Разделы презентаций


Научно-методические основы проектирования учебного занятия

Содержание

Педагогическое проектирование - это одно из направлений деятельности в образовании, обеспечивающее решение конкретных педагогических задач на основе данных фундаментальных теорий; - создание образа будущего педагогического объекта(Алла ПрокофьевнаТряпицина

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Научно-методические основы проектирования учебного занятия.

Научно-методические основы проектирования учебного занятия.

Слайд 2 Педагогическое проектирование
- это одно из направлений деятельности

в образовании, обеспечивающее решение конкретных педагогических задач на основе данных

фундаментальных теорий;
- создание образа будущего педагогического объекта
(Алла ПрокофьевнаТряпицина –профессор, доктор пед. наук. заведующая кафедрой педагогики РГПУ им. А. И. Герцена.)
ПП позволяет:
- устранить разрыв между наукой и практикой;
- найти научное обоснование используемым методикам

Педагогическое проектирование - это одно из направлений деятельности в образовании, обеспечивающее решение конкретных педагогических задач

Слайд 3 Педагогическое моделирование – это разработка общей идей,

создание модели педагогического объекта.
Идеи определяются, прежде всего, целями

обучения и могут быть связаны с реализацией различных подходов в образовании, теорий обучения, педагогических технологий и др.


(Пример: Подготовка специалиста (бакалавра) - компетентностный подход - реализация системно-деятельностного подхода – использование технологий развивающего обучения и т.п.)
Педагогическое моделирование – это  разработка общей идей, создание модели педагогического объекта.  Идеи определяются,

Слайд 4 Педагогическое проектирование – дальнейшая разработка созданной

модели и доведение ее до уровня практического использования.

В зависимости от принятых идей (модели обучения) определяются этапы обучения, конкретизируются используемые технологии, выбираются методы, средства обучения. Модель наполняется конкретным содержанием.
Педагогическое проектирование – дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического

Слайд 5 Педагогическое конструирование - завершающий этап проектирования.

Здесь применительно к условиям конкретного учебного процесса создается его сценарий

– план-конспект занятия (конструкт).
Вопрос: Что же мы будем проектировать?
Технологии обучения (методики)
знаниям (понятиям), умениям, навыкам в рамках учебного занятия, и в конечном итоге – компетенциям.


Педагогическое конструирование - завершающий этап проектирования. Здесь применительно к условиям конкретного учебного процесса

Слайд 6Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы
Дидактическая

система









Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы Дидактическая система

Слайд 7Основой технологии обучения является дидактический процесс (Дпр)
Д пр

= М+Пд+У
М – мотивация (способы мотивации)

Пд - познавательная деятельность студентов (восприятие, конспектирование, осмысление, выполнение упражнений, практические работы, исследование и т.п.)
У - управление Пд (осуществляется с помощью определенных форм, методов, средств обучения). Виды управления: замкнутое или разомкнутое, направленное или рассеянное, ручное или автоматизированное. Разные дидактические системы
Мы сами создаем технологию обучения в зависимости от целей и содержания урока.
Основой технологии обучения является дидактический процесс (Дпр)  Д пр = М+Пд+У  М – мотивация (способы

Слайд 8 Таким образом, понятие «технология обучения» имеет другой смысл,

чем понятие «педагогическая технология» (иногда используют понятие «образовательная технология»)

Технология обучения (методика обучения) может создаваться преподавателем для конкретных условий обучения на основе сочетания различных методов, средств обучения, педагогических техник, с учетом опыта преподавателя
Педагогическая технология представляет собой целостный, задуманный автором процесс получения гарантированного результата обучения (воспитания, развития).

Таким образом, понятие «технология обучения» имеет другой смысл, чем понятие «педагогическая технология» (иногда используют понятие

Слайд 91 этап педагогического проектирования – моделирование урока

Технологическая карта урока

Тема урока______________________________________________
Цели:
а) образовательная:


б) воспитательная:
в) развивающая:
Учебные задачи:
1)
2)
3)
И т.д.


1 этап педагогического проектирования – моделирование урокаТехнологическая карта урока    Тема урока______________________________________________

Слайд 10 Дидактическая модель (технологическая карта) урока

Тема урока______________________________________________
Цель - достичь

следующих образовательных результатов:
а) личностные ______________________________________________
б) метапредметные __________________________________________
в) предметные______________________________________________

Дидактическая модель (технологическая карта) урока Тема урока______________________________________________Цель - достичь следующих образовательных результатов:а) личностные ______________________________________________б) метапредметные __________________________________________в)

Слайд 112. Проектирование обучающей цели
Постановка учебных целей

Под целью занятия профессионального

обучения понимается предполагаемый (мысленный) результат педагогической деятельности педагога и студентов

(Чему и на каком уровне научить обучающихся?)
2. Проектирование обучающей целиПостановка учебных целей Под целью занятия профессионального обучения понимается предполагаемый (мысленный) результат педагогической деятельности

Слайд 12 Таксономия учебных целей при формировании у

студентов профессиональных знаний (на основе таксономии Б.Блума)

Таксономия учебных целей при формировании у студентов профессиональных знаний (на основе таксономии Б.Блума)

Слайд 16Требования к целям (задачам) обучения:
- ориентированность на результат деятельности студентов

(цели ставятся для студентов, самими студентами и, как правило, предполагают

законченность процесса);
- реальность, достижимость (указывают на конкретные результаты обучения);
- инструментальность, технологичность (должны определять конкретные действия по их достижению);
- диагностичность (должны поддаваться измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности)
Варианты формулировок образовательной (обучающей) цели:
« Формирование у обучающихся знаний по…»;
« Способствовать формированию ….
« Научить обучающихся …
« Сформировать у обучающихся …
« Изучить …
« Ознакомиться с … (представлять …, понять или осмыслить…, уметь… или научиться…, усвоить …) и т.п.
- «Закрепить … , повторить…, систематизировать..., обобщить знания по …
(Если говорим о знаниях, то желательно иметь в виду их уровень усвоения).
Беспалько Владимир Павлович


Требования к целям (задачам) обучения:- ориентированность на результат деятельности студентов (цели ставятся для студентов, самими студентами и,

Слайд 17Уровни усвоения знаний Беспалько Владимир Павлович
1 уровень - репродуктивное узнавание (ученический).

Действие с подсказкой
2 уровень – репродуктивное алгоритмическое действие (типовой). Воспроизведение

по памяти
3 уровень – продуктивное эвристическое действие (эвристический). Уровень усвоения информации, при котором учащийся способен самостоятельно воспроизводить и преобразовывать усвоенную информацию
4 уровень – продуктивное творческое действие (творческий). Уровень усвоения информации об объектах деятельности, при котором учащийся способен использовать ее для получения объективно новой информации
Уровни усвоения знаний Беспалько Владимир Павлович 1 уровень - репродуктивное узнавание (ученический). Действие с подсказкой2 уровень –

Слайд 18Типовые варианты формулировок обучающих целей уроков:
На уровне узнавания:
-

«Ознакомиться с общим устройством токарно-винторезного станка»;
- «Ознакомиться с понятием

термообработки»;
- «Закрепить первоначальные знания о структуре производственного процесса»
( В результате урока обучающийся может «узнавать», «распознавать» изучаемые объекты, явления, процессы и т.п.) :

Типовые варианты формулировок обучающих целей уроков: На уровне узнавания: - «Ознакомиться с общим устройством токарно-винторезного станка»; -

Слайд 19На уровне представления:
«Представлять общее устройство автомобиля»

(Может по памяти воспроизводить информацию)

На уровне представления:«Представлять общее устройство автомобиля»(Может по памяти воспроизводить информацию)

Слайд 20На уровне понимания:
- «Усвоить понятие отжига»;
«Понимать технологический процесс изготовления детали

цилиндрической формы на токарном станке»
(Может интерпретировать учебный материал, приводить примеры,

устанавливать понятийные связи и др.)
На уровне понимания:- «Усвоить понятие отжига»;«Понимать технологический процесс изготовления детали цилиндрической формы на токарном станке»(Может интерпретировать учебный

Слайд 21На уровне применения знаний:
- «Уметь применять понятие закалки для разработки

технологии упрочнения детали»;
« Научиться применять технологические знания для расчета режимов

резания на токарном станке».
На уровне применения знаний:- «Уметь применять понятие закалки для разработки технологии упрочнения детали»;« Научиться применять технологические знания

Слайд 22На уровне анализа (синтеза, оценки) учебного материала:
- «Формирование умений (уметь)

анализировать, систематизировать приемы использования технологического оборудования»;
- «Формирование приемов аналитической (оценочной)

деятельности в процессе изучения передовых методов токарной обработки металлов»
Здесь уже задействованы мыслительные процессы!
На уровне анализа (синтеза, оценки) учебного материала:- «Формирование умений (уметь) анализировать, систематизировать приемы использования технологического оборудования»;- «Формирование

Слайд 23Способы выполнения трудовых действий

Способы выполнения трудовых действий

Слайд 26Учебные задачи – предполагают действия обучающихся по достижению целей занятия
Например:


Цель: научиться выполнять диагностику тормозных качеств автомобиля на тормозном стенде
Учебные

задачи - действия (как минимум):
- создать ориентировочную основу действий по выполнению приемов диагностики … , или представлять способы выполнения диагностики …
-выполнить приемы диагностики на тормозном стенде
- проконтролировать правильность выполнения …
- выполнить рефлексию

Учебные задачи – предполагают действия обучающихся по достижению целей занятияНапример: Цель: научиться выполнять диагностику тормозных качеств автомобиля

Слайд 27Типовые задачи в условиях реализации компетентностного подхода
- проанализировать (выделить главное);


- выявить общие и существенные признаки понятия
- доказать (объяснить);


- найти и ознакомиться с необходимой информацией;
- создать схему или модель;
- обобщить (сделать вывод);
- выбрать решение или способ решения;
- исследовать, сравнить, оценить, изменить;
придумать, предложить, разработать;
выполнить упражнения, практическую работу
- и т.п.
Типовые задачи в условиях реализации компетентностного подхода- проанализировать (выделить главное); - выявить общие и существенные признаки понятия

Слайд 28Цели современного учебного занятия в образовательных результатах
Предметные: (см. ранее)
Личностные :
воспитание

аккуратности, бережного отношения к инструментам, оборудованию;
формирование самостоятельности при …
-

осознать профессиональную (практическую, личностную) значимость изучения …;
осознать ценность (важность) коллективной профессиональной деятельности
и т.п.

Цели современного учебного занятия в образовательных результатахПредметные: (см. ранее)Личностные :воспитание аккуратности, бережного отношения к инструментам, оборудованию; формирование

Слайд 29Метапредметные:
Уметь (научиться):
(познавательные УУД)
- анализировать …;
- сравнивать …;
- выделять главное …;
-

классифицировать … .;
- использовать научные методы познания …;
- формулировать проблемы

…;
- предлагать пути решения проблем …;
(регулятивные УУД)
- ставить цели …;
- планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения …;
- осуществлять самоконтроль (самооценку, самокоррекцию)…



Метапредметные:Уметь (научиться):(познавательные УУД)- анализировать …;- сравнивать …;- выделять главное …;- классифицировать … .;- использовать научные методы познания

Слайд 30Метапредметные:
Уметь (научиться):
(коммуникативные УУД)
- структурировать информацию;
- общаться;
- строить диалогическую и монологическую

речь;
- ориентироваться на позиции других людей;
- слушать и вступать в

диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении;
- выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Метапредметные:Уметь (научиться):(коммуникативные УУД)- структурировать информацию;- общаться;- строить диалогическую и монологическую речь;- ориентироваться на позиции других людей;- слушать

Слайд 31Принять цели, сделать их личностнозначимыми
Лишь в том случае, когда обучающийся

осознает смысл учебной цели (задачи) и примет ее как лично

для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.
Чтобы обучающийся сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которую надо решать.
Принять цели, сделать их личностнозначимымиЛишь в том случае, когда обучающийся осознает смысл учебной цели (задачи) и примет

Слайд 32Приемы целеполагания
1.На контрасте ассоциаций связанных с темой урока (проблемный диалог).

(Пример: «Приспосабливаемость растительного и животного мира в к жизни в

пустыне»)
2. На границе знания и незнания (подводящий диалог)
(Пример: «Сегодня на уроке мы должны с вами выполнить следующую работу … Показываем. Вопрос: «Что мы уже знаем и умеем делать? -(актуализация знаний). А, что еще пока не знаем и не умеем? … Это и будет сегодня целью нашего с вами урока.)
Приемы целеполагания1.На контрасте ассоциаций связанных с темой урока (проблемный диалог). (Пример: «Приспосабливаемость растительного и животного мира в

Слайд 33Воспитательные цели

Воспитательные цели

Слайд 34Развивающие цели

Развивающие цели

Слайд 352.2. Конструирование содержания теоретического обучения
Конструирование содержания

теоретического обучения осуществляется во взаимосвязи и на основе учебных целей.

Задачей этого этапа проектирования является выявление: Что должны изучить студенты? Что должны усвоить? В какой последовательности изучать учебный материал? Как сделать учебный материал доступным для восприятия студентами? и др. Для решения указанных задач необходимо, прежде всего, рассмотреть понятие и основные виды знаний.
2.2. Конструирование содержания теоретического обучения    Конструирование содержания теоретического обучения осуществляется во взаимосвязи и на

Слайд 36 Знания – продукт познания, проверенные практикой

результаты познания действительности, верное ее отражение в мышлении студентов


Знания – продукт познания, проверенные практикой результаты познания действительности, верное ее отражение в

Слайд 37 Знания, формируемые у студентов профессиональных учебных заведений,

принято называть профессиональными. Под профессиональными знаниями понимают «отражение в

сознании обучающихся системы понятий, законов, закономерностей, принципов, теорий, которые раскрывают научно-технические основы профессиональной деятельности, условия, факторы и предпосылки ее осуществления и перспективы развития…»
(Морева Наталья Александровна)
Знания, формируемые у студентов профессиональных учебных заведений, принято называть профессиональными. Под профессиональными  знаниями

Слайд 38Виды научных и производственных знаний:
- факты производственной

действительности и науки. Факт - от латинского слова «factum» –

сделанное, означает действительное, невымышленное происшествие. Факты всегда внешне выражены и поддаются чувственному восприятию. Например, факт нагрева металла, мы воспринимаем по изменению его цвета или с помощью показания термометра (или «Факт действия силы инерции – падаем, при резком торможении автобуса»). Без знания фактов нельзя понять законы науки и производства, без них невозможны убеждения, без них нельзя доказывать и отстаивать свои идеи;
(Вид знания во многом определяет и методику их изучения. Факты надо ощутить, лучше увидеть, потрогать и др.)

Виды научных и производственных знаний:   - факты производственной действительности и науки. Факт - от латинского

Слайд 39 - процессы, характеризуются последовательной сменой состояний. Например, технологический

процесс по изготовлению детали представляет собой последовательное изменение состояния детали

- от заготовки до готового изделия;
(Т.о. обучающиеся должны видеть, представлять изменения состояния чего либо, динамику …)
- процессы, характеризуются последовательной сменой состояний. Например, технологический процесс по изготовлению детали представляет собой последовательное

Слайд 40 - явления, сопровождающие производственные процессы, работу технических устройств.

Явление, как правило, связано с изменением состояния объекта (объектов) и

характеризуется определенными фактами. Например, явление трения между деталями сопровождается нагреванием данных деталей, их износом и др.
Явления изучается по их проявлениям, воздействиям на различные объекты. Так трение, кроме нагревания, сопровождается износом трущихся поверхностей
Т.о. надо показать обучающимся механизмы воздействия, их результат
- явления, сопровождающие производственные процессы, работу технических устройств. Явление, как правило, связано с изменением состояния

Слайд 41 - основные понятия и термины, без которых нельзя

понять ни один текст, ни одного элемента профессиональных знаний. Понятия

– это форма мышления, отражающая существенные свойства и связи явлений. В профессиональном обучении это, прежде всего, производственные (технические, технологические, экономические, организационные) понятия. Термин - это слово или словосочетание, точно обозначающее какое либо научное понятие
Изучение понятий возможно лишь на основе мыслительных операций, суждений и умозаключений

- основные понятия и термины, без которых нельзя понять ни один текст, ни одного элемента

Слайд 42Мышление
Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и

опосредованным отражением действительности. Мышление человека протекает в форме суждений и

умозаключений с помощью мыслительных операций
Суждение - это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. (Почему пилка сломалась?
а) на нее сильно нажимали, б) резко поворачивали
Умозаключение - это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях (Надо работать «правильно, аккуратно»).
Мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, оценка и др.
Мышление Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление человека протекает в

Слайд 43 - основные законы науки и производства, раскрывающие связи

и отношения между разными объектами и явлениями действительности;
В законах обучающиеся

должны понимать связи, зависимости между объектами и явлениями (между аргументом и функцией). Пример: 1-й закон Ньютона
- теории, содержащие систему научных знаний об определенной совокупности производственных объектов, о связях между законами и о методах объяснения и предсказания производственных явлений
ТРИЗ – теория решения изобретательских задач
- основные законы науки и производства, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями

Слайд 44 - сведения о структуре, принципах и процессах производства;

- знания о способах производственной деятельности, методах познания этой

деятельности, истории науки и техники;
- оценочные знания, знания о нормах производственной и общественной сферы деятельности, установленных обществом
(понять, запомнить и желательно - использовать на практике)
- сведения о структуре, принципах и процессах производства;  - знания о способах производственной деятельности,

Слайд 45 Для конструирования содержания обучения при изучении предмета, темы

или занятия необходимо уметь выполнять понятийный ( структурный) и логический

анализ учебного материала. Некоторые авторы для анализа и отбора учебного материала используют понятия: структурно-логический анализ (Беспалько Владимир Павлович), методический анализ учебного материала (Эрганова Наталья Евгениевна).
Для конструирования содержания обучения при изучении предмета, темы или занятия необходимо уметь выполнять понятийный (

Слайд 46Структурный анализ учебного материала по теме
«Токарно-винторезные станки»

Структурный анализ учебного материала по теме «Токарно-винторезные станки»

Слайд 48 Логический анализ учебного материала позволяет расположить учебные

элементы в последовательности, позволяющей организовать его изучение в соответствии с

правилами (логикой) процесса усвоения:
- первым излагается учебный элемент, который не требует установления связи с другим усваиваемыми учебными элементами (факты, сведения и др.);
- если учебный элемент не может быть усвоен (или будет затруднено его усвоение) без знания другого учебного элемента (элементов), то он излагается после того, как будет объяснен последний;
- каждый учебный элемент должен создавать условия для осознанного усвоения последующих, т. е. позволять устанавливать между ними связи.
Логический анализ учебного материала позволяет расположить учебные элементы в последовательности, позволяющей организовать его изучение

Слайд 49Логическая структура (Беспалько В.П.)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Логическая структура (Беспалько В.П.)1234567891011121314

Слайд 50 Ителлект - карты – это метод графического

выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент

развития памяти и мышления
Все началось с публикации книги Тони Бьюзена «Работай головой» (1974). Тогда-то технология интеллект-карт и стала быстро набирать популярность, доказывая свою применимость на практике для решения самых разнообразных интеллектуальных задач.
Ителлект - карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации,

Слайд 52Интеллект-карта по литературе

Интеллект-карта по литературе

Слайд 53Конспекты и опорными сигналами (Шаталов Виктор Фёдорович)
Опорный

сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор

для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию.
Тема: Трение




Конспекты и опорными сигналами (Шаталов Виктор Фёдорович)   Опорный сигнал – набор ассоциативных ключевых слов, знаков

Слайд 54Технология обучения
Первый этап — развернутое, образно-эмоциональное объяснение учителем материала (создание

блока вопросов).
Второй этап — сжатое изложение учебного материала по

опорному плакату озвучивание, расшифровка закодированного с помощью разнообразных символов основных понятий и логических взаимосвязей между ними.
Третий этап — изучение опорных сиг­налов, которые получает каждый ученик и вклеивает их в свои альбомы.
Четвертый этап — работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях.
Пятый этап — письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке.
Шестой этап — ответы по опорным сигналам
Седьмой этап — постоянное повторение и углубление ранее изученного материала (организация взаимопомощи — «педагогический десант» — не только между одноклассниками, но и между старшими и младшими ребятами).

Технология обученияПервый этап — развернутое, образно-эмоциональное объяснение учителем материала (создание блока вопросов). Второй этап — сжатое изложение

Слайд 55 В зависимости от изучаемого учебного материала (принцип

действия, кинематика, конструктивные особенности станка; сущность, особенности процесса обработки и

др.) преподаватель использует межпредметные связи с общеобразовательными предметами, например с физикой; с предметами общетехнического цикла (черчение, основы электротехники); с предметами общепрофессионального цикла (материаловедение, допуски, посадки и технические измерения); с производственным обучением. Именно научные знания являются основой для изучения любых технических устройств и позволяют реализовать политехнических принцип обучения.
В зависимости от изучаемого учебного материала (принцип действия, кинематика, конструктивные особенности станка; сущность, особенности

Слайд 56 Мирза Исмаилович Махмутов предлагает следующие методические рекомендации по

изучению технического объекта на основе содержательного обобщения:
1. Сообщить обучающимся о

применении изучаемого технического объекта в производственной деятельности, рассказать о его назначении, о трудовых функциях, выполняемых рабочими при эксплуатации объекта.
2. Показать объект в действии – провести демонстрационный эксперимент.
3. Проанализировать совместно с обучающимися демонстрируемое явление, лежащее в основе принципа действия объекта; добиться понимания, используя вещественные, мысленные модели.
4. Исходя из сущности объекта, проанализировать принцип действия и устройство объекта, назначение и взаимодействие его частей.
5. Выделить особенности (частные проявления) основного закона. Показать его политехнический характер на основе анализа и конкретизации особенностей.
6. Определить путем беседы общие технические понятия, выражающие существенные свойства и признаки технических объектов.
7. Сформировать умения и навыки по применению новых понятий
Мирза Исмаилович Махмутов предлагает следующие методические рекомендации по изучению технического объекта на основе содержательного обобщения:1.

Слайд 57 Аналогично, изучаются и технологические процессы. Основными

компонентами знаний здесь являются:
- общие сведения о технологическом

процессе (назначение, основные части, их характеристика)
- основные понятия, сущность технологического процесса (физические, химические и др. явления, лежащие в основе данной технологии);
- технология обработки (последовательность операций, переходов, проходов и др.;
- особенности технологии (способы выполнения операций, приемов работы)

Аналогично, изучаются и технологические процессы. Основными компонентами знаний здесь являются:  - общие

Слайд 58 Усвоению знаний, научных понятий учащимися во многом

способствуют приемы методической редукции. «Методическая редукция,– отмечает Эрганова Н.Е., -

это трансформация абстрактных теоретических положений научной области соответственно уровню понимания обучающихся». Автор выделяет следующие основные приемы методической редукции: лингвистическая трансформация учебного материала; вербальность; метафоричность; мнемотехника; операциональные определения; остенсивные определения.
Усвоению знаний, научных понятий учащимися во многом способствуют приемы методической редукции. «Методическая редукция,– отмечает

Слайд 59 Лингвистическая трансформация учебного материала – это преобразование

данной конструкции слов, словосочетаний или предложений в ряд других, близких

для понимания учащимися. Например, изучая центробежную силу, преподаватель, как правило, говорит, что эта сила прямо пропорциональна массе, квадрату линейной скорости и обратно пропорциональна радиусу поворота. Если учащиеся не понимают, что значит «прямо» - и «обратно пропорциональна», преподаватель может объяснить это следующим образом: «С увеличением массы и скорости центробежная сила также увеличивается, а с увеличением радиуса поворота – уменьшается».
Лингвистическая трансформация учебного материала – это преобразование данной конструкции слов, словосочетаний или предложений в

Слайд 60 Вербальность заключается в том, что знаково-символические, невербальные

формы репрезентации информации замещаются на устную словесную форму. Так, любую

формулу, которая вызывает затруднения в понимании ее учащимися, можно объяснить и пояснить примерами. Важно, чтобы обучающиеся не только запомнили саму формулу, но и поняли ее смысл, умели применить на практике.
Вербальность заключается в том, что знаково-символические, невербальные формы репрезентации информации замещаются на устную словесную

Слайд 61 Метафоричность предполагает использование ярких сравнений, метафор для

передачи и усвоения новых знаний. Так, говоря о назначение станины

для станка, часто употребляют сравнения: «основание», «фундамент» и др.
Мнемотехника облегчает понимание и запоминание учебного материала путем образования искусственных ассоциаций. Общеизвестным является использование выражения: «каждый охотник желает знать, где сидят фазаны» для запоминания цветов радуги.
Метафоричность предполагает использование ярких сравнений, метафор для передачи и усвоения новых знаний. Так, говоря

Слайд 62 Операциональные определения позволяют установить однозначное соответствие между

термином и понятием через указание операционального состава действий с объектами

учебного познания. Например, выражение «технология (последовательность) изготовления детали» может быть известно студентам как выполнение ряда действий: выбор заготовки, разметка, закрепление заготовки, обработка базовой поверхности и т.д.
Операциональные определения позволяют установить однозначное соответствие между термином и понятием через указание операционального состава

Слайд 63 Остенсивные определения представляют собой способ установления соответствия

между знаками (словом и словосочетаниями) и объектами, в результате чего

знак приобретает для обучаемого значение. При изучении техники, например, используются полуостенсивные определения, которые образуются демонстрацией не самого предмета, а его схем, чертежей, рисунков. Так, условный знак способа закрепления заготовки в токарном станке, показанный преподавателем на занятии, в дальнейшем создает у студентов уже конкретное представление о данном способе закрепления заготовки в реальных производственных условиях.
Остенсивные определения представляют собой способ установления соответствия между знаками (словом и словосочетаниями) и объектами,

Слайд 64Конструирование методов обучения
1.По цели обучения:

Конструирование методов обучения1.По цели обучения:

Слайд 65Конструирование методов обучения
2. По содержанию учебного материала

Конструирование методов обучения2. По содержанию учебного материала

Слайд 66Конструирование методов обучения
3. Учет уровня базовых знаний, опыта, учебных способностей

обучающихся
4. Учет методической подготовленности преподавателя

Конструирование методов обучения3. Учет уровня базовых знаний, опыта, учебных способностей обучающихся4. Учет методической подготовленности преподавателя

Слайд 67Конструирование средств обучения

Конструирование средств обучения

Слайд 68Комплекс средств обучения
1. Охват всех узловых вопросов учебного материала,

учебной программы предмета.
2. Обеспечение применения средств обучения в комплексе с

учетом их преимущественных дидактических функций и возможностей.
3. Обеспечение обучающей деятельности педагога и учебную деятельность учащихся.
4. Охват основных звеньев учебного процесса.
5. Обеспечение реализации всех функций процесса обучения: образовательной, воспитывающей и развивающей.
6. Учет экономического, эргономического, гигиенического, экологического факторов и требований безопасности.
Комплекс средств обучения 1. Охват всех узловых вопросов учебного материала, учебной программы предмета.2. Обеспечение применения средств обучения

Слайд 69Методики (технологии) формирования научных понятий у обучающихся

Методики (технологии) формирования научных понятий у обучающихся

Слайд 70Сущность научного (технического) понятия
Научное понятие –
1.

Форма мышления (отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и

явлений), основной функцией которой является выделение общего посредством отвлечения от особенностей, частностей.
2. Мысль, обобщающая и выделяющая предметы и явления некоторого класса по наиболее общим признакам»
(Профессионально-педагогические понятия: Слов / Сост. Г.М. Романцев, В.А. Федоров, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк; Под ред. Г.М. Романцева. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. – 456 с.)

Сущность научного (технического) понятия  Научное понятие – 1. Форма мышления (отражающая существенные свойства, связи и отношения

Слайд 71Структура научного понятия
Термин (имя понятия) + содержание понятия

- определение (родовое понятие + видовые признаки)

Структура научного понятия  Термин (имя понятия) + содержание понятия - определение (родовое понятие + видовые признаки)

Слайд 72Работа с термином
Преподаватель, как правило, дает перевод термина, объясняет его

латинское, греческое и др. значение («Автомобиль» греч-«auto» -само, латинское «mobile»

-движущийся). В некоторых случаях полезно рассказать о происхождении термина, т.е. дать на это счет некоторую историческую справку, а также визуализировать информацию. Это способствует развитию познавательного интереса к изучаемому учебному материалу.
Работа с терминомПреподаватель, как правило, дает перевод термина, объясняет его латинское, греческое и др. значение («Автомобиль» греч-«auto»

Слайд 74 Содержание понятия - это его определение. Определение, прежде

всего, подводится под родовое (более общее) понятие, затем перечисляются его

видовые или существенные признаки, отличающие его от других родственных понятий. Их содержание и количество может быть различным.
Содержание понятия - это его определение. Определение, прежде всего, подводится под родовое (более общее) понятие,

Слайд 75Существенные признаки понятия:
- Для материальных объектов в целом - их

характерные особенности («Изолятор –тело, обладающее высоким электрическим сопротивлением»).
- Для

технических устройств - назначение, особенности устройства или принципа действия. («Генератор - техническое устройство для преобразование различных видов энергии в механическую»);
- Для явлений и процессов - особенности их протекания («диффузия - физическое явление проникновения одного вещества в другое»)

Существенные признаки понятия:- Для материальных объектов в целом - их характерные особенности («Изолятор –тело, обладающее высоким электрическим

Слайд 76 Перечисленные выше понятия имеют двухступенчатую структуру (родовое понятие

и один существенный признак).
Бывают и более сложные технические

понятия. Например, «закалка – это вид термообработки, предполагающий предварительный нагрев детали до определенной температуры, выдержку, и последующее быстрое охлаждение».

Перечисленные выше понятия имеют двухступенчатую структуру (родовое понятие и один существенный признак).  Бывают и

Слайд 77Методы формирования понятий
1. Индуктивный – от частного к общему
2. Дедуктивный

– от общего к частному
(примеры)

Методы формирования понятий1. Индуктивный – от частного к общему2. Дедуктивный – от общего к частному(примеры)

Слайд 78 Алексей Николаевич Леонтьев отмечает, что изначально в сознании

обучающегося имеется понятие небольшого уровня обобщения (представление о том или

ином предмете) на основе его ограниченного опыта. Оно характеризуется со стороны своего внутреннего строения своими конкретными фактическими связями и своим прямым отношением к действительности.
Формирование научного понятия – это процесс движения, когда первичное обобщение, лежащее за соответствующим словом развивается, перестраивается, т.е. поднимается на новый высший уровень и в идеальном случае, наконец, оказывается совпадающим с тем обобщением, которое представлено в научном понятии].

Алексей Николаевич Леонтьев отмечает, что изначально в сознании обучающегося имеется понятие небольшого уровня обобщения (представление

Слайд 79 Формирования понятия часто происходит не на пустом месте.

Обучающийся в силу своего опыта уже имеет определенный уровень обобщения

понятия (первичное обобщение). Например, на вопрос «Что такое закалка?» он может ответить: «Это когда деталь нагреют, и она становиться крепче, прочнее».
Формирования понятия часто происходит не на пустом месте. Обучающийся в силу своего опыта уже имеет

Слайд 80 Сравним данный уровень обобщения обучающегося с обобщением, соответствующим

формулировке данного понятия в одном из учебников по материаловедению: «Закалка

– процесс термической обработки, при которой изделия нагревают до определенной температуры, выдерживают при этой температуре и быстро охлаждают». Как мы видим, в данном случае разница в обобщении понятия очевидна. Обучающийся не назвал родового понятия. Из трех существенных признаков он отметил только один – нагрев стали. Обучающийся указал также на связь термообработки со свойствами стали, которая стала «прочнее».

Сравним данный уровень обобщения обучающегося с обобщением, соответствующим формулировке данного понятия в одном из учебников

Слайд 81 Уровни обобщения и их характеристика при овладении студентами научным понятием

 Уровни обобщения и их характеристика  при овладении студентами научным понятием

Слайд 83Задания на усвоение научного понятия
1. На разъяснение смысла слов и

словосочетаний, включенных в определения;
2. На формирование представлений о различной

общности понятий, умений отличать менее общее (видовое) от более общего (родового);
3. На соотнесение разного рода формулировок одного и того же понятия;
4. На установление причинно-следственных связей и др.

Задания на усвоение научного понятия1. На разъяснение смысла слов и словосочетаний, включенных в определения; 2. На формирование

Слайд 84Проектирование учебной ситуации
Учебная ситуация:
– клеточка педагогического процесса, сохраняющая все

его признаки;
- особая единица учебного процесса, в которой обучающиеся

с помощью педагога совершают разнообразные учебные действия
Проектирование учебной ситуацииУчебная ситуация: – клеточка педагогического процесса, сохраняющая все его признаки; - особая единица учебного процесса,

Слайд 85Проектирование учебной ситуации
- учебная ситуация целеполагания;
- учебная ситуация планирования процесса

изготовления изделия;
- проблемная ситуация;
- учебная ситуация анализа (обобщения, обоснования и

др.);
- учебная ситуация моделирования изучаемого объекта или процесса;
- учебная ситуация наблюдения;
- учебная ситуация обучения самоконтролю и самооценке;
- учебная ситуация формирования ценностного отношения к событиям, явлениям

Проектирование учебной ситуации- учебная ситуация целеполагания;- учебная ситуация планирования процесса изготовления изделия;- проблемная ситуация;- учебная ситуация анализа

Слайд 86Проектирование учебной ситуации
1. Анализ исходных данных. Педагогические ситуации не возникают

сами по себе. Они всегда связаны с конкретными целями педагогических

процессов, условиями их протекания.
2. Выявление задач, проблем, которые необходимо решать с помощью проектируемых педситуаций. В результате этого этапа проектирования выявляются конкретные педагогические проблемы.
3. Изучение научной литературы, опыта работы по выявленным проблемам. Важным этапом проектирования является анализ опыта работы коллег, научных рекомендаций по рассматриваемым проблемам. В результате этого анализа наполняются содержанием первоначальные идей, выявляются основные положения для решения проблемы
Проектирование учебной ситуации1. Анализ исходных данных. Педагогические ситуации не возникают сами по себе. Они всегда связаны с

Слайд 87Проектирование учебной ситуации
4. Формулирование гипотезы. Гипотеза - предположение о том,

чем необходимо руководствоваться при разработке той или иной педагогической ситуации

и каким в этом случае будет результат.
5. Разработка модели педагогической ситуации. Модель в общем виде дает представление о путях реализации положений гипотезы. Для педагогической ситуации, например, в модели могут быть указаны: цели ситуации, краткое содержание учебного материала, деятельность учителя и деятельность учащихся, учебно-методическое обеспечение
Проектирование учебной ситуации4. Формулирование гипотезы. Гипотеза - предположение о том, чем необходимо руководствоваться при разработке той или

Слайд 88Модель учебной ситуации планирования технологии изготовления изделия.

Модель учебной ситуации планирования технологии изготовления изделия.

Слайд 89Проектирование учебной ситуации
6. Разработка проекта педагогической ситуации - детализация модели,

подробное описание деятельности преподавателя и учащихся: указание способов побуждения обучающихся

к продуктивной деятельности; формулирование вопросов к учащимся, предполагаемых ответов и др.
Проектирование учебной ситуации6. Разработка проекта педагогической ситуации - детализация модели, подробное описание деятельности преподавателя и учащихся: указание

Слайд 90Алгоритм проектирование урока
1. Определиться с темой урока (КТП)
2. Сформулировать цели

и задачи урока ( с учетом формируемых компетенций, целей и

задач всей темы и дисциплины в целом)
3. Ознакомиться с содержанием урока, выполнить структурно-логический анализ учебного материала (рабочая программа дисциплины)
4. Продумать структуру (тип) урока, его основные этапы.
5. В соответствии с задачами определить содержательную часть для каждого этапа урока.
6. По каждому этапу урока и каждому учебному элементу определить виды деятельности обучающихся и методы преподавания.
7. Для изучения каждого учебного элемента выбрать соответствующие средства обучения.
8. Продумать средства активизации и контроля познавательной деятельности обучающихся.
Алгоритм проектирование урока1. Определиться с темой урока (КТП)2. Сформулировать цели и задачи урока ( с учетом формируемых

Слайд 91ЛИСТ АНАЛИЗА И ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКА
КЛАСС_____ДАТА______ УЧИТЕЛЬ_______________ЭКСПЕРТ_______________
ТЕМА___________________________________________________________________

ЛИСТ АНАЛИЗА И ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКАКЛАСС_____ДАТА______ УЧИТЕЛЬ_______________ЭКСПЕРТ_______________ТЕМА___________________________________________________________________

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика