Слайд 21. Виды знаний
Житейское знание – ориентировано на повседневном
поведении людей, носит эмпирический характер, основан на здравом смысле и
обыденном познании.
Мифологическое – представляет собой единство рационального и эмоционального отражения действительности. Научное знание – достоверное обобщение фактов, предвидение различных явлений.
Художественное знание - формируется в сфере искусства, не стремится быть доказательным и обоснованным.
Личностное знание – зависит от интеллектуальных способностях человека.
Рациональное знание – связано с рациональным мышлением и отражает реальность в логических понятиях.
Религиозное – акцент делается на веру в сверхъестественное и эмоционально-образное отражение действительности
Слайд 32. Форма знаний
Ненаучное – несистемное и разрозненное знание,
которое противоречит существующей действительности.
Донаучное – предпосылка научному знанию.
Паранаучное – знание, не соответствующее научному знанию.
Лженаучное – осознанное использование предрассудков и домыслов.
Антинаучное – знание, осознанно искажающее научное знание.
Слайд 43. Научное познание
Научное познание – это объективное, истинное знание,
полученное в ходе проверки и перепроверки.
Особенности научного познания
Объективность знаний о
природе, человеке и обществе.
Непротиворечивость, доказательность, системность.
Проверяемость.
Наличие и постоянное развитие понятийного аппарата (терминологии).
Использование в деятельности специальных методов и способов добывания знаний об изучаемом предмете.
Высокий уровень обобщения полученных знаний.
Универсальность знаний, то есть возможность их использования в различных отраслях знаний и сферах деятельности людей.
Слайд 5Принципы научного познания
Принцип причинности - установление причинно-следственных связей
между изучаемыми явлениями, процессами, событиями.
Принцип истинности – то есть
соответствие знаний содержанию объекта, который изучается.
Принцип относительности – любое научное знание относительное, так как ограничено возможностями науки на данный период развития общества и будет добавляться с развитием науки, техники и человеческого разума.
Слайд 6Уровни научного познания
Эмпирический - это выявление фактов, очевидных, видимых в
результате описания предметов и явлений. В основе эмпирических методов научного
познания лежит чувственное познание.
Слайд 7 Наблюдение – непосредственное восприятие предметов, явлений со стороны, невмешательство
в них (например, наблюдение солнечного затмения).
Описание – вид
научного метода, представляющий собой систему процедур сбора, первичного анализа и изложения их характеристик.
Эксперимент – активное вмешательство исследователя в объект с целью получения о нем определенных знаний (например, изучение роста растения в изменённых условиях)
Сравнение – выявление различия и сходства между изучаемыми предметами познания (например, сравнение причастия и деепричастия)
Измерение – определение отношения измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном (например, к метру, грамму).
Методы эмпирического познания
Слайд 8Формы научного познания
Эмпирический уровень
Научный факт — это объективное отражение
в сознании человека сущности изучаемого предмета или явления, описанного, доказанного
им . Нужно отличать объективный факт (реально существующий предмет, явление и т.д.) и научный факт (подтверждённое знание в результате научной деятельности).
Эмпирический закон – объективная, существенная, повторяющаяся устойчивая связь между предметами и явлениями, выявленная в результате чувственного опыта).
Слайд 9Теоретический – это выявление фундаментальных знаний, которые порой скрыты за
внешними признаками изучаемых предметов, познание сущности явлений и процессов, которые
нельзя наблюдать. В основе теоретических методов лежит рациональное познание.
Слайд 10 Анализ – метод, основанный разделение изучаемого объекта на части
с целью изучения (например, анализ литературного произведения, его темы, идеи,
характеристика героев).
Синтез – метод, основанный на соединение составных частей в целое с целью изучения (например, обобщение всех под тем по единой теме «Имя существительное»).
Индукция – метод, основанный на логический переход от частных фактов к общим выводам (например, изучение сначала отдельных признаков глагола в причастии, а затем выведение итогового суждения о том, что причастие имеет признаки глагола).
Дедукция – метод, основанный на переходе от общего знания к частному (например, сначала учитель даёт учащимся общие правила написания Н и НН в причастиях, а затем каждое правило разбирает отдельно на конкретных примерах).
Слайд 11 Абстрагирование – метод мысленного выделения отдельных признаков конкретного предмета
и отвлечение от других признаков (например, на уроках анатомии учащиеся
изучают систему кровообращения человека, не говоря в это время о других системах, хотя кровообращение тесно связано с дыханием, пищеварением и т.д.).
Моделирование – метод, с помощью которого характеристики исследуемого объекта воспроизводятся на другой, специально созданной модели (например, на уроках химии учащиеся изучают строение вещества по модели атома).
Аналогия – метод, основанный на изучение предметов и явлений по их сходству в чём-либо (например, решение задач, подобных той, которую объяснил учитель).
Классификация – метод, основанный на объединение различных изучаемых предметов в группы по каким-либо признакам (например, классификация растений).
Слайд 12Проблема – это противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций
в объяснении каких-либо явлений или объектов.
Гипотеза - научное предположение, которое
научно обосновано и требует проверки, доказательства.
Теоретический закон – отображение существенной, повторяющейся связи между объектами или явлениями.
Теория – форма знания, представляющая собой наиболее целостное отражение закономерных и существенных связей в какой-либо изучаемой области.
Концепция - полная система взглядов на предмет познания, которая сложилась на данный период времени развития науки (например, концепция развития человечества). Синонимом слова является слово «доктрина», то есть совокупность официально принятых взглядов на определённую проблему.
Формы научного познания
Теоритический уровень
Слайд 13Социальное познание – это изучение процессов, происходящих в обществе.
4.
Социальное познание
Цели социального познания
Изучение закономерностей развития общества.
Стремление понять
место и роль человека в обществе
Изучение и постижение внутреннего мира личности, его «Я-концепции».
Слайд 14Социальные науки
Философия – это наука о наиболее общих
закономерностях развития природы и общества.
Социология – это наука,
которая изучает разыитие и функционирование глобальных и частных социальных систем.
История – это наука, изучающая прошлое человеческого общества.
Культурология – это наука, которая охватывает совокупность знаний о культуре.
Политология – это наука, изучающая многообразие политической жизни.
Экономика – это наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют потребности.
Правоведение – это наука, которая изучает право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности.
Слайд 15Источники социального познания
Социальная действительность, её развитие на данном этапе.
Исторический опыт,
знания о процессах развития общества, накопленные человечеством.
Общественная практика, в ходе
которой происходит развитие , изменение, преобразование общества.
Типы социального знания
Гуманитарное (предмет – субъективный мир человека)
Социально-экономическое (изучение процессов, оказывающих значительное влияние на развитие общества – отношения собственности, распределения, обмена, потребления, то есть изучение экономической жизни)
Социально-философское (изучение наиболее общих законов развития общества).
Слайд 16 Объект и субъект познания совпадают. Действительно, изучая общество, закономерности
его развития, учёный одновременно сам является частью этого общества.
Специфика
методов социального познания. Многие методы, характерные для научного познания, в данном случае либо вообще неприемлемы, либо используются в редких случаях, часто с согласия самих людей (например, наблюдение, эксперимент).
Зависимость исследователя от общества. Это может привести к необъективности тех или иных выводов. Достаточно привести в пример деятельность Сталина. Разве могли в его время критиковать политику вождя? Всё приукрашивалось и многое искажалось.
Особенности социального познания
Слайд 17 Высокая вероятность неточности исследований. Приведём пример. В школе проводится
анкетирование учащихся с целью выявления их отношения к наркотикам. Можно
быть уверенным, что тот, кто их уже пробовал , никогда в анкете в этом не признается , а значит, и выводы будут неточными, приблизительными.
Изучение предмета исследования в его взаимоотношениях, взаимосвязях, а не изолированно, обособленно.
Особенности социального познания
Слайд 18Методы социального познания
Включенное наблюдение – осуществляется не извне по
отношению к изучаемому объекту, а внутри него (отличие от эксперимента
в естественных науках).
Социальный эксперимент – носит конкретно-исторический характер, в разных исторических условиях социальный эксперимент может привести к разным, противоположным результатам.
Исторический метод – метод, который выявляет значимые исторические факты и стадии развития.
Моделирование – применяется тогда, когда сам предмет недоступен для непосредственного изучения, либо непосредственное изучение невозможно в силу этических соображений.
Социальное прогнозирование – направлено на получение знаний о будущем общества, данное предвиденье не претендует на полное и точное знание будущего. Может выражаться в утопии и фантастике.