Разделы презентаций


Научно-исследовательский проект «Мир детской иллюстрации»

Содержание

Цели и задачи проекта: - повышение значимости детского иллюстрирования при обучении вдумчивому, осмысленному чтению литературных произведений;- приобщение учащихся к осознанному и внимательному чтению художественных произведений посредством создания графических образов (через рисование,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1       МБОУ Ершичская средняя школа Школьная научно-практическая конференция «Мир вокруг нас»  
«Разговор мой

с книгою – в картинке» (Мир детской иллюстрации) (Научно-исследовательский проект)   Подготовили: Поленок Александра,

Прокопенкова Екатерина, учащиеся 6 «Б» класса   Руководитель: Бокатая В.А., учитель литературы
с. Ершичи 1915 год  
            МБОУ Ершичская средняя школа Школьная научно-практическая конференция

Слайд 2Цели и задачи проекта:
- повышение значимости детского иллюстрирования при обучении

вдумчивому, осмысленному чтению литературных произведений;
- приобщение учащихся к осознанному и

внимательному чтению художественных произведений посредством создания графических образов (через рисование, иллюстрирование прочитанного);
- формирование навыков исследовательской и поисковой работы, работы с информационными источниками, анализа статистических и социологических данных;
- развитие коммуникативных навыков;
- выявление профориентационных запросов учащихся (журналистика, социология, полиграфия, художественное творчество, педагогика);
-создание текстов-описаний и альбома иллюстраций

Цели и задачи проекта: - повышение значимости детского иллюстрирования при обучении вдумчивому, осмысленному чтению литературных произведений;- приобщение

Слайд 3Объект исследования:
иллюстрации учащихся к изучаемым художественным произведениям по общеобразовательной

программе «Литература» -
5 класс

Объект исследования: иллюстрации учащихся к изучаемым художественным произведениям по общеобразовательной программе «Литература» -5 класс

Слайд 4Основные методы исследования
1. Изучение научных источников (словарей, энциклопедии, Интернет-ресурсов, учебной

литературы).
2. Анализ имеющихся иллюстративных работ учащихся к литературным произведениям.
3. Элементы

сравнения и ссылка на аналогию при работе над иллюстрациями и репродукциями картин художников-профессионалов
4. Анкетирование (опросы) учащихся 5-х классов, в том числе авторов работ (иллюстраций).
5. Наблюдение (самонаблюдение) за процессом создания иллюстраций в ходе прочтения произведения.
6. Синтез и обобщение собранного материала.
7. Видеоинтервью

Основные методы исследования1. Изучение научных источников (словарей, энциклопедии, Интернет-ресурсов, учебной литературы).2. Анализ имеющихся иллюстративных работ учащихся к

Слайд 5 Сроки работы над проектом и его реализация
1.Выбор, обсуждение и формулировка

темы проекта – март 2015
2.Сбор и обработка материала по теме

- до сентября 2015
3.Подготовка презентации по проекту и её печатного варианта – до 15.09. 2015
4.Редактирование текста проекта и подготовка окончательного варианта – до 25.09.2015
5.Защита проекта на общешкольной НПК «Мир вокруг нас» -сентябрь-октябрь 2015

Сроки работы над проектом и его реализация 1.Выбор, обсуждение и формулировка темы проекта – март 20152.Сбор

Слайд 6 Содержание проекта
I.Введение.
Иллюстрация как вид детского творчества.
II. Основная часть.


1. Виды детского иллюстрирования.
2. Краткий обзор заданий для работы с

иллюстрациями по курсу «Литература» в 5 классе.
3. Иллюстрации к литературным произведениям учащихся Ершичской средней школы
(анализ – описание ученических иллюстраций: 5-е классы, 2014-2015 учебный год).
4. Некоторые советы юным иллюстраторам литературных произведений (из авторского опыта).
III. Краткие выводы.
IV.Использованные источники
V.Приложения

Содержание проекта I.Введение. Иллюстрация как вид детского творчества. II. Основная часть. 1. Виды детского иллюстрирования.2. Краткий

Слайд 7Межпредметные связи: литература, русский язык, изобразительное искусство, технология

Межпредметные связи: литература, русский язык, изобразительное искусство, технология

Слайд 8 Практический выход
1) компьютерная презентация для кабинета методической работы с печатной

копией;
2) альбом детских иллюстраций к произведениям русской литературы, изучаемым в

5 классе для кабинета литературы;
3) советы юным иллюстраторам книг.

Практический выход 1) компьютерная презентация для кабинета методической работы с печатной копией;2) альбом детских иллюстраций к

Слайд 9 Введение. Иллюстрация как вид детского творчества
Кто из детей не любит

рисовать? Ответ может быть только один: все дети, как только

чуть-чуть научились держать карандаш в руке, что-нибудь рисуют…
Мир маленького художника слишком эмоционален, он полон воображения, удивительной фантазии и вымысла, наполнен образами, которые взрослому не всегда понятны, но ребенок в созданной им картинке отразил себя и свое впечатление именно так, а не иначе…
А как обогащается это соприкосновение детей с миром, когда они впервые прикасаются к миру художественной литературы!

Введение.  Иллюстрация как вид детского творчества Кто из детей не любит рисовать? Ответ может быть

Слайд 10 1.Виды детского иллюстрирования.
1)Изображение отдельных предметов и действий для проверки слов

и ситуаций
2) Рисунки к отдельным фразам
3)Зарисовка отдельных ситуаций, картин, описанных

в произведении писателем – самый распространенный вид нашего школьного иллюстрирования
1.Виды детского иллюстрирования. 1)Изображение отдельных предметов и действий для проверки слов и ситуаций2) Рисунки к отдельным

Слайд 11 2.Краткий обзор вопросов и заданий для работы с иллюстрациями

После каждого изучаемого литературного произведения есть постоянная

рубрика «Литература и изобразительное искусство», которая предлагает нам, учащимся, очень интересные и вполне посильные задания для работы с иллюстрациями. Мы попытались сгруппировать некоторые из этих заданий, что помогает убедиться в том, как эти задания формируют не только наше умение понимать картинку, но и умение связать зрительный образ с тем образом, который возникает у нас и при чтении художественного текста
2.Краткий обзор вопросов и заданий для работы с иллюстрациями      После каждого

Слайд 12 Вот эти задания.
А. Поиск эпизода, отрывка, сцены, монолога, диалога героев

в соответствии с иллюстрацией
Б.Сравнительный анализ
В.Формирование собственного мнения (личностная ориентация). Побуждение

к творчеству
…всесторонняя работа с иллюстративным материалом на уроках литературы не только интересна сама по себе, но эта работа создает условия нам, учащимся, проявить и свои способности в рисовании, создает предпосылки к развитию фантазии, к формированию умения переводить зрительные образы в словесные и наоборот. Кроме того, мы каждый раз убеждаемся в том, как тесно связаны между собою разные виды искусства: художественная литература и изобразительное искусство. Но каждый раз это помогает нам убедиться в главном: оба вида искусства учат нас видеть, понимать и чувствовать красоту мира, который вокруг нас.

Вот эти задания. А. Поиск эпизода, отрывка, сцены, монолога, диалога героев в соответствии с иллюстрациейБ.Сравнительный анализВ.Формирование

Слайд 133. Иллюстрации к литературным произведениям учащихся: 5-е классы, 2014-2015 учебный

год).
Представим несколько работ наших одноклассников с элементами анализа.
При подборе

этих работ мы руководствовались следующими критериями:
-что изображено?
-как изображено?
-какова позиция юного иллюстратора по отношению к изображаемому?

3. Иллюстрации к литературным произведениям учащихся: 5-е классы, 2014-2015 учебный год). Представим несколько работ наших одноклассников с

Слайд 14 Иллюстрация к русской народной сказке «Иван- Царевич и Серый Волк».

Автор – Васьковский Владимир, 5б класс.
Для

юного иллюстратора очень важно было показать на рисунке три основные момента этой мудрой народной сказки:- ночное небо с яркими, золотыми звездами и месяцем (это загадка, тайна, волшебство, которое всегда есть в сказке);- прекрасный зеленый сад с молодильными яблоками на ветках (то, ради чего и отправился сказочный герой в путь-дорогу);- и, наконец, заветная жар-птица (последнее желание царя) с сияющим опереньем. На рисунке Владимира жар-птица находится в правом нижнем краю листа, так сказка может развернуться от конца к её началу.

Иллюстрация к русской народной сказке «Иван- Царевич и Серый Волк». Автор – Васьковский Владимир, 5б

Слайд 15Иллюстрация к русской народной сказке «По щучьему веленью… Автор-Бороденков Вадим,

5б класс
На рисунке к известной весёлой

сказке «По щучьему веленью» в самом центре располагается та самая печь-самоходка, на которой лежит беспечный и задорный Емеля, без особых усилий отправившийся в путь-дорогу за счастьем, которое так и плывет ему в руки, как некогда приплыла к нему и волшебная рыба Щука. Обращает на себя внимание то, как тщательно, почти с инженерной точностью линий и овалов Вадим вырисовывает именно печь: силуэт её ровен и безупречен. Автор подчеркивает этим основательность и надежность домашнего очага, печь топится (дым над трубой), в ней варится обед, она теплая, Емеле не нужно полностью накрываться роскошным одеялом, поэтому оно немного сползает с печки. Так с помощью этой картинки юный автор нам сказал, что народ всегда мечтал о достатке и благополучии.

Иллюстрация к русской народной сказке «По щучьему веленью… Автор-Бороденков Вадим, 5б класс    На рисунке

Слайд 16Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотом Петушке». Автор -Курсаков

Николай, 5б класс
Николай иллюстрирует уже литературную

сказку. Работа выполнена красками, что делает рисунок особенно ярким, красочным, как и само пушкинское произведение. Герой сказки, Петушок, - настоящий красавец: солнечные перья, особенно в роскошном хвосте, пламенно алый гребень, мощные лапы со шпорами. Петушок – в самом центре рисунка. Он возвышается над замком Царя, клюв широко раскрыт – Петушок горланит о приближении опасности. Автор рисунка сумел передать озабоченность крылатого стражника: он весь напряжен, подался вперед мощной грудью, крылья приподняты, глаз зорко косит по сторонам, как бы не пропустить врагов.
Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотом Петушке». Автор -Курсаков Николай, 5б класс    Николай

Слайд 17Иллюстрация к пушкинской «Сказке о попе и работнике его Балде».

Автор – Зятев Николай, 5б класс
Николай удачно

проиллюстрировал еще одно пушкинское произведение. Автору этой работы удалось передать добродушный юмор пушкинской сказки: и Балда, и жадноватый поп показаны милыми, ироничными мужичками. Правда, Балда несколько возвышается над попом, но на то он и наделен авторской симпатией.

Иллюстрация к пушкинской «Сказке о попе и работнике его Балде». Автор – Зятев Николай, 5б класс

Слайд 18Иллюстрация к сказке А.Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители». Автор

– Поленок Александра, 5б класс

Сразу обращает на себя внимание царственная, великолепная фигура Чёрной Курицы, она не только большая размером, она потрясающе красива: алый гребень-корона, острый и длинный, отливающий золотым перламутром клюв, аккуратно сложенные крылья-руки, расцветка пера, как у лесной красавицы кукушки. А вот фигура кухарки с ножом в руках, несмотря на ее розовый наряд, совсем непривлекательная, вся она такая некрасивая, сникнувшая, растерянная перед маленьким, но таким уверенным в своей правоте и храбрым защитником Чёрной Курицы – Алёшей. Вовсе не случайны на рисунке в левом верхнем углу силуэт храма и солнца над ним: автор рисунка согласна с писателем в том, что вера в добро и справедливость, раскаяние в совершенном грехе обязательно выведут человека к свету.

Иллюстрация к сказке А.Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители». Автор – Поленок Александра, 5б класс

Слайд 19Иллюстрация к сказу П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка». Автор – Прокопенкова

Екатерина, 5б класс
Екатерину так впечатлили страницы Сказа П.Бажова «Медной горы

Хозяйка», что она нарисовала несколько иллюстраций к этому замечательному произведению. К тому же, Екатерин поразили и иллюстрации мастеров Палеха. Мы остановимся на созданном Катей портрете Хозяйки медной горы. Конечно, она очень красива, и эта красота истинно русская: круглое лицо, русая коса, огромные изумрудные глаза. Взгляд открытый, пристальный и в то же время такой доверчивый. Корона на голове похожа на звездочку: Хозяйка медной горы, хоть и обладала сокровищами, попусту не тратилась на украшения без толку.

Иллюстрация к сказу П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка». Автор – Прокопенкова Екатерина, 5б классЕкатерину так впечатлили страницы Сказа

Слайд 20Иллюстрация к рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Автор – Стаховец

Денис, 5б класс
По признанию иллюстратора, рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

- одно из лучших произведений , которое он читал. Рассказ, помещенный в хрестоматии, достаточно иллюстрированный. Но Денис нашел свой зрительный образ мужественного и несгибаемого героя рассказа – Жилина. На рисунке изображен эпизод первого побега Жилина. Кавказские горы, грозные, враждебные, опасные, а он, изможденный тяжелым пленом, в колодках на ногах, присел отдышаться, чтобы продолжить путь домой. Жилин не знает, что за первым же выступом скалы чеченцы настигнут его, но об этом он не думает, взгляд его устремлен вперед, на Родину…
Иллюстрация к рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Автор – Стаховец Денис, 5б классПо признанию иллюстратора, рассказ Л.Н.

Слайд 21Иллюстрация к ст. С.А.Есенина «За горами, за долами…» Автор –

Корчевая Мария, 5а класс

Мы уже говорили о том, как непросто

иллюстрировать поэтические тексты. Но вот отдельным ребятам это удалось как нельзя лучше.
Мария прекрасно справилась с иллюстрацией к стихотворению С.Есенина.
Каждая деталь в рисунке продумана Марией и прочувствована её сердцем. Вот мы видим деревенский плетень и куст изумрудной крапивы, обсыпанный перламутровой утренней росой. Видно, что автор рисунка прочитала много стихов Есенина, и образы поэта живы в ее памяти. Вьется тропинка по зеленому холму, она поднимается ввысь, прямо к храму с золотыми куполами. Мария знает, что тропка к святому месту не может быть прямой, она всегда трудная, поэтому и извилистая. Солнце ярко-красной опарой встает из-за зеленого бора.
Все это – образ «родины кроткой», воспетой Сергеем Есениным, в диалог с которым вступила Маша созданной зрительной картинкой на простом листе бумаги…
Иллюстрация к ст. С.А.Есенина «За горами, за долами…» Автор – Корчевая Мария, 5а классМы уже говорили о

Слайд 22Иллюстрация к ст. С.А.Есенина «Я покинул родимый дом…» Автор –

Гришунов Алексей, 5а класс
«Многоговорящей» и сюжетной получилась эта иллюстрация. Конечно,

Алексей не мог не нарисовать белоствольные символы есенинской Руси – березы, они сразу бросаются в глаза своим «березовым ситцем». Не забыл Алеша и «липу вековую» (справа). Здесь и месяц, отразившийся в пруду, и камыши, и зеленая трава у дома с голубым дымком над крышей.
А как трогательны две фигурки старичков, сидящих поздним вечером у дома на лавочке. Глаза у героев картинки полны тревожного ожидания. Очевидно, это отец и мать, напряженно всматриваясь вдаль, надеются на встречу с сыном, так давно уже покинувшего родимый дом…

Иллюстрация к ст. С.А.Есенина «Я покинул родимый дом…» Автор – Гришунов Алексей, 5а класс«Многоговорящей» и сюжетной получилась

Слайд 23Иллюстрация к рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Автор – Васьковский

Владимир, 5б класс
На рисунке изображено то таёжное

озеро, которое открыл герой рассказа случайно, заблудившись в лесу. Деревья, кустарники, камыши даже, птицы и рыбы – великаны по сравнению с мальчиком, но это не умаляет Васютку: он еще не ведает, что сделал открытие, что его именем рыбаки
назовут это озеро
Иллюстрация к рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Автор – Васьковский Владимир, 5б класс   На рисунке

Слайд 24Иллюстрация к рассказу К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Автор – Егоров Алексей,

5б класс
Потрясающий конь, трогательная фигурка мальчика, просящего у животного прощения

и принесшего ему кусочек теплого хлеба. Но теплота исходит не только от вкусной домашней горбушки хлеба, но и от сердца маленького героя. Это и явилось главной мыслью произведения, которую поддержал Алеша, рисуя иллюстрацию.

Иллюстрация к рассказу К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Автор – Егоров Алексей, 5б классПотрясающий конь, трогательная фигурка мальчика, просящего

Слайд 25 4.Некоторые советы юным иллюстраторам литературных произведений (из авторского опыта).
Создание иллюстраций

к полюбившейся книге не такое уж простое дело, как может

показаться на первый взгляд. Сколько раз, признаемся, мы жаловались, что ничего не получается.
Учитывая собственный опыт иллюстрирования, начиная с 1 класса, а также результаты анкетирования пятиклассников, мы решили рискнуть и составить краткие советы юным иллюстраторам.
(См. стр. 14-15 в полной текстовой версии проекта)

4.Некоторые советы юным иллюстраторам литературных произведений (из авторского опыта). Создание иллюстраций к полюбившейся книге не

Слайд 265.Краткие выводы. В ходе работы над проектом, мы пришли к выводу

о том, что внимательное и осознанное чтение художественных текстов помогает

нам становиться не только умнее, интеллектуальнее, но и формирует наши навыки в общении с людьми, учит быть открытыми миру. Одной из форм такой открытости является наше детское иллюстрирование прочитанных книг.
5.Краткие выводы. В ходе работы над проектом, мы пришли к выводу о том, что внимательное и осознанное

Слайд 27В заключение приведём слова замечательного детского писателя Самуила Яковлевича Маршака

о талантливом читателе: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и

талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель»    
В заключение приведём слова замечательного детского писателя Самуила Яковлевича Маршака о талантливом читателе: «Литературе так же нужны

Слайд 28 Использованные источники
1. Большой российский энциклопедический словарь. Репринтное издание. – М.:Научное

издательство БРЭ, 2008
2. Википедия (Интернет-ресурсы)
3. Иллюстрации учащихся 5а и 5б

классов МБОУ Ершичская средняя школа за 2014-2015 учебный год
Коровин В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс.
–Учебник в 2-х частях – М.: Просвещение, 2011.
Использованные источники 1. Большой российский энциклопедический словарь. Репринтное издание. – М.:Научное издательство БРЭ, 20082. Википедия (Интернет-ресурсы)3.

Слайд 29 Приложения к проекту
1. Список художников, рисунки и репродукции которых

помещены в учебник «Литература». 5 класс
2-3. Анкета для учащихся 5-х

классов и результаты анкетирования
4. Интервью с выпускницей школы, юной художницей Марией Максаковой (на электронном и бумажном носителях)
5. Альбом иллюстраций учащихся 5-х классов к изучаемым литературным произведениям (2014-2015 учебный год)
6. Задания участникам проекта
7. Советы юным иллюстраторам книг.

Приложения к проекту 1. Список художников, рисунки и репродукции которых помещены в учебник «Литература». 5 класс2-3.

Слайд 30Выражаем благодарность за помощь и содействие в создании проекта: -учителю литературы 5а

класса Гончаровой Алле Николаевне (отбор рисунков) ; - учащимся 9б класса

Гурченковой Анастасии и Савочкиной Екатерине (видеомонтаж); -учащейся 11б класса Максаковой Марии (интервью)
Выражаем благодарность за помощь и содействие в создании проекта: -учителю литературы 5а класса Гончаровой Алле Николаевне (отбор

Слайд 31Благодарим за внимание!

Благодарим за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика