Слайд 1Наука античности
Выполнила: студентка Мурманского колледжа искусств группы НАРО-1 Гинько Е.
А.
Слайд 2Античная наука – колыбель современной науки, т.е. на этом этапе
сформировались основные понятия, проблемы науки, культура мышления, научные термины: теория,
система, метод, способ, анализ, синтез.
Античная наука прошла 3 этапа в своем развитии:
Ранний этап (VII – IV вв. до н.э.)
Эллинский (III в. до н.э. – II в. н.э.)
Римский (II в. н.э. – III в. н.э.)
Слайд 5Античная наука в общем и целом имеет теоретически-созерцательный характер. Она
опирается и на обыденный жизненный опыт, и на специальные систематические,
внимательные, тонкие наблюдения, и на обширный ремесленный опыт, но предпочтение отдаёт логике, рассуждению, легко воспаряя от отдельных фактов опыта к самым общим философским обобщениям.
Идея «эксперимента» и тем более систематического экспериментирования как основы науки в античности отсутствует. Практически-ремесленная, производственная деятельность той эпохи не опирается на науку, если не считать единичных, исключительных случаев, подобных работе Архимеда по созданию оборонительных машин. Научно-философское знание не было направлено на практически-техническое применение. Наука и «искусство», познание и техника были отделены друг от друга и даже противопоставлены друг другу.
Слайд 6Античная наука, от арифметики до метафизики, рассматривает мир в аспекте
вечности. Само слово «теория» происходит от греческого «теос» (Бог) и
означает «созерцание божественного». Достижение истинного знания об истинном бытии рассматривается как конечная цель науки.
Научное знание, как познание вечного и неизменного бытия, самодостаточно, имеет совершенно самостоятельную, более того – высшую ценность. Занятия наукой, познание истины, приобщение души к божественному, совершенному – лучшее, высшее, наиболее достойное занятие человека. Только в научной теории человек достигает конечной цели своего существования как разумное, мыслящее существо, достигает высшего возможного для человека блага.
Теория есть высшее добро и высшее благо. По сравнению с тем благом, который даёт человеку само познание, все удобства и удовольствия, которые способны доставить ему техника и практическая деятельность, второстепенны.
Слайд 7Наиболее полное выражение античный идеал научности нашёл в учении Аристотеля,
создателя первой теории науки. Для Аристотеля «знать» – это значит:
в поисках причин отдельных явлений восходить ко всё более общим причинам и подняться до всеобщих, первых начал всего существующего;
остановиться на умозрительном «созерцании» этих начал;
в этом созерцании истинного, вечного и неизменного бытия достичь покоя, конечной цели, завершения процесса познания.
При таком понимании бытия и научного знания центр всей совокупности человеческого знания, главную и высшую науку образует метафизика (учение о неизменных, раз навсегда данных и недоступных опыту началах мира, рассматривающее явления вне их взаимных связей, вне движения, изменения и развития).
Слайд 8Первые систематические, теоретически обоснованные классификации видов знания были разработаны в
античности, в Древней Греции, поскольку именно здесь впервые в истории
появляется сама идея науки как логически упорядоченной системы знаний. То, что именно в античности возникает феномен «теории», первые дедуктивные системы знания – общепризнано в историко-научной литературе. Идея полной логической упорядоченности знания соответствовала идее полной физической (причинной) упорядоченности мира. В то время ещё не проводилось различия между понятиями «наука» и «философия».
Основания всего современного научного знания и его элементы (знания, относимые сегодня к конкретным наукам) формировались «внутри» единой греческой «любви к мудрости». Поэтому классификация наук совпадает в античности с систематикой философии.
Слайд 9В мировой и отечественной науке есть ряд крупных исследователей античной
науки. Профессор Рязанский (1980 г.) «Античная наука»: 4 основных признака
античной науки превратили античную науку в общественную деятельность культуры:
Наука – это деятельность по получению новых знаний. По этому признаку сформировалась группа людей – ученых (по Платону – особой группы людей с «золотой душой»).
Наука отличается от других областей знания своей теоретической отвлеченностью, абстрактностью.
Эта наука была по преимуществу доказательной, опирающейся на логику, законы, она была рациональной; использовала некоторые логические, диалектические методы; использовала методы проверки новых знаний.
Это была истинная наука. Она создала первые крупные научные системы знаний. Эта системность проявлялась в том, что античный ученый пользовался определенной совокупностью, системой научных методов. Главными считались рациональные методы.
Слайд 10Крупнейшая заслуга античности состоит в том, что античная наука впервые
нарушила монополию мифологического, религиозного знания и основала такие методы познания,
как исследования, доказательства. Античная наука открыла новый путь освоения мира – путь разума, рационализма и логики.