Разделы презентаций


Тема 1. Наука как форма духовного освоения действительности

Содержание

Формы духовного освоения действительности

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Тема 1. Наука как форма духовного освоения действительности.
Вопросы:

1. Наука

как знание, как особый вид деятельности, как социальный институт.
2. Естественнонаучные

и гуманитарные дисциплины.

Тема 1. Наука как форма духовного освоения

Слайд 2Формы духовного освоения действительности

Формы духовного освоения действительности

Слайд 3

Познание - процесс погружения человеческого интеллекта в действительность, который

осуществляется для получения знаний.

Признаки практического знания:
возникает и функционирует в

контексте различной человеческой деятельности;
институтом формирования является ученичество;
использует специальный искусственный язык;
не может быть вытеснено наукой;
критерий применимости – эффективность.

Начало познания – практическое знание

Познание - процесс погружения человеческого интеллекта в действительность, который осуществляется для получения знаний. Признаки практического

Слайд 4Характеристики науки

Характеристики науки

Слайд 6Знание, обладающее рядом
особенностей:
Систематизированное;
Обоснованное;
Интерсубъективное.

Стиль научной рациональности
постоянная апелляция к доводам

разума и рассудка,
максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений при принятии

решений, касающихся фактов,
требование подчиненности определенным методологическим нормам.
Знание, обладающее рядом особенностей:Систематизированное;Обоснованное;Интерсубъективное. Стиль научной рациональностипостоянная апелляция к доводам разума и рассудка,максимальное исключение эмоций, страстей, личных

Слайд 7Наука – социальное явление. Она создается сообществом ученых, которое имеет

систему передаваемых по традиции норм и ценностей. Способы социальной организации

и взаимоотношений ученых меняются в соответствии с особенностями развития науки, изменением статуса науки в обществе, и с развитием самого общества. 


Наука – социальное явление. Она создается сообществом ученых, которое имеет систему передаваемых по традиции норм и ценностей.

Слайд 9
Свойства научного метода:
ясность, общепонятность;
детерминированность или отсутствие произвола в применении соответствующих

регулятивных принципов, что в частности обеспечивает обучаемость методам;
направленность или способность

давать кроме намеченных результатов еще и другие побочные;
надежность и способность с большой вероятностью обеспечивать получение искомого результата;
экономность или способность давать результат с наименьшими затратами средств и времени.
Свойства научного метода:ясность, общепонятность;детерминированность или отсутствие произвола в применении соответствующих регулятивных принципов, что в частности обеспечивает обучаемость

Слайд 10 МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Слайд 11Эмпирические методы: научное наблюдение
- целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном

на чувственные способности (ощущение, восприятие, представление), имеющее итогом фиксацию средствами

языка исходных сведений об изучаемом объекте .
Эмпирические методы: научное наблюдение- целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на чувственные способности (ощущение, восприятие, представление), имеющее

Слайд 12Эмпирические методы: научное наблюдение
Недостатки наблюдения:
влияние на результаты личностных особенностей субъекта;


для достижения объективности необходимо соблюдение ряда нормативных требований.

Эмпирические методы: научное наблюдениеНедостатки наблюдения:влияние на результаты личностных особенностей субъекта; для достижения объективности необходимо соблюдение ряда нормативных

Слайд 13Эмпирические методы: научный эксперимент
активный целенаправленный метод изучения явлений в точно

фиксированных условиях их протекания, которые могут создаваться и контролироваться самим

исследователем. Эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов.



Преимущества эксперимента:
воспроизводится по желанию субъекта;
возможно наблюдение свойств, отсутствующих в естественных условиях;
позволяет изолировать изучаемое явление от усложняющих обстоятельств через вариацию условий;
расширяет арсенал приборов и инструментов.


Эмпирические методы: научный экспериментактивный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут создаваться

Слайд 14Теоретические методы: научная гипотеза

Гипотеза:
а) форма существования знания, характеризующаяся недостаточностью,

недостоверностью, проблематичностью; в широком смысле – любое предположение, догадка или

предсказание, основывающееся на предшествующем знании, либо на новых фактах (иногда и на том, и на другом одновременно);
б) метод формирования объяснительных предложений, ведущий к установлению законов и принципов.

В научном познании гипотеза используется для:
а) объяснения существования фактов;
б) предсказания новых фактов.




Научной гипотезу делает
ее выдвижение в рамках науки.

Теоретические методы: научная гипотезаГипотеза: а) форма существования знания, характеризующаяся недостаточностью, недостоверностью, проблематичностью; в широком смысле – любое

Слайд 15 Гипотеза становится теорией, если удовлетворяет следующим требованиям:
осмысленность – операциональная определяемость

входящих в теорию понятий.
непротиворечивость – логическая согласованность принимаемых в теории

высказываний.
верифицируемость – возможность сравнения высказываний теории с опытом.
подтверждаемость – соответствие теории фактам с заданной степенью точности.
экстраполируемость – способность к обобщению за пределы того опыта, на основе которого она первоначально основывалась.
адаптивность – способность путем каких-либо модификаций объяснять новые факты.
потенциальная фальсифицируемость – существование таких метаопределений, которые однозначно указывают в каких случаях теория расходится с опытом.

Гипотеза становится теорией, если удовлетворяет следующим требованиям:осмысленность – операциональная определяемость входящих в теорию понятий.непротиворечивость –

Слайд 16Теоретические методы: научная теория
Теория - развитая форма организации
научного знания,

дающая целостное
представление о закономерностях
определенной области действительности.

Теоретические методы: научная теорияТеория - развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях определенной области

Слайд 17
Описание – фиксация данных эксперимента или наблюдения с помощью принятых

в науке определенных систем обозначения.

Объяснение – выявление, раскрытие связей

между объектами объяснения (явлениями, событиями) и другими объектами, считающимися понятными и известными.

Предсказание - определение, описание тех или иных явлений природы, общественной жизни, психических состояний, которые отсутствуют или не известны в настоящий момент, но могут возникнуть или быть изучены и открыты в будущем.
Описание – фиксация данных эксперимента или наблюдения с помощью принятых в науке определенных систем обозначения. Объяснение –

Слайд 18ВЫВОДЫ:
НАУКА

имеет предметом исследования - мир объективный и субъективный;
результатом

научной деятельности является получение знания, выработка стиля научной рациональности;
использует специальные

методы и приемы деятельности;
функционирует как социальный институт;
формирует и использует научный язык;
выполняет функции описания, объяснения, предсказания.
ВЫВОДЫ: НАУКА имеет предметом исследования - мир объективный и субъективный;результатом научной деятельности является получение знания, выработка стиля

Слайд 19Естествознание: две трактовки
Совокупность отдельных наук о природе, изучающих фрагменты реальности

с помощью специальных методов и формирующих собственные картины реальности.
Единая наука

о природе,
выявляющая общие закономерности развития и функционирования мира с помощью общенаучных методов.
Естествознание: две трактовкиСовокупность отдельных наук о природе, изучающих фрагменты реальности с помощью специальных методов и формирующих собственные

Слайд 20Естествознание и гуманитарные науки: черты сходства и различия
Разделение наук на

науки о природе и науки о культуре введено в Баденской

школе неокантианства (кон. XIX – нач. ХХ в.)

Вильгельм Виндельбанд

Генрих Риккерт

Естествознание и гуманитарные науки:  черты сходства и различияРазделение наук на науки о природе и науки о

Слайд 21Науки о природе пользуются генерализирующим (номотетическим) методом

Науки о природе пользуются генерализирующим (номотетическим) методом

Слайд 22Предметом исследования является событие, которое обладает ценностью.

Ценности - установки и

оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме

нормативных представлений.

Науки о культуре пользуются индивидуализирующим (идиографическим) методом.

Предметом исследования является событие, которое обладает ценностью.Ценности - установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты,

Слайд 23Предмет науки (в классическом понимании)

Предмет науки  (в классическом понимании)

Слайд 24Роль математизации

Роль математизации

Слайд 25Роль математизации

Роль математизации

Слайд 26Трактовка движения

Трактовка движения

Слайд 27Трактовка движения

Трактовка движения

Слайд 28Трактовка пространства

Трактовка пространства

Слайд 29Трактовка времени

Трактовка времени

Слайд 30Преобладающая методологическая стратегия

Преобладающая методологическая стратегия

Слайд 31Выводы:
Разбиение наук на естественные и социогуманитарные в современных условиях достаточно

условно.

Преобладающие методологические стратегии нельзя считать жестоко связанными со своими

науками. В одной и той же науке могут быть использованы различные методологические стратегии. Основанием для использования метода в современной науке является его прогностичность.
Выводы:	Разбиение наук на естественные и социогуманитарные в современных условиях достаточно условно. 		Преобладающие методологические стратегии нельзя считать жестоко

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика