Разделы презентаций


Нарушения опорно-двигательного аппарата Лекция 6

Содержание

По данным ВОЗ, 80% населения страдают различными заболеваниями опорно-двигательной системы. Нарушения осанки, отклонения физического развития имеют место у 60% детей дошкольного возраста, у 75-80% младших школьников и практически у 97% детей

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Нарушения опорно-двигательного аппарата
Лекция 6



Нарушения опорно-двигательного аппаратаЛекция 6

Слайд 3По данным ВОЗ, 80% населения страдают различными заболеваниями опорно-двигательной системы.

Нарушения осанки, отклонения физического развития имеют место у 60% детей

дошкольного возраста, у 75-80% младших школьников и практически у 97% детей выпускных классов общеобразовательных и специализированных школ. В 90-95% случаев нарушения осанки являются приобретенными.

«Осанка - характеристика состояния опорно-двигательного аппарата, уровня физического развития, сформированности (степени зрелости) поведенческих навыков, отражающая способность человека поддерживать оптимальное эстетическое и физиологическое положение тела и его частей при удержании статических поз (стоя, сидя и др.), и, обеспечивающая рациональное и адекватное выполнение основных и естественных и профессиональных движений» (А.А. Потапчук, М.Д. Дидур, 2001).

Формирование осанки - процесс длительный и зависит как от наследственности, так и от условий жизни человека. Известно, что физиологические изгибы позвоночника закладываются внутриутробно, но полностью проявляются к возрасту 6-7 лет и закрепляются лишь к 18-20 годам (Т.В. Панасюк, Р.В. Тамбовцева, 1999).

По данным ВОЗ, 80% населения страдают различными заболеваниями опорно-двигательной системы. Нарушения осанки, отклонения физического развития имеют место

Слайд 4Если в начале 60-х годов количество детей школьного возраста с плоскостопием

составляло 15%, то на сегодняшний день 40% (А.А. Потапчук, М.Д.

Дидур,2001),а количество детей с нарушением осанки, по данным разных исследований, составляет от 60 до 80% (В.Г. Стрелец, П.В. Подгорный, 1991; Т.А. Банникова и др., 2000).
Если в начале 60-х годов количество детей школьного возраста с плоскостопием составляло 15%, то на сегодняшний день

Слайд 583,1% детей и подростков имеют нарушения в опорно-двигательной системе
Дошкольники
Школьники (1-2

кл.)
Школьники (7-8 кл.)

83,1% детей и подростков имеют нарушения в опорно-двигательной системеДошкольникиШкольники (1-2 кл.)Школьники (7-8 кл.)

Слайд 6Нарушения осанки (в %)

Нарушения осанки (в %)

Слайд 7Распространенность сколиоза (I –III степени) и кифоза

Распространенность  сколиоза (I –III степени) и кифоза

Слайд 8Плоскостопие и другие деформации стопы (в %)

Плоскостопие  и другие деформации стопы (в %)

Слайд 9анатомо-конституционный тип строения позвоночника, Т.В. Панасюк, Р.В. Тамбовцева (1999) отмечают,

что возраст наибольшего риска нарушения осанки у девочек 9-11 лет,

у мальчиков 10-12 лет. Больше всего, в контроле за формированием осанки нуждаются дети астеноидного типа конституции
слабое физическое развитие провоцирует развитие мышечной гипотрофии (особенно мышц спины и живота) и ослабление связочно-суставного (функциональную лабильность) аппарата позвоночника, высокая подвижность последнего также являются факторами риска при формировании осанки у детей дошкольного и школьного возраста (В.И. Осик, 1997);

По данным главного эксперт-педиатра Минздравсоцразвития академика РАМН А. Баранова (2007), в РФ наблюдается деградация физического развития детей и подростков: силовые показатели у мальчиков снизились по сравнению исследованиями предыдущих лет на 18%, а у девочек - на 21%.
Сокращается число детей, имеющих нормальную массу тела: сейчас в России пониженный вес имеют 20% детей. Объем легких у современного молодого поколения сократился на 18%.

В основе развития патологической осанки лежат неблагоприятные факторы онтогенеза ребенка (так называемые факторы риска):

анатомо-конституционный тип строения позвоночника, Т.В. Панасюк, Р.В. Тамбовцева (1999) отмечают, что возраст наибольшего риска нарушения осанки у

Слайд 10гормональные нарушения и расстройства менструального цикла у девочек;
частые инфекционные заболевания;

неправильное питание, рахит у детей дошкольного возраста;
обменные нарушения и аномалии

(генетические проблемы) развития опорно-двигательного аппарата; энзимные нарушения при сколиозе свидетельствуют о наследственном характере заболевания, тем более что нарушения обмена у членов семьи больного выявляются чаще, чем сколиоз; нарушается белковый обмен: снижаются альбумины и повышаются глобулины; нарушения в обмене соединительной ткани могут привести к нарушению ее функциональных свойств и формированию костных структур; ослабевает сопротивляемость диска силам, действующим на позвоночник, развивается слабость связочного аппарата, что приводит к миелодисплазии, в том числе и к дизрафическому статусу;
гормональные нарушения и расстройства менструального цикла у девочек;частые инфекционные заболевания; неправильное питание, рахит у детей дошкольного возраста;обменные

Слайд 11первичное поражение нервной системы приводит к искривлению позвоночника, например, 70%

больных сиренгомиелией страдают сколиозом; самое частое при сколиозе - дизрафический

статус: высокое твердое нёбо, микрогения, разный цвет глаз, симметрия глазных щелей, асимметрия развития молочных желез у девушек, асимметрия рефлексов, иногда выявляются патологические рефлексы, иногда энурез у мальчиков; в норме некоторые из этих признаков выявляются у 5-6% детей, а при идиопатическом и диспластическом сколиозе - в 95% случаев, а при врожденном - в 100%.
ММД, неврогенные заболевания (энурез, синдром дефицита внимания с гиперактивностью и пр.);
заболевания внутренних органов (хронические бронхолегочными заболеваниями, болезни мочевыводящей системы и другие хронические заболевания внутренних органов (В.И. Осик, 1997; Ю.Д. Попов, 1998);
первичное поражение нервной системы приводит к искривлению позвоночника, например, 70% больных сиренгомиелией страдают сколиозом; самое частое при

Слайд 12дефекты зрения и нарушения со стороны слуха и носоглотки; зрения,

так, по данным Минздравмедпрома (1995), каждый третий выпускник к моменту

окончания школы имеет близорукость;
причины биомеханического порядка (совокупного влияния следующих факторов: ударной нагрузки, свойств опорной поверхности, качества обуви и т.д., например, мебель, не соответствующие возрасту школьника, мягкая кровать, неправильная поза на боку во время сна и чтения;
травмы (чаще всего переломы лодыжки, предплюсны, плюсны и т.д., вызывают травматическое плоскостопие или укорочение одной из конечностей, травмы позвоночника);

пубертатный период в развитии ребенка является своего рода фактором риска в связи с «ростовым скачком» на фоне отставания развития и формирования мышечной системы (Э.Г. Булич, 1986; Э.С. Вайнруб, Б.А. Волощук, 1988); кифосколиоз подростков формируется в возрасте 14-16 лет в период активного роста скелета - вытягивания - костного спурта; этот период характеризуется так называемым юношеским остеопорозом - снижением плотности и прочности костной ткани тел позвонков. Кость становится мягкой, как «сахар, опущенный в воду».

дефекты зрения и нарушения со стороны слуха и носоглотки; зрения, так, по данным Минздравмедпрома (1995), каждый третий

Слайд 13Несформированность оптимальной статокинетической системы.

Под статокинетической устойчивостью, по определению Г.Л. Комендантова и

В.И. Копанева, понимается способность человека сохранять ориентацию в пространстве, координацию движений, работоспособность при воздействии различных раздражителей, возникающих при его активном и пассивном перемещении. Благодаря фундаментальным исследованиям Р.Магнуса и его школы (1962) известно, что функция равновесия осуществляется посредством установочных рефлексов. Установочные рефлексы протекают непрерывно, т.к. они противодействуют постоянно действующей на тело силе земного притяжения. Большинство естественных движений является пространственно-ориентированными движениями.

Вестибулярная система, наряду со зрительной, проприоцептивной и другими афферентными системами принимает активное участие в осуществлении функций определения пространственных координат, поддержания равновесии и формирования правильной осанки. Нарушение осанки отрицательно влияет на системы кровообращения, дыхания, пищеварения, способствует снижению работоспособности и дисгармонии функциональных систем организма.

Несформированность   оптимальной   статокинетической   системы.   Под статокинетической устойчивостью, по определению

Слайд 18Остеохондроз позвоночника
Остеохондро́з (новолат. osteochondrosis: др.-греч. ὀστέον — кость + χόνδρος — хрящ + лат. -ōsis) позвоно́чника 
(более точное название — межпозвонковый остеохондроз)

полифакториальное дегенеративное заболевание позвоночно-двигательного сегмента, поражающее первично межпозвонковый диск, а вторично —

другие отделы позвоночника, опорно-двигательного аппарата и нервную систему.
Остеохондроз позвоночникаОстеохондро́з (новолат. osteochondrosis: др.-греч. ὀστέον — кость + χόνδρος — хрящ + лат. -ōsis) позвоно́чника (более точное название — межпозвонковый остеохондроз) — полифакториальное дегенеративное заболевание позвоночно-двигательного сегмента, поражающее первично межпозвонковый диск,

Слайд 36Спастичность пояснично-подвздошной мышцы

Спастичность пояснично-подвздошной мышцы

Слайд 40Диагностика скрученного таза имеет довольно нечеткие с биомеханической позиции характеристики,

а именно несоответствие расположения задних и передних остей и гребня

подвздошных костей правой и левой сторон в сочетании с вариабельным различием длины ног.

Различают 4 различных варианта скручивания таза (по Л.Ф. Васильевой):

Скрученный таз суставного генеза (сформированный как остановленное движение спиралевидного механизма обоих полутазов).

2. Скрученный таз мышечного генеза (сформированный вследствие связочного тонусно-силового дисбаланса мышц конечностей, тазового и бедренного регионов).

3. Скрученный таз связочного генеза, сформированный вследствие связочного дисбаланса между крестцово-бугорной, крестцово-копчиковой, крестцово-остистой связками с одной стороны и подвздошно-поясничной связкой - с другой.

4. Скрученный таз дурального генеза, сформированный вследствие скручивания твердой мозговой оболочки пo механизму, описанному J. Е. Apledjer.

БИОМЕХАНИКА СКРУЧЕННОГО ТАЗА

Диагностика скрученного таза имеет довольно нечеткие с биомеханической позиции характеристики, а именно несоответствие расположения задних и передних

Слайд 43МЕХАНИЗМЫ ДУРАЛЬНОЙ ТОРЗИИ ПРИ ГРЫЖЕ МЕЖПОЗВОНКОВОГО ДИСКА

МЕХАНИЗМЫ ДУРАЛЬНОЙ  ТОРЗИИ  ПРИ ГРЫЖЕ МЕЖПОЗВОНКОВОГО ДИСКА

Слайд 51Сенсомоторная стимуляция
Методика
Проф. В.Янда

Сенсомоторная стимуляцияМетодикаПроф. В.Янда

Слайд 78Комплекс 6 R
Упр.1. Лежа на животе, руки согнуты в локтях

под головой. Ноги развести в стороны. Пятки касаются поверхности. Лежать

1-2 мин.

Упр.2. Тело расположено – см. фото. Локти и колени касаются пола. Лежать 1-2 мин. Так же - в другую сторону.

Упр.3. Упр.2. Тело расположено – см. фото.Колени вместе на одной линии. Держать 1-2 мин. Так же в другую сторону.

Комплекс 6 RУпр.1. Лежа на животе, руки согнуты в локтях под головой. Ноги развести в стороны. Пятки

Слайд 79Упр. 4. И.п. лежа на спине (Рис.1). На счет: 1-2-3-4-

вдох животом (диафрагмальное дыхание) – голова вперед (стремиться подбородком коснуться

грудины), стопа – на себя, на счет 5-6-7-8- выдох- и.п. повторить 8-14 раз.



Упр. 5. И.п. лежа на спине. Расслабиться. Диафрагмальное дыхание. Руки лежат на животе в нижней трети, или на полу ладони вверх. 8-10 дыхательных актов (ДА)
Далее - сжать ягодичные мышцы – держать 30-40 сек.
- расслабиться - И.П.


Упр. 6. «Рыба»- держать 1 мин. Точки опоры: затылочные бугры - тазовые кости, прогнуться.

Упр. 4. И.п. лежа на спине (Рис.1). На счет: 1-2-3-4- вдох животом (диафрагмальное дыхание) – голова вперед

Слайд 80Упр. 6. И.п. рис.3.Упражнение на растяжение пояснично-подвздошной мышцы.
Выполнять- 8-10

ДА на каждую ногу. Усложнение- И.п. - см рис3., то

же, но прямая нога сгибается в коленном суставе, голень опускается вниз. (стараться лбом коснуться колена)


И.П. Таз прижат к пяткам.
- Выпрямить одну ногу.
- Согнуть в колене выпрямленную ногу (5 с-10 сек)
- Выпрямить ногу
- Вернуться в И.П. (рисунок)
- Выпрямить другую ногу
- Согнуть ее у колене
- Вернуться в И.П.
Повторить 5-10 раз
4-5-6 Далее повторить упр.1-3 еще один раз.

Упр. 6. И.п. рис.3.Упражнение на растяжение пояснично-подвздошной мышцы. Выполнять- 8-10 ДА на каждую ногу. Усложнение- И.п. -

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика