Разделы презентаций


Национальный музей Республики Марий Эл имени Т.Евсеева

Содержание

Цели и задачиизучение обрядовой культуры народа мари;осмысление традиционной символики домостроительных обрядов народа мари;воспитание у детской аудитории уважительного отношения к традиционной культуре мари.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Национальный музей Республики Марий Эл имени Т.Евсеева
Мы строим дом
(домостроительная обрядность

и семантика жилища народа мари)

Д.А. Байдимиров,
А.В. Шурыгин,
старший научный сотрудник отдела

этнографии
Национальный музей Республики Марий Эл имени Т.ЕвсееваМы строим дом(домостроительная обрядность и семантика жилища народа мари)Д.А. Байдимиров,А.В.

Слайд 2Цели и задачи
изучение обрядовой культуры народа мари;

осмысление традиционной символики домостроительных

обрядов народа мари;

воспитание у детской аудитории уважительного отношения к традиционной

культуре мари.




Цели и задачиизучение обрядовой культуры народа мари;осмысление традиционной символики домостроительных обрядов народа мари;воспитание у детской аудитории уважительного

Слайд 3Что нам стоит дом построить?! Соберём и будем жить…
Действительно ли


просто построить дом?
Постараемся ответить
на этот вопрос…
Тимофеев В.К. «Возвращение марийки с

речки (с бельём)», 1927 г.

Что нам стоит дом построить?! Соберём и будем жить…Действительно ли просто построить дом?Постараемся ответитьна этот вопрос…Тимофеев В.К.

Слайд 4Выбор места
Благоприятные места.
Выбор места постройки жилого
дома имеет решающее
значение.

Благоприятными для
строительства дома считались:
- места отдыха быка, мелкого


рогатого скота,
- места обитания черных
муравьев.
- места, где произрастают
рябина, орешник.

Горбунцов П.Т. из альбома «Звениговский кантон», 1927 г.

Выбор местаБлагоприятные места.Выбор места постройки жилого дома имеет решающее значение. Благоприятными для строительства дома считались: - места

Слайд 5Запрет («ок йőрő»)
Неблагоприятные места:
- нельзя ставить дом
на месте старой дороги,
на

перекрестках дорог;
- на краю оврага;
- на месте старых
захоронений;
-на болотистых

местах.

Запрет («ок йőрő»)Неблагоприятные места:- нельзя ставить домна месте старой дороги,на перекрестках дорог;- на краю оврага;- на месте

Слайд 6Выбор деревьев для строительства
Для строительства
жилой постройки
использовали такие
породы

деревьев, как
липа, ель,
лиственница и. т.д.


Выбор деревьев для строительстваДля строительства жилой постройки использовали такие породы деревьев, как липа, ель, лиственница и. т.д.

Слайд 7Поучительные слова старожилов
Обязательно первое
дерево должно упасть
в сторону востока, если

не
падает в нужном направлении
рубку начинали в другой день.

Поучительные слова старожиловОбязательно первое дерево должно упастьв сторону востока, если не падает в нужном направлении рубку начинали

Слайд 8Выбирай деревья, пригодные для строительства дома
Непригодными для строительства
дома

считались деревья:
- из священный рощи;
- плодовые деревья;
- сухие,

старые деревья;
- деревья, стоящие на перекрестке
дорог;
- проклятые деревья, о которых
ходили поверья, что они уносят
жизни.
Выбирай деревья, пригодные для строительства дома Непригодными для строительства дома считались деревья:- из священный рощи; - плодовые

Слайд 10Возведение дома
Возведение дома у марийцев сопровождалось различными
магическими

обрядами и молениями. Его начало приурочивалось
к благоприятному, по их убеждению,

времени, для чего выбирали
ясный солнечный день, время полнолуния, чтобы изба была теплой,
как солнце, и полной, как луна.
В угол первого венца клали монету и клочок шерсти, этим самым
намечали красный угол. В это время самый старый представитель
рода читал наговор: «чтоб беды не было, жили в богатстве и
в благополучии». Особо торжественным моментом считалась укладка
матицы («авагашта»). При подъеме ее обертывали шубой, клали
туда угощение (свежеиспеченный хлеб, масло и самогонку),
перевязывали веревкой. Под место матицы клали монету и шерсть.
Возведение дома  Возведение дома у марийцев сопровождалось различными магическими обрядами и молениями. Его начало приурочивалоськ благоприятному,

Слайд 11Хочешь построить дом, собирай помочи (вỹма)
Положив ее на место, хозяин
топором

обрубал веревку, и
шуба с угощением падала
вниз, где ее

ловили. Затем
хозяин угощал плотников и
родственников, предварительно
помолившись за благополучие
дома и семьи. Сруб обычно
возводился в два дня. В первый
день велась подготовка, и
ставили первые три венца, а
остальные - на следующий день.
Хочешь построить дом, собирай помочи (вỹма)Положив ее на место, хозяинтопором обрубал веревку, и шуба с угощением падала

Слайд 12Эволюция дома
«...На черемисском дворе есть постройка, которая

представляет... срубленный из тонких бревен и покрытый драницами шалаш -

кудо. В настоящее время кудо служит летним шалашом. Во внутренность ее ведет обращенная на юг маленькая дверь с деревянным замком. При входе в кудо прежде всего бросается в глаза земляной пол, закопченные дымом стены и толстые почернелые лавки вдоль стен... В углу против входа стоит обыкновенно стол, на котором всегда можно найти большую деревянную чашку с положенными в нее караваем хлеба и ножом. Рядом помещается самодельная деревянная солоница. По лавкам стоят ведра с водой и разная домашняя утварь; в углу у входа можно встретить бочонок с пивом или квасом... Летом, когда хозяева дома, на земляном полу кудо всегда горит огонь. На нем готовят пищу; он своим дымом отгоняет назойливых комаров. Над кострищем висит на длинном зубчатом деревянном крюке котел».
И.Н. Смирнов «Черемисы», 1889

Эволюция дома   «...На черемисском дворе есть постройка, которая представляет... срубленный из тонких бревен и покрытый

Слайд 13Кудо
Тимофеев В.К. «Кудо» (летняя изба), 1927

г.

Кудо    Тимофеев В.К. «Кудо» (летняя изба), 1927 г.

Слайд 14Изба по-черному
«С течением времени черемисы начали строить

черные или курные избы по величине больше шалашей и с

маленькими окнами, из которых два выходили на улицу, одно - во двор и слуховое окошечко с деревянной задвижкой - в проулок, и стали класть печи, но только без труб, отчего дым во время топки шел прямо в избу, а потом в отворенную дверь. Когда большой дым проходил, дверь затворялась, и он шел уже через отверстие, сделанное в потолке, над печкой. На шестке печи черемисы устраивали очаг, где в повешенном котле приготовляли себе пищу».
Н.М. Троицкая «Черемисы Арбанской волости», 1894

Изба по-черному   «С течением времени черемисы начали строить черные или курные избы по величине больше

Слайд 15 В.К. Тимофеев. «Внутренний вид курной избы,

1927 г.»

В.К. Тимофеев. «Внутренний вид курной избы, 1927 г.»

Слайд 16Изба по-белому

Изба по-белому

Слайд 17Символика дома
Дом, как космос:
- вертикальная структура
дома

соответствует
вертикальной модели
мира;
- горизонтальная структура
дома

соответствует
горизонтальной модели
мира.
Символика дома  Дом, как космос:- вертикальная структура  дома соответствует  вертикальной модели  мира;- горизонтальная

Слайд 18Связующие звенья с внешним миром
Отличия жилого дома
от нежилого:
-наличие
регламентированного
входа и

выхода;
- наличие дверей и окон.

Связующие звенья с внешним миромОтличия жилого домаот нежилого: -наличиерегламентированного входа и выхода;- наличие дверей и окон.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика