Слайд 1
Тема 1. Наука как форма духовного освоения действительности.
Вопросы:
1. Наука
как знание, как особый вид деятельности, как социальный институт.
2. Естественнонаучные
и гуманитарные дисциплины.
Слайд 2Формы духовного освоения действительности
Слайд 3
Познание - процесс погружения человеческого интеллекта в действительность, который
осуществляется для получения знаний.
Признаки практического знания:
возникает и функционирует в
контексте различной человеческой деятельности;
институтом формирования является ученичество;
использует специальный искусственный язык;
не может быть вытеснено наукой;
критерий применимости – эффективность.
Начало познания – практическое знание
Слайд 6Знание, обладающее рядом
особенностей:
Систематизированное;
Обоснованное;
Интерсубъективное.
Стиль научной рациональности
постоянная апелляция к доводам
разума и рассудка,
максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений при принятии
решений, касающихся фактов,
требование подчиненности определенным методологическим нормам.
Слайд 7Наука – социальное явление. Она создается сообществом ученых, которое имеет
систему передаваемых по традиции норм и ценностей. Способы социальной организации
и взаимоотношений ученых меняются в соответствии с особенностями развития науки, изменением статуса науки в обществе, и с развитием самого общества.
Слайд 9
Свойства научного метода:
ясность, общепонятность;
детерминированность или отсутствие произвола в применении соответствующих
регулятивных принципов, что в частности обеспечивает обучаемость методам;
направленность или способность
давать кроме намеченных результатов еще и другие побочные;
надежность и способность с большой вероятностью обеспечивать получение искомого результата;
экономность или способность давать результат с наименьшими затратами средств и времени.
Слайд 11Эмпирические методы: научное наблюдение
- целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном
на чувственные способности (ощущение, восприятие, представление), имеющее итогом фиксацию средствами
языка исходных сведений об изучаемом объекте .
Слайд 12Эмпирические методы: научное наблюдение
Недостатки наблюдения:
влияние на результаты личностных особенностей субъекта;
для достижения объективности необходимо соблюдение ряда нормативных требований.
Слайд 13Эмпирические методы: научный эксперимент
активный целенаправленный метод изучения явлений в точно
фиксированных условиях их протекания, которые могут создаваться и контролироваться самим
исследователем. Эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов.
Преимущества эксперимента:
воспроизводится по желанию субъекта;
возможно наблюдение свойств, отсутствующих в естественных условиях;
позволяет изолировать изучаемое явление от усложняющих обстоятельств через вариацию условий;
расширяет арсенал приборов и инструментов.
Слайд 14Теоретические методы: научная гипотеза
Гипотеза:
а) форма существования знания, характеризующаяся недостаточностью,
недостоверностью, проблематичностью; в широком смысле – любое предположение, догадка или
предсказание, основывающееся на предшествующем знании, либо на новых фактах (иногда и на том, и на другом одновременно);
б) метод формирования объяснительных предложений, ведущий к установлению законов и принципов.
В научном познании гипотеза используется для:
а) объяснения существования фактов;
б) предсказания новых фактов.
Научной гипотезу делает
ее выдвижение в рамках науки.
Слайд 15
Гипотеза становится теорией, если удовлетворяет следующим требованиям:
осмысленность – операциональная определяемость
входящих в теорию понятий.
непротиворечивость – логическая согласованность принимаемых в теории
высказываний.
верифицируемость – возможность сравнения высказываний теории с опытом.
подтверждаемость – соответствие теории фактам с заданной степенью точности.
экстраполируемость – способность к обобщению за пределы того опыта, на основе которого она первоначально основывалась.
адаптивность – способность путем каких-либо модификаций объяснять новые факты.
потенциальная фальсифицируемость – существование таких метаопределений, которые однозначно указывают в каких случаях теория расходится с опытом.
Слайд 16Теоретические методы: научная теория
Теория - развитая форма организации
научного знания,
дающая целостное
представление о закономерностях
определенной области действительности.
Слайд 17
Описание – фиксация данных эксперимента или наблюдения с помощью принятых
в науке определенных систем обозначения.
Объяснение – выявление, раскрытие связей
между объектами объяснения (явлениями, событиями) и другими объектами, считающимися понятными и известными.
Предсказание - определение, описание тех или иных явлений природы, общественной жизни, психических состояний, которые отсутствуют или не известны в настоящий момент, но могут возникнуть или быть изучены и открыты в будущем.
Слайд 18ВЫВОДЫ:
НАУКА
имеет предметом исследования - мир объективный и субъективный;
результатом
научной деятельности является получение знания, выработка стиля научной рациональности;
использует специальные
методы и приемы деятельности;
функционирует как социальный институт;
формирует и использует научный язык;
выполняет функции описания, объяснения, предсказания.
Слайд 19Естествознание: две трактовки
Совокупность отдельных наук о природе, изучающих фрагменты реальности
с помощью специальных методов и формирующих собственные картины реальности.
Единая наука
о природе,
выявляющая общие закономерности развития и функционирования мира с помощью общенаучных методов.
Слайд 20Естествознание и гуманитарные науки:
черты сходства и различия
Разделение наук на
науки о природе и науки о культуре введено в Баденской
школе неокантианства (кон. XIX – нач. ХХ в.)
Вильгельм Виндельбанд
Генрих Риккерт
Слайд 21Науки о природе пользуются генерализирующим (номотетическим) методом
Слайд 22Предметом исследования является событие, которое обладает ценностью.
Ценности - установки и
оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме
нормативных представлений.
Науки о культуре пользуются индивидуализирующим (идиографическим) методом.
Слайд 23Предмет науки
(в классическом понимании)
Слайд 30Преобладающая методологическая стратегия
Слайд 31Выводы:
Разбиение наук на естественные и социогуманитарные в современных условиях достаточно
условно.
Преобладающие методологические стратегии нельзя считать жестоко связанными со своими
науками. В одной и той же науке могут быть использованы различные методологические стратегии. Основанием для использования метода в современной науке является его прогностичность.