Слайд 1Нарушения речи — собирательный термин для обозначения отклонений от речевой
нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих
речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека.
Слайд 2Основными причинами патологии
детской речи являются:
* различная внутриутробная патология;
*
токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные
заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др;
* родовая травма и асфиксия во время родов;
* заболевания в первые годы жизни ребенка.
Слайд 3Прогностические показатели лингвистического развития ребенка:
* состояние анатомо-физиологических предпосылок развития речи;
*
понимание речи в сенсомоторном периоде развития, характер последовательных стадий овладения
импрессивной речью;
* вокальная продукция, определение возраста и этапов вокализации, репертуар согласных звуков, структура слогов, просодия (ритм и мелодика);
* начатки активной речи, способность подражать звукам и словам, коммуникативные типы речевой интонации, появление первых слов и словоподобных комплексов;
Слайд 4* объем словаря и особенности номинации;
* ранний детский синтаксис,
аккомпанирующая речь;
* уровень речевой инициативы, мотивированность ее действием, ситуацией
или словом взрослого;
* овладение фонемным строем речи — последовательное образование и дифференциация фонем по артикуляционным и акустическим признакам, характер фонетических трансформаций;
* микросоциальные и педагогические условия формирования речевой деятельности.
Слайд 5Нарушения устной речи
1. Фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями
произносительной стороны речи.
2. Структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые называют системными
или полиморфными нарушениями речи.
Слайд 6Расстройства фонационного оформления
афония, дисфония – отсутствие или нарушение голоса;
брадилалия -
патологически замедленный темп речи;
тахилалия – патологически ускоренный темп речи;
заикание –
нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;
дислалия – нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;
ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;
дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.
Слайд 7Нарушения структурно-семантического оформления высказывания
алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие
органического поражения речевых зон коры головного мозга;
афазия – полная или
частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга
Слайд 8Нарушения письменной речи
Дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение процессов чтения.
Дисграфия
(аграфия) – частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма.
Слайд 9Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений
I. Нарушение языковых средств общения (компонентов
речи):
фонетическое недоразвитие;
фонетико-фонематическое недоразвитие;
общее недоразвитие речи.
II. Нарушения в применении
языковых средств общения в процессе речевой деятельности (коммуникативный аспект):
заикание;
проявления речевого негативизма.
Слайд 10Логопедическая помощь в системе образования
осуществляется в следующих типах учреждений:
* ясли-сад
для детей с нарушениями речи,
* логопедический детский сад (ДОУ
компенсирующего вида),
* группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа (ДОУ комбинированного вида),
* дошкольный логопедический пункт,
* учебно-воспитательные комплексы (УВК) для детей с нарушениями речи,
* школа для детей с нарушениями речи (1-е и 2-е отделения),
* логопедические пункты при общеобразовательных школах,
* группы для детей с нарушениями речи при детских домах общего типа.
Слайд 11Отчетные документы логопеда на дошкольном логопункте:
Журнал первичного обследования и консультаций.
Список
детей, зачисленных на занятия.
Индивидуальные карты коррекционной работы с детьми.
Планы индивидуальных
и подгрупповых коррекционно-речевых занятий с детьми.
Планы консультативно-методической работы с педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения и родителями.
Слайд 12Логопедические пункты (кабинеты) в общеобразовательной школе
(более 10,000 в стране)
Основная задача
– коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся.
Речевые нарушения включают
Общее
недоразвитие речи. Сопровождается дислексией, дисграфией и специфическими трудностями в усвоении программы по русскому языку.
Фонетико-фонематическое недоразвитие. Наиболее распространенная причина фонематической дислексии.
Заикание разной степени.
Нарушения произношения, обусловленные дефектами артикуляции.
Слайд 13Результативность работы логопедических пунктов при общеобразовательных школах определяется следующими положениями:
на
логопедических занятиях без отрыва от школьного обучения последовательно осуществляется нормализация
различных видов речевой, деятельности;
методом устного опережения формируется готовность к усвоению языковых закономерностей на уроках русского языка;
активизируется речемыслительная деятельность и корригируются особенности психического развития, обусловленные речевым нарушением.
Слайд 14Логопедическая помощь в системе здравоохранения
логопедические кабинеты при детских поликлиниках,
«речевые»
стационары и полустационары в детских больницах, специализированных центрах медицинских институтов.
Слайд 15Направления деятельности логопеда, работающего в детской поликлинике
педагогическая (логопедическая) работа по
исправлению нарушений речи детей на систематических и консультативных занятиях;
выявление
детей с речевым недоразвитием и направление на ПМПК для последующего устройства в дошкольные и школьные учреждения или речевые стационары разного профиля;
участие в комплектовании логопедических учреждений здравоохранения и образования и оформление на каждого ребенка логопедической характеристики;
профилактическое обследование детей, посещающих дошкольные учреждения;
санитарно-просветительская работа с родителями, педиатрами, воспитателями детских садов.
Слайд 16Нормативно правовые документы по коррекционной педагогике
1 Коррекционные образовательные учреждения:
нормативно-правовые документы. – М.: Сфера, 2004.
wwww.tc-sfera.ru Тел. 107-59-15 Адрес: г.
Москва, ул. Сельскохозяйственная. д.18, корп. (м. Ботанический сад).
2. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Сфера, 2003.
33. Водоватов Ф.Ф., Бумагина Л.В. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: Учебное пособие. – М.: Академия, 2000.
Слайд 17Нормативно правовые документы по коррекционной педагогике
4. Настольная книга логопеда: справ.-метод.
пособие / авторы-составители Л.Н. Зуева, Е.Е. Шевцова. – М.: АСТ:
Астрель, 2005
www.ast.ru
Адрес: г. Москва, Звездный бульвар, д. 21,
7 эт. 215-53-10
5. Издательский дом «1 сентября» публикует нормативно-правовые документы http://psy.1september.ru
6. Журнал «Вестник Образования России»
www.school.edu.ru
7. Официальный сайт Министерства образования и науки РФ:
http://www.mon.gov.ru
8. Российское Образование
Федеральный портал: www.edu.ru
Слайд 18Программа специальных общеобразовательных школ для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Подготовительный, 1 – 5 кл. I отделение. Рекомендовано ГУ общего
и среднего образования Министерства просвещения СССР; М: «Просвещение», 1987 г.
Разработано ГУ общего и среднего образования Министерства просвещения СССР и Научно-исследовательским институтом дефектологии АПН СССР.
Слайд 19«Обучение и воспитание заикающихся дошкольников».
Для специальных дошкольных учреждений. Под редакцией
А.И.Павлова. М.: Просвещение, 1983 г.
Рекомендовано Управлением по дошкольному воспитанию Министерством
просвещения СССР.
Слайд 20
*Программа обучения и воспитания детей с ФФН.
(Старшая группа детского сада)
Учебный
комплект по логопедии Т.Б Филичева, Г.В.Чиркина – М.: МГОПИ, 1993
г.
Программа предназначена для воспитателей, логопедов дошкольных групп для детей с ФФН. Предоставленый материал содержит характеристику особенностей речевого развития детей 5- летнего возраста с ФФН ,методические приемы их обследования раскрывают вопросы организации и содержания коррекционного обучения по преодолению ФФН у детей.
*Программа обучения и воспитания детей с ФФН.
( Старшая группа детского сада).
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, М.: МГОПИ, 1998 г.
*Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшей группы),
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, М.: Шк.-пресс, 2002.
Слайд 21Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.
Программа коррекционного обучения и
воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни.- М.:
Изд.-во АПН РСФСР, 1989.- 46 с.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.
Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.– М.: МГЗПИ, 1991.– 188 с.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.
Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.- М.: Айрис-дидактика, 2004, 2005 г.г. (не утверждена, но включает утвержденные ранее программы + программу по средней группе)
Слайд 22Общее недоразвитие речи
- это речевая патология, при которой отмечается стойкое
отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и
грамматики у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом.
Слайд 23Характерные признаки задержки психического развития
ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний
и представлений об окружающем
низкий уровень познавательной активности
недостаточная регуляция произвольной
деятельности и поведения
более низкая работоспособность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации.
Слайд 24Наиболее типичные ошибки грамматического оформления речи детей с нарушением слуха
нарушения
синтаксических связей согласования и управления («ответил мальчика» - ответил мальчику;
«бабочка с точке на крылышке» - бабочка с точкой на крылышке);
замена, пропуск и включение лишних предлогов («снял от себя» - снял с себя, «лезет дерево» - лезет на дерево, «из школы в домой» - из школы домой);
неточное употребление родовых и падежных окончаний («глаза жёлтый» - глаза жёлтые);
неверное изменение типа склонения («запряженные лошадём» - запряженные лошадьми);
неправильное употребление частей речи или их форм («Мы разучили стихи, песни, танцевать» - Мы разучили стихи, песни, танцы);
пропуск членов предложения.
Слайд 25Характерные ошибки звукопроизношения у детей с нарушением слуха
смешения звуков
(звонких-глухих, твердых-мягких, свистящих-шипящих, аффрикат с составляющими: т-с-ш, свиятящих с,з -
с согласными т,д);
пропуск звуков при стечении нескольких согласных;
перестановка и включение отдельных звуков;
пропуск безударных частей слова.
Слайд 26Особенности поведения при аутизме
стремление уйти от общения;
ограничение контактов даже с
близкими людьми;
неспособность играть с другими детьми;
отсутствие активного живого интереса к
окружающему миру;
стереотипность в поведении;
страхи;
агрессия.
Слайд 27Мероприятия по первичной профилактике речевых нарушений
1. Меры по предупреждению анте-
и перинатальной патологии плода и новорожденного:
охрана здоровья будущих матерей
и беременных,
оптимальная организация наблюдения за беременными и профилактика осложнений беременности;
предупреждение родового травматизма;
инфицирования плода и новорожденного
и т. п.
2. Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни.
Слайд 283. Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии.
4. Ранняя
диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей.
5. При
наличии билингвизма у ребенка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте.
6. Осуществлять работу с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад.
Слайд 29
Вторичная профилактика речевых нарушений
Для предупреждения нарушений чтения рекомендуется:
1. Формировать
функциональный базис навыков чтения.
2. Обучать чтению с опережением.
Для
предупреждения нарушений письма рекомендуется:
1. Своевременное выявление группы риска.
2. Исправление фонетико-фонематических нарушений.
3. Формирование функционального базиса письма.
4. Дети из группы риска нуждаются в индивидуализации темпов и методов обучения письму.