Слайд 2
1. Основные идеи философия древней Индии.
2. Роль античной (древнегреческой) философии
в становлении философских проблем.
Слайд 3
1 вопрос.
Философия возникает почти одновременно в период с УП века
по У век до н.э. – в Египте, Вавилоне, в
Иране, Китае, Индии, Греции.
Слайд 4
Философия Древней Индии.
Выделяют три основных этапа древнеиндийской философии:
15 –
6 вв. до н.э. – ведический период;
6 – 3 вв.
до н.э. – эпический период
2в. До н.э. – 7 в.н.э. – эпоха сутр.
Слайд 5
Веды – (дословно- «знания») – религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими
в Индию после ХУ века до н.э. из Средней Азии,
Поволжья и Ирана племенами арийцев.
Веды включали в себя:
Священные писания, религиозные гимны – «самхиты»
Слайд 6
Описания ритуалов («брахманы») , сочиненные жрецами и используемые ими при
отправлении религиозных культов
Книги лесных отшельников – («араньяки»)
Философские комментарии к Ведам
- Упанишады
Слайд 7
До наших дней дошли четыре Веды
Ригведа
Самаведа
Яджурведа
Атхарваведа
Слайд 8
Наибольший интерес представляют заключительные части Вед – Упанишады, что означает
буквально «сидение у ног Учителя»
Слайд 9
Эпический период развития древнеиндийской философии. В этот период наиболее известными
являются две поэмы – «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых затрагиваются
многие философские проблемы эпохи.
Слайд 10
В эту же эпоху появляются оппозиционные Ведам учения – буддизм,
джайнизм, чарвака- лакаята.
Одновременно возникает ряд философских школ, которые развивают учения
Вед:
Йога;
Веданта
Вайшешика
Ньяя
Миманса
санхъя
Слайд 11
Завершает период древнеиндийской философии эра сутр – это краткие философские
трактаты, рассматривающие отдельные философские проблемы – «Нама-сутра», «Кама- сутра»
Учение о
бытии в древнеиндийской философии.
Вся бесконечная история – это чередование жизни Космоса и и Абсолютного Небытия, которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса появляется жизнь, но в более совершенной форме.
Слайд 12
Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на
жизнь Космоса.
Цель эволюции, развития – достижение все более совершенного духа
через постоянную смену материальных форм.
Слайд 13
Древнеиндийское учение о познании
Древнеиндийская философия изучает не внешние, видимые признаки
предметов, а изучение процессов. происходящих в сознании, при соприкосновении с
внешним миром. В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания:
Слайд 14
Пракрити – материальное сознание
Пуруша – чистое сознание – первичная энергия,
из которой возникли Вселенная и люди
Майя – сознание сновидения, мираж
Каждое
из данных видов сознания реально и нуждается в изучении.
Слайд 15
Душа в индийской философии состоит из двух начал: атмана и
манаса.
Атман –частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен. вечен.
Манас
– душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно развивается, достигает высоких ступеней или ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы
Слайд 16
Для индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и
карме.
Сансара – учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит
цепочку страданий в земной жизни.
Карма – предопределенность человеческой судьбы. Цель кармы – провести человека через испытания, чтобы душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития – мокши.
Слайд 17
Мокша – высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души
прекращается. Наступление мокши – высшая цель любой души, которая может
быть достигнута в земной жизни.
Души, достигшие мокши становятся Махатмами – великими Душами.
Ахимса – единство всех форм жизни на земле - единение человека. животных и всей окружающей природы. Важнейший принцип ахимсы – непричинение вреда тому, что окружает, неубиение
Слайд 18
Буддизм – религиозно-философское учение, распространившееся в в У1-У веках до
н.э. в Индии, Китае и Юго-Восточной Азии.
Основатель – Гаутама Будда
(Сидхардха Шакъямуни), родившийся в княжеской семье в Северной Индии
Слайд 19
Главная идея буддизма – «средний путь» между двумя крайностями -
путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени)и путем аскетизма – (путем умерщвления
плоти, физического и морального изнеможения)
«Средний путь» - путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является НИРВАНА – высшая благодать.
Слайд 20
Будда вывел четыре благородные истины:
Земная жизнь полна страданий
Страдания имеют свою
причину – жажду наживы, славы, удовольствия жизни и т.д.
От страданий
можно избавиться
Существует путь, освобождающий от страданий – отказ от земных желаний, просветление, нирвана.
Слайд 21
Буддийская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования. Этот план
называется – Восьмеричный путь, он предусматривает соблюдение следующих принципов:
Правильное видение
– понимание основ буддизма и своего пути в жизни
Слайд 22
Правильная мысль – жизнь человека зависит от его мыслей, при
изменении мыслей (с неправильных на правильные меняется к лучшему жизнь)
Правильная
речь – слова человека воздействуют на его душу
Правильное действие – жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение зла
Слайд 23
Правильный образ жизни -соблюдение буддийских заповедей в каждом поступке
Правильное умение
– усердие и трудолюбие
Правильное внимание –контроль над мыслями
Правильное сосредоточение –
регулярные медитации, осуществляющие связь с космосом.
Слайд 24
К 5 заповедям- ориентирам относятся следующие:
Не убий
Не укради
Будь целомудренным
Не лги
Не
употребляй веселящих напитков
Слайд 25
Джайнизм – еще одно направление древнеиндийской философии.
Основатель – Вардханама по
прозвищу «Победитель»
Середина 6 века до н.э.
Слайд 26
Древнегреческая философия.
Середина 6 в. До н.э. и 1-4 вв. н.э.
Слайд 27
Основные черты древнегреческой философии
1. Космоцентризм – он выражается в том,
что греки смотрели на мир как на единое целостное космическое
образование и пришли к выводу, что Вселенная и человек – это единое целое.
Слайд 28
2. Древнегреческая философия выступает как натурфилософия, т.е. как философия природы.
В рамках древнегреческой философии были сделаны открытия о нерасторжимости материального
мира. о движении, об атомистическом строении вещества, о том, что развитие мира подчиняется определенным закономерностям
Слайд 29
3. Антропоцентризм древнегреческой философии. Это означает, что она обращается к
пониманию того, что такое человек.
4. В рамках древнегреческой философии впервые
ставятся вопросы о соотношении истины и заблуждения, рационального и чувственного в познании.
Слайд 30Милетская школа
представители- Фалес, Анаксимандр, Анаксимен
Фалес
Анаксимандр
Анаксимен
Слайд 31
Фалес происходит из богатой семьи, получил хорошее образование, много путешествовал.
Он первым понял, что затмение Солнца происходит вследствие покрытия его
луной.
Он доказал, что диаметр делит круг пополам. Он первым занялся астрономией и мог предсказать солнечные затмения, например, предсказал солнечное затмение 28 мая 585 года до н.э.
Слайд 32
Фалес – впервые попытался представить мироздание в целом.
Земля –
круг, который плавает в воде, вода – это первоэлемент, из
которого все произошло. Земля и природа никем не создавались.
Слайд 33
Высказывания Фалеса:
Что быстрее всего? Ум, он обегает все.
Что всего мудрее?
Время, ибо оно открывает все.
Что сильнее всего? Необходимость, ибо
она властвует над всем.
Что трудно? Познать себя.
Что легко? Давать советы другим.
Слайд 34
Анаксимандр – ученик Фалеса. Ввел в употребление солнечные часы, первым
начертил географическую карту мира, изготовил глобус. Однажды предупредил жителей города
Спарты о предстоящем землетрясении, убедил их провести ночь на открытом воздухе и тем спас многие жизни. Жители Милета в память о заслугах Анаксимандра поставили ему во 2 веке до н.э. статую в здании народных собраний.
Слайд 35
Считал основой мира так называемый апейрон. Это сугубо абстрактное понятие,
которое можно понять только разумом.
Находясь во вращательном состоянии, апейрон выделяет
из себя противоположности – влажное и сухое, холодное и теплое. Парные комбинации этих главных свойств образуют землю, воду, огонь, воздух.
Слайд 36
Затем в центре собирается самое тяжелое – земля, окруженная водными,
воздушными и огненными сферами. Живое зародилось на границе моря и
суши. Первые живые существа жили в море. Затем некоторые из них вышли на сушу и сбросили с себя чешую, став сухопутными животными. От них произошел человек.
Слайд 37
Анаксимен. Астроном и метеоролог. За исходное начало в объяснении мира
он берет воздух. Все возникает из воздуха через его разрежение
и сгущение. Земля и небесные тела парят в воздухе, земля при этом неподвижна. А другие светила движутся воздушными вихрями.
Слайд 38
Гераклит – один из основателей диалектики..
Родился в городе Эфесе. Принадлежал
к царско-жреческому роду. Но в Эфесе власть царей была свергнута,
однако эмигрировать в Персию, как делали многие аристократы, он не захотел.
За глубокомыслие и загадочность изложения своих мыслей получил прозвище «темный». Имел скверный характер, ругался со своими соотечественниками, употреблял злобные выражения.
.
Гераклит
Слайд 39
Все существующее в мире, по мнению Гераклита, произошло из огня
и в огонь превратится. Огонь находится в постоянном движении, и
подобно огню, мир также находится в постоянном движении. Таким образом, Гераклит явился одним из основателей диалектики.
Слайд 40
Диалектика – в понимании гераклита – учение о постоянном движении
и изменении. Впоследствии диалектика стала пониматься более полно.
ДИАЛЕКТИКА – учение
О НАИБОЛЕЕ ОБЩИХ ЗАКОНАХ РАЗВИТИЯ природы, общества и мышления
Слайд 41
Знаменитые фразы:
«Все течет, все изменяется»
«В одну и ту же реку
нельзя войти дважды»
Слайд 42
Эллейская школа - 4 в. до н.э.–
КСЕНОФАН,
ПАРМЕНИД,
Ксенофан
Парменид
Слайд 43
ЗЕНОН ЭЛЛЕЙСКИЙ
Впервые попытался решить вопрос о том, что такое движение.
Он пытался ответить на вопрос – имеет ли движение начало
и конец? Он создал знаменитые апории.
Апории Зенона – неразрешимые противоречия.
1. Дихотомия,
2.Ахилес и черепаха
3. Летящая стрела.
Зенон Эллейский
Слайд 44
Ксенофан. Считал, что реальность существует сама по себе. Все происходит
из
Земли и превращается в землю.
Ксенофан ценит разумные знания людей.
Он
считает, что знания. Полученные рационально, с помощью мышления – это истина, а знания, полученные с помощью органов чувств – это мнения. Таким образом, начиная с Ксенофана постепенно формируется понимание рационального и опытного в человеческом познании.
Слайд 45
Пифагор и пифагорейский союз.
В рамках пифагорейского союза сформировалась школа математиков
и философов. Эта школа возникла на о. Самос, а затем
пифагорейцы перебрались в Южную Италию
.
Слайд 46
Пифагор начал свою деятельность как математик и астроном. Он пришел
к мысли, что математические числа обладают самостоятельной сущностью, независимой от
реального мира. Числа существуют сами по себе, а реальный мир – лишь несовершенное отражение чисел. Наиболее важные числа – от 1 до 4, так в сумме они составляют десять, а 10 – воплощение чего-то таинственного, мистического.
Слайд 47
В геометрии также имеются исходные фигуры. Это точка, квадрат и
куб.
Пифагор возвышал себя над остальными людьми. Он считал, что существуют
три вида разумных существ – Бог, человек и «подобные Пифагору».
Легенда гласит, что однажды Пифагор спрятался под землей и обо всем происходящем узнавал от матери. Потом
Слайд 48
Иссохший, как скелет, он заявил в народном собрании, что был
в Аиде (царстве мертвых) и показал удивительную осведомленность о земных
событиях. Растроганные жители стали считать его Богом. Считается. Что именно Пифагор ввел термин «философия»
Слайд 49
Пифагору приписывается ряд остроумных высказываний
Уходя не оглядывайся.
Самое мудрое – число.
Бог
– число чисел.
Будь с теми, кто ношу взваливает, а не
сваливает
Повинующийся разуму повинуется Богам.
Слайд 50
На верность твоей собаки полагайся всегда, а на верность жены
– только до первого случая.
Воздержись от употребления вина, оно есть
молоко, впитывающее страсти
Делай великое, не обещая великое.
Жизнь подобна театру, в ней часто весьма дурные люди занимают лучшие места.
Слайд 51
Атомистическая школа – Левкипп и Демокрит.
Мы рассмотрим Демокрита
Слайд 52
Атомистическая школа в Древней Греции представлена такими именами, как Левкипп
и Демокрит.
Мы рассмотри Демокрита
Слайд 53
Демокрит (460 г. До н э. – 370 г. до
н.э.)
Левкипп точная дата рождения неизвестна
Слайд 54
Обладал мудростью, остроумием и необычайным даром предвидения.
Слайд 55
Учение Демокрита
Весь мир состоит из атомов, которые находятся в постоянном
движении.
Атомы неделимы, между атомами находится пустота.
Атомы – это бытие, а
пустота – небытие.
Все, что происходит в нашем мире, имеет свою причину. Никаких случайностей в мире нет.
Слайд 56
СОКРАТ. Первый по рождению афинский философ. Сын каменотеса Софроникса и
повитухи Фенареты.
Его школа сформировалась в рамках софизма.
Сократ (469 – 399
гг. до н.э.)
Слайд 57
Знаменитые высказывания Сократа:
Я знаю, что ничего не знаю.
Познай себя!
Клянусь собакой!
Впервые
поднимает вопросы познания и этики, считая, что главные человеческие качества
– это честность, справедливость. Смелость. Главная добродетель человека заключается в познании самого себя.
Слайд 58
Истину можно найти только в процессе спора.
Сократовская майевтика –
поиск истины с помощью спора.
Считал, что человек по природе добрый
и злым бывает только по незнанию.
Власть в государстве должна принадлежать самым опытным, честным и справедливым.
В конце жизни был привлечен к суду за особую трактовку Бога.
.
Слайд 59
Сократовская майевтика – буквально означает искусство родовспоможения – искусство спора,
нахождение истины путем спора.
Слайд 60
Несколько слов о софистах. Это люди, которые посвятили себя умственной
деятельности. Первоначально они обучали детей богатых людей основам политической и
юридической деятельности, но затем софисты увлеклись приемами дискуссий и соревновались между собой в том, кто кого переспорит. Представители софизма:
Протагор, Прокл, Продик.
Человек – мера всех вещей.
Слайд 61
ПЛАТОН.
Ученик Сократа.
Происходил из аристократического рода.
Подлинное
имя – Аристокл. Платон – это прозвище, означающее – широкоплечий.
Был всесторонне одарен. Школа Платона находилась в роще, посвященной античному герою – Академу. Отсюда название – академия.
.
Платон (428-348 гг. до н.э.)
Слайд 62
Суть его учения заключается в особом понимании бытия.
Учение о мире
идей.
Реальный мир – это лишь несовершенное отражение мира идей.
Постигнуть ту
или иную вещь можно, лишь познав идею этой вещи.
Слайд 63
Идея – это сущность, которая проявляет себя в существовании конкретных
предметов.
Человек – это существо и телесное и духовное.
После смерти человека
его душа возвращается в мир идей.
Слайд 64
Знаменитый труд Платона – «Государство», где он рисует образ идеального,
по его мнению, государства.
В обществе должны существовать касты.
Высшая каста –
правители-философы.
Вторая каста – воины
Третья каста – земледельцы и ремесленники.
Каждый должен заниматься своим делом.
Платон умер в день своего рождения на брачном пиру.
Слайд 65
Аристотель (384-322 гг. до н.э.)
Слайд 66
Ученик Платона. «Платон мне друг, но истина дороже»
Сын лейб-медика
В конце 40 годов он был приглашен на роль воспитателя
сына Филиппа – Александра. Воспитание Александра продолжалось около 4 лет.
«Отцу я обязан жизнью, а Аристотелю тем, что знаю ей цену».
Слайд 67
Он выдвигает идею, что бытие – это нечто реально существующее
и в своем развитии оно складывается из двух этапов:
Первый
этап – предматерия, в основании которой лежат вода, земля, огонь и воздух
Слайд 68
Второй этап – соединение материи с формой. Форма изначально существует
без материи, она проникает в материю и материя оформляется как
предметный мир. Форма по Аристотелю – это Бог, творец.
Критикует Платона за его учение об идеях и формулирует учение о категориях сущности и существования.
Слайд 69
Каждый предмет предстает как единичное, а совокупность одинаковых предметов образует
род. Род – это сущность более глубокого порядка. Вещь считается
познанной не тогда, когда она описана как индивидуальность, а когда мы описываем родовые характеристики предмета.
Слайд 70
Впервые дал характеристику материи, которую он отождествляет с различными формами
движения. Формы движения по Аристотелю – возникновение и гибель предмета,
уменьшение и увеличение, перемена его места по отношению к пространству и времени.
Создает учение о причинности, классифицирует различные виды причин – формальные причины, материальные причины, конечные причины и т.д.
Слайд 71
Создает учение о целесообразности. В мире существует некая гармония. Любое
явление – результат какой-то смыслообразующей деятельности.
Создает формальную логику.
Слайд 72
Основные термины, связанные с философией древней Греции.
Апатия – бесстрастие, отсутствие
аффекта
Архетип – прообраз, идея
Атараксия – невозмутимость, спокойствие , безмятежность как
высшая ценность
Демиург – творческое начало мироздания
Слайд 73
Дианойя – способность к мышлению, рассудок;
Калокагатия – прекрасный, достойный, гармоническое
сочетание внутренних и внешних качеств
Катарсис – очищение
Логос – слово, высказывание,
речь, закон
Слайд 74
Мериопатия – умеренность в страстях
Мимесис – подражание, особенно в творчестве