Слайд 1Народный танец в южной части России
Работу выполнила ученица 8 класса
«В» Струкова Елизавета
Слайд 2Русский народный танец — русское народное танцевальное искусство, представленное в виде
народного самодеятельного или постановочного сценического танца. Для мужской пляски характерны
удаль, широта души, юмор; женский танец отличается плавностью, величавостью, лёгким кокетством. Русские танцы являются неотъемлемой частью русской национальной культуры.
Слайд 3Во всём государстве среди простого народа издавна существует обычай петь
на полях и под пение девушек и женщин танцевать русские
танцы. … Во всём танцевальном искусстве Европы не сыскать такого танца, который мог бы превзойти русскую деревенскую пляску, если она исполняется красивой девушкой-подростком или молодой женщиной, и никакой другой национальный танец в мире не сравнится по привлекательности с этой пляской.
Слайд 4Движения в некоторых танцах имитировали движения животных и птиц, в
других — отражали трудовые процессы (посев, жатва, ткачество). Первоначальный танец, как
и песня, выполнял магическую роль, поэтому в календарно-обрядовых танцах сохранилось много архаичных черт.
Связь русского народного танца с обрядами была характерна для многих хороводов и некоторых видов пляски. Одиночная пляска, перепляс и кадриль не были связаны с обрядами.
Слайд 5В южной части России свои особенности народного танца.
Южный регион:
Калужская, Орловская, Тульская, Липецкая, Рязанская, Тамбовская, Пензенская области, восточные районы
Воронежской и северные районы Волгоградской областей.
Слайд 7Среди хороводов, бытующих в Липецкой области и как и во
многих областях России отличающихся или композиционным построением, или манерой и
характером исполнения, или танцевальной лексикой, можно назвать:
«Просо»
Это игровой хоровод, связанный как с аграрным циклом, так и со сватовством. Композиционная структура: две шеренги, расположенные друг против друга, - представлена диалогом двух спорящих сторон.
Слайд 8«Лён»
Это игровой хоровод.
«Красны сновать»
Это хороводная пляска, которая исполняется во время
рубки капусты, прополки льна, удобрения полей.
Слайд 9«Долина-долинушка»
Свадебный игровой хоровод.
«Воробушек»
Игровой хоровод, в котором участники, взявшись за руки,
ходят по кругу, поют и приплясывают.
Слайд 10«Русая коса»
Это один из вариантов старинного свадебного обряда «Расплетение косы»,
но с некоторыми изменениями.
Слайд 11Кроме хороводов в Липецкой области большой популярностью пользуются пляски. Самой
распространенной является «Матаня», которую можно встретить во многих областях России,
но везде она имеет свое так называемое «лицо». Если говорить о «Матани» липецкой в общих чертах, то здесь характерным является следующее.
Слайд 12На лугу десятки парней и девушек образуют круг. Начинает играть
гармонь, под которую лихо выскакивает в центр круга одна из
самых смелых девушек и поёт частушку. Весь круг притопывает, приплясывает в характере той музыки, которую задал гармонист. На частушку первой более бойким голосом отвечает другая, выходя в центр к первой. Все участники снова приплясывают, двигаясь по кругу. Продолжается это соревнование двух девушек до тех пор. Пока они сами не решат, что пора заканчивать. Потом может заказать «Матаню» новая пара – юноша и девушка или вновь две девушки. Она имеет характерные особенности в построении рисунка, манере исполнения, в характере движений рук.
Слайд 13«Подковырка»
Это парная пляска, которую исполняли мужчина и женщина. Ведущую роль
в ней выполняет мужчина. Женщина и мужчина то сближаются, то
отдаляются друг от друга, не соблюдая ни общих линий, ни порядка, ни направления. Руки партнёра находятся в беспрерывном движении. Ступни ног касались пола и носками, и каблуками. Бывало даже, что мужчина встает на носки обеих ног, при сильно согнутых коленях (более легко можно сделать в лаптях). Отсюда и пляска получила своё название. Приседания чередовались с быстрыми переходами и поворотами. Женщина всё время ходит вокруг мужчины, наклоняя и поднимая корпус: когда корпус наклоняется вправо, то поднимается левая рука, и наоборот.
Слайд 14Среди особенностей танцевальной культуры Липецкой области можно выделить: использование свиста,
подголосков, хлопков в ладоши с резким раскрыванием рук в стороны,
прищёлкивание пальцами и хлопушки у женщин, появившиеся скорее всего в середине XX века. Это, очевидно, связано с тем, что женщины хотели показать, что и они могут делать хлопушки.
Слайд 15Есть и другая версия. Все мужчины во время войны уходили
на фронт, женщины оставались одни и за мужчин исполняли их
партии. В любом случае, хлопушки в женском танце имели место, но это всё-таки больше характерно для мужского, а не для женского танца.
Исполняются все пляски под частушки или с частушками, которые являются, как правило, ведущим жанром в народной культуре Липецкой области.
Слайд 16Географическое положение и соседство со многими областями, из которых сложилась
Липецкая область, наложило отпечаток не только на обычаи, обряды, игры,
песенно-танцевальный, музыкальный материал, но и на костюм, который всегда являлся составной частью любого торжества и праздника.
Слайд 17В праздничной одежде крестьян нашла выражение языческая символика, отражающая поклонение
солнцу, небу, траве, земле. Один из видов праздничной одежды –
панева. Паневы могли быть клетчатыми: либо с прошвой, либо разбивались полосками. Паневы чёрного цвета символизируют черноземье, плодородие, клетка паневы как бы повторяет разбивку на земляные наделы. Иногда она делится вдоль полосками, тремя линейками – жёлтого цвета – символ солнца, зелёного – цвет травы, голубого – знак неба. Паневы носили замужние женщины, а в сёлах это являлось частью венчального наряда.
Слайд 18Замужние женщины носили кокошник – головной убор жёсткой конструкции. Под
кокошник надевали подзатыльник, он скрывал все волосы и завязывался под
кокошником. Девушки же повязывали на голову «золотую» ленточку либо шёлковый платок.
Слайд 19Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки алого цвета в поперечную полоску:
низ рукава, подола и ворот были расшиты геометрическим узором. Рубаха
перевязывалась поясом, сплетённым из разноцветных ниток. Порты были тёмного цвета в полоску. На ногах в обычные дни носили лапти, а на праздники – сапоги.