Слайд 1НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСТ Р 7.0.97 – 2016
ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
ТРЕБОВАНИЯ К
ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ С 1 ИЮЛЯ 2018
Слайд 2
НАСТОЯЩИЙ СТАНДАРТ ОПРЕДЕЛЯЕТ:
СОСТАВ РЕКВИЗИТОВ ДОКУМЕНТОВ
ПРАВИЛА ИХ ОФОРМЛЕНИЯ
ВИДЫ БЛАНКОВ
СОСТАВ РЕКВИЗИТОВ БЛАНКОВ
ОБРАЗЦЫ
БЛАНКОВ
СХЕМЫ РАСПОЛОЖЕНИЯ РЕКВИЗИТОВ НА ДОКУМЕНТЕ
ОБРАЗЦЫ БЛАНКОВ
ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ ДОКУМЕНТОВ
Слайд 3ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ ДОКУМЕНТОВ
ДОКУМЕНТЫ СОЗДАЮТСЯ НА БУМАЖНОМ НОСИТЕЛЕ И
В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ
В МНОГОСТРАНИЧНОМ ДОКУМЕНТЕ НУМЕРУЮТ ВТОРУЮ И ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТРАНИЦЫ
НОМЕРА
СТРАНИЦ ПРОСТАВЛЯЮТСЯ ПОСРЕДИНЕ ВЕРХНЕГО ПОЛЯ НА РАССТОЯНИИ 10 мм ОТ КРАЯ ЛИСТА АРАБСКИМИ ЦИФРАМИ
Слайд 4ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ ДОКУМЕНТОВ
4. Гарнитуры
и размеры шрифтов для реквизитов документов:
Times New Roman N 13.,
14
Arial N 12, 13
Verdana N 12, 13
Calibri N 14
Слайд 5ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ ДОКУМЕНТОВ
5. Абзацный отступ - 1, 25
см.
6. Заголовки разделов и подразделов печатаются с абзацным отступом или
центрируются по ширине текста.
7. Многострочные реквизиты печатаются через один межстрочный интервал
8. Составные части реквизитов отделяются дополнительным интервалом
9. Текст документа печатается через 1 – 1,5 межстрочных интервала
Слайд 6ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ ДОКУМЕНТОВ
10. Текст документа выравнивается по ширине
листа
11. Длина самой длинной строки реквизитов при угловом расположении реквизитов
не более 7,5 см.
12. Длина самой длинной строки реквизитов при продольном расположении реквизитов не более 12 см.
13. В локальном акте предприятия можно предусмотреть выделение реквизитов «адресат», «заголовок к тексту» или «подпись», а также отдельных фрагментов текста полужирным шрифтом
Слайд 7Вопросы для повторения:
Назовите индекс стандарта.
В какой форме создаются документы?
Каковы правила
нумерации страниц в документах?
Назовите размер абзацного отступа.
Каковы правила расположения заголовков
и подзаголовков в документах?
Каковы правила использования межстрочного интервала в документах?
Каково правило выравнивания текста в документе?
Какие реквизиты можно выделять в документе полужирным шрифтом?
Слайд 8РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
01 Герб (государственный герб Российской Федерации, герб субъекта Российской
Федерации, герб (геральдический знак) муниципального образования
Располагается по середине верхнего поля
бланка над реквизитами организации – автора документа, на расстоянии 10 мм. От верхнего края листа
Слайд 9РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
02 Эмблема организации
Размещается по середине верхнего поля бланка документа
над реквизитами организации-автора документа на расстоянии 10 мм от верхнего
края листа
Слайд 10РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
03 Товарный знак (знак обслуживания)
Помещается по середине верхнего поля
бланка документа над реквизитами организации – автора документа (допускается захватывать
часть левого поля) или слева на уровне наименования организации
Слайд 11РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
04 Код формы документа проставляется на унифицированных формах документа
в соответствии с Общероссийским классификатором управленческой документации (ОКУД) в правом
верхнем углу рабочего поля документа и состоит из слов Форма по (наименование классификатора) и цифрового кода
Слайд 12РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
05 Наименование организации автора документа должно соответствовать учредительным документам,
под наименованием организации в скобках указывается сокращенное наименование (если есть).
Над наименованием организации указывается полное или сокращенное наименованием вышестоящей организации (если есть)
Слайд 13РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
06 Наименование структурного подразделения – автора документа используется в
бланках писем и бланках конкретных видов документов соответствующих подразделений и
указывается под наименованием организации
Слайд 14РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
07 Наименование должности лица – автора документа используется в
бланках должностных лиц и располагается под наименованием организации или наименованием
территории
Слайд 15РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
08 Справочные данные об организации указываются на бланках писем
и включают: почтовый адрес организации, номер телефона, факса, адрес электронной
почты, сетевой адрес. В состав справочных данных включаются: код организации по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО), основной государственный регистрационный номер организации (ОГРН) и идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на налоговый учет (ИНН/КПП)
Слайд 16РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
08 Справочные данные об организации указываются на бланках писем
и включают: почтовый адрес организации, номер телефона, факса, адрес электронной
почты, сетевой адрес
Слайд 17РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
09 Наименование вида документа указывается на всех документах, за
исключением деловых писем, располагается под реквизитами автора документа, печатается с
использованием Caps Lock
Слайд 18РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
10 Дата документа соответствует дате подписания (утверждения) документа, располагается
под наименованием вида документа перед номером документа
Дата документа записывается в
последовательности: день месяца, месяц, год одним из двух способов:
05.06.2018
5 июня 2018 г.
Слайд 19ПОВТОРЕНИЕ – МАТЬ УЧЕНИЯ
Напишите наименование реквизитов в соответствии с их
кодами:
08 01 10 05
07 02 04 06 03
Слайд 20ПРОВЕРЬ СЕБЯ
Справочные данные об организации
Герб
Дата документа
Наименование организации – автора документа
Наименование
должностного лица – автора документа
Эмблема организации
Код формы документа
Справочные данные об
организации
Товарный знак
Слайд 21И СНОВА ПОВТОРЯЕМ…
На листочках напишите примеры оформления реквизитов:
04, 05,
07,08, 09, 10
Слайд 22РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
11 Регистрационный номер документа – цифровой или буквенно-цифровой идентификатор
документа, состоящий из порядкового номера документа по книге регистрации, может
дополняться цифровыми буквенными кодами (12К)по усмотрению руководства. Располагается справа от даты документа
Слайд 23РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
12 Ссылка на регистрационный номер и дату поступившего документа
включает регистрационный номер и дату входящего документа. Располагается только на
бланках деловых писем по реквизитами дата и регистрационный номер документа.
Слайд 24РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
13 Место составления (издания) документа указывается во всех документах,
кроме деловых писем, а также внутренних информационно-справочных документов. Не указывается
в том случае, если в наименовании организации присутствует указание на место ее нахождения
Слайд 25РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
14 Гриф ограничения доступа проставляется в правом верхнем углу
первого листа документа на границе верхнего поля. В состав грифа
входит ограничительная надпись («Коммерческая тайна» и т.п.), которая может дополняться номером экземпляра документа
Слайд 26РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
15 Адресат проставляется в верхней правой части документа (
на бланке с угловым расположение реквизитов) или справа по реквизитами
бланка (при продольном расположении реквизитов бланка). Строки реквизита выравниваются по левому краю или центруются относительно самой длинной строки.
При адресовании документа руководителю организации:
Руководителю
архивного агентства Симонову А.В.
При адресовании письма в организацию:
ОО «Комбинат питания»
При адресовании в структурное подразделение:
Московский радиозавод
Отдел управления
персоналом
При адресовании руководителю структурного подразделения:
АО «Профиль»
Руководителю
юридического отдела
Самсонову В.В.
Слайд 27РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
При рассылке документов группе организаций одного типа адресат указывается
обобщенно:
Руководителям дочерних предприятий
На одном документе не должно быть более 4-х
адресатов!
В состав реквизита «Адресат» может входить почтовый адрес, если документ отправлен почтовой службой. При отправке письма электронной почтой или факсом почтовый адрес не указывается
Слайд 28РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
16 Гриф утверждения проставляется на документе в правом верхнем
углу первого листа документа, выравниваются по левому краю или центруются.
Состоит
из слова УТВЕРЖДАЮ, наименования должности лица, утвердившего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения
УТВЕРЖДАЮ
Директор________
В.Г. Краснов
24 мая 2015 г.
Слайд 29РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
При утверждении документа распорядительным документом гриф утверждения состоит из
слова УТВЕРЖДЕН (-НА,-НЫ, -НО), наименования распорядительного документа в творительном падеже,
его даты и номера
УТВЕРЖДЕН
Приказом АО «Профиль»
от 5 апреля 2018 года
№ 82
Слайд 30РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
17 Заголовок к тексту – краткое содержание документа, оформляется
под реквизитами бланка слева, от границы левого поля. Посередине рабочего
поля документа заголовок оформляется в документах, издаваемых органами власти.
Заголовок к тексту формулируется с предлогом О/Об и отвечает на вопрос «о чем?». Заголовок документов коллегиальных органов отвечает на вопрос «чего»?
Приказ (о чем?) о создании комиссии
Протокол (чего?)аттестационной комиссии
Слайд 32ПРОВЕРЬ СЕБЯ
1 Д
2 В
3 А
4 Б
5 Г
6 Ж
7 З
Слайд 33РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
18 ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
Составляется на государственном языке РФ или государственном
языке республик в составе РФ
Может содержать разделы, подразделы, пункты, подпункты,
нумеруемые арабскими цифрами
Уровней рубрикации текста не должно быть больше 4-х
Слайд 34РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
18 ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
В приказах текст излагается от первого лица:
«приказываю»
В документах коллегиальных органов текст излагается от третьего лица единственного
числа: «собрание….решило»
Текст протокола излагается от третьего лица множественного числа: «слушали», «выступили», «решили»
Слайд 35РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
18 ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
В документах коллегиальных органов текст излагается от
третьего лица единственного числа: «коллегия постановляет…»
Текст протокола излагается от третьего
лица множественного числа: «слушали», «выступили», «решили»
В положениях, инструкциях, актах, справках используется форма третьего лица единственного числа: «комиссия провела проверку…»
Слайд 36РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
18 ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
В деловых письмах используются формы изложения:
от первого
лица множественного числа: «просим направить…»
от третьего лица единственного числа: «общество
считает….»
от первого лица единственного числа: «считаю необходимым…»
Слайд 37РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
18 ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
В текстах документов используются только общепринятые аббревиатуры
и графические сокращения
При употреблении в тексте фамилий лиц инициалы указываются
после фамилии
В деловых письмах могут использоваться вступительные обращения:
Уважаемый господин Председатель!
Уважаемая госпожа Захарова!
В обращении по должности наименование должности пишется с прописной буквы, в обращении по фамилии инициалы лица не указываются.
В деловых писем принято использовать заключительную этикетную фразу
«С уважением,…..»
Слайд 38РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
19 Отметка о приложении содержит сведения о документе, прилагаемом
к основному документу: наименование документа, количество листов и количество экземпляров
Слайд 39РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
19 Отметка о приложении в письмах и информационно-справочных документах
оформляется под текстом от границы левого поля
Слайд 40РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
19 Отметка о приложении в распорядительных документах может оформляться
следующим образом:
В тексте документа при первом упоминании документа-приложения в скобках
указывается: (приложение № 1)
На первом листе документа-приложения в правом верхнем углу указывается:
Приложение № 1
к приказу АО «Профиль»
от 15.08.2015 № 112
Слайд 41РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
20 Гриф согласования документа может состоит из слова СОГЛАСОВАНО,
должности лица, которым согласован документ (включая наименование организации, его подписи,
инициалов, фамилии, даты согласования:
СОГЛАСОВАНО
Директор ОО «Прима»
__________И.О. Фамиия
«___»________20____г.
или
СОГЛАСОВАНО
Советом директоров ОО «Прима»
Протокол от________№_______
Слайд 42РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
20 Гриф согласования документа может проставляться:
- На первом листе
документа в левом верхнем углу на уровне грифа утверждения или
под наименованием документа ближе к нижнему полю
Слайд 43РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
20 Гриф согласования документа может проставляться:
- На последнем листе
документа под текстом
Слайд 44РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
20 Гриф согласования документа может проставляться:
- На листе согласования,
являющемся неотъемлемой частью документа
Слайд 45РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
21 Виза согласования свидетельствует о согласии или несогласии должностного
лица с содержанием проекта документа.
Включает в себя должность лица,
визирующего документ, подпись, инициалы и фамилию, дату визирования на последнем листе документа под подписью или на обороте последнего листа
Слайд 46РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
22 Подпись включает: наименование должности лица, подписавшего документ, его
подпись, расшифровку подписи (инициалы, фамилия)
Слайд 47РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
22 Если документ оформлен не на бланке, подпись включает
и наименование организации , а затем наименование должности лица, подписавшего
документ, его подпись, расшифровку подписи (инициалы, фамилия)
Слайд 48РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
22 Если документ подписывают несколько должностных лиц, занимающие разное
положение, их подписи располагаются одна под другой в соответствии с
иерархией занимаемых должностей
Слайд 49РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
22 При подписании документа несколькими лицами равных должностей их
подписи располагаются на одном уровне
Слайд 50РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
22 При подписании документа лицом, исполняющим обязанности руководителя, подпись
оформляется с указанием статуса должностного лица (к наименованию должности добавляется
сокращение «И.о.»)
Слайд 51РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
23 Отметка об электронной подписи проставляется в соответствии с
законодательством РФ
Слайд 52РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
24 Печать заверяет подлинность подписи должностного лица. Печать проставляется,
не захватывая подписи лица, подписавшего документ, или на месте, обозначенном
значком «МП»
Слайд 53РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
25 Отметка об исполнителе включает: фамилию, имя и отчество
исполнителя, номер его телефона (можно добавить наименование должности и электронный
адрес исполнителя)
Оформляется на лицевой стороне последнего листа документа от границы левого поля или (при отсутствии места) на оборотной стороне внизу слева и печатается шрифтом меньшего размера
Слайд 54РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
26 Отметка о заверении копии проставляется под реквизитом «подпись»
и включает: слово «Верно»; наименование должности лица, заверившего копию; его
подпись; расшифровку подписи; дату заверения копии
Слайд 55РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
27 Отметка о поступлении документа в организацию включает: дату
поступления и входящий регистрационный номер документа. Проставляется на первом листе
документа.
Слайд 56РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
28 Резолюция содержит указание по исполнению документа. Оформляется на
любом свободном месте документа и содержит: фамилию, инициалы исполнителя, поручение
по документу, срок исполнения (при необходимости) подпись лица, вынесшего резолюцию, дату резолюции.
Слайд 57РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
29 Отметка о контроле проставляется штампом «Контроль» на верхнем
поле документа
Слайд 58РЕКВИЗИТЫ
ДОКУМЕНТОВ
30 Отметка о направлении документа в дело включает: слова
«В дело», индекс дела по номенклатуре дел, в которое помещается
документ на хранение, с указанием года, должности лица, оформившего отметку, подписи, даты. Проставляется на первом листе документа, внизу на лицевой части
Пример:
В дело № 04 за 2017 г.
Зав. архивом
Подпись Дата
Слайд 60БЛАНКИ ДОКУМЕНТОВ
- Используется бумага формата А4 и А 5
- Размер
полей: 20 мм – левое, верхнее, нижнее
10 мм – правое
- Документа длительных сроков (свыше 10 лет) хранения должны иметь левое поле 30 мм
Бланки на бумажном носителе и электронные шаблоны должны быть полностью идентичны
Бланки изготавливаются на белой бумаге или бумаге светлых тонов
Слайд 61БЛАНКИ ДОКУМЕНТОВ
Виды бланков: угловой ( с угловым расположением реквизитов) и
продольный (с продольным расположением реквизитов)
Общий бланк организации может использоваться для
любых видов документов, кроме письма и исходящих информационно-справочных документов