Слайд 1Наследие предков.
Искусство русской вышивки.
Слайд 2Вышивка является одним из самых любимых
и распространенных видов рукоделия.
В старину на Руси все женщины владели этим искусством. Вышивка
была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства.
Каждое изображение, каждый узор охранялись
и не изменялись, потому что все они несли смысловую нагрузку, имели определенное значение, часто магическое, заклинательное и были отражены понятием о жизни и смерти, о приобретении потомства, о сохранении имущества, размножении скота и вызревании урожая.
Слайд 3Испокон веков славилась
наша земля искусством мастериц-рукодельниц.
Вся женская половина пряла, ткала,
вышивала.
Слайд 4Вышивка –
это искусство
создания
узоров
на тканях
с помощью
иглы и ниток.
Слайд 6Праздничные одежды, скатерти, подзоры, концы полотенец –
всё было украшено
тканым или вышитым орнаментом.
Слайд 7Полотенца, рушники
Как уже было сказано, вышивкой украшали предметы быта -
полотенца, подзоры, столешники (скатерти). Так же вышивали праздничную и повседневную
одежду, передники, головные уборы и другие изделия. Как правило, выполнялись они из простых, недорогих материалов, но отличались высоким художественным мастерством. Специально pитyальным предметом, давно обособившимся от своего бытового двойника, было полотенце с богатой и сложной вышивкой. Полотенца служили вожжами свадебного поезда, на полотенцах несли гроб с покойником и опускали его в могилу. Полотенцами увешивали красный угол; на полотенце - "набожнике" помещали иконы.
Слайд 8Нарядно узорочье русских народных
вышитых полотенец.
Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец. Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей.
Слайд 9Русскую вышивку XIX — начала XX в. можно предположительно разделить
на следующие разновременные пласты:
1) строгая геометрическая орнаментика, отражающая идею плодородия
природы;
2) лицевые изображения женщины или древа с конями и солярными знаками;
3) лицевые изображения женщины и подбоченившихся всадников, сидящих лицом к зрителю;
4) женщина с конными воинами, изображенными в профиль.
Слайд 10Дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки – здесь
и птица-пава с пышным хвостом, и могучий орёл, и птица
Сирин.
На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц-пав, изображённых по сторонам куста-древа. Таких птиц вышивали в знак любви, пожелания добра и счастья молодым.
Слайд 11Встречаются в народной вышивке и образы фантастических существ – барсов,
львов, единорогов.
Слайд 12Среди мотивов русской народной вышивки северные «круги»,
или как их
еще называют «месяцы», также привлекали к себе внимание исследователей.
Слайд 13Кроме самих знаков в русской вышивке большое значение имел цвет.
Белый
цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой,
с понятием
о благе. Белый цвет олицетворял женское начало.
Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. Красные узоры воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.
Слайд 14Во второй половине XIX в. под влиянием городской моды в
крестьянской вышивке получает распространение техника работы крестом.
Широкое бытование вышивки крестом
на всей территории России было связано с известной парфюмерно-косметической фирмой «Товарищество Брокар и К». Мелкая кустарная мастерская, основанная в Москве в 1864 г. Генрихом Брокаром, французом по происхождению, выпускала дешевые сорта туалетного мыла.
Сорта брокаровского мыла — «сельское», «русское», «национальное» и другие, снабженные яркими обертками, на которых печатались схемы узоров для вышивания крестом в так называемом русском стиле, у покупателей имели большой успех.
Слайд 15По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень
многообразна.
Известно, что каждая область, а иногда и район имеет
свои, только здесь бытующие приемы вышивки,
свои мотивы орнамента, цветовые решения.
Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусской полосы.
Слайд 16
"Северная вышивка"
К северной группе относятся вышивки Архангельской, Новгородской, Вологодской,
Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Владимирской и других областей. Вышивка (равно
как и разнообразная бижутерия) здесь выполняет функцию магических оберегов от злых духов: ей покрывали все отверстия и проемы в одежде человека, сквозь которые могли проникнуть духи зла - ворот, разрез на груди, подол, рукава, плечи, одним словом - места, где открывается доступ к телу. Эстетическая функция была вторична. Вовсе не случайно среди многих археологических находок преобладают именно женские украшения: мужчина, как существо более сильное и выносливое, нуждался в подобных оберегах гораздо меньше.
Слайд 17Ивановские мастерицы никогда не копировали слепо образцы рисунков вышивки, присылаемые
из города, а выбирали наиболее интересные мотивы, по-своему компоновали их.
В привычный узор из виноградных гроздьев, роз и других садовых цветов они вводили побеги полевых трав. Кроме белой глади и строчки изделия для продажи в город украшали вышивкой, выполненной тамбуром, крестом и шитьем по вырезу.
Ивановская вышивка
Слайд 18В разных районах вологодской земли сложились местные разновидности шитья. Их
оригинальность проявлялась в сюжетах и характере орнамента, своеобразии техники вышивки
и приемах ее исполнения, размерах узоров, их цвете вообще и даже оттенках красного цвета нитей. В Великоустюжском уезде вышивали свадебные ширинки, украшенные крупным геометрическим орнаментом. Настланные белыми льняными нитями по белой сквозной сетке мотивы крючковатых крестов со сложными отростками, возможно, когда-то были символами плодородия.
Композиции с человеческими фигурами и птицами особенно типичны для вышивок из района Чарозера и Устюжны. Они украшали главным образом полотенца, на длинных узорных концах которых нередко вышивка сочеталась с ткаными проставками, полосами кумача, плетеным и вязаным кружевом. В вышивках этих местностей часто встречаются изображения птицы-павы с длинным хвостом и особенно женской фигуры.
Вологодская вышивка
Слайд 19Необычную нарядность придавала искусная вышивка женскому костюму.
И.Е.Репин говорил: “ Только
малороссиянки да парижанки умеют одеваться со вкусом!
Вы не поверите, как обворожительно одеваются девчата, парубки тоже ловко; но это вовсе не та конфетность пошлая, это действительно народный, удобный и грациозный костюм...”
Слайд 21Вышивка - это неумирающий вид народного искусства. Замечательные произведения вышивальщиц
прошлого бережно хранятся в музеях и служат источником вдохновения для
творчества современников.