Слайд 2План
1. Понятие о темпо-ритмических нарушениях речи
2. Брадилалия: этиология, патогенез,
клиника, диагностика, коррекция.
3. Тахилалия и ее разновидности:этиология, патогенез, клиника, диагностика,
коррекция.
4. Клаттеринг-синдром
Слайд 3Литература
1. Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия. Заикание
М. : Академия, 2003.
2.Логопедия /авт.-сост. В. И. Руденко -
Ростов на/Д. : Феникс, 2011
3. Пятница Т. В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах Ростов на/Д. : Феникс, 2011.
4. Филатова Ю.О. Клаттеринг в XXI веке/ Дефектология, 2007, №5, с.91 – 94
Слайд 4Темп речи
принято определять как скорость протекания речи во времени или
как число звуковых единиц (звук, слог, слово), произносимых в единицу
времени.
У взрослого темп речи в спокойном состоянии варьируется от 90 до 175 слогов в минуту.
В практике выделяют три основных вида темпа: нормальный, быстрый и медленный. Темп речи играет значительную роль в передаче эмоционально-модальной информации.
Резкие отклонения темпа речи от средних величин – как ускорение, так и замедление – мешают восприятию смысловой стороны высказывания.
Слайд 5Ритм речи
– это речевая упорядоченность, закономерность расчленения временных последовательностей на
группу акцентов.
Темпоритмическая организация речи – подконтрольная говорящему динамическая
система, которая представляет собой совокупность свойств речевого потока и характеризуется устойчивым ритмом и свободно варьируемым темпом, адекватным возрастным особенностям.
Слайд 6Темпо-ритмическое нарушение
– это сложное психофизиологическое расстройство, которое связанно с нарушениями
в плавности речи.
Плавность речи связано в первую очередь с
интонационной выразительностью речи, где особое значение имеет её темпо-ритмическая организация.
Слайд 7К нарушениям темпа речи относятся
Брадилалия
Тахилалия .
Слайд 8Брадилалия
Брадилалия – нарушение темпа речи несудорожного характера, характеризующееся
замедленной реализацией артикуляторного акта.
При брадилалии замедляется темп внутренней и
внешней речи, чтения, письма; голос становится немодулированным, монотонным, артикуляция – нечеткой.
При брадилалии требуется комплексное медицинское, психологическое и логопедическое обследование, направленное на выяснение причин нарушения темпа речи и сопутствующих нарушений.
Методика преодоления брадилалии предполагает медицинское воздействие (медикаментозную терапию, ФТЛ, психотерапию), массаж, логопедические занятия, логоритмику.
Слайд 9Этиология брадилалии
Выделяют биологические и психологические факторы.
Слайд 10Биологические факторы
наследственность
перинатальное поражение ЦНС (алкогольный синдрома плода,
резус –конфликт, родовые травмы и др.)
общая астенизация организма
интоксикация
организма
Слайд 11Как симптом при
психических расстройствах (болезнь Паркинсона, олигофрения, МДП)
поражении ЦНС
(при опухолях, ЧМТ, нейроинфекциях)
Слайд 12Психологические факторы
неправильное воспитание речи ребенка, подражание замедленной речи окружающих
Особенности
ВНД и темперамента
Слайд 13Патогенез
связан с нарушением нейродинамики, патологическим преобладанием тормозных процессов, доминирующих
над процессами возбуждения.
Слайд 14Клиника
Речевые нарушения
Речевой статус характеризуется замедлением темпа как
внешней (экспрессивной, произносительной), так и внутренней (импрессивной, мысленной, «про себя»)
речи; замедленностью процессов письма и чтения.
При произнесении слов и фраз отмечается увеличение пауз между словами (интервербальное замедление) и между звуками внутри слова (интравербальное, внутрисловесное замедление), растягивание гласных звуков, скандированность речи.
Речевое замедление проявляется во всех видах самостоятельной речи: монологе, диалоге, пересказе, рассказе.
Слайд 15Голос теряет свою модулированность, становится монотонным, невыразительным, фиксированным на
одной и той же высоте; иногда при фонации появляется назальный
оттенок (ринофония).
Звукопроизношение и слоговая структура не нарушаются: слова произносятся очень медленно, но правильно.
Опора на зрительное восприятие не приводит к нормализации темпа речи.
Слайд 16Неречевая симптоматика
Нарушения общей и мелкой моторики - брадикинезия, мимических движений
– брадимимия и/или амимия
Общая заторможенность и вялость, неуклюжесть, недостаточная
координированность движений,
замедляется протекание психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия - брадипсихия.
трудности переключения с одной деятельности на другую – ригидность
склонность к персеверациям
Слайд 17Диагностика брадилалии
проводится неврологом, логопедом, психологом, психиатром.
Включает подробное изучение анамнеза,
касающегося перенесенных заболеваний и повреждений головного мозга; наличия нарушений темпа
речи у близких родственников.
В ряде случаев требуется проведение инструментальных исследований: ЭЭГ, РЭГ, МРТ головного мозга, люмбальной пункции и др.
Слайд 18Логопедическая диагностика
Диагностика устной речи включает оценку строения органов артикуляции
и состояния речевой моторики, экспрессивной речи (звукопроизношения, слоговой структуры слова,
темпо-ритмической стороны речи, особенностей голоса и т. д.).
Диагностика письменной речи предполагает выполнение заданий на списывание текста и самостоятельное письмо под диктовку, чтение слогов, фраз, текстов.
Наряду с этим проводится изучение состояния общей, ручной и мимической моторики, сенсорных функций, интеллектуального развития.
Слайд 19Коррекция брадилалии
Специальная коррекционно-педагогическая работа по преодолению брадилалии проводится на фоне
медицинского воздействия, направленного на нормализацию деятельности нервной системы.
Лечебный комплекс
может включать курсы фармакотерапии, специальной лечебной физкультуры, массажа, бальнеотерапии, физиотерапевтического лечения.
С целью стимуляции речевой активности у пациентов с брадилалией проводится психотерапия, аутогенные тренировки.
Слайд 20Целью коррекционно-педагогического воздействия при брадилалии служит выработка быстрых и четких
речевых реакций, развитие просодической стороны речи.
Логопедические занятия по коррекции
брадилалии проводятся на немного ускоренной речи, темп которой логопед задает и поддерживает с помощью дирижирования, отхлопывания.
Усложнение речевого материала (произнесение слогов, слов, фраз, стихотворений, инсценировок, скороговорок, чтение по ролям) происходит постепенно.
Слайд 21С целью нормализации общей и речевой моторики при брадилалии полезны
логопедический массаж, логоритмические занятия, подвижные игры с речевками и элементами
спортивных соревнований, занятия ручным трудом, игра на музыкальных инструментах, танцы и пение.
Ускорения темпа речи, нормализации просодики удается добиться в результате систематических занятий на протяжении 6-12 месяцев.
Слайд 22Прогноз и профилактика брадилалии
Прогноз в отношении преодоления брадилалии наиболее благоприятен
при раннем начале коррекционной работы и психологических причинах нарушения темпа
речи.
Но даже после выработки навыков нормальной речи необходимо длительное наблюдение у специалистов, постоянный самоконтроль за темпом речи.
Для профилактики брадилалии важно предупреждение перинатальных поражений ЦНС, травм головы, нейроинфекций, астенического синдрома.
Необходимо заботиться о нормальном развитии речи ребенка, окружать его правильными образцами для подражания.
Слайд 23Тахилалия
- нарушение темпа речи, характеризующееся патологически быстрым речевым потоком. При
тахилалии значительно ускорен темп речи и общей моторики; отмечаются повторения,
запинки, «проглатывания», искажения слогов и слов, нарушения письма и чтения. Пациент с тахилалией должен быть всесторонне обследован неврологом, психиатром, логопедом и психологом. Коррекционная работа при тахилалии включает комплексное медицинское, психотерапевтическое и логопедическое воздействие (бальнеотерапия, ЛФК, аутогенная тренировка, речевые упражнения, логопедическая ритмика и др.).
Слайд 24Этиология
обусловлена поражением центрального речевого механизма,
является следствием неправильной
функции экстрапирамидной системы.
значительная роль отводится наследственности, указывая на
генетическую связь ускоренной речи с заиканием.
Слайд 25Патогенез
Центральным звеном в патогенезе является расстройство темпа внешней
и внутренней речи за счет патологического преобладания процессов возбуждения.
Устранение
тормозящих влияний, осуществляемых церебральными связями мозжечка,
Ослабление тормозных процессов, играющих роль в каждом движении, при котором сокращение одной группы мышц сменяется сокращением другой группы.
Слайд 26 Речевые симптомы
устная речь: чрезмерно быстрый темп речи
(20–30 звуков в секунду вместо 10–12) без существенных искажений фонетического
оформления, лексики и грамматического строя.
Интервербальная акселерация (ускорение темпа речи), которая проявляется в многосложных словах, длинных фразах и длинных связных текстах. Длинное слово или словосочетание, название из нескольких слов и т.д. произносятся настолько стремительно, что из словесного нагромождения выпадают некоторые слоги, искажаются звуки из-за неточных и быстрых артикуляторных движений.
Слайд 27письменная речь: расстройства чтения и письма: перестановка букв, звуков, слогов,
замена их другими.
На письме и в чтении наблюдаются замены,
перестановки букв, звуков, слогов. Целые слова заменяются другими, родственными по звучанию или по написанию.
Нарушение общения
Слайд 28Неречевые симптомы
Нарушения общей моторики - тахикинезия,
нарушения вегетативной нервной системы,
психических процессов - тахифрения, мысль опережает своё вербальное выражение
внимание
неустойчиво, снижен объём памяти.
нарушение эмоционально-волевой сферы – раздражительность, вспыльчивость
нарушения поведения - гиперактивность
Слайд 29Разновидности тахилалии
Полтерн (спотыкание) — патологически ускоренная речь с наличием прерывистости
темпа речи несудорожного характера.
Этиология: Врожденные конституциональные аномалии развития.
Патогенез: Речь
при полтерне носит поверхностный и одновременно абстрактный характер, является рубленной, нечёткой по смыслу высказывания и способу артикулирования. В ней проявляются элементы аграмматизма и нарушений синтаксиса, которые отражают внутренний беспорядок мышления.
Слайд 30Чистые формы полтерна делятся на :
• первая группа: —
с моторными расстройствами;
симптомы: ускоренная речь и отклонения в артикулировании звуков
речи;
• вторая группа: — с сенсорными расстройствами;
симптомы: трудность нахождения необходимых слов, нарушения слухового внимания;
• третья группа: — с общей трудностью формирования речи, несмотря на достаточный словарный запас;
• четвертая группа: — со спотыканием, при котором речь пресекается растягиванием отдельных гласных или вставлением восклицаний, отражающие постоянные трудности в выборе слов или общих формулировок речи.
Слайд 31Разновидности тахилалии
Баттаризм (от греческого battarismos – заикание) — патологически ускоренный
темп речи, при котором имеет место неправильное формирование фразы, слова
произносятся нечетко, не договариваются. Также употребляется синоним: Парафразия.
Этиология:
• привычка;
• расстройства внимания;
• несоответствие между желанием говорить и речемоторной возможностью;
• органические изменения в мозгу.
Патогенез: Проглатывание и перестановка слогов и слов. Потеря концентрации внимания в логически важных частях речевого потока, что делает речь спотыкающейся, хаотичной.
Слайд 32Клаттеринг
коммуникативное нарушение, которое влияет на способность индивидуума выражаться в
ясной и/или лаконичной манере.
расстройство плавности речи, характеризующееся ускоренным темпом
и нерегулярным ритмом речи. Быстрая речь дополняется одним или несколькими симптомами: частым и неоправданным паузированием, звуковыми вставками разного характера, нарушением звукопроизношения и перестановками в многосложных словах, нарушением синтаксического строения фразы.
Слайд 33Это коммуникативное нарушение впервые было описано в Европе в 1717
году. Первый учебник по клаттерингу был опубликован в 1964 году
профессором Десо Вейсом. Несмотря на то, что клаттеринг исследовался немногими учеными, в последнее время среди профессионалов возобновился интерес к этому речевому расстройству. Результатом этого, а также благодаря восточно-европейской инициативе, явилось проведение Первой Международной Конференции по Клаттерингу в мае 2007 года в Болгарии. Шестьдесят специалистов из 18 стран встретились для обсуждения теоретических и практических вопросов в области клаттеринга. Именно на этой конференции было принято единодушное решение о создании Международной Ассоциации по Клаттерингу (ICA).
Слайд 34Речевая симтоматика:
• ускоренный и/или нерегулярный темп речи
• недоговаривание окончаний слов
•
пропуск или искажение звуков или слогов
• недостаток пауз между словами
•
множество фальстартов и остановок во время речи
• чрезмерное использование неплавностей в устном высказывании: слов-эмболов типа «ммм», «эээ», повторов слов, повторов или пересмотров фраз; в отличие от заикания эти показатели неплавности НЕ обусловлены судорожным состоянием мышц речевого аппарата
Слайд 35• трудности замедления темпа речи, даже после акцентирования на этом
•
трудности почерка, разборчивость которого в процессе письма снижается
• трудности правильного
напечатания слов, с чем связана, например, необходимость дополнительного редактирования сообщений электронной почты
• речь чаще улучшается в структурированных ситуациях общения, когда человек активно управляет ею, например, при видеосъемке; речь чаще ухудшается в спонтанной беседе, когда человек расслаблен.
«поведение пересмотра», т.е. речь говорящего постоянно прерывается остановками и «новыми стартами» с включением новых тем для беседы. Эта особенность считается самой характерной для данного синдрома и свидетельствует о нарушениях последовательного изложения мыслей. Такой тип «информационно изобильного речевого поведения» совершенно не характерен для заикания.
Слайд 36Неречевая симптоматика:
• стремительность мыслей
• трудности мыслительной организации
• слова и мысли
воспроизводятся иначе, чем планируется
• тенденция к прерыванию партнера по коммуникации
•
недостаток осознания смазанности артикуляции
• трудности концентрации (удержания) внимания при чтении и/или разговоре
Слайд 37Клаттеринг-синдром обычно наблюдается у лиц мужского пола.
Описано аутосомнодоминантное наследование
этого синдрома. В таких случаях это нарушение прослеживается из поколения
в поколение, в среднем проявляясь у половины детей лица, имеющего данное речевое нарушение. Это не исключает наличие семей, в которых, в силу случайности, все дети наследуют от родителя, страдающего данной патологией, только нормальный ген. В этом случае нарушение исчезает в этой ветви семьи.
Слайд 38Интерес к данной форме речевой патологии значительно увеличился с выделением
наследственной рецессивной сцепленной с Х-хромосомой особой формы интеллектуальной недостаточности, со
своеобразной клинической картиной, включающей данную форму речевой патологии. Это так называемый синдром ломкой Х-хромосомы. Примечательно, что эта форма речевой патологии может проявляться на фоне сохранного интеллекта. В последние годы подтвердились данные о частоте клаттеринга как специфического синдрома у лиц мужского пола с синдромом ломкой Х-хромосомы.
Слайд 39Логопедическая работа по преодолению тахилалии и ее вариантов предполагает формирование:
—
медленного, плавного, ритмичного дыхания;
— правильного голосоведения;
— ритмического чтения в небыстром
темпе;
— плавного, «чистого», «безошибочного» письма;
— спокойной:, внятной, упорядоченной речи с правильным интонированием, паузацией и установкой логических ударений;
— нового общего и речевого поведения в коллективе;
— внимания к речи, преодоления трудностей в выборе слов и выражении своих мыслей.
Слайд 40Коррекция осуществляется следующими средствами (в зависимости от степени заболевания):
1.
Обязательная работа над дыханием и голосом
2. Упражнения на усвоение медленного
темпа речи.
3. Громкое чтение текстов.
4. Работа с письмом и смысловая работа с текстом.
5. Упражнения для развития дикции и логической речи.