Слайд 1Выполнила:
Суворкова Е.Д.
НАЦИОНАЛЬНАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Слайд 2
Безопасность - это состояние или положение когда нет опасности.
Безопасность -
весьма сложное социально-политическое явление, охватывающее многие стороны жизни.
Безопасность как
научная категория
Слайд 3Теоритически можно выделить два:
гипотетическое отсутствие опасности, самой возможности каких-либо потрясений,
катаклизмов для социума (социальной общности или отдельной личности, социальной системы);
реальная защищенность от опасностей, способность надежно противостоять им.
Виды безопасности
Слайд 4Безопасность - это состояние, тенденции развития и условия жизнедеятельности социума,
его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их
качественной определенности с объективно обусловленными инновациями и свободное, соответствующее собственной природе и ею определяемое функционирование и развитие.
Безопасность с политической точки зрения
Слайд 6Приобрели принципиально новые черты в современном мире, который многолик, динамичен
и полон острых противоречий.
Исследованию проблем безопасности в наши дни
придается особенное значение в силу целого ряда объективных факторов
Проблемы безопасности
Слайд 8Опасность - объективно существующая возможность негативного воздействия на социум, в
результате которого ему может быть причинен какой-либо ущерб, вред, ухудшающий
его состояние, придающий его развитию нежелательные динамику или параметры (характер, темпы, формы и т.д.).
Опасность
Слайд 11Угроза – это крайняя степень опасности.
Угроза есть непосредственная опасность причинения
ущерба жизненно важным интересам и безопасности.
Опасность – есть возможная угроза.
Опасность
предполагает наличие либо намерения, либо возможности нанесения ущерба.
Слайд 12Угроза, имея конкретный источник и объект, всегда носит персонифицированный, адресный
характер.
Опасность может исходить из многих источников и действовать по
отношению ко многим объектам, часто имея безъядерный характер.
Опасность при определенных условиях способна стать конкретной угрозой и нанести реальный ущерб интересам государства, общества или личности.
Слайд 13Социальные явления, процессы, действия, которые способны подорвать власть, правовой порядок,
вызвать хаос и конфликты, вызвать общую деградацию, потерю национальной независимости,
ослабить и разрушить государство, лишить граждан политических прав и свобод, свести на нет возможности народа, общества, оппозиции воздействовать на власть.
Политические опасности
Слайд 14
Три группы политических опасностей :
а) идущие от других сфер общественной
жизни;
б) опасности для экономики, социальных отношений, военной безопасности и т.
п.,
вытекающие из политической сферы;
в) проистекающие изнутри политической сферы, для самой себя.
Слайд 15Он связан с незавершенностью создания и нестабильностью структур демократических институтов
власти и управления.
В Послании Президента РФ Федеральному
собранию “0 национальной
безопасности” определяется, что основной внутренний вызов безопасности страны - политический.
Слайд 16Отличие угрозы от опасности
Опасность заключает в себе потенциальную угрозу причинения
ущерба тем или иным интересам, для реализации которого необходимо создание
соответствующих
условий;
1. степенью готовности к причинению того или иного ущерба.
Угроза - стадия крайнего обострения противоречий, когда налицо готовность одного из субъектов политики применить силу в отношении конкретного объекта для достижения своих политических и иных целей.
Слайд 173. Угроза всегда носит персонифицированный, конкретно-адресный характер.
Опасность же носит
гипотетический, часто безадресный характер, ее субъект и объект явно выражены.
2.
Угроза заключает в себе намерения и возможность нанесения ущерба интересам безопасности.
Опасность ограничивается наличием только одной из этих составляющих;
Слайд 18Риск стоит первый в ряду дестабилизирующих факторов.
Опасность, вызов и угроза
- это различные степени риска т.е. вторичные факторы.
Опасность
вызов
риск
угроза
Причинно-следственная цепь:
Слайд 19С.З.Павленко. Классификация понятийного аппарата безопасности:
Первая группа: определения, которые характеризуют
безопасность как состояние защищенности интересов личности, общества и государства.
Вторая
- определения, которые определяют безопасность через отсутствие опасности.
Третья - определения, где безопасность является свойством системы.
К четвертой группе отнесены дефиниции, обозначающие безопасность как определенное состояние.
К пятой группе отнесены дефиниции, обозначающие безопасность как определенное состояние.
Слайд 20
Функции механизма обеспечения политической безопасности:
Выявление и прогнозирование внутренних и внешних
опасностей,
вызовов и угроз жизненно важным интересам субъектов политической
безопасности;
Осуществление комплекса мер
по их своевременному предупреждению
и нейтрализации;
Создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения
Политической безопасности и эффективное управление ими;
Участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами страны.
Слайд 21Выделяются интересы личности, общества и государства, но использован лишь термин
"жизненно важные интересы" .
“О безопасности“
ЖВИ - совокупность потребностей, удовлетворение
которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
Слайд 22Национально-государственный интерес - это фундаментальный принцип обеспечения жизнедеятельности государства.
НГИ
Слайд 24Социум (социальные системы) в своей деятельности действует в соответствии со
своими осознанными или неосознанными интересами.
Интересы и безопасность
Слайд 25Основным субъектом обеспечения безопасности является государство
Субъекты обеспечения безопасности
Граждане, общественные и
иные организации и объединения -субъекты безопасности
Слайд 26выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам
личности, общества и государства, осуществление комплекса мер по их предупреждению
или нейтрализации;
Основные функции системы безопасности
создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
Слайд 27осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования субъектов безопасности;
Основные
функции системы безопасности
участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами
страны в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.
Слайд 28общественная;
внутренняя;
внешняя;
информационная.
Виды безопасности
Слайд 29Внешняя безопасность означает в России защищенность жизненно важных интересов страны
от угроз и рисков, исходящих от внешних процессов и явлений.
Внутренняя же безопасность определяется аналогичным образом, но по отношению к внутренним процессам и явлениям.
Внутренняя и внешняя
Слайд 30Общественная безопасность, включающая в себя борьбу с преступностью, охрану общественного
порядка, обеспечение личной безопасности граждан и сохранности всех видов собственности,
является лишь стороной национально-государственной безопасности.
Общественная
Слайд 31В наши дни наиболее модной является информационная безопасность. Она предполагает
государственную и судебную защиту государственных, общественных и частных банков данных,
средств обработки и передачи информации.
Информационная
Слайд 32Обеспечение безопасности связано с разрешением чрезвычайных ситуаций и кризисов. Однако
в современных условиях быстрое изменение условий функционирования субъектов безопасности требует
заблаговременного выявления угроз жизненно важным интересам, что предполагает выявление вероятных внешних и внутренних конфликтов еще на ранней стадии.
Возникает необходимость выделения в самостоятельное направление - политику национальной безопасности.
Политика и стратегия безопасности
Слайд 33Стратегия - создание и совершенствование необходимой "силы" и выработка поведения
во имя достижения поставленной цели.
Стратегии национальной безопасности - цель,
интересы, угрозы, меры обеспечения безопасности являются составными элементами стратегии социальной системы.
Слайд 34Национальная безопасность = безопасность государства - исторически сложившийся способ существования
нации или группы наций и этносов, нашедший свое отражение в
соответствующих политических институтах, которые отражают специфику взаимодействия обществ и государств и положение с правами человека.
Национальная безопасность
Слайд 36политические (от дипломатических нот до "психологической войны" и убийства неугодных
политических деятелей);
Пять групп национальной безопасности
военные (от "демонстрации флага"
до применения ядерного оружия);
экономические (от отказа в поставках определенных видов технологий до полноq экономической блокады);
социальные (от помощи бедным до расстрела забастовщиков);
экологические (от запрета производства фреонов до вывоза ядовитых отходов в другие страны).
Слайд 37Первым употребил понятие безопасности государства в 1904 году.
Т. Рузвельт
Американский
политик, президент США в 1901—1909, представитель Республиканской партии, лауреат Нобелевской
премии мира за 1906 г.
Слайд 38“Государство находится в состоянии безопасности, когда ему не приходится приносить
в жертву свои законные интересы с целью избежать войны и
когда оно в состоянии защитить при необходимости эти интересы путем войны” (1943).
Уолтер Липпман
Американский писатель, журналист, политический обозреватель, автор оригинальной концепции общественного мнения. Двукратный лауреат Пулитцеровской премии.
Слайд 39Национальная безопасность – это “такое сочетание внутренних и внешних обстоятельств,
воздействующих на жизнь государства, при котором отсутствуют угрозы критического характера
и в то же время сохраняется полноценная способность государства адекватно реагировать на эти угрозы, коль скоро они возникнут”.
Ирина Прохоренко
Слайд 40Один из первых ученых на Западе, попытавшийся дать комплексную характеристику
силы государства.
Моргентау Ганс
Моргентау, Ганс (англ. Hans Morgenthau) (1904—1979) — американский политолог, общепризнанный основатель
и глава школы прагматизма и политического реализма, ведущий теоретик США по внешнеполитическим вопросам.
Слайд 41географическое положение;
естественные ресурсы;
промышленные возможности;
население;
национальный характер;
национальную мораль (степень поддержки населением
правительства);
качество дипломатии;
качество управления.
Моргентау Ганс
Факторы:
Слайд 42Вм = (Км + Эп + Вп) х (Сц +
Нв), где:
Вм - видимая сила (мощь) государства;
Км - критическая
масса, состоящая из отношения количества населения к территории;
Эп - экономический потенциал;
Вп - военный потенциал;
Сц - стратегическая цель;
Нв - национальная воля.
По этой формуле автор давал количественную оценку мощи страны через систему показателей каждого из элементов силы.
Лоуренс Роберт Клейн
(14 сентября 1920) — американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике (1980)
Слайд 44Согласно закону РФ, основным субъектом обеспечения безопасности является государство.
Национальная
безопасность - совокупность безопасности личности, общества и государства.
РФ
Слайд 45Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно
важным интересам личности, общества и государства.
В законе «О безопасности» РФ
Слайд 46
территориальные претензии;
посягательства на государственное единство и территориальную целостность страны;
вмешательство во
внутренние дела государства;
локальные войны и вооруженные конфликты, прежде всего внутри
и в непосредственной близости от границ Российской Федерации;
распространение ядерного и других видов оружия массового поражения;
Угрозы безопасности РФ:
качественное и количественное наращивание вооруженных сил другими странами близ границ РФ;
международный терроризм;
ущемление экономических интересов государства;
посягательства на национальное достояние, в том числе природные богатства страны;
массовая дискриминация российских граждан в зарубежных странах;
нанесение ущерба экологической системе жизнеобеспечения.
Слайд 47Руководство над государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент:
возглавляет Совет безопасности
РФ;
определяет стратегию обеспечения внутренней и внешней безопасности;
контролирует и координирует деятельность
государственных органов;
принимает оперативные решения по обеспечению безопасности;
не реже одного раза в год представляет органам представительной власти доклад об обеспечении безопасности Российской Федерации.
Органы обеспечения безопасности РФ:
Слайд 48“Закон о безопасности” США (1947). Национальная безопасность - условия функционирования
государства, являющиеся результатом оборонных (защитных) мероприятий, которые повышают неуязвимость государства
от враждебных актов извне или изнутри или других видов вмешательства.
США
Слайд 49Руководителями местных групп назначаются главы американских посольств и миссий.
Местная
группа взаимодействует с американскими войсками, дислоцирующимися или направляемыми в регион.
Система безопасности в США
На политическом уровне она представлена аппаратом Совета национальной безопасности США в центре и так называемыми "местными группами" в различных странах мира.
Слайд 501) удерживать недружественную страну путем устрашения от нежелательных для США
действий;
2) заставлять такое государство предпринимать определенные действия.
В США вооруженные
силы предназначаются для того, чтобы:
Использование американских войск при отношениях с дружественными странами предполагает:
1)поддержку их в предпринимаемых ими действиями или же отказ от участия в невыгодных для США действиях;
2)стимулирование дружественного государства (коалиции) на определенные действия или бездействие (нейтралитет) при определенных обстоятельствах.
Слайд 51Согласно американскому закону 1947 года, национальная безопасность обеспечивается согласованием военной,
внутренней и внешней политики в интересах обеспечения безопасности.
Национальная безопасность
По
закону РФ: "безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства"
Слайд 52Активное - основывается на возможности нанесения превентивного удара до использования
противником своих войск. Стратегическое - связывается с угрозой применения стратегических
ядерных сил, а обычное - сил общего назначения.
В американской науке выделяется пять типов устрашения (сдерживания):
Пассивное - недопущение прямого нападения на территорию угрозой нанесения ответного удара с неприемлемым ущербом.
Расширенное - используется для обеспечения безопасности союзников.
Слайд 53В зависимости от способов реализации в американской политологии выделены три
вида устрашения:
Устрашение "наказанием" предполагает нанесение противнику в случае перехода к
военной фазе конфликта неприемлемого ущерба.
Устрашение "лишением победы" предполагает блокирование возможности достижения победы, успеха.
Г. Снайдер: этот вид основывается на том, что попытка достижения поставленной цели будет безуспешной или стоить дороже самой цели.
Слайд 54Т. Шеллинг: "Угроза, которая заставляет, а не сдерживает, часто требует,
чтобы наказание было осуществлено до того, как начнет действовать другая
сторона, если вообще она что-то будет предпринимать... Угроза не будет достоверной до тех пор, пока не будет нанесен реальный ущерб".
Устрашение "принуждением" предполагает инициирование действий, вынуждающих противника реагировать на них в невыгодном для противоположной стороны положении.
Слайд 55Это состояние международных отношений, когда исключено нарушение всеобщего мира или
создание угрозы безопасности народов в какой бы то ни было
форме.
Международная безопасность
Слайд 56“Определенно объявляется, что всякая война или угроза войной, затрагивает ли
она прямо или нет кого-либо из членов Лиги, интересует Лигу
в целом и что последняя должна принять меры, способные действительным образом оградить мир наций”.
Лига Наций, 11-я статья Устава гласила:
Слайд 57“необходимость учреждения в возможно более короткий срок всеобщей международной организации
для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного
равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства – большие и малые”.
На конференции министров иностранных дел Великобритании, СССР и США, которая состоялась в Москве в октябре 1943 г., была принята декларация по вопросам всеобщей безопасности.
В ней признавалась:
Слайд 58- поддерживать международный мир и безопасность;
- принимать эффективные коллективные
меры по предотвращению и устранению угрозы миру;
- подавлять акты
агрессии и другие нарушения мира;
- проводить мирными средствами улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могли привести к нарушению мира.
Организации Объединенных Наций в соответствии с Уставом должна :
Слайд 59сотрудничество государств в области прекращения гонки вооружений;
выдвижение инициатив по частичному
или полному разоружению, в первую очередь ядерному;
предотвращение и ликвидация очагов
вооруженных конфликтов, международной напряженности;
снижение уровней военных потенциалов до размеров, определяемых разумными оборонительными потребностями;
искоренение в международных отношениях любых форм неравноправия, проявлений великодержавности и гегемонизма;
Пути упрочения мира в планетарном масштабе:
Слайд 60совместное решение в интересах всех людей на планете глобальных проблем;
превращение
согласованных принципов международной безопасности в конкретные договорные обязательства государств и
создание надежной системы строгого контроля над соблюдением договоров;
исключении войны из жизни человечества, достижении безъядерного мира;
снижение роли силы и насилия в сфере международных отношений.
Пути упрочения мира в планетарном масштабе:
Слайд 61цель внешней политики - предотвращение ядерной войны;
не допускать ситуаций,
чреватых ядерным конфликтом;
не поощрять пропаганды ядерной войны;
декларировать неприменение ядерного оружия
против неядерных стран;
уважать статус уже созданных безъядерных зон и содействовать образованию новых;
не допускать распространения ядерного оружия;
добивать сокращения ядерных арсеналов вплоть до их полной ликвидации;
брать на себя обязательство не применять первыми ядерного оружия и т. д.
Политика держав, располагающих ядерным оружием:
Слайд 62Н. Элиас : “Национальные государства уже передали национальным структурам функции
обеспечения физической безопасности своих граждан и, следовательно, не являются более
единицами выживания”.
Политика и стратегия международной безопасности в последние годы начинает менять свое содержание.
Р. Кохейн и Дж. Най: “доминирование силовых теорий национальной безопасности не способствует плодотворному анализу проблем экономической и экологической независимости”.
Слайд 63Касающиеся отношений человека и среды его обитания (ликвидация энергетических, сырьевых
и продовольственных трудностей, освоение космического пространства.);
Три группы глобальных проблем:
Возникающие
в отношениях между человеком и обществом (использование достижений НТР, совершенствование систем здравоохранения и образования).
Связанные с основными противоречиями в жизни человечества (предотвращение мировой ядерной войны, прекращение гонки вооружений, преодоление разрывов в уровнях развития между Севером и Югом);
Слайд 64Первая -неспособность договориться и взаимное недоверие между основными субъектами международных
отношений ведут к раскручиванию гонки вооружений.
«Дилеммы безопасности»
Вторая -противоречие между целью
повышения силы как условия обеспечения внешней безопасности и целью повышения благосостояния как основы безопасности внутренней.
Слайд 65Рассуждая о последствиях участия СССР в «холодной войне».
«Чрезмерные расходы
на оборону загнали в тупик экономику, а обессиленная экономика подорвала
фундамент обороны".
Махмут Ахметович Гаре́ев
(род. 23 июля 1923, Челябинск) — советский военачальник, генерал армии в отставке, доктор военных и доктор исторических наук, профессор. Военный теоретик.
Слайд 66«Кооперативная безопасность — это механизм сдерживания агрессии через создание встречных
угроз и нанесение поражения тому, от кого она исходит».
Концепции
кооперативной безопасности
Ученые из Брукингского университета США стояли у истоков разработки “гроцианской” кооперативной концепции с конца 1980-х гг.
Слайд 67 «Кооперативная» безопасность
Д. Коляр: «...идя сверху, она делает акцент на
предупреждении конфликтов, на разумной достаточности, на стабильности и мерах транспарентности,
доверия и контроля».
Слайд 69Д. Коляра, «совокупность мер, предлагаемых данной концепцией, может вылиться в
подлинный режим безопасности», главной миссией которого должна стать диагностика потенциальных
кризисов и подготовка превентивной дипломатии, а также необходимых публичных или гуманитарных действий».
«Реорганизация системы безопасности на Старом континенте должна руководствоваться новыми подходами, с тем, чтобы «избежать впадания в некое подобие иного варианта холодной войны, включающего систему блоков, равновесие террора, сферы влияния и т.п.».
Слайд 70Ричард Коэн: кооперативная безопасность в виде синтеза коллективной безопасности, коллективной
обороны и нового подхода, связанного с сотрудничеством в решении конфликтов
нового поколения.
Слайд 71Ллойда Эксуорти: «Новые гражданские конфликты и массовые нарушения прав человека,
рост насильственных преступлений, распространение наркотиков, терроризма, болезней и деградация окружающей
среды требуют новых стратегий в области безопасности».
Концепция человеческой безопасности
Слайд 72Л. Эксуорти: справедливость идеи человеческой безопасности и благородство целей защиты
прав индивида не может вызывать никаких сомнений.
Но есть два
момента, которые вызывают вопросы:
Безопасность индивида противопоставляется безопасности государства.
Касается правового статуса последствий вооруженного вмешательства во внутренние конфликты.
Слайд 73Джеймс Ли Рэй:«поразительная простота гипотезы демократического мира и равным образом
впечатляюще простые доказательства в ее поддержку в значительной степени объясняют
проявляемое к ней внимание».
Теория демократического мира
Слайд 74Куинси Райт: «Едва ли можно ссылаться на статистику, чтобы показать,
что демократии бывали реже вовлечены в войны, чем автократии.
Сравнивая
тенденцию к демократии в периоды всеобщего мира и отхода от демократии в периоды всеобщей войны – это доказывает, что мир порождает демократию, чем то, что демократия порождает мир».
(28 декабря 1890 — 17 окт 1970) — американский политолог.
Слайд 75Р.Дж. Руммель : «Нам следует осилить нищету, расширить взаимопонимание, насадить
общечеловеческие ценности, способствовать переменам, децентрализовать правительство, заострить внимание на стремлении
меньшинства к самоопределению, институализировать разрешение конфликтов и пр.».
Слайд 76«Американская политика распространения демократии практически может скорее способствовать распространению вооруженных
конфликтов в мире, нежели наоборот».
Дж. Снайдер и С. Ван
Эвера
Вместо бездумного распространения демократии в глобальном масштабе США следует определять условия, при которых мирный переход к демократии наиболее осуществим, и содействовать обеспечению таких условий в демократизирующихся государствах» .