Слайд 1Нарушение отдельных эмоций:
отвращение, аверсия
Слайд 2Природа отвращения
Базовые стимулы (вкусовые, тактильные) и экспрессия
Презрение
Формирование через викарное и
аверсивное научение
Биологическая цель – защита свой-чужой на физиолого-биологической
границе
Низкая эффективность терапии фобий и результаты некоторых исследований предполагают, что некоторые фобии связаны не со страхом, а с отвращением
Слайд 3Общие особенности отвратительных объектов
Неприятное не всегда отвратительно, отвращение могут вызывать
даже очень приятные объекты
Отвратительные субстанции воспринимаются как неустранимые заразители (лимонад
в баночке для сбора мочи)
Иррационально по природе и устойчиво к рациональным аргументам
Отвращение вызывают объекты, вторгающиеся в границы тела из вне (даже собственная слюна, попавшая в напиток), при отходе вещества от этой границы отвращение снижается (экскременты собственного младенца родители воспринимают как менее отвратительные).
Слайд 4Разновидности отвращения
Core Disgust Avoidance Task
Базовое (core disgust) – функция защиты
организма от попадания в него незнакомых, вредных и ядовитых веществ.
Сюда относятся контакты в трупными и телесными выделениями, негигиеничными объектами
Животные ассоциации (Animal Reminder) функция защиты от всего, связанного с животной природой человека, понимания неизбежности смерти, предотвращение контакта с зараженными продуктами мертвых тел, от действий, которые могут быть антисанитарными или аморальными. Это: прикосновение и даже видение нарушения телесных оболочек (скорлупы, коросты, протыкание мозоли), прикосновение к мертвым телам, слизистым оболочкам, пребывание в местах, где происходили смертельные случаи.
Заражение (contamination) – функция предотвращения опосредованного контакта с отвратительными объектами (например, пить из чужой чашки, трогать сиденье туалета, почитать книгу, которую листал кто-то во время болезни гриппом, вдыхать урину, гулять по кладбищу).
Слайд 6Викарное научение
(научение через неосознанное копирование)
Дети до определенного возраста не испытывают
отвращения перед фекалиями, насекомыми в пище и т.п. После определенного
возраста все это появляется
Существует корреляция между отвращением к определенным объектам у родителей и у их детей
Слайд 7Классическое обуславливание
Безусловный стимул (БС) – вызывает одни и те же
реакции, не выучиваемые прижизненно, сознательно не контролируемые (безусловные реакции –
БР)
Нейтральный стимул (НС) – не связан жестко с какими-либо врожденными реакциями, кроме общей ориентировочной реакции
Условный стимул (УС) – исходно нейтральный стимул, который предъявляется совместно с безусловным стимулом
Условная реакция (УР) – выученная реакция, вызываемая условным стимулом
Процедура обуславливания:
Слайд 8Правила формирования устойчивой условной связи
Непрерывность: УС и БС должны неразрывно
следовать друг за другом
Регулярность: Количество совместных воздействий велико
Интерференция: любые побочные
воздействия ослабляют силу связи
Угасание: без постоянного подкрепления с помощью БС связь между УС и УР ослабевает и со временем исчезает
Слайд 9DR. JOHN GARCIA
Заслуженный профессор университета Калифорнии в отставке, член американс-кой
научной академии, награжден в 1978 и 1979 г.г. американской психологичес-кой
ассоциацией и сообществом экспериментальных психологов за выдающиеся достижения в научном исследовании
До 20 лет жил на ферме и был механиком, обслуживавшим крупные трейлеры, во время войны стал неплохим пилотом, но не мог летать из-за приступов тошноты во время полета. Закончил школу в возрасте 38 лет, впоследствии стал профессором психологии и психиатрии.
Слайд 10Понятие вкусовой аверсии
Вкусовая аверсия – это выученная реакция избегать пищи,
вызывающей тошноту. Условным стимулом для этой реакции выступает вкус пищи,
а безусловной реакцией – рефлекторное ощущение тошноты.
Особенности связи, формирующейся в результате вкусовой аверсии, отличающие их от классических условных связей:
возникает с одного-двух сочетаний, даже если воздействие условного стимула довольно сильно отстоит по времени от безусловной реакции, и между ними организм испытывает отвлекающие воздействия
крайне устойчива во времени (от 6 часов и более) и по отношению к отвлекающим воздействиям
селективна – одни и те же безусловные реакции связываются с условными стимулами быстрее или медленнее, в зависимости от вида условного стимула
противостоит угашению без дополнительного подкрепления
Слайд 11Открытие эффекта
Группа 1
Группа 2
Слайд 12Выводы и объяснение результатов
не всякая связь между нейтральным и безусловным
стимулом вырабатывается одинаково быстро.
нейтральный и безусловный стимул должны «подходить»
друг другу
почему так? Дж. Гарсия, М. Селигман: эволюционное объяснение
Слайд 13Проверка эволюционного объяснения
Слайд 14Объяснения Гарсии и Селигмана
Эволюционное объяснение: быстрее образуется связь между реакциями
и теми особенностями стимуляции, которые обращаются к работе наиболее важных
для выживания представителя вида психических систем.
Готовность к научению: организмы в процессе эволюции вырабатывают видоспецифическую готовность к формированию тех условных связей, которые позволяют им лучше выживать и успешнее адаптироваться.
Существует также контр-готовность – это сопротивление организма в процессе научения, когда некоторые связи между условным и безусловным стимулом сформировать труднее, чем другие.
Слайд 15Прикладные задачи
в исследованиях вкусовой аверсии
Борьба с хищничеством
Преодоление вредных зависимостей
и вредных привычек (сенсибилизация). Противоположность десенсибилизации – устранению нежелательных реакций
(например, страха, напряжения).
Предотвращение раковой кахексии (tumor anorexia)
Слайд 17Результаты исследований социальной аверсии
социальная аверсия формируется постепенно, в течение примерно
семи сочетаний показатели избегания спаривания нарастают, и этим она больше
походит на классическое обуславливание
негативное подкрепление с помощью тошноты приводит к более эффективному снижению копулятивного поведения, чем негативное подкрепление его с помощью электрического тока
негативное подкрепление с помощью тошноты, чтобы быть эффективным, может быть отсрочено по времени не больше, чем на 15 мин от подкрепляемого поведения
устойчивость избегающего поведения в отсутствие дополнительного подкрепления выше, по сравнению с классическим обуславливанием
Отличие
Сходство
Отличие
Сходство
Сравнение с вкусовой аверсией