Разделы презентаций


Население Сибири ( XIX – начало XX в. ) этно-демографическая характеристика

Содержание

«… по сибирским понятиям род человеческий делится на два разряда: людей и чиновников»С.И. ТрубинКлассификации населения Сибири: имперский и областнический подход к «инородческому» вопросу Группы русского населения.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Население Сибири (XIX – начало XX в. ) этно-демографическая характеристика

Население Сибири (XIX – начало XX в. ) этно-демографическая характеристика

Слайд 2«… по сибирским понятиям род человеческий делится на два разряда:

людей и чиновников»
С.И. Трубин


Классификации населения Сибири: имперский и областнический подход

к «инородческому» вопросу
Группы русского населения.

«… по сибирским понятиям род человеческий делится на два разряда: людей и чиновников»С.И. ТрубинКлассификации населения Сибири: имперский

Слайд 3Литература:
Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы
Патканов С.К. Статистические данные, показывающие племенной состав

населения Сибири, язык и роды инородцев. СПб., 1911 – 1912.
Бахрушин

С. В. Сибирские туземцы под русской властью до революции 1917 года (исторический очерк) // Советский Север. М., 1929. № 1. С. 66-97.
Скобелев С.Г. Демография коренных народов Сибири в XVII — XX вв. Колебания численности и их причины
Слезкин Ю. «Арктические зеркала»: Россия и малый народы Севера

Литература:Ядринцев Н.М. Сибирские инородцыПатканов С.К. Статистические данные, показывающие племенной состав населения Сибири, язык и роды инородцев. СПб.,

Слайд 4Классификации населения в зеркале империи

Имперские эксперты конструируют картину региона через

обобщающие категории (сословные, этнические, хозяйственные, классовые…)

какие задачи ставят и как

их можно реализовать; какие возможны последствия;

«Зеркала» империи отражают прежде всего самих экспертов (власть, областники)

Классификации населения  в зеркале империиИмперские эксперты конструируют картину региона через обобщающие категории (сословные, этнические, хозяйственные, классовые…)какие

Слайд 5С.К. Патканов

С.К. Патканов

Слайд 6«Коренной» житель Сибири? Становление статуса
Иноземный – Туземный (землицы, княжики)-- Своеземец -

Земляк
Иноверец
Ясачный человек; ясачный иноземец
Несовершеннозависимый

Иностранец — Сибирский инородец -

- Природный обыватель
? Коренной сибиряк / Старожил
? Кочующий коренной

Аборигены – коренной житель
Автохтоны (гр.)
Индигенное население (лат.)
Туземец
Нацмен
«Малые народы» Севера, Сибири и ДВ

«Коренной» житель Сибири? Становление статусаИноземный – Туземный (землицы, княжики)-- Своеземец - ЗемлякИноверецЯсачный человек; ясачный иноземецНесовершеннозависимый Иностранец —

Слайд 7Инородец как сословие 1822 г.
«Все племена обывателей не Российского происхождения,

в Сибири обитающие»

Племена, именуемыя поныне ясачными

Не этническая категория, не конфессиональная,

не языковая категория;

Сословие «И» = государственным крестьянам; управление по рос. законам;

Отличия в образе хозяйствования и управлении:
«степень гражданского образования» (степень подчинения условиям русского правления и гражданским законам РИ) и «настоящий образ жизни» (род занятий и место обитания; качество промысла);

Инородец как сословие 1822 г.«Все племена обывателей не Российского происхождения, в Сибири обитающие»Племена, именуемыя поныне ясачнымиНе этническая

Слайд 8«Устав об управлении инородцев» 1822 года «Положение об инородцах» 1892 года

«Законы о состояниях» в редакциях 1832, 1876 и 1899 годов
1.

Оседлые -«жившие в городах и селениях» + постоянную оседлость, занимались хлебопашеством, торговлей и другими видами деятельности, присущими городским обывателям

2. Кочевые - «занимавшие определенные места по временам года переменяемые»;
3. Бродячие - «переходившие с одного места на другое по рекам и урочищам». 
2 – 3 (п. 170):
непостоянство местожительства,
простота нравов,
особые обычаи,
образ пропитания,
трудность взаимных сообщений,
недостаток монеты в обращении,
недостаток способов к сбыванию на месте лова и произведения.
«Устав об управлении инородцев» 1822 года «Положение об инородцах» 1892 года  «Законы о состояниях» в редакциях

Слайд 9«инородец»: технико-юридическое определение (СЗ:1876, 1899):
- сибирские инородцы, в их числе

сибирские киргизы и островитяне;
- Ясачные и; иноверцы
- Самоеды Мезенского уезда

Астраханской губернии,
- кочевавшие инородцы Кавказской области (Нагайцы, Каранагайцы, Трухменцы и Киргизы),
- Калмыки, кочевавшие в Астраханской и Ставропольской губерниях;
- Ордынцы Закаспийского края; 
Киргизы Внутренней Орды, инородцы областей Акмолинской, Семипалатинской, Уральской и Тургайской, инородническое население Закаспийской области (1899);
- Особые разряды: чукчи в Приморской области, дзюнгорцы в юго-восточной части Томской губернии и инородцы Командорских островов
= «восточные инородцы»
- Евреи (племенное происхождение + религия)?

«инородец»: технико-юридическое определение  (СЗ:1876, 1899): - сибирские инородцы, в их числе сибирские киргизы и островитяне;- Ясачные

Слайд 10Научная Классификация «коренных»
Критерии:
1. хозяйственный - природно-климатический – «образ жизни»;

(+ численность )
2. Племенной состав и языковая принадлежность

Научная Классификация «коренных»Критерии: 1. хозяйственный - природно-климатический – «образ жизни»; (+ численность )2. Племенной состав и языковая

Слайд 131. Арктическая и субарктическая тундра
охота, звероловство, оленеводство;
«бродячие ловцы»; «первобытные

племена»; «малые народы Севера» = 26 этнических групп;
1. Уральская языковая

семья:
Финно-угорская (ханты, манси);
Самодийская (энцы, ненцы, селькупы, нганасаны);
2. Алтайская языковая семья:
Тюркская (якуты);
Тунгусо-манчжурская (эвенки)
3. Палеоазиатская (палеосибирская) семья: юкагиры, чукчи, коряки (оленные, береговые), эскимосы, алеуты
1. Арктическая и субарктическая тундраохота, звероловство, оленеводство; «бродячие ловцы»; «первобытные племена»; «малые народы Севера» = 26 этнических

Слайд 142. Таежная и лесная зона
Кочевое, полукочевое скотоводство; земледелие.
Алтайская языковая семья:
Тюркская

группа:
сибирские татары (тоболоиртышские, барабинские, томские, обские, чулымские);
алтайские тюрки

(тубалары, шорцы, челканцы, кумандинцы;
Енисейские кыргызы

2. Таежная и лесная зонаКочевое, полукочевое скотоводство; земледелие.Алтайская языковая семья:Тюркская группа: сибирские татары (тоболоиртышские, барабинские, томские, обские,

Слайд 153. Степная зона
Кочевники=скотоводы;
Алтайская языковая семья:
Тюркская группа: киргиз-кайсаки;
Монгольская группа: буряты
Сино-тибетская

языковая семья:
кеты, нивхи,
айны

3. Степная зонаКочевники=скотоводы;Алтайская языковая семья: Тюркская группа: киргиз-кайсаки;Монгольская группа: бурятыСино-тибетская языковая семья: кеты, нивхи, айны

Слайд 16«Пришлые» с запада (от Ермака и после него):
1. Индоевропейская языковая

семья:
Восточные славяне (русские, украинцы, белорусы = «большая русская нация») -

земледельцы
Западные славяне (поляки, чехи – ссыльные, переселенцы) – земледельцы, ремесленники
Литовско-латышская группа: литовцы, латгальцы, латыши (ссыльнопоселенцы - земледельцы);
Германская – «немцы» (колонисты – земледельцы)
2. Семито-хамитская языковая семья: евреи (торговцы, купцы).
3. Финно-угорская языковая семья: удмурты, мордва, зыряне, пермяки, финны, карелы (земледельцы, сельские обыватели)
4. Тюркская группа: казанские татары (урало-поволжские татары); башкиры, чуваши, узбеки, сарты, туркмены (земледельцы, сельские обыватели)

«Пришлые» с запада (от Ермака и после него):1. Индоевропейская языковая семья:Восточные славяне (русские, украинцы, белорусы = «большая

Слайд 17«Пришлые» с востока дальнего «желтая колонизация»
Корейцы (со в. п. 19

в.):
Земледельцы; крестьянское сословие;
Смешанные браки;
Христианизация
Российские подданные
= с 6 тыс. –

20 тыс.

Китайцы:
Временные мигранты (отходники) – нелегальный характер миграции / виды на жительство;
Рабочие и торговцы
Российская юрисдикция с 1885; внутреннее самоуправление; китайские кварталы
с 4 тыс. – 400 тыс. (20-е гг.)

«Пришлые» с востока дальнего «желтая колонизация» Корейцы (со в. п. 19 в.):Земледельцы; крестьянское сословие;Смешанные браки;ХристианизацияРоссийские подданные =

Слайд 18Желтая колонизация

Желтая колонизация

Слайд 19«Инородческий вопрос» у областников
Инородческий вопрос как имперский вопрос, как заменитель

крестьянского вопроса, как часть сибирского вопроса

Вопрос о физическом выживании

(колониальный гнет, истребление, нещадная эксплуатация, болезни, алкоголизм, нищета, голод) – переосмысление дикости как бедности; отсталости как результата эксплуатации империи
Сибирский вариант народничества – забота о туземцах:
Изучение - трансляция чувств «вины и гордости»
Просвещение русских, просвещение и христианизация инородцев;


«Инородческий вопрос» у областниковИнородческий вопрос как имперский вопрос, как заменитель крестьянского вопроса, как часть сибирского вопроса Вопрос

Слайд 20«инородческий» мемориал от областников
Сибирская газета: «инородческое население Минусинского округа …

вымирает с такой быстротой, при которой еще через двадцать лет,

мы вполне надеемся, не будет в долинах р. Абакан ни одного туземца»
Ядринцев: «Страх берет, когда подумаешь, что такие картины возможны в христианском государстве, на глазах у народа, который считается добродушнейшим в свете»

Ядринцев о степных «минусинских инородцах»: в 1851 г. Было 40 470, а в 1868 г. осталось только 37 153.
Привнесенные проблемы империей, созданные ей искусственно.
Землепользование бурят и туберкулез.

«инородческий»  мемориал от областниковСибирская газета: «инородческое население Минусинского округа … вымирает с такой быстротой, при которой

Слайд 21Областническая программа по инородческому вопросу: идеи и практика
- Признание принципа

этнокультурного разнообразия и множественности путей культурно-исторического развития (расовое, этническое равенство)

-

Этническое разнообразие залог развития региона (метисация основа формирования «сибирского этнического типа»);

– Сохранение и развитие местных национальных культур (инородческая интеллигенция);

- Возможность создания автономий инородческого населения

«Общество покровительства инородцам для защиты от вымирания».
(= к крестьянам);

Изучение экономического быта (экспедиции ИРГО, государственные комиссии)

Государственные программы

Христианские миссии

= больницы, приюты, богадельни; школы, церкви

Областническая программа по инородческому вопросу: идеи и практика- Признание принципа этнокультурного разнообразия и множественности путей культурно-исторического развития

Слайд 22Причины вымирания инородцев (по Ядринцеву) – необходимые доказательства
- Непреодолимые силы

природы;
Экономический кризис: ухудшение быта, лишение угодий, оскудение промыслов, эксплуатация рос.

колонизатором; недобросовестная торговля; распространение вина и спирта;
- Занесенные болезни
= потеря плодовитости «при утрате прежней дикарской независимости»

Нет данных о вымирании целых племен; Компактно расположенные народы (киргизы, якуты, буряты) не только живут, но множатся («распложаются»)
Уменьшение численности неоднозначно в пространстве волости, округа
Сокращение численности не связано с образом жизни (кочевой / оседлый) и культурной стадией
Высокий уровень смертности коррелирует с критерием «бедности»



Причины вымирания инородцев  (по Ядринцеву) – необходимые доказательства- Непреодолимые силы природы;Экономический кризис: ухудшение быта, лишение угодий,

Слайд 23Население Сибири: численность и структура
«Коренные»
В сер. XVII в. - 156

– 170 тыс. (в пределах русских границ)
В конце XIX в.–

870 тыс. (в 4раза)
Удельный вес «коренных»: с 30% до 10%
Ареалы коренного населения стабильны (до конца XIX в.)
Основные факторы:
Естественный прирост;
Ассимиляция



«Пришлые»
Общая численность: увеличилась в 5 р.
К 1897 г. – 5,8 млн.
Плотность населения: менее 1 кв. в. (Во внутренней России – 6; Англия – 130; США - 8)
С к. XVII в. в Западной и Восточной Сибири русские численно превосходят коренное население. С с. XIX в. – на ДВ. = Удельный вес русского населения 80 – 90 %
Основные факторы прироста:
Механический прирост (переселение, ссылка);
Естественный прирост (самый высокий в России): 0,5 - 2
Ассимиляция

Население Сибири:  численность и структура«Коренные»В сер. XVII в. - 156 – 170 тыс. (в пределах русских

Слайд 24Динамика численности коренных
1. Рост численности большинства крупных народов 17 –

к. 19 в.:
Буряты в 10 раз (27 тыс. до 288)
Якуты

в 8 раз (28 до 226)
Татары в 3 раза (17 – 53)

2. Стабильная численность отдельных малых этносов (природные условия – главный фактор) (селькупы Нарымского края, Г. Пелих)

3. Стабильная численность населения этноса (при миграциях, высокой смертности) = высокий естественный прирост (0,3 – 0,5)
Динамика численности коренных1. Рост численности большинства крупных народов 17 – к. 19 в.:Буряты в 10 раз (27

Слайд 25Причины сокращения численности:
Неточность подсчетов (характер источников) особенно при внутриуездной и

межгубернской миграции;
Ассимиляция и консолидация
Миграции и насильственные угоны за пределы РИ;
Эпидемии

Причины сокращения численности:Неточность подсчетов (характер источников) особенно при внутриуездной и межгубернской миграции;Ассимиляция и консолидацияМиграции и насильственные угоны

Слайд 26Неточность подсчетов
Активные миграционные процессы (перекочевки за пределы округа, губернии)
Изменения в

административно-территориальной структуре
Изменения конфессиональной и этнической идентичности населения

Неточность подсчетовАктивные миграционные процессы (перекочевки за пределы округа, губернии)Изменения в административно-территориальной структуреИзменения конфессиональной и этнической идентичности населения

Слайд 27Характер ассимиляции
1. XVII – XVIII в. верхушечная ассимиляция:
Через военную и

административную службу (служилые люди, дети боярские) – потомки мансийского князя

Аблегирима, мурзы Енбулата, кондинского князя Сатыги, знатного киргиза Айкана, якутских тойонов Сахалтина, Поротова, тунгузских князей Гантимуровых
Хозяйственное давление
2. Народная ассимиляция (через межэтнические браки). Внешняя и внутренняя ассимиляция.


Характер ассимиляции1. XVII – XVIII в. верхушечная ассимиляция:Через военную и административную службу (служилые люди, дети боярские) –

Слайд 28Ассимиляция и консолидация
1. Р + И = Р обрусение: юж.

ханты, манси, телеуты, качинцы, отд. роды бурятов
2. Р + И

= И обинородчение: этнолокальные группы камчадалы, колымчане
3. Иа + Ив = Иа (тюркизация (угро-, кето-, самоедоязычные); якутизация (тунгусы и юкагиры); от Серебренникова: обурятились, объякутились, объюкагирились, омонголились тунгусы)
4. Иа + Ив = Ис (формирование нового этноса: тувинцы, хакасы

Ассимиляция и консолидация1. Р + И = Р обрусение: юж. ханты, манси, телеуты, качинцы, отд. роды бурятов2.

Слайд 29Расселение тунгусского населения
Соседи: буряты, якуты, русские, юкагиры, монголы.
С XVII

– по конец XIX в. численность выросла в 3,5 раза

(62068).
Динамика неустойчивая: в XVII в. по Ср. и Зап. Сибири 12,6 тыс. к концу
XIX в. – 9,8 тыс.
Расселение тунгусского населенияСоседи: буряты, якуты, русские, юкагиры, монголы. С XVII – по конец XIX в. численность выросла

Слайд 30Обрусение
К началу XIX в. красноярские качинцы настолько обрусели, что даже

Качинская степная дума объявила: ежели не возвратятся в свои кочевья,

в Минусинскую округу к своим князцам, то будут переименованы в крестьяне».
Перепись 1897 г. в деревнях совместного проживания туземного населения не выявила.
ОбрусениеК началу XIX в. красноярские качинцы настолько обрусели, что даже Качинская степная дума объявила: ежели не возвратятся

Слайд 31Интеграция самоедов: "Россия Европейская и Азиатская"
Как настоящие азиатские номады, самоеды ведут

еще более бродячую жизнь, чем оленные лопари, и охотно перекочевывают

с места на место при малейшей оказии. Их часто можно встретить даже в русских городах и селах. Но они с трудом выучиваются языку господствующей народности. Оставаясь еще азиатами по нравам, они гораздо менее, нежели лопари, приспособились к среде, создаваемой вокруг них торговыми сношениями. Русские давно уже крестят самоедов, начав с самых богатых, и строят им церкви — постоянные там, где эти инородцы сидят попрочнее (например, в устье Печоры, на о. Колгуеве), и вывозят в тундру походные церкви; на их язык даже переведен Новый Завет. Самоеды называют себя христианами и очень любят звонить на колокольне; но старый фетишизм с примесью обрядов шаманства еще далеко не исчез между ними.
Интеграция самоедов:

Слайд 32«Брачный» бурятский эксперимент
Троицко-Селенгинский монастырь выкупал за калым у бурят

женщин и после крещения выдавал замуж за ссыльных русских =

забайкальское русское население с высоким процентом бурятской крови (40%)
«Брачный» бурятский эксперимент Троицко-Селенгинский монастырь выкупал за калым у бурят женщин и после крещения выдавал замуж за

Слайд 33Страна холода:
Тип юраков, несмотря на то, что они составляют

только часть самоедов, не так уродлив, как у остяков и

других инородцев Сибири. Довольно рослые, стройные и ловкие дикари поражают постороннего наблюдателя приятным окладом лица, круглого, обрамленного черными волосами. Черные, узкие глаза смотрят открыто и бойко. Движения не связаны, не неуклюжи. Женщин-юрачек трудно отличить от ближайших русских крестьянок Енисейской губернии. Вообще нужно заметить, что в настоящем типе этих инородцев заметно сильное влияние русских, что весьма понятно, когда вспомнишь обычай первых казаков брать себе наложниц из среды этого племени, обычай не прекращавшийся до двадцатых годов нашего века. Их одежда отличается от самоедской большею простотою и удобством.
Страна холода: Тип юраков, несмотря на то, что они составляют только часть самоедов, не так уродлив, как

Слайд 34Из программе Ядринцева

Из программе Ядринцева

Слайд 35Влияние боевых действий
Типы конфликтов:
И – И (межплеменная, межродовая война):

ненцы (юрацкая кровавая самоядь) – ханты; ханты – манси; тунгусы

– якуты, тунгусы – буряты; борьба за угодья = 1 % (2 тыс.)
Р – И: татары (1 тыс.), енисейские кыргызы (3,5 тыс.), тунгусы, буряты (1 тыс.), чукчи, алеуты = 6 – 7% (6 тыс.)
И – Инз: маньчжуры, джунгары – не более 4%; миграции и угоны за пределы РИ.

Империя нацелена на предотвращение:
- внутриродовых и межродовых конфликтов;
- Укрепление границ;
- Освобождены от рекрутской, воинской повинности

Влияние боевых действий Типы конфликтов:И – И (межплеменная, межродовая война): ненцы (юрацкая кровавая самоядь) – ханты; ханты

Слайд 36Миграции и угоны
1. Внутрисибирские миграции коренного населения (экстенсивное промысловое хозяйство)
2.

Уходы за пределы РИ:
Эвенки (XVII – п.п. XIX в.) в

Амурский край
32,5% агинских бурят ушли в Монголию (землеустроительный закон 1900 г.)

Миграции и угоны1. Внутрисибирские миграции коренного населения (экстенсивное промысловое хозяйство)2. Уходы за пределы РИ:Эвенки (XVII – п.п.

Слайд 37Эпидемии и голод у коренных народов Сибири
- Эпидемия оспы на

Камчатке (коряки, ительмены, юкагиры) (1799 – 1800): 35 – 40%


- Эпидемия оспы в Енисейском округе (русские и тунгусы) (1850 – 1851). Уровень смертности коррелирует с уровнем жизни, условиями быта, медицинское обслуживание
Оспа, тиф, корь, сибирская язва, холера, сифилис // пристрастие к водке и табаку («северный алкоголизм»)
Эпидемии и голод  у коренных народов Сибири- Эпидемия оспы на Камчатке (коряки, ительмены, юкагиры) (1799 –

Слайд 38Выводы:
Историографический: областническая концепция (вымирания) опровергнута в начале XX в., но

сохраняется в советской версии (роль Октябрьской революции и КП в

сохранении от вымирания) + зарубежной (американской) историографии (революция спасла от биологического исчезновения малые народы; империя – зло).

Цель имперской экспансии:
увеличение территории и населения (ясак);
Минимальное насилие и преимущественно мирное «завоевание»;
В сильной власти заинтересованы и коренные, и пришлые;
Контроль за соблюдением законности; сохранение угодий за коренными (до к. XIX в.); государственная юрисдикция в отношении инородцев; меньшее податное обложение, чем у русских; отсутствие крепостного права, запрет найма на частную работу
Изменения в начале XX в. (землеустройство, мобилизация на тыловые работы)
ОБУСЛАВЛИВАЕТ:
Патерналистическая / попечительная политика империи (!не национального государства) в отношении инородцев (бесплатное обучение в гимназиях; больницы; обеспечение продовольствием); запрет на ввоз вина, табака.

== прагматичная «степная» политика (не гуманизм) – сохранение всех этносов, формированию местной интеллигенции, языка, литературы


Выводы:Историографический: областническая концепция (вымирания) опровергнута в начале XX в., но сохраняется в советской версии (роль Октябрьской революции

Слайд 39Группы русского населения сибири «… национальность русская постоянно организуется, нарастает, тчется,

распадается на областные вариететы, различия». Щапов А.П.

Группы русского населения сибири  «… национальность русская постоянно организуется, нарастает, тчется, распадается на областные вариететы, различия».

Слайд 40Понятия: проблемы изучения
Источниковая проблема (кто описывает: имперские эксперты, этнографы,

областники): кем сами себя ощущали (идентичность) и кем желало их

видеть государство = ? Дискурсивных практик

Субэтнос - таксономическая единица (часть), находящаяся внутри этноса, обладающая специфической культурой и выраженным самосознанием. Субэтнос обладает стереотипами поведения. Критерий завершения формирования субэтноса - двойное этническое самосознание. Эндосубэтноним. Экзосубэтноним

Факторы формирования субэтноса:
- Природно-климатические условия (Потанин: климат – самый упорный сепаратист).
Общность по:
Происхождению;
Культурно-бытовым особенностям;
Вероисповеданию;
Территории проживания;
Язык;
Сословный статус
Понятия: проблемы изучения Источниковая проблема (кто описывает: имперские эксперты, этнографы, областники): кем сами себя ощущали (идентичность) и

Слайд 411. По времени переселения в Сибирь:
1. Старожилы (до середины XIX

в.):
- Чалдоны;
Родчие; рожденцы, тутошние;
- Сибиряки.
2. Староселы (до

конца XIX в.) киселевские переселенцы
3. Переселенцы (конец XIX – XX в.): рассейские, самоходы, новоселы, лапотоны; по местам выхода (вятские, курские, тамбовские) = ? Русские?

1. По времени переселения в Сибирь: 1. Старожилы (до середины XIX в.): - Чалдоны; Родчие; рожденцы, тутошние;-

Слайд 42Чалдоны

Чалдоны

Слайд 43Чалдон
- Коренной сибиряк, русский, первый русский переселенец, старожил;
- Потомок русских

поселенцев в Сибири (возможен брак с аборигенами). Чалдон желтопупый, желторылый

(Мамин-Сибиряк), Азиатия (Ядринцев - чалдон); неполированные; болваны
- Неграмотный человек, бродяга, беглый каторжник (Даль). Лесков: кличка старожилов (=туземец; = варнак). Челдония (страна ссыльных)
- Гидронимы: Дон, Чал, челн
- «Енисей»: племя родственное абиссинцам. Во времена Перикла челдоны добровольно переселились в Сибирь, на территории, которые потом вошли в Енисейскую и Иркутскую губернии. Принесли «свет христианства в Сибирь»
Чалдон- Коренной сибиряк, русский, первый русский переселенец, старожил;- Потомок русских поселенцев в Сибири (возможен брак с аборигенами).

Слайд 44Н. Андреев Чалдон, 1923
Лесков: В этой заботе о хлебе притупляются

и со временем врачуются или гаснут порывы ностальгии и переселенец

становится старожилом, а потом туземцем, которого новые пришельцы станут дразнить чалдоном, а он их считать необразованными мужиками!
Н. Андреев Чалдон, 1923Лесков: В этой заботе о хлебе притупляются и со временем врачуются или гаснут порывы

Слайд 45Сибиряк как конструкт. Сибирство, сибирячество
Особый антропологический, физический тип; наднациональная территориальная (локальная)

общность.
Факторы формирования:
суровый, но здоровый климат;
Соприкосновение с инородцами (обратное культурное воздействие

и физическая ассимиляция);
Отсутствие крепостного права, слабость административного гнета, ссылка
Недостаток церквей и школ (отставание в умственном развитии и утрата религиозности)
Сибиряк как конструкт. Сибирство, сибирячествоОсобый антропологический, физический тип; наднациональная территориальная (локальная) общность.Факторы формирования:суровый, но здоровый климат;Соприкосновение с

Слайд 46Сибирский областной и психологический тип
- Ум сибиряка поглощен материальной наживой,

его увлекают только практические цели и интересы, к сибирскому населению

не прививаются никакие общественные идеи и уставы;
существенные черты сибиряка – грубость, дерзость, лукавство, унижение, свойства раба.
- В хозяйственном отношении – пенкосниматель, расточающий природные богатства края, не способного к интенсивному труду, хозяйственному расчету и культурно-хозяйственному прогрессу;
+ ум, любознательность, энергия, практичность умения ориентироваться, находчивость, воспитанность жизнью, предприимчивость, известный закал характера, самобытная самостоятельность и способность к самодеятельности
Сибирский областной и психологический тип- Ум сибиряка поглощен материальной наживой, его увлекают только практические цели и интересы,

Слайд 47Областнические практики «осибирячивания»
Пробуждение общесибирского патриотизма:
общие герои, местная печать, сибирская

литература, фольклор; гимн, герб;
- Гуманитарное освоение: Сибирский университет – сибирская

интеллигенция; Краеведение / родиноведение; (кафедра сибиреведения, лекции по истории Сибири; Общество изучения истории Сибири и улучшения ее быта)
- Органы самоуправления, проекты Сибирской областной думы;
Создание горизонтальных связей и символов поверх этнических границ.
Незавершенность проекта:
Конкуренты (национальные и социальные проекты)


Областнические практики «осибирячивания» Пробуждение общесибирского патриотизма:общие герои, местная печать, сибирская литература, фольклор; гимн, герб;- Гуманитарное освоение: Сибирский

Слайд 48Территория «национализируется» с помощью истории, которую «открывают» интеллектуалы. Сама по

себе «территория» - ничто, лишь человеческая вера и страсть придают

ей смысл. Никто не станет откликаться на призывы к солидарности, пока они не будут внятно истолкованы»
Йорг Баберовски

М. Хрох:
Фазы национального движения:
стихийно формируемое регионального самосознания и местный патриотизм;
политическая актуализация;
теоретическое конструирование местными интеллектуалами (политиками, общественными деятелями, учеными) региональной социокультурной идентичности;
выдвижение идей административно-хозяйственной автономии и даже государственного сепаратизма.

Территория «национализируется» с помощью истории, которую «открывают» интеллектуалы. Сама по себе «территория» - ничто, лишь человеческая вера

Слайд 52Г.И. Успенский «свой переселенец» и «Чужой сибиряк»
Контекст сибиряка –

природа Сибири: Проигрышное сравнение с югом (буйным, теплым, рвущимся к

солнцу); Сибирь традиционна – бесконечная, ледяная, темная, глухая и беспросветная, почти подземная, (тайговая: «тайговый эпизод» и «тайговые девицы» (исключительного роста), «тайговая бесцеремонность») а непраздные люди, «добывают богатства под ударами нагайки, под угрозою пули, под приманкой сивухи».
Сибирь, как Россия виноватая: те, кто едут сами пытаются избежать греха, а тех кого уже везут греха не избежали.
Наш великорусский, многострадальный крестьянин - Сибирское неслиянное разнообразие: русский, поляк и кержак;

Сибиряк - живоед по необходимости из царства ихтиозавров и летучих ящеров – ошеломляющая дикость.

Сибиряк – социальный тип («чистокровный стяжатель», «хищный, отвратительный тип» - писатели народники). Опасения осибирячивания и утраты русскости
Г.И. Успенский  «свой переселенец» и «Чужой сибиряк» Контекст сибиряка – природа Сибири: Проигрышное сравнение с югом

Слайд 53Имперские эксперты о перспективах сибирского населения
С. Елпатьевский (народник, ссыльный)

Сибирь как

плавильный котел
«Бесконечно вливались волны вольных и невольных переселенцев из всех

мест многотысячной и разноплеменной России, и все это сталкивалось и перемешивалось в общую кучу – и русские, и кавказцы, жители прибалтийских губерний и татары, поляки, башкиры, евреи и украинцы. Все это пришлое население быстро – уже во втором, а иногда и в первом поколении – осибирячивалось и утрачивало национальные черты.
Имперские эксперты о перспективах сибирского населенияС. Елпатьевский (народник, ссыльный)Сибирь как плавильный котел«Бесконечно вливались волны вольных и невольных

Слайд 54О перспективах
Либо «покорение своей ощетинившейся, бунтующей природы» и создание

новой великой России, как дополнение и поправка к старой, коренной.

Кауфман: Крайнее разнообразие условий не может привести к созданию единого типа (инородцы, разносоставность русского населения)
Либо формирование особого сибирского народа
О перспективах Либо «покорение своей ощетинившейся, бунтующей природы» и создание новой великой России, как дополнение и поправка

Слайд 55Реакция сельского населения (самономинации): от науки к административной практике и

обратно
Научные классификации – административные практики - идентичность
«Сибирство» или «сибирячество», фиксировалось

прежде всего внешними наблюдателями и не было характерно на ранних этапах для сельского населения:
Первая половина XIX в.: «одножительцы», «односельцы», «общественники». Однотоварищество – сибирский инородец. Сибиряк и русский (крестьянин) отсутствуют – российская / русская волость (адм.);
Вторая половина XIX в.: обрусение и осибирячивание сверху + переселенцы: российские переселенцы и сибирские старожилы; сибиряки («исконные» или «коренные»);
Начало XX в.: «переселенцы из русских губерний», «переселенцы – великоруссы», «переселенцы из коренной России» -- сибиряки, старые сибирские крестьяне, сибирская колесуха, сибирская порода скота, завтракают по-сибирски, сибирский распорядок работ. «Инородцы» (киргизы, башкиры, евреи), либо преодолевая сословность обобщенно – «туземное население») - «сибирские крестьяне»
== Незавершенность и неоднозначность:
Процессы конструирования «сверху» («полезных» идентичностей для власти, общества, территории) сталкивались с естественными и стихийными процессами формирования коллективных идентичностей снизу, значительно усилившихся в условиях массового переселения, стеснения населения, изменения практик причисления ссыльных и инородцев.

Реакция сельского населения (самономинации):  от науки к административной практике и обратноНаучные классификации – административные практики -

Слайд 562. Этноконфессиональные группы
Кержаки (р. Керженец)
Каменщики
Семейские / поляки
Чашечники
Двоеданы
Общие признаки:
Вера (религиозное единство

конфессиональной группы в течение длительного времени способно удерживать культуру ее

представителей даже в условиях смены места проживания), особенности быта
Отличия «этнического содержания»: украинское, белорусское, польское, бурятское

2. Этноконфессиональные группыКержаки (р. Керженец)КаменщикиСемейские / полякиЧашечникиДвоеданыОбщие признаки:Вера (религиозное единство конфессиональной группы в течение длительного времени способно

Слайд 573. Этнолокальные группы
Карымы (метисы Забайкалья);
Якутяне (Ленский почтовый тракт): усть-оленекские, усть-янские

(якуты, эвенки), верхоянские, усть-елонские
Затунденские крестьяне (рр. Хатанга, Дудинка, Пясина –

влияние якутов);
Марковцы (влияние чукчей)
Анадырцы (влияние юкагиров), гижигинцы (якутяне, коряки)
Колымчане (юкагиры)/ Камчадалы
Русскоустьенцы (р. Индигирка) – Индигирщики, индигирцы
Устьенисейцы (сельдюки)
3. Этнолокальные группыКарымы (метисы Забайкалья);Якутяне (Ленский почтовый тракт): усть-оленекские, усть-янские (якуты, эвенки), верхоянские, усть-елонскиеЗатунденские крестьяне (рр. Хатанга,

Слайд 58Мальчик Карым
Ядринцев вспоминает сказку о мальчике Карыме, у которого

было много учителей и которого учили разным наукам, но он

все же не знал, что делать. Но появился еще один учитель, научивший его немногому - любви. И только тогда его знания получили практическое приложение.
Мальчик Карым Ядринцев вспоминает сказку о мальчике Карыме, у которого было много учителей и которого учили разным

Слайд 59Этносоциальные группы
СКВ:
94,3 % — русские (+ украинское, польское), 4,89 % — мордва, 0,81 % — татары; казахи. Последние —

мусульмане. Раскольников и сектантов среди сибирцев был 1 %, остальные 98,19 % —

православные
Этносоциальные группыСКВ: 94,3 % — русские (+ украинское, польское), 4,89 % — мордва, 0,81 % — татары; казахи. Последние — мусульмане. Раскольников и сектантов среди сибирцев был

Слайд 60Обрусение как цель империи?
Виды русификации:
Спонтанная русификация элит
Административная и сословная русификация
«Культурная

русификация»: русский язык; христианизация
? Русский:
Все подданные империи
Члены привилегированного сословия (предмодерное

представление о нации);
Великороссы (русские/ православные);
Восточные славяне («большая русская нация»)


Обрусение как цель империи?Виды русификации:Спонтанная русификация элитАдминистративная и сословная русификация«Культурная русификация»: русский язык; христианизация? Русский:Все подданные империиЧлены

Слайд 61Фобии империи
1. Объинародчивание русского населения:
Утрата языка
Внешнего вида
Обычаев и

ценностей
Религии
2. Формирование «сибиряка»
3. Формирование замкнутых этнолокальных групп (украинцы, белорусы, немцы)



Фобии империи 1. Объинародчивание русского населения: Утрата языкаВнешнего видаОбычаев и ценностейРелигии2. Формирование «сибиряка»3. Формирование замкнутых этнолокальных групп

Слайд 62Сибирский Плавильный котел
Основное средство стирания племенных различий (Бунге) /

«русская физиономия Сибири» позднеимперского периода: массовое переселение

+ отсутствие контактов с

местами выхода;
+ изменение природной среды;
+ смешанный состав городского населения;
+ культуртрегерская политика: школа + церковь; - университет

Сибирский Плавильный котел Основное средство стирания племенных различий (Бунге) / «русская физиономия Сибири» позднеимперского периода: массовое переселение+

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика