Разделы презентаций


Наследие предков. Искусство русской вышивки

Содержание

Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели этим искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства.Каждое изображение, каждый

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Наследие предков.
Искусство русской вышивки.

Наследие предков.Искусство русской вышивки.

Слайд 2Вышивка является одним из самых любимых
и распространенных видов рукоделия.


В старину на Руси все женщины владели этим искусством. Вышивка

была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства.
Каждое изображение, каждый узор охранялись
и не изменялись, потому что все они несли смысловую нагрузку, имели определенное значение, часто магическое, заклинательное и были отражены понятием о жизни и смерти, о приобретении потомства, о сохранении имущества, размножении скота и вызревании урожая.
Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели

Слайд 3Испокон веков славилась
наша земля искусством мастериц-рукодельниц.
Вся женская половина пряла, ткала,

вышивала.

Испокон веков славиласьнаша земля искусством мастериц-рукодельниц.Вся женская половина пряла, ткала, вышивала.

Слайд 4Вышивка –
это искусство
создания
узоров
на тканях
с помощью
иглы и ниток.

Вышивка –это искусствосозданияузоровна тканяхс помощьюиглы и ниток.

Слайд 6Праздничные одежды, скатерти, подзоры, концы полотенец –
всё было украшено

тканым или вышитым орнаментом.

Праздничные одежды, скатерти, подзоры, концы полотенец – всё было украшено тканым или вышитым орнаментом.

Слайд 7Полотенца, рушники
Как уже было сказано, вышивкой украшали предметы быта -

полотенца, подзоры, столешники (скатерти). Так же вышивали праздничную и повседневную

одежду, передники, головные уборы и другие изделия. Как правило, выполнялись они из простых, недорогих материалов, но отличались высоким художественным мастерством. Специально pитyальным предметом, давно обособившимся от своего бытового двойника, было полотенце с богатой и сложной вышивкой. Полотенца служили вожжами свадебного поезда, на полотенцах несли гроб с покойником и опускали его в могилу. Полотенцами увешивали красный угол; на полотенце - "набожнике" помещали иконы.
Полотенца, рушникиКак уже было сказано, вышивкой украшали предметы быта - полотенца, подзоры, столешники (скатерти). Так же вышивали

Слайд 8Нарядно узорочье русских народных

вышитых полотенец.

Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец. Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей.

Нарядно узорочье русских народных

Слайд 9Русскую вышивку XIX — начала XX в. можно предположительно разделить

на следующие разновременные пласты:
1) строгая геометрическая орнаментика, отражающая идею плодородия

природы;

2) лицевые изображения женщины или древа с конями и солярными знаками;

3) лицевые изображения женщины и подбоченившихся всадников, сидящих лицом к зрителю;

4) женщина с конными воинами, изображенными в профиль.

Русскую вышивку XIX — начала XX в. можно предположительно разделить на следующие разновременные пласты:1) строгая геометрическая орнаментика,

Слайд 10Дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки – здесь

и птица-пава с пышным хвостом, и могучий орёл, и птица

Сирин.
На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц-пав, изображённых по сторонам куста-древа. Таких птиц вышивали в знак любви, пожелания добра и счастья молодым.
Дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки – здесь и птица-пава с пышным хвостом, и могучий

Слайд 11Встречаются в народной вышивке и образы фантастических существ – барсов,

львов, единорогов.

Встречаются в народной вышивке и образы фантастических существ – барсов, львов, единорогов.

Слайд 12Среди мотивов русской народной вышивки северные «круги»,

или как их

еще называют «месяцы», также привлекали к себе внимание исследователей.
Среди мотивов русской народной вышивки северные «круги»,

Слайд 13Кроме самих знаков в русской вышивке большое значение имел цвет.
Белый

цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой,
с понятием

о благе. Белый цвет олицетворял женское начало.
Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. Красные узоры воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.
Кроме самих знаков в русской вышивке большое значение имел цвет.Белый цвет связывался в народных представлениях со светом,

Слайд 14Во второй половине XIX в. под влиянием городской моды в

крестьянской вышивке получает распространение техника работы крестом.
Широкое бытование вышивки крестом

на всей территории России было связано с известной парфюмерно-косметической фирмой «Товарищество Брокар и К». Мелкая кустарная мастерская, основанная в Москве в 1864 г. Генрихом Брокаром, французом по происхождению, выпускала дешевые сорта туалетного мыла.
Сорта брокаровского мыла — «сельское», «русское», «национальное» и другие, снабженные яркими обертками, на которых печатались схемы узоров для вышивания крестом в так называемом русском стиле, у покупателей имели большой успех.
Во второй половине XIX в. под влиянием городской моды в крестьянской вышивке получает распространение техника работы крестом.Широкое

Слайд 15По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень

многообразна.
Известно, что каждая область, а иногда и район имеет

свои, только здесь бытующие приемы вышивки,
свои мотивы орнамента, цветовые решения.
Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусской полосы.
По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Известно, что каждая область, а иногда

Слайд 16 "Северная вышивка"
К северной группе относятся вышивки Архангельской, Новгородской, Вологодской,

Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Владимирской и других областей. Вышивка (равно

как и разнообразная бижутерия) здесь выполняет функцию магических оберегов от злых духов: ей покрывали все отверстия и проемы в одежде человека, сквозь которые могли проникнуть духи зла - ворот, разрез на груди, подол, рукава, плечи, одним словом - места, где открывается доступ к телу. Эстетическая функция была вторична. Вовсе не случайно среди многих археологических находок преобладают именно женские украшения: мужчина, как существо более сильное и выносливое, нуждался в подобных оберегах гораздо меньше.

Слайд 17Ивановские мастерицы никогда не копировали слепо образцы рисунков вышивки, присылаемые

из города, а выбирали наиболее интересные мотивы, по-своему компоновали их.

В привычный узор из виноградных гроздьев, роз и других садовых цветов они вводили побеги полевых трав. Кроме белой глади и строчки изделия для продажи в город украшали вышивкой, выполненной тамбуром, крестом и шитьем по вырезу.

Ивановская вышивка

Ивановские мастерицы никогда не копировали слепо образцы рисунков вышивки, присылаемые из города, а выбирали наиболее интересные мотивы,

Слайд 18В разных районах вологодской земли сложились местные разновидности шитья. Их

оригинальность проявлялась в сюжетах и характере орнамента, своеобразии техники вышивки

и приемах ее исполнения, размерах узоров, их цвете вообще и даже оттенках красного цвета нитей. В Великоустюжском уезде вышивали свадебные ширинки, украшенные крупным геометрическим орнаментом. Настланные белыми льняными нитями по белой сквозной сетке мотивы крючковатых крестов со сложными отростками, возможно, когда-то были символами плодородия.

Композиции с человеческими фигурами и птицами особенно типичны для вышивок из района Чарозера и Устюжны. Они украшали главным образом полотенца, на длинных узорных концах которых нередко вышивка сочеталась с ткаными проставками, полосами кумача, плетеным и вязаным кружевом. В вышивках этих местностей часто встречаются изображения птицы-павы с длинным хвостом и особенно женской фигуры.

Вологодская вышивка

В разных районах вологодской земли сложились местные разновидности шитья. Их оригинальность проявлялась в сюжетах и характере орнамента,

Слайд 19Необычную нарядность придавала искусная вышивка женскому костюму.
И.Е.Репин говорил: “ Только

малороссиянки да парижанки умеют одеваться со вкусом!

Вы не поверите, как обворожительно одеваются девчата, парубки тоже ловко; но это вовсе не та конфетность пошлая, это действительно народный, удобный и грациозный костюм...”
Необычную нарядность придавала искусная вышивка женскому костюму.И.Е.Репин говорил: “ Только малороссиянки да парижанки умеют одеваться со вкусом!

Слайд 21Вышивка - это неумирающий вид народного искусства. Замечательные произведения вышивальщиц

прошлого бережно хранятся в музеях и служат источником вдохновения для

творчества современников.
Вышивка - это неумирающий вид народного искусства. Замечательные произведения вышивальщиц прошлого бережно хранятся в музеях и служат

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика