧС)
Хранимая в
памяти программа действий
Слайд 11Психологическая подготовка летчика к действиям в особых условиях
Слайд 12Формирование необходимых психологических качеств, развитие оперативного мышления и возможностью предвосхищения
событий должно развиваться организованно, путем целенаправленного обучения, воспитания и систематических
тренировок на земле и в воздухе.
Слайд 13Заблаговременно полученные знания к действиям в ЧС
Нейтрализуют фактор внезапности
Формируют следующие
качества:
Способствуют оперативности мышления
Облегчают прогнозирование событий
- находчивость;
- решительность;
Слайд 14Общая подготовка к полетам (ЧС)
Изучение ворсов: - эксплуатации техники,
- тактики,
- методики, -психологии и др.
тренажи
Слайд 15С точки зрения психологии устный опрос тренирует
Долговременную память
Оперативную память
Не формирует
полноценный образ полета
Слайд 16Отрабатывают двигательные и умственные навыки по смоделированным ситуациям к действиям
в ЧС
Практика и тренировка (тренажи)
Психологические цели тренажа
Формируют исполнительские навыки (действий)
;
Формируют навыки оперативного мышления и предвидения.
Слайд 17Рекомендации психологов
Перед отработкой действий на тренажере необходимо теоретическое изучение ЧС
и пример живого опыта летчика (специалиста ПОР);
Исполнительские действия формируются многократным
повторением;
Оперативное мышление формируется созданием проблемной ситуацией, побуждающей к аналитическому мышлению и активным грамотным действиям;
Слайд 18Тренаж на рабочем месте
Позволяет :
отрабатывать навыки действий с оборудованием;
Представить,
сидя на рабочем месте, мысленно в динамике будущий полет (действия
в ЧС);
проиграть в уме возможные ситуации, в том числе аварийные и действия для выхода из них;
Слайд 19Основные методические формы, рекомендуемые для развития оперативного мышления
ДЕМОНСТРАЦИЯ (ПОКАЗ)
ТРЕНИРОВКА
РАЗБОР
Слайд 20ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ;
ПОСИЛЬНОСТЬ;
СИСТЕМАТИЧНОСТЬ
Слайд 21Формирование волевых и профессиональных качеств, обеспечивающих надежность действий в ЧС,
- должны входить неотъемлимой частью в подготовку специалистов к действиям
в ЧС.
Слайд 22взаимодействие в экипаже (группе)
Трагедия происходит:
При несогласованности в действиях;
Если частичная ликвидация
ЧС формирует твердую психологическую установку на благополучный исход ЧС (форма
психологической защиты);
Может предотвратить трагедию
Распределение функций
Тренировка
Психологическая совместимость
Слайд 23Раздел 2.
Психологическая служба в силовых структурах
Практическое занятие №2.
Тема 2.2. Особенности психологической работы в авиационном полку. Время –
4 часа.
Слайд 25Надежность экипажа (группы)
Надежность действия экипажа зависит
от уровня подготовки каждого
его члена;
от четкой организации взаимодействия между членами экипажа;
от взаимопонимания
между членами экипажа;
психологической совместимости членов экипажа;
других человеческих факторов.
Слайд 26Характерные случаи для многоместных самолетов (команды)
Опытные специалисты не смогли предотвратить
трагедию (аварию самолета)
Слайд 27Характерные случаи для многоместных самолетов (команды)
Летчики (специалисты) обладали навыками командира
экипажа (руководителя) и основное внимание уделяли пилотированию самолета на
взлете и наборе высоты (наиболее ответственному и сложному этапу полета в данном отрезке времени).
Наблюдение за работой бортовых систем не вели до появления сигнала о пожаре на двигателе.
Это приводит к увеличению времени на определение достоверности информации по другим признакам и принятию решения.
Слайд 28Основные причины ошибочных действий
не определены обязанности членов экипажа;
не отработано
взаимодействие между членами экипажа
Слайд 29Ликвидация пожара сформировало у экипажа твердую психологическую установка на благоприятный
исход (форма психологической защиты)
Слайд 30Рекомендации для не повторения подобных случаев
Целесообразное распределение функций;
Регулярные тренировки по
отработке взаимодействия между членами экипажа.
Повышают надежность действий в любых аварийных
ситуациях
Слайд 31«Подъемная сила» психологии
Духовные силы:
Неодолимое желание покорить небо;
Потребность личности к самовыражению;
Тяга
к осознанному риску;
Патриотизм;
Воля;
Потребность личности к самовыражению;
Тяга к осознанному риску;
Патриотизм;
ОНИ ПЛОДЫ
ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Слайд 32ПРОФЕССИЯ ВОЕННОГО ЛЕТЧИКА КЛАССИЧЕСКИЙ ПРИМЕР СОЧЕТАНИЯ УМСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ТРУДА
В НЕОБЫЧНЫХ УСЛОВИЯХ !!
Слайд 33ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР
ВРАЧЕБНО-ЛЕТНАЯ КОМИССИЯ;
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР
Для правильной оценки психических качеств отработаны объективные
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ:
свойств личности,
воли,
характера,
нервно-эмоциональной устойчивости,
темпераметра,
величины психологических
резервов,
уровня интеллекта.
Из них складываются профессиональные качества необходимые человеку для овладения летной профессией.
Слайд 34Полученные оценки профессиональных качеств используются для подбора
Методических и технических средств
формирования летных способностей;
Надежности деятельности каждого курсанта в различных ситуациях
Слайд 35Цель психологического отбора
Определить летные способности;
Профессиональное долголетие;
Слайд 36Средства формирования летной способности
Психофизиологическая подготовка
Физическая подготовка
Слайд 37Физическая и психофизиологическая подготовка
Тренировки должны быть направлены на приспособление к
работе при больших перегрузках;
При искаженных сигналах вестибюлярного аппарата;
При кислородном голодании;
Слайд 38Смелость
Выдержка
Мужество
Решительность
Необходимых в бою и экстремальной ситуации
Слайд 39В процессе таких тренировок вырабатываются защитные механизмы организма и психические
свойства лчности
Слайд 40Аутогенные тренировки
Приемы психической саморегуляции:
Снятие утомления
Избыточного перенапряжения
Позволяют подавить страх
Слайд 41Ничто так сильно не воздействует на человеческую психику как неожиданность,
новизна, резкие сильные раздрожители
Слайд 42Психофизиологические особенности полетов на высокоманевренных самолетах
Большие перегрузки отток крови от
головного мозга – потеря сознания
Зависит от эмоционального и физического состояния
на момент маневра