Разделы презентаций


Научно-исследовательская работа Народные промыслы Орловской области

Содержание

Важною "павой", "душой голубицей" Издавна так называли девицу. Девичьи руки в труде и заботе С ранней поры привыкали к работе: Ткали и пряли, вязали и шили, Сеяли, жали и тесто месили.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МБОУ «Отрадинская средняя общеобразовательная школа»

Научно-исследовательская работа
«Народные промыслы Орловской области»

Выполнила:
ученица 7

«Б» класса
БОЛКВАДЗЕ НИНА
Руководитель:
воспитатель ГПД
РАСТОРГУЕВА Т.В.

МБОУ «Отрадинская средняя общеобразовательная школа»Научно-исследовательская работа«Народные промыслы Орловской области»Выполнила:ученица 7 «Б» классаБОЛКВАДЗЕ НИНАРуководитель: воспитатель ГПДРАСТОРГУЕВА Т.В.

Слайд 2Важною "павой", "душой голубицей"
Издавна так называли девицу.
Девичьи руки

в труде и заботе
С ранней поры привыкали к работе:


Ткали и пряли, вязали и шили,
Сеяли, жали и тесто месили.
В трудной работе сгибалась спина...
Но выходила на праздник она
В дивном наряде крестьянской одежды.
Так испокон сохранен на Руси
Женский костюм небывалой красы!
Важною

Слайд 3Орловский народный костюм - это настоящее произведение искусства, он по

праву занимает место во многих музеях нашей страны. Славились на

всю Россию-матушку и орловские мастера- умельцы, люди с золотыми руками. Вот скажем, мастерицы орловского списа. Полотняной загадкой называют эту удивительную вышивку. Говорят, что орловские мастерицы воспроизводили на холсте узоры с морозных окон. Орловский спис - гимн солнцу, свету, жизни. Чем ещё мы, орловцы, можем гордиться? Конечно, глиняными игрушками- свистульками Чернышенскими и Плешковскими. Деревня Чернышено расположена не далеко от города Новосиля одного из древнейших на Орловской земле. Деревня Плешково находится в Ливенском районе. По преданию вокруг деревни стояли леса, а в этом месте из-за скудости земли образовалась "плешь"- плешина. Оттого и название осталось - Плешково. Также наш край славится мценскими кружевами и ливенской гармошкой. Ещё одним художественным промыслом на Орловщине может считаться изготовление народных кукол. Народные куклы в старину играли большую роль: являлись символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода, служили оберегом
Орловский народный костюм - это настоящее произведение искусства, он по праву занимает место во многих музеях нашей

Слайд 4Мне хочется познакомить вас с удивительной вышивкой, которая с древних

времен существовала и существует в настоящее время на моей родине

– Орловской земле. Её отличает сочность и насыщенность цветов. Орловская вышивка – это сочетание тончайших деталей, каждая из которых имеет свое значение.
Орловский спис – настоящий шифр. Значение шифров передается из поколения в поколение. А ещё эту удивительную вышивку называют "полотняной загадкой". Что же такое "Орловский спис"?
Орловский спис зародился около двух веков назад, в те времена, когда на территории Орловщины жило племя вятичей – язычников. Охранительный смысл древних образов долго сохранялся в обрядовых действах и сопутствующих им предметах. Родина Орловского списа – несколько сел и деревень под Орлом, где два столетия назад исследователями впервые был замечен этот вид шитья, корни которого пытаются искать и в монастырской золотой вышивке, и в узорах Полтавских и Смоленских мастериц, и в славянском браном ткачестве.
Название браного ткачества идет от способа выполнения. Для получения мелкого узора на холсте при помощи дощечек-бральниц отсчитывалось определенное количество нитей основы. Спис шьется точным счетом по ниткам полотна, четкими мелкими стежками, образующими бранки – геометрические узоры, заполняющие плавные произвольные линии замкнутого контура. Главная особенность техники «Орловский спис» - это текучесть, своеобразное переливание одной формы в другую.
 












Мне хочется познакомить вас с удивительной вышивкой, которая с древних времен существовала и существует в настоящее время

Слайд 5Откуда орловские мастерицы, простые крестьянки, черпали вдохновение?  Многие исследователи считают,

что само слово "спис" означает "списывать" узоры с разрисованных морозом

зимних окон. Крестьянки занимались рукоделием долгими зимними вечерами, сидя у окна при свете лучины либо свечи. Сказочные морозные узоры, увиденные в призрачном мерцании пламени, соединялись в сознании с мечтой — воспоминанием о лете с его яркими красками. Пройдя через художественное воображение мастерицы, нарядными и невиданными выходили они из-под иглы и ложились на полотно. Возможно, это так. Другие исследователи видят в узорах "списа" продолжение традиций древнерусского шитья золотыми и серебряными нитями, недаром его называют еще русским шитьем. Явно прослеживаются те же округлые, четко очерченные формы с различной плотностью заполнения фигур и элементами стебельчатого рисунка. Отличительной чертой "орловского списа" является многоликость. В его изменчивых формах можно увидеть много различных символов, фигур, очертаний животных. Отсюда идёт вся эта текучесть.
Откуда орловские мастерицы, простые крестьянки, черпали вдохновение?  Многие исследователи считают, что само слово

Слайд 6Орловский спис - это вышивка, в которой сочетаются швы по

свободному контуру и счётные швы.
Орнамент вышивки состоит из причудливых пышных

цветов и листьев на гибких толстых стеблях. Контур узора обшивают тамбурным или стебельчатым швом. Каждая часть узора заполнена мельчайшими узорными разделками - бранками. Узоры бранок построены на основе чётко повторяющихся геометрических форм - ромбов, квадратов, треугольников и пр. Разнообразие бранок безгранично. Каждая мастерица придумывала свои бранки, подбирая графический рисунок и комбинируя новые варианты. Узорным заполнениям мастерицы давали названия, которые были не менее выразительны и даже поэтичны: "дробнушки", "вороний глаз", "волна", "сосна"... Вот несколько образцов узорных заполнений - бранок.


Орловский спис - это вышивка, в которой сочетаются швы по свободному контуру и счётные швы.Орнамент вышивки состоит

Слайд 8Вышивка отличается сочностью и насыщенностью цветов. Классической цветовой гаммой для

"Орловского списа" является сочетание красного и синего цветов с преобладанием

красного. Узор, выполненный красными нитками на белом холсте, создаёт фактуру, то со сгущающимся, то с разбавленным красным цветом. Этот эффект достигался за счёт плотности настила различных бранок. Обилие красного цвета придает узорам чрезвычайно оптимистическое, жизнеутверждающее впечатление. Небольшие синие плоскости и вкрапления создают особую свежесть, рельефность восприятия и необыкновенный живописный эффект. Кроме того, сочетание красного и синего наполнено глубоким духовным смыслом: красный — цвет жизни, "праздника жизни"; синий — цвет неба и воды, тех начал, которые поддерживают жизнь, самую суть ее. Позднее, в начале XX века, цветовая гамма становится разнообразнее, вводятся желтый, зеленый, синий цвет заменяется на черный, цвет "земли-кормилицы".

Вышивка отличается сочностью и насыщенностью цветов. Классической цветовой гаммой для

Слайд 10Декор Орловского списа запоминается своими необычными,  причудливыми очертаниями, которые чаще

всего напоминают "древо": "древо жизни", "древо познания добра и зла". 

В орнамент нередко вводятся изображения птиц, ромбов с продолжающимися краями, крестов и других знаков, которые в древности являлись языческими символами, обладающими магической силой.
Самыми популярными сюжетами старинных вышивок  являются: «Древо», «Древо Жизни», «Птица-Пава», «Лягушка», позже – «Двуглавый орел».
Декор Орловского списа запоминается своими необычными,  причудливыми очертаниями, которые чаще всего напоминают

Слайд 11Птица-Пава или Птица Счастья также часто изображалась на вышивках с

изящной небольшой головой, украшенной  пышным хохолком, перышки которого полностью застелены

красной нитью. Поднятое вверх крыло имеет округлые очертания, хвост  распускается ажурным веером, который завершается крупными «глазками». Рядом с птицей, как правило, вереница овальных дополнений. Среди них, считает орловский краевед-археолог М.В.Сахаров  - обязательно перо, взмахом которого творятся на земле чудеса.  Силуэты подобных птиц встречались ему на славянских металлических украшениях, найденных при раскопках древних курганов.
Особо значимым сюжетом «Орловского списа» является «Древо Жизни». В старину изображение семени, корней, стеблей, листьев, цветков в народном восприятии не были элементами какого-то конкретного ботанического объекта, а скорее обозначением общего понятия Жизни, космического значения образа растительной силы, как результата взаимодействия энергии света, воды и тепла. Поэтому растительные мотивы на вышивках обильно сопровождаются солярными (солнечными) знаками – кругами, спиралями, крестами, а сами дерева живут волшебными существами по своим, только им понятным законам, перетекая из одной формы в другую. Каждая мастерица придавала рисунку свой характер, свою руку.

Птица-Пава или Птица Счастья также часто изображалась на вышивках с изящной небольшой головой, украшенной  пышным хохолком, перышки

Слайд 13Непременным дополнением каждого сюжета вышивки была кайма-оберег, обрамляющая дорожкой бранок

рисунок. Кайма завершала общую композицию, придавала ей особую законченность. Наиболее

часто встречающаяся в списе простая кайма состоит из полосы чередующихся бранок – крупной шашки (6 нитей на 6 рядов) и пяти дробнушек (четыре по краям и одна в центре). Поверху и понизу она может дополняться дорожкой-вьюнком с дробнушками и рядом более сложных элементов – звезд, ромбов. Свободные места внутри нее заполнялись  значками-символами – мелкими спиралями, громовыми знаками, звездочками, крестами, могли здесь попадаться буквы, отдельные силуэты петушков или подобия каких-то  небольших животных.
Традиционно Орловским списом вышивали  рушники, подзоры и скатерти, но попадаются и платья с полосками браного шитья.

Непременным дополнением каждого сюжета вышивки была кайма-оберег, обрамляющая дорожкой бранок рисунок. Кайма завершала общую композицию, придавала ей

Слайд 15Собранная сотрудниками Орловского краеведческого музея за столетнюю историю его существования,

коллекция "Орловского списа", небольшая, насчитывает около сотни единиц хранения. Но

каждый предмет уникален и неповторим и представляет собой большую эстетическую ценность. То, что в основной своей массе это полотенца, не случайно: в жизни крестьян они выполняли не только утилитарную функцию, но и являлись непременными атрибутами обрядов и праздников, элементами украшения жилища. Самое раннее полотенце датировано 1796 годом. Это работа крепостной крестьянки Мценского уезда. Композиция вышивки напоминает гобелены XVIII в., элементы орнамента — цветы в вазонах.
 

Собранная сотрудниками Орловского краеведческого музея за столетнюю историю его существования, коллекция

Слайд 17Вышивка  "Орловский спис" выполнялась на грубом неотбеленном холсте, а нити

использовались, вероятно те, которые удалось достать в то тревожное время.

Более плодотворной была попытка орловской фабрики "Восход" возродить и развить в новый У орловцев и гостей города пользовались популярностью выпускаемые фабрикой в 1970-80-е гг. сувенирные полотенца, скатерти, нарядные комплекты салфеток, передники, украшенные вышивкой в технике "орловский спис". В музейной коллекции хранятся художественные панно ручной работы, выполненные на фабрике "Восход".
Сегодня Орловский спис продолжает развиваться орловскими мастерицами-вышивальщицами, которые используют новые образы и мотивы, но и старинные традиции соблюдаются и передаются ученицам. «Объединяет нас любовь к старинной вышивке, традиционному «Орловскому спису» и упорное желание, чтобы не поглотила  орловское ремесло черная дыра забвения» - пишет заслуженный мастер Зоя Воропаева.

Вышивка 

Слайд 19Зоя Владимировна – искусствовед,  мастерица – вышивальщица. Она более 30 лет  изучает

Орловский спис.
Уже много лет  Зоя Владимировна  обучает этой вышивке детей в  Доме народного   творчества

в Орле. Мастерица рассказывала, что, когда приезжала  в деревни  и видела, как  вышивка,  которая жила в народе, стала исчезать, и к тому же на вышивальной фабрике стали вышивать узоры совсем не те, которые  были в старину ( их стали упрощать), и вышивка в итоге стала терять свое смысловое мифологическое значение,  в ее душе отзывалось это болью. Зоя Владимировна  решила, что сделает все возможное, чтобы эта вышивка не ушла.
 Зоя Владимировна много   рассказывала об этой древней вышивке. Какие  сказочные мифологические узоры  и сюжеты изображены в Орловском списе, их значения, где  и когда использовали вышитые списом предметы народного быта. Она учила нас  видеть основные законы,  по которым  вышивается Орловский  спис.
Вышивку Орловский спис отличают три основные особенности. Это совершенно свободный, расплывчатый контур вышивки, который вышивается  разными швами ( цепочкой, росписью). Очень четкий «строй бранок», которыми заполняются узоры. И, конечно, обережная кайма, которая  могла быть незамкнутой  по вертикалям, но обязательно вышивалась верху  и внизу основного узора вышивки»


Зоя Владимировна – искусствовед,  мастерица – вышивальщица. Она более 30 лет  изучает Орловский спис.Уже много лет  Зоя Владимировна  обучает этой вышивке

Слайд 22
При написании статьи использованы материалы И.А Андреевой, Н.Я. Рассохиной, фотография

из открытых источников интернета.


При написании статьи использованы материалы И.А Андреевой, Н.Я. Рассохиной, фотография из открытых источников интернета.

Слайд 23Мценское кружево
Мценское кружево — вид русского кружева, которое плетётся на коклюшках, развитый в

городе Мценске Орловской области
Мценское кружево одно из самых старинных на Руси.
Еще в

ХХIII веке помещица Протасова открыла под Мценском мануфактуру по производству кружева. Она пригласила из Бельгии двух учительниц, и те обучали местных девушек. Русские девушки учились с интересом, но перенимали иностранное искусство творчески. Очень скоро мотивы их плетения стали настолько уникальны, что во всем мире заговорили о русском кружеве. Это было самое крупное кружевное производство в России. Круглый год на коклюшках работали 1200 мастериц. Продукцию поставляли царскому двору, вывозили в Англию и Турцию.
В конце ХIХ - начале ХХ веков много сделала для жителей Мценска княгиня Анна Дмитриевна Тенишева. Она открывала школы и больницы для неимущих в городе, окрестных селах и деревнях. В 1899 году она открыла во Мценске школу кружевниц для девочек 8-12 лет. Девочек учили не только ремеслу, но и грамоте, и основам рисунка, а так как количество обучающихся росло, то при школе был создан интернат для наиболее способных жительниц окрестных сел. Девочки там жили на полном пансионе.






Мценское кружевоМценское кружево — вид русского кружева, которое плетётся на коклюшках, развитый в городе Мценске Орловской областиМценское кружево одно из самых старинных

Слайд 26Качество мценского кружева росло. На Всемирной выставке в Париже оно

было удостоено серебряной медали, а на выставке в Глазго -

почетного диплома.
И вот школа кружевниц работает во Мценске вновь. Обучаются здесь дети три года. За это время они должны научиться плести мерное кружево, делать копии старинных образцов. Лучшие работы юных кружевниц можно увидеть в музее кружева, как и работы их преподавателей. Открыто ателье "Мценские узоры".
Отличительной особенностью мценского кружева является активное использование геометрических мотивов, в то время, как в елецком кружеве чаще используют растительный орнамент. Если сравнивать с вологодским кружевом, то там более плотный, насыщенный узор, фоновых решеток почти не используют, а в Ельце и Мценске очень часто, потому узор получается более воздушным.

Качество мценского кружева росло. На Всемирной выставке в Париже оно было удостоено серебряной медали, а на выставке

Слайд 28Плешковские игрушки
Плешковская глиняная игрушка зародилась в деревне Плешково Ливенского района Орловской

области в XVII веке. Свое название деревня получила благодаря местности, когда-то

вокруг деревни простирались густые леса, а из-за скудности, неплодородности земли здесь образовалась плешина. В связи с этим крестьяне не могли заниматься пахотными работами, но, в тоже время, скудная почва оказалась богатой глиной, что послужило толчком для развития горшечного производства и глиняной игрушки. Деревня Плешково славилась своими мастерами, глиняными товарами, ярмарками, на которые съезжался народ не только из соседних деревень, а также из Орла.

Плешковские игрушкиПлешковская глиняная игрушка зародилась в деревне Плешково Ливенского района Орловской области в XVII веке. Свое название деревня получила

Слайд 29Для плешковской игрушки типичен образ женщины, держащей ребенка всегда на

левой руке. Также популярны изображения домашних животных: коров, петухов, баранов.

В строгих формах плешковской игрушки улавливается близость к древнерусскому языческому искусству. Пленит эта игрушка и своим колоритом, яркие краски здесь уступают место сдержанным пастельным тонам. Плешковская глина включает в себя мельчайшие кусочки слюды, что придает ей после обжига красивый оттенок и искристость, а пористость материала – то свойство, которое подсказало мастерам-игрушечникам решение в выборе декора игрушки. Краска, впитываясь, оставляет на плешковских игрушках светлые нежные тона, которые красиво сочетаются с необычным природным цветом глины. Изготовление плешковской народной игрушки относится к промыслам, обходившимся без краски, или же использующих краску очень мало. Такие игрушки лепились из местной глины золотистых оттенков и не требовали замысловатой росписи. Чтобы получить симпатичные свистульки, мастеру оставалось только провести на фигурках несколько полосок. Вероятно, неосознанно для творцов, в таких игрушках проходила связь крестьянина с кормилицей-землей.

Для плешковской игрушки типичен образ женщины, держащей ребенка всегда на левой руке. Также популярны изображения домашних животных:

Слайд 30Колокольчики выполнены народным мастером России, продолжателем плешковского промысла – Натальей

Николаевной Фроловой. Колокольчик "Барыня с ребенком" небольшая по размерам, форма

женской фигуры передана условно, левая рука держит ребенка, а правая рука направлена сторону, она же является и свистулькой, скрытой в теле фигурки. Три дырочки на лице передают глаза и рот. Классическая цветовая гамма росписи плешковской игрушки – это красный, зеленый или синий цвета. Обычно цвет получают из смеси тертого кирпича и сока лопуха. Орнамент на платье барышни скорее условный – двойной крест, цветные пятна, вертикальные линии.
Другой колокольчик совсем необычный, автор постаралась сохранить основные черты плешковской игрушки, но в тоже время привнесла что-то свое, авторское. Мне кажется, это делает колокольчик оригинальным, но все-таки узнаваемым, в традициях плешковского промысла. Называется такой колокольчик "Русалка с хвостом". Такой образ русалки был популярен у славян и являлся символом плодовитого урожая. Она летала над полями и лесами, была очень красивой и мудрой, каждый старался попросить совет или помощи.

Колокольчики выполнены народным мастером России, продолжателем плешковского промысла – Натальей Николаевной Фроловой. Колокольчик

Слайд 31Колокольчики "Русалка с хвостом«
и "Барыня с ребенком" Автор Н. Фролова Коллекция Ю.Чуриловой





Колокольчики в традициях плешковской игрушки

Автор Н. Фролова Коллекция О.Поповой

Колокольчики

Слайд 32Плешковские игрушки "Куколка" и "Баба с ребёнком". 1990-е Всероссийский музей декоративно-прикладного и

народного искусства Фото Ю. Чуриловой

Плешковские игрушки

Слайд 33Н.Н. Фролова. "Петух с хвостом". 1997 г. Всероссийский музей декоративно-прикладного и

народного искусства Фото В. Леонова

Н.Н. Фролова.

Слайд 34А.М. Иванилова. "Корова".
1978 г. Орловская обл. д. Плешково

А.М. Иванилова.

Слайд 35Плешковская игрушка А.В. Фролова на выставке "Свистульки мира. История и современность", ФНХП,

2009 г. Фото О. Поповой

Плешковская игрушка А.В. Фролова на выставке

Слайд 37Орловский народный костюм
Орловский свадебный костюм с поневой и красным передником
Костюм

включает рубаху, поневу, передник, нашейные украшения, пояс, обувь и головной

убор, необычный по форме, цветовому и фактурному исполнению.
Головной убор — это чепик из малинового штофа с налобником, украшенным золотым шитьем и орнаментально нанизанным бисером. Над чепиком расположен двухъярусный веер, набранный из цветных лент в плиссировку, который удерживается вертикально с помощью каркаса — венка из искусственных цветов и перьев. Третий веер закрепляется сзади поверх позатыльника, а поверх него — еще ленты.
Рубаха с отложным воротником шириной 17,5 см изготовлена из фабричной хлопчатобумажной ткани. Орнамент рубахи создает вышивка цветной шерстью в виде цветных полос (бледно-желтая, зеленая, пурпурная). Вокруг воротника — частая односторонняя сборка в виде защипов. У рубахи ажурные рукава с гирляндой из цветных лент, пришитой внизу. В надетой на фигуру рубахе рукава выше гирлянд перехватывались подвязками, что создавало напуск над перехватом и спадание веером декоративной нижней части рукава. По краю воротника, низу рукавов и линии пришива рукавов к лифу проложено узкое фабричное кружево.
Орловский народный костюмОрловский свадебный костюм с поневой и красным передникомКостюм включает рубаху, поневу, передник, нашейные украшения, пояс,

Слайд 38Дополняют костюм наплечные накладки длиной 40 см, которые представляют собой

прямоугольники с закругленными углами, собранные из лент. Понева глухая с

прошвой. По верхнему срезу понева присобрана в сборку — складку. Передник сшит из кашемира пурпурного цвета, с широким орнаментальным низом (цветные ленты, бахрома, галуны). Нашейное украшение — ожерелье, украшенное бисером, нанизанным орнаментально стеклярусом, пуговицами, цветными шерстяными нитками. Пояс длиной 220 см и шириной 136 см из кашемира пурпурного цвета с цветными орнаментальными концами (ленты, бахрома, галуны). Красный цвет пояса подчеркнут фоном темно-синей поневы.
Эмоциональный настрой создается красочным решением костюма — большими плоскостями красного цвета с присутствием белой рубахи, темно-синей поневы и желтого цвета. Все это озвучено вкраплением зеленого цвета и создает целостную цветовую композицию.
Обувь — лапти, чулки — из конопли.
Неповторимое своеобразие костюму придают необычный головной убор, декоративное решение и способ ношения рубахи, а также распределение цветовых пятен в композиции костюма и способ ношения передника.

Дополняют костюм наплечные накладки длиной 40 см, которые представляют собой прямоугольники с закругленными углами, собранные из лент.

Слайд 39Ливенские гармошки
Без явного преувеличения ливенскую гармонику можно назвать жемчужиной среди

народных инструментов подобного рода. Её биография началась около 150 лет

назад. Восхищались ею Иван Тургенев, Лев Толстой - по преданию он специально приезжал в Ливны на ярмарку, чтобы послушать ливенку. О ней писали Николай Лесков, Иван Бунин. Константин Паустовский, Савелий Леонов, слагали стихи поэты Сергей Есенин, Дмитрий Блынский, Михаил Беляев...
Ливенка - старинный инструмент, простой и легко доступный для музыканта. Ведь она является одним из изначальных вариантов русской ручной гармоники. И нет у нее точной даты рождения, не сохранилось имени её создателя, как нет таковых у ее землячки - плешковской игрушки.
Ливенские гармошкиБез явного преувеличения ливенскую гармонику можно назвать жемчужиной среди народных инструментов подобного рода. Её биография началась

Слайд 41В 1860 году тульские мастера наладили производство гармоники, взяв на

вооружение образец с немецким музыкальным строем, у которого, впрочем, бы

был один недостаток: в жиме и разжиме мехов исходил звук разной высоты, Ливенские мастера, к чести своей, недостаток устранили да еще привнесли ряд других изменений и тем самым, по сути, создали новый оригинальный инструмент прогрессивной конструкции. Распространение ливенки не ограничивалось пределами одной Орловской губернии, в конце 60-х годов XIX века крестьянин Троицкой волости Вятской губернии Иван Шишкин, переняв навык ливенских мастеров, начал изготавливать гармонику вятку. Еще долго конструкция оставалась непревзойденной, но и вытесняемая новыми гармониками, она увековечила свои национальные особенности в вятке, хромке и баяне. На ее же основе была создана в Ельце рояльная гармоника. Сначала ливенка была одноголосой, позже инструмент начал появляться двух- и трехголосым: при нажатии одной клавиши открывались два-три клапана и звучали 2-3 звука в октаву На правой клавиатуре располагалось 15 кнопочек, которые мастерились из перламутровых пуговичек. Эти, в своя очередь, делались из раковин моллюсков, извлеченных из реки Сосны. Располагались они в один ряд.
В 1860 году тульские мастера наладили производство гармоники, взяв на вооружение образец с немецким музыкальным строем, у

Слайд 42На левой клавиатуре было всего 5 "лапочек" - одиночных басов,

их размещали на передней части корпуса так близко друг от

друга, чтобы одним пальцем нажать 2-3 клавиши, и в зависимости от расположении звучали кварта или трезвучие. С другой стороны корпуса находились 2-3 клавиши, настроенные во 2-й или 1-й малой октавах - по договоренности мастера и заказчика - и назывались хрипками. В верхней части встраивался дополнительный клапан - писчик, настроенный во второй октаве (обычно это доминанта основной тональности). Здесь же, на тыльной части гармоники, находился клапан шестерик. На сжим и разжим звучали два разных трезвучия. Клавиши на левой стороне ливенки нажимаются большим пальцем левой руки, клавиши на торцевой части - указательным пальцем левой руки. Размеры гармоник были разными, в зависимости от диапазона правой клавиатуры - 22-30 см высоты и 8-9 ширины. Объем меховой камеры при столь узком корпусе стал недостаточным, поэтому мастера увеличили его, нарастив количество борин (складок). Их число у ливенки достигает 40, и меха могут быть растянуты до двух метров.
На левой клавиатуре было всего 5

Слайд 43Плечевых ремней на нашем инструменте нет. На обратной стороне грифа

правой клавиатуры крепится ремешок (петля), куда вставляется большой палец правой

руки. С левой стороны торца крышки прикреплен неширокий ремешок, который охватывает кисть левой руки. Корпус гармоники упирался различным орнаментом из соломки. Набор мелодий, исполняемых на ливенке, был небогат, поскольку звукоряд был не натуральным, а миксолидийским, т.е. смешанным. Появление такого звукозаряда связано с особенностями местного фольклора. Диапазон ливенских гармоник различен. Г.Благодатов в книге "Русская гармонь" описывает ливенку с диапазоном 8 клавиш от "соль" 1-й октавы до "соль" 2-й октавы. В "Справочнике по гармоням" А.Мирека описывается инструмент с диапазоном 12 клавиш от "до" 1-й октавы до "соль" 2-й.

Плечевых ремней на нашем инструменте нет. На обратной стороне грифа правой клавиатуры крепится ремешок (петля), куда вставляется

Слайд 44У ливенки, по словам В.И.Занина, очень длинные, почти в 2

метра меха. В ней 40 складок, так что когда меха

растягиваются, гармоникой можно опоясаться. Вот эти меха и придает экзотическую самобытность инструменту. Кроме того, у него оригинальные басы. Играешь - и кажется, подыгрывает тебе рожок, сопелка, жалейка. Такое восприятие обеспечивает басовый строй, состоящий из "хрипунчиков", "барабанчиков", "пискунчиков". Эти шутливые названия басов не случайны, они довольно точно выражает звучание. Из рассказов старожилов известно, что в конце XIX в. гармоника изготавливалась только кустарным способом в окрестных деревнях Сосновке и Речице некими Тюриным и Нечаевым. Одним из самых маститых мастеров и виртуозным исполнителей слыл Вахнов. Он первым сделал попытку создать ансамбль гармонистов. Среди старейших мастеров обязательно надо вспомнить Ивана Федоровича Занина, который начал делать ливенки еще в 70-е годы XIX века. Его гармонь хранится в Орловском краеведческом музее. После Отечественной войны созданием гармоники занимались такие мастера как Н.И.Нестеров, М.В.Мохов, Д.В.Сопов. В настоящее время в Ливнах есть один мастер по изготовлению и ремонту гармошек Кудрявых Константин Федорович.

У ливенки, по словам В.И.Занина, очень длинные, почти в 2 метра меха. В ней 40 складок, так

Слайд 46Очень часто за событиями И за сутолокой дней, Стороны своей не помним Забываем

мы о ней. Хоть и более привычны Нам полёты на Луну Не забывайте

русские обычаи, Ценить умейте старину!

Очень часто за событиями И за сутолокой дней, Стороны своей не помним Забываем мы о ней. Хоть

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика