Разделы презентаций


НАУКА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

Содержание

Многообразие форм знания.Наука как форма духовной деятельности.Функции науки в жизни общества.Сциентизм и антисциентизм.Проблема демаркации. Критерии научности.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1НАУКА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
Лекция 1

НАУКА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ Лекция 1

Слайд 2
Многообразие форм знания.
Наука как форма духовной деятельности.
Функции науки в жизни

общества.
Сциентизм и антисциентизм.
Проблема демаркации. Критерии научности.

Многообразие форм знания.Наука как форма духовной деятельности.Функции науки в жизни общества.Сциентизм и антисциентизм.Проблема демаркации. Критерии научности.

Слайд 3Обыденно-практическое познание

Набор сведений, правил
Здравый смысл
Приметы
Верования
Рецепты
Личный опыт
Традиции и т.п.

Обыденно-практическое познаниеНабор сведений, правилЗдравый смыслПриметыВерованияРецептыЛичный опытТрадиции и т.п.

Слайд 4Мифологическое познание
Рубенс Питер Пауль «Персей и Андромеда», около 1622 г.


противоречит непосредственным данным эмпирической действительности
носит идеализированный характер
не

свойственен критический анализ
опирается на убеждение и веру слитность с эмоциональной сферой
представляет собой во многом художественный образ
неотчетливое разделение объекта и субъекта познания, предмета и знака, вещи и слова, происхождения (генезиса) и сущности явлений
объяснение природных и социальных явлений, а также мира в целом сводилось к рассказам об их происхождении и творении
Мифологическое познаниеРубенс Питер Пауль «Персей и Андромеда», около 1622 г.    противоречит непосредственным данным эмпирической

Слайд 5Художественная форма познания
1935 г. (проект академика архитектуры В.А.Щуко и

профессора В.Г. Гельфрейха)
Питер Брейгель Старший. Жатва. 1565 г.

Художественная форма познания 	1935 г. (проект академика архитектуры В.А.Щуко и профессора В.Г. Гельфрейха) 	Питер Брейгель Старший. Жатва.

Слайд 6Религиозное познание
Никола Пуссен. Тайная вечеря. 1640.

Религиозное познание Никола Пуссен. Тайная вечеря. 1640.

Слайд 7Научное познание

НАУКА:
форма деятельности
система или совокупность дисциплинарных знаний
социальный институт

Научное познаниеНАУКА:форма деятельностисистема или совокупность дисциплинарных знанийсоциальный институт

Слайд 8Наука как форма деятельности

Производство знаний о природе, обществе и о

самом познании
Цель – постижение истины и открытие объективных законов
Путем создания

моделей, гипотез, научных теорий, картин мира на основе фактов и их эмпирических обобщений
Наука как форма деятельностиПроизводство знаний о природе, обществе и о самом познанииЦель – постижение истины и открытие

Слайд 9Наука как система знаний

Наука как система знаний

Слайд 10Наука как социальный институт

Наука как социальный институт

Слайд 11Всеобщее содержание понятия «наука»
результат деятельности рациональной сферы сознания (не

чувственной, не иррациональной)
наука – это объектный тип сознания, опирающийся, в

существенной степени, на внешний опыт
Всеобщее содержание понятия «наука» результат деятельности рациональной сферы сознания (не чувственной, не иррациональной)наука – это объектный тип

Слайд 12Функции науки в жизни общества
культурно-мировоззренческая функция
функция непосредственной производительной силы
функция

социальной силы
функция производства истинного знания
проективно-конструктивная функция (дополнительная функция)

Функции науки в жизни общества культурно-мировоззренческая функцияфункция непосредственной производительной силыфункция социальной силыфункция производства истинного знанияпроективно-конструктивная функция (дополнительная

Слайд 13Культурно-мировоззренческая функция
Микеланджело. Сотворение Адама.
Около 1511 г.
Эволюционная теория

Культурно-мировоззренческая функция Микеланджело. Сотворение Адама.Около 1511 г.	Эволюционная теория

Слайд 14Функция непосредственной производительной силы


Функция непосредственной производительной силы

Слайд 15Функция социальной силы

разработка масштабных планов и программ социального и

экономического развития;
решение глобальных проблем современности;
социальное управление.

Функция социальной силы разработка масштабных планов и программ социального и экономического развития;решение глобальных проблем современности;социальное управление.

Слайд 16Функция производства истинного знания

функция описания
функция объяснения
функция предсказания процессов и явлений

действительности на основе открываемых наукой законов

Функция производства истинного знания функция описанияфункция объясненияфункция предсказания процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов

Слайд 17Проективно-конструктивная функция




Проективно-конструктивная функция

Слайд 18Сциентизм и антисциентизм
СЦИЕНТИЗМ
Идейная позиция, в основе которой лежит представление о

научном познании как наивысшей культурной ценности и определяющем факторе ориентаций

человека в мире

АНТИСЦИЕНТИЗМ
Идейная позиция, которая выражает критическую (даже враждебную) оценку науки и ее роли в системе культуры и научного познания как фактора отношения человека к миру

Сциентизм и антисциентизмСЦИЕНТИЗМ	Идейная позиция, в основе которой лежит представление о научном познании как наивысшей культурной ценности и

Слайд 19СЦИЕНТИЗМ
от лат. Scientia – наука, знание
(англ. science – наука)
роль науки

в жизни общества абсолютизируется
некритическое отношение к научным концепциям
недооценка необходимости сопоставления

научных концепций с другими возможными взглядами и позициями
недооценка необходимости учета широкого спектра социальных, культурных, этических факторов
идеалом науки выступает точное математизированное естествознание

СЦИЕНТИЗМот лат. Scientia – наука, знание(англ. science – наука)роль науки в жизни общества абсолютизируетсянекритическое отношение к научным

Слайд 20ТЕХНОКРАТИЯ
Понятие, обозначающее установление политической власти технических специалистов, результатом чего будет

управление обществом не на основе «частных» интересов того или иного

класса, а на базе научного знания, применяемого группами технических специалистов в интересах всех людей.
ТЕХНОКРАТИЯПонятие, обозначающее установление политической власти технических специалистов, результатом чего будет управление обществом не на основе «частных» интересов

Слайд 21Технократическое направление
Джон Кеннет Гэлбрейт «Новое индустриальное общество» (1967 г.)
Элвин Тоффлер,

Дэниел Белл: концепция постиндустриального (информационного) общества
Ёнэдзи Масуда «Информационное общество как

постиндустриальное» (1980)
Технократическое направлениеДжон Кеннет Гэлбрейт «Новое индустриальное общество» (1967 г.)Элвин Тоффлер, Дэниел Белл: концепция постиндустриального (информационного) обществаЁнэдзи Масуда

Слайд 22Технократия

Технократия

Слайд 23АНТИСЦИЕНТИЗМ
исходит из положения об ограниченности возможностей науки в решении коренных

проблем человеческого существования, а в своих крайних формах оценивает науку

как силу, враждебную подлинной сущности человека
АНТИСЦИЕНТИЗМ	исходит из положения об ограниченности возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования, а в своих крайних

Слайд 24Умеренный антисциентизм
Против абсолютизации роли науки и принижения культурной значимости других

форм деятельности и ориентации человека в мире – искусства, нравственности,

религии, философии, обыденного сознания, эмоционально-личностного отношения к миру и т.д.
Отстаивает необходимость многообразия различных форм человеческого опыта и отношения человека к миру
Умеренный антисциентизмПротив абсолютизации роли науки и принижения культурной значимости других форм деятельности и ориентации человека в мире

Слайд 25Радикальный антисциентизм
Наука – сила, противостоящая человеку, его свободе
Наука – сила

антигуманистическая

Радикальный антисциентизмНаука – сила, противостоящая человеку, его свободеНаука – сила антигуманистическая

Слайд 26Представители антисциентизма
Николай Бердяев
Бертран Рассел
Майкл Полани
Франкфуртская школа (Герберт Маркузе, Макс Хоркхаймер,

Юрген Хабермас)

Представители антисциентизмаНиколай БердяевБертран РасселМайкл ПоланиФранкфуртская школа (Герберт Маркузе, Макс Хоркхаймер, Юрген Хабермас)

Слайд 27Классификация форм знания (№ 2)
Ненаучное знание
Преднаучное (донаучное) знание
Паранаучное знание
Лженаучное знание
Квазинаучное

знание
Антинаучное знание
Псевдонаучное знание

Классификация форм знания (№ 2)Ненаучное знаниеПреднаучное (донаучное) знаниеПаранаучное знаниеЛженаучное знаниеКвазинаучное знаниеАнтинаучное знаниеПсевдонаучное знание

Слайд 28Паранаучное знание
Парапсихология (телепатия, ясновидение, призраки, телекинез и т.п.)
Евгеника

Паранаучное знаниеПарапсихология (телепатия, ясновидение, призраки, телекинез и т.п.)Евгеника

Слайд 29Псевдонаучное знание

Псевдонаучное знание

Слайд 30ПРОБЛЕМА ДЕМАРКАЦИИ

ДЕМАРКАЦИЯ - проведение разграничительной линии между наукой и всеми

прочими формами духовной деятельности.

ПРОБЛЕМА ДЕМАРКАЦИИДЕМАРКАЦИЯ - проведение разграничительной линии между наукой и всеми прочими формами духовной деятельности.

Слайд 31НЕОПОЗИТИВИЗМ
Демаркация обеспечивает:
особый суверенитет науки, ограждающий ее «независимую территорию» от любых

посягательств извне
особый суверенитет, превращающий науку в образец, к которому следует

стремиться прочим формам интеллектуального производства

НЕОПОЗИТИВИЗМДемаркация обеспечивает:особый суверенитет науки, ограждающий ее «независимую территорию» от любых посягательств извнеособый суверенитет, превращающий науку в образец,

Слайд 32ВЕРИФИКАЦИЯ

ВЕРИФИКАЦИЯ (от лат. verus - истинный и facio - делаю)

- методологическое понятие, обозначающее процесс установления истинности научных утверждений в

результате их эмпирической проверки.

ВЕРИФИКАЦИЯВЕРИФИКАЦИЯ (от лат. verus - истинный и facio - делаю) - методологическое понятие, обозначающее процесс установления истинности

Слайд 33КАРЛ ПОППЕР
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ – методологическая процедура, позволяющая установить ложность гипотезы или

теории в соответствии с правилом modus tollens классической логики. Принципиальная

опровержимость (фальсифицируемость) любого утверждения, относимого к науке.

КАРЛ ПОППЕРФАЛЬСИФИКАЦИЯ – методологическая процедура, позволяющая установить ложность гипотезы или теории в соответствии с правилом modus tollens

Слайд 34MODUS TOLLENS


Если Т, то А
А – ложно, не-А – истинно
Если

Т, то А и не-А → не-Т

MODUS TOLLENSЕсли Т, то АА – ложно, не-А – истинноЕсли Т, то А и не-А → не-Т

Слайд 35ДЕМАРКАЦИЯ У К. ПОППЕРА
проблема демаркации – часть более широкой проблемы

разграничения поддающихся и не поддающихся критике концепций.
Демаркация проводится между:
эмпирически обоснованными

науками (например, теория относительности, квантовая теория)
формальными дисциплинами (логика, математика) и метафизическими построениями (философия, религия, мифология и т.п.)
ДЕМАРКАЦИЯ У К. ПОППЕРАпроблема демаркации – часть более широкой проблемы разграничения поддающихся и не поддающихся критике концепций.Демаркация

Слайд 36Фальсификация как критерий научности
НАУКА


НЕНАУКА


Поддающиеся критике суждения:
утверждения, которые в принципе могут

быть эмпирически опровергнуты.
Неподдающиеся критике суждения:
класс утверждений, которые либо вообще не

поддаются эмпирической проверке, либо совместимы с любыми эмпирическими фактами, что исключает такую проверку
Фальсификация как критерий научностиНАУКАНЕНАУКАПоддающиеся критике суждения:	утверждения, которые в принципе могут быть эмпирически опровергнуты.Неподдающиеся критике суждения:	класс утверждений, которые

Слайд 37КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ
Объективность, общезначимость (обнаружение объективных законов действительности)
Цель и ценность научного

познания – объективная истина
Логические критерии отличия знания от незнания: закон

достаточного основания, закон тождества, закон непротиворечивости, закон исключенного третьего
Предвидение будущего
Системность
Методологическая рефлексия
Материальные средства и идеальные средства и методы
Доказательность
Опытная проверяемость и возможность многократного воспроизведения результатов
КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИОбъективность, общезначимость (обнаружение объективных законов действительности)Цель и ценность научного познания – объективная истинаЛогические критерии отличия знания

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика