Слайд 1НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ
План
Общее понятие о нарушениях темпа
2.История изучения, причины, патогенез,
классификация разновидностей тахилалиии.
3. Симптоматика тахилалии и ее разновидностей
4. История
изучения, причины, патогенез, симптоматика брадилалии
Слайд 2Ориентировочный этап
Виды деятельности:
Изучение медицинской и педагогической документации;
Изучение работ ребенка;
Беседа
с родителями.
Литература
Основная
Логопедия: учеб.пособие /Под ред. Л.С. Волковой. - 3-е изд.
- М., 1998.
Белякова Л.И., Дьякова Е.А., Логопедия. Заикание. – М: В. Секачев.
Изд-во Эксмо-Пресс,2001. – 320 с.
Белякова Л.И. Проблемный подход к анализу патогенетических механизмов
заикания
//Заикание: проблемы теории и практики. – М., 1992
Волкова Г.А., Логопедическая ритмика: Учеб. лособ. М., Просвещение» 1985.
Микляева Н.В. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. – М., 2005
Слайд 3Ориентировочный этап
Виды деятельности:
Изучение медицинской и педагогической документации;
Изучение работ ребенка;
Беседа
с родителями.
Литература
Дополнительная
Арутюнян (Андронова) Л.3. Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся.
– М.,1990
Арутюнян Л.3. Основные положения комплексной методики устойчивой нормализации речи при заикании //Заикание: проблемы теории и практики. – М., 1992
Большакова С.Е., Речевые нарушения у взрослых и их преодоление. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
Жинкин Н.И., Механизмы речи // Вопросы патологии речи. – Т. XXXII/ - Харьков, 1959
Заикание. Хрестоматия.// Под ред. Л.И. Беляковой, М. - 2000
Методическое наследие. Логопедия// Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М. 2002
Никандров В.В. Психомоторика. Учеб.пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 104 с.
Хрестоматия по логопедии // Под ред. Волковой Л.С. Селиверстова В.И. М., 1997
Слайд 4
НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ
Расстройства внешнего оформления высказывания
Клинико-педагогическая классификация
Слайд 5
Темп речи – скорость протекания
лингвистических единиц во времени
N – 10- 12 звуков
в ``; 3-5 слов в ``; 90-175 слогов в `; 60-120 слов в `.
«Просодия – наивысший уровень развития языка» Н.И. Жинкин
Интонация - совокупность средств выразительности речи
Ритм – звуковая организация речи при помощи чередования ударных и безударных слогов
Пауза – перерыв в звучании речи
Темпо-ритмическая организация речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все компоненты устной речи
Паузы – физиологические, дыхательные паузы для добора воздуха – 0,5
– 1,5 сек.
Паузы хезитации, смысловые паузы. Связаны с внутренней речью (что сказать, как сказать).
Психологические паузы - это специальные остановки даже внутри синтагмы, с целью усилить воздействие на слушателя.
Слайд 7Основные теоретические положения темпоральной и паузационной концепций речи разрабатывали
Н.И. Жинкин,
Б.М. Теплов, Н.И. Бернштейн,
Ю.А Флоренская, Т.М.Николаева, М.Е.
Хватцев,
М. Зееман, Д. Вайс, Э. Фрешельс
Темп, в котором звучит речь, является отражением:
особенностей языковой личности : темперамент, эмоции, псих. состояние, физич. состояние,
эмоциональной характеристики ситуации. характера речевой информации
Слайд 8
Тахилалия (от греческих слов: tachys
–
быстрый и lalia – речь) — патологически ускоренный
темп речи. Синонимы: Тахифразия, Tachiphrasia (tachys + греч. phrasis – выражение, оборот речи).
А.Куссмауль в классификацию включил под названием дизфразии.
Ю.А. Флоренская в 1934 г выделила в самост.наруш.
Значительный вклад в изучение тахилалии внес Д. Weiss.1950
Под баттаризмом понимается неправильное формирование фразы как следствие особого нарушения речевого внимания, тяжелых расстройств темпа речи.
Полтерн
патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа, связанного с запинками несудорожного характера, спотыканием, необоснованными паузами.
В зарубежной специальной литературе для обозначения этих понятий [используется термин клаттеринг
Слайд 9Этиология:
1. Центральное органическое нарушение. Вайс, М. Зееман : нарушение
двигательных отделов экстрапирамидной системы, которые могут возникнуть в любой период
жизни человека, в том числе и в пренатальный.
2. Наследственность; С. Ludlow, G. Schulz,
L. Mendez, J. Op't Hof, I. Uys по аутосомно-доминантному типу.
М.Е. Хватцев
3. Психологические.
М.Е. Хватцев = возникновение по подражанию при отсутствии своевременного исправления быстрой речи;
А.Либманн, Г.Гутцманн = недостатки моторного или акустического восприятия.
Э.Фрешельс = в трудностях контроля за вербальным оформлением мысли.
Ю.А. Флоренская = нарушение регулирующей функции речевого внимания..
Слайд 10чистые формы полтерна,
баттаризма (клаттеринга):
1 группа- с моторными расстройствами- ускоренная
речь и отклонения в артикулировании звуков речи (F. Grewel)
2 –
с сенсорными расстройствами , сниженн слухов. вниман. и память
3 – общие трудности формулирования речи при достаточном запасе слов.
4 – со спотыканием – вставка отдельных гласных , слогов – А,Э, Ну
Кроме чистых форм выделяют параллельные формы – при заболеваниях ЦНС
Отдельно выделяют тахилалию при заикании как функциональную. (ФЛОРЕНСКАЯ, ТЯПУГИН Н.П.)
Слайд 11
Патогенез: Центральным звеном является расстройство темпа внешней
и внутренней речи за счет патологического преобладания процессов возбуждения над
процессами торможения. (БЕХТЕРЕВ, ХВАТЦЕВ)
Дискоординация в согласованности процессов мышления и речи, на которые накладываются особенности поведения и состояния эмоционально-волевой сферы. Скорость течения мысли с речемоторными функциями раскоординирована.
Слайд 12
Симптоматика тахилалии
Речевая симптоматика:
20–30 звуков в секунду вместо
10–12
неудержим. стремительность
предложения произносятся практически без перерыва и
на вдохе, с "захлебыванием"
интервербальная акцелерация
Письмо, чтение - замены, перестановки букв, звуков. Слогов. Вербальные замены по семантическому, звуковому признаку.
Неречевые симптомы:
нарушение общей моторики, Движения быстрые, стремительные, быстрый старт и остановка, гиперактивность, тики, походка быстрая.
Повышен темп протекания всех психических процессов,
Внимание неустойчивое, быстрая переключаемость. Может наблюдаться снижение объема зрит., слух., моторной памяти.
В эмоционально-волевой сфере
Дети вспыльчивы, легко возбудимы,
вегетативная нервная система
покраснение лица, потливость рук, лица
Слайд 13Речевая симптоматика баттаризма (парафразии)
При высоком темпе речи наблюдается быстрое
построение фраз, окончание многих слов проглатывается и не слышится собеседнику,
фразы, как правило, очень путанные и в них отсутствует порядок.
Речь становится неряшливой, она содержит повторения, пропуски, смешения, недоговаривание слов. Нарушается лексико-грамматическое, синтаксическое оформление фразы. В речи аграмматизмы - морфемный, структурный.
Речевая симптоматика полтерна (спотыкание)
При высоком темпе речи наблюдаются запинки, остановки, необоснованные паузы, прерывистоть речи несудорожного характера в отличие от заикания.
А.Куссмауль впервые указал на необходимость дифференциации заикания и полтерна (дизфразии.)
Речь воспринимается как рубленная, не впоне четкая как по артикуляции, так и по смыслу. Наблюдаются аграмматизмы : нарушение согласования слов, управления, повторения, вставки слов, синтаксические нарушения нарушен порядок слов.
Слайд 14
Брадилалия. Синонимы: брадифразия, брадиартрия.
Встречается в синдроме заболевания и как
самост. нарушение. Чистая форма - встреч. у лиц флегматичн. ,
медлит., вялых.
Причины.
Наследственная природа нарушения: Флоренская, Вайс, Зееман, Хватцев.
Органические нарушения ЦНС
Психологические причины подражание, воспитание - Либман, Гутцман, Фрешельс.
Патогенез - патологическое усиление тормозного процесса - Хватцев, Флоренская, Кочергина, а также экстрапирамидные моторные нарушения (Зееман)
Слайд 15
неестественно замедленный темп речи, чтения и письма, монотонность голоса, длительные
паузы между словами, растянутое произношение звуков речи.
Интервербальное замедление - удлинение
пауз между словами. Интравербальное -внутри слова, Также медленно дети пишут и читают.
Письмо, чтение - замены, перестановки букв, звуков. Слогов. Вербальные замены по семантическому, звуковому признаку.
Неречевые симптомы: нарушение общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимики лица.
Движения замедленные, вялые, моторная неловкость, гипоактивность, лицо гипомимично, походка медленная.
Внутренняя речь :страдают операции отбора слов возникшее из памяти слово застревает , лексико-грамматическое программирование страдает стереотипность построения грамматических структур.
Снижен темп протекания всех психических процессов,
Речевая симптоматика брадилалии
неестественно замедленный темп речи, чтения и письма, монотонность голоса, длительные паузы между словами, растянутое произношение звуков речи.
Интервербальное замедление - удлинение пауз между словами. Интравербальное -внутри слова, Также медленно дети пишут и читают.
Письмо, чтение - замены, перестановки букв, звуков. слогов. Вербальные замены по семантическому, звуковому признаку.
Внутренняя речь :страдают операции отбора слов возникшее из памяти слово застревает , лексико-грамматическое программирование страдает стереотипность построения грамматических структур.
Неречевые симптомы: нарушение общей моторики, тонкой моторики рук, пальцев, мимики лица.
Движения замедленные, вялые, моторная неловкость, гипоактивность, лицо гипомимично, походка медленная.
Снижен темп протекания всех психических процессов
Слайд 17Методика логоработы при тахилалии.
Этап работы над редактированием высказываемых мыслей:
Точные
пересказы по плану
без плана
детализация пересказа
верификация предложений
«найди ошибку»
Этап работы над коллективным
рассказом:
Включение в рассказ по сигналу
Включение в рассказ неожиданно
Начни рассказ
Закончи рассказ
Рассказ от 1 лица
Рассказ от 3-го лица
рассказ под шаги, хлопки,
Рассказ под метроном и другие «водители ритма»
Слайд 18
В 30-е годы Ю.А. Флоренская + З.С. Ходорова=
Коллективно-психологический метод=
активное средство коррекции:
социальная сторона речи,
условия речевой коммуникации
Установка на
микросреду, коллектив, слушателей
Этап закрепительный этап -функциональные тренировки=
Диалоги с посторонними людьми в магазине, библиотеке, транспорте и т.п.
Слайд 19
Заключительный этап – подготовка к публичному выступлению
Материал подбирается индивидуально,
выступление= на магнитофон, потом анализир.
Курс = 2,5-3 мес. Перерыв и
опять курс пройти.
Установка на самостоят. работу каждый день
Работа по преодолению баттаризма и полтерн (стр.249 учебник) - зачитать.
Слайд 20
Методика логоработы при брадилалии.
Цель: воспитание быстрых четких речевых
движений
Задачи:
Убыстрение речевых реакций
Убыстр. Темпа внутр. Речи
Убыстр. Письма, чтения
Нормализ. темпа общей
моторики, ручного праксиса
Нормализ. Темпа протекания псих. Процессов
Слайд 21
Этап работы над моторными процессами (подготовительный):
Ритмика, логоритмика=маршировки, ходьба под
бодрую музыку
Подскоки, приседания ( темп музыки меняется)
+счетные упражнения
Бубен, барабан, погремушки
Танцевальн.
Упражнения
Плавание
Спортивные кружки
Подвижные игры=сюжетные, несюжетные
Эстафеты,
Пение темп средний, быстрый
Быстр Реакция на зрит,слух,тактильн.аздражители
.
Слайд 22
Плавание
Спортивные кружки
Подвижные игры=сюжетные, несюжетные
Эстафеты,
Пение темп средний, быстрый
Воспит.Быстр. Реакц.
на зрит,слух, тактильн. раздражители
Слайд 23
Осногвной этап: работа над нормализацией темпа речи
Речевой материал:
слоги,
слова, фразы
Скороговорки, чистоговорки
Чтение (прием «Буксир»)
Чтение под «водители ритма-темпа»
Говорение под «водители
ритма-темпа»
Диалоги
Драматизации (сказочн. Персон.)
Запись на магнитофон
Пантомимика
Развитие воображ. Для убыстрения темпа внутр. речи
.
Слайд 24
Убыстр. Протекания псих. Процессов: таблицы Шультесса =Шульте)
Курс=6-12 месяцев
Самост. Работа,
контроль
.