Слайд 1 Национальный музей Республики Марий Эл
имени Т.Евсеева
Мы строим дом
(домостроительная обрядность
и семантика жилища народа мари)
Д.А. Байдимиров,
А.В. Шурыгин,
старший научный сотрудник отдела
этнографии
Слайд 2Цели и задачи
изучение обрядовой культуры народа мари;
осмысление традиционной символики домостроительных
обрядов народа мари;
воспитание у детской аудитории уважительного отношения к традиционной
культуре мари.
Слайд 3Что нам стоит дом построить?! Соберём и будем жить…
Действительно ли
просто построить дом?
Постараемся ответить
на этот вопрос…
Тимофеев В.К. «Возвращение марийки с
речки (с бельём)», 1927 г.
Слайд 4Выбор места
Благоприятные места.
Выбор места постройки жилого
дома имеет решающее
значение.
Благоприятными для
строительства дома считались:
- места отдыха быка, мелкого
рогатого скота,
- места обитания черных
муравьев.
- места, где произрастают
рябина, орешник.
Горбунцов П.Т. из альбома «Звениговский кантон», 1927 г.
Слайд 5Запрет («ок йőрő»)
Неблагоприятные места:
- нельзя ставить дом
на месте старой дороги,
на
перекрестках дорог;
- на краю оврага;
- на месте старых
захоронений;
-на болотистых
местах.
Слайд 6Выбор деревьев для строительства
Для строительства
жилой постройки
использовали такие
породы
деревьев, как
липа, ель,
лиственница и. т.д.
Слайд 7Поучительные слова старожилов
Обязательно первое
дерево должно упасть
в сторону востока, если
не
падает в нужном направлении
рубку начинали в другой день.
Слайд 8Выбирай деревья, пригодные для строительства дома
Непригодными для строительства
дома
считались деревья:
- из священный рощи;
- плодовые деревья;
- сухие,
старые деревья;
- деревья, стоящие на перекрестке
дорог;
- проклятые деревья, о которых
ходили поверья, что они уносят
жизни.
Слайд 10Возведение дома
Возведение дома у марийцев сопровождалось различными
магическими
обрядами и молениями. Его начало приурочивалось
к благоприятному, по их убеждению,
времени, для чего выбирали
ясный солнечный день, время полнолуния, чтобы изба была теплой,
как солнце, и полной, как луна.
В угол первого венца клали монету и клочок шерсти, этим самым
намечали красный угол. В это время самый старый представитель
рода читал наговор: «чтоб беды не было, жили в богатстве и
в благополучии». Особо торжественным моментом считалась укладка
матицы («авагашта»). При подъеме ее обертывали шубой, клали
туда угощение (свежеиспеченный хлеб, масло и самогонку),
перевязывали веревкой. Под место матицы клали монету и шерсть.
Слайд 11Хочешь построить дом, собирай помочи (вỹма)
Положив ее на место, хозяин
топором
обрубал веревку, и
шуба с угощением падала
вниз, где ее
ловили. Затем
хозяин угощал плотников и
родственников, предварительно
помолившись за благополучие
дома и семьи. Сруб обычно
возводился в два дня. В первый
день велась подготовка, и
ставили первые три венца, а
остальные - на следующий день.
Слайд 12Эволюция дома
«...На черемисском дворе есть постройка, которая
представляет... срубленный из тонких бревен и покрытый драницами шалаш -
кудо. В настоящее время кудо служит летним шалашом. Во внутренность ее ведет обращенная на юг маленькая дверь с деревянным замком. При входе в кудо прежде всего бросается в глаза земляной пол, закопченные дымом стены и толстые почернелые лавки вдоль стен... В углу против входа стоит обыкновенно стол, на котором всегда можно найти большую деревянную чашку с положенными в нее караваем хлеба и ножом. Рядом помещается самодельная деревянная солоница. По лавкам стоят ведра с водой и разная домашняя утварь; в углу у входа можно встретить бочонок с пивом или квасом... Летом, когда хозяева дома, на земляном полу кудо всегда горит огонь. На нем готовят пищу; он своим дымом отгоняет назойливых комаров. Над кострищем висит на длинном зубчатом деревянном крюке котел».
И.Н. Смирнов «Черемисы», 1889
Слайд 13Кудо
Тимофеев В.К. «Кудо» (летняя изба), 1927
г.
Слайд 14Изба по-черному
«С течением времени черемисы начали строить
черные или курные избы по величине больше шалашей и с
маленькими окнами, из которых два выходили на улицу, одно - во двор и слуховое окошечко с деревянной задвижкой - в проулок, и стали класть печи, но только без труб, отчего дым во время топки шел прямо в избу, а потом в отворенную дверь. Когда большой дым проходил, дверь затворялась, и он шел уже через отверстие, сделанное в потолке, над печкой. На шестке печи черемисы устраивали очаг, где в повешенном котле приготовляли себе пищу».
Н.М. Троицкая «Черемисы Арбанской волости», 1894
Слайд 15 В.К. Тимофеев. «Внутренний вид курной избы,
1927 г.»
Слайд 17Символика дома
Дом, как космос:
- вертикальная структура
дома
соответствует
вертикальной модели
мира;
- горизонтальная структура
дома
соответствует
горизонтальной модели
мира.
Слайд 18Связующие звенья
с внешним миром
Отличия жилого дома
от нежилого:
-наличие
регламентированного
входа и
выхода;
- наличие дверей и окон.