Слайд 2ЦЕЛЬ
Узнать, что такое научный стиль речи.
Изучить его особенности.
Слайд 3ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Научный стиль речи - функциональный стиль речи, литературного языка, которому
присущ ряд особенностей:
предварительное обдумывание высказывания
монологический характер
строгий отбор языковых средств
тяготение к
нормированной речи
Слайд 4ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Стиль научных работ определяется в конечном счете их содержанием и
целями научного сообщения:
по возможности точно и полно объяснить факты
показать причинно-следственные
связи между явлениями
выявить закономерности исторического развития
Слайд 5ОСОБЕННОСТИ
Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера
определённых наук(естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания(статья, доклад,
учебник, курсовая работа).
Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.
Слайд 6ОСОБЕННОСТИ
Основными характеристиками научного стиля являются:
логичность - наличие смысловых связей между
последовательными единицами текста
последовательность - выводы вытекают из содержания, текст разбит
на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.
понятность, доступность
точность, сжатость
Слайд 7ЛЕКСИКА
Почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или
абстрактный предмет.
Термин - это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной
области знания или деятельности.
Терминологическая лексика составляет примерно 15-20% общей лексики научного стиля.
Слайд 8МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Использование форм существительных мужского рода вместо форм женского рода:
манжет (вместо манжета).
Формы единственного числа имен существительных используются в значении
множественного числа.
Преобладание существительных над глаголами.
Около 80% глаголов имеют несовершенный вид.
Слайд 9СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Для научного стиля речи характерны сложные построения, используемые для:
передачи
сложной системы научных понятий
установления отношений между родовыми и видовыми понятиями,
между причиной и следствием, доказательствами и выводами
Слайд 10СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
Для достижения описанных выше целей используются:
предложения с однородными членами
и обобщающими словами при них(вследствие того что, ввиду того что,
в то время как)
вводные слова и сочетания(во-первых, наконец, с другой стороны)
указывающие на тесную логическую связь абзацев слова и словосочетания(таким образом, в заключение)
Слайд 11ПОДСТИЛИ
Научный стиль речи можно разделить на три подстиля:
научный. Адресат -
учёный, специалист. Цель: выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий.
научно-учебный.
Адресат - будущие специалисты и учащиеся. Цель: обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом.
научно-популярный. Адресат – все. Цель: ознакомление с описываемыми явлениями и фактами
Слайд 12ЖАНРЫ
монография
журнальная статья
рецензия
учебник
лекция
доклад
устное выступление
диссертация
научный отчёт
Слайд 13ВЫВОД
Мы узнали, что такое научный стиль речи и изучили его
особенности.
Слайд 14Работу выполнили
ученики 10 А класса МОУ СОШ №6 г. Амурска
Бородина
Галина и Якимов Серей
Учитель:
Плохотнюк И.В.
2011 год