Слайд 1НАУКА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
Лекция 1
Слайд 2
Многообразие форм знания.
Наука как форма духовной деятельности.
Функции науки в жизни
общества.
Сциентизм и антисциентизм.
Проблема демаркации. Критерии научности.
Слайд 3Обыденно-практическое познание
Набор сведений, правил
Здравый смысл
Приметы
Верования
Рецепты
Личный опыт
Традиции и т.п.
Слайд 4Мифологическое познание
Рубенс Питер Пауль «Персей и Андромеда», около 1622 г.
противоречит непосредственным данным эмпирической действительности
носит идеализированный характер
не
свойственен критический анализ
опирается на убеждение и веру слитность с эмоциональной сферой
представляет собой во многом художественный образ
неотчетливое разделение объекта и субъекта познания, предмета и знака, вещи и слова, происхождения (генезиса) и сущности явлений
объяснение природных и социальных явлений, а также мира в целом сводилось к рассказам об их происхождении и творении
Слайд 5Художественная форма познания
1935 г. (проект академика архитектуры В.А.Щуко и
профессора В.Г. Гельфрейха)
Питер Брейгель Старший. Жатва. 1565 г.
Слайд 6Религиозное познание
Никола Пуссен. Тайная вечеря. 1640.
Слайд 7Научное познание
НАУКА:
форма деятельности
система или совокупность дисциплинарных знаний
социальный институт
Слайд 8Наука как форма деятельности
Производство знаний о природе, обществе и о
самом познании
Цель – постижение истины и открытие объективных законов
Путем создания
моделей, гипотез, научных теорий, картин мира на основе фактов и их эмпирических обобщений
Слайд 11Всеобщее содержание понятия «наука»
результат деятельности рациональной сферы сознания (не
чувственной, не иррациональной)
наука – это объектный тип сознания, опирающийся, в
существенной степени, на внешний опыт
Слайд 12Функции науки в жизни общества
культурно-мировоззренческая функция
функция непосредственной производительной силы
функция
социальной силы
функция производства истинного знания
проективно-конструктивная функция (дополнительная функция)
Слайд 13Культурно-мировоззренческая функция
Микеланджело. Сотворение Адама.
Около 1511 г.
Эволюционная теория
Слайд 14Функция непосредственной производительной силы
Слайд 15Функция социальной силы
разработка масштабных планов и программ социального и
экономического развития;
решение глобальных проблем современности;
социальное управление.
Слайд 16Функция производства
истинного знания
функция описания
функция объяснения
функция предсказания процессов и явлений
действительности на основе открываемых наукой законов
Слайд 17Проективно-конструктивная функция
Слайд 18Сциентизм и антисциентизм
СЦИЕНТИЗМ
Идейная позиция, в основе которой лежит представление о
научном познании как наивысшей культурной ценности и определяющем факторе ориентаций
человека в мире
АНТИСЦИЕНТИЗМ
Идейная позиция, которая выражает критическую (даже враждебную) оценку науки и ее роли в системе культуры и научного познания как фактора отношения человека к миру
Слайд 19СЦИЕНТИЗМ
от лат. Scientia – наука, знание
(англ. science – наука)
роль науки
в жизни общества абсолютизируется
некритическое отношение к научным концепциям
недооценка необходимости сопоставления
научных концепций с другими возможными взглядами и позициями
недооценка необходимости учета широкого спектра социальных, культурных, этических факторов
идеалом науки выступает точное математизированное естествознание
Слайд 20ТЕХНОКРАТИЯ
Понятие, обозначающее установление политической власти технических специалистов, результатом чего будет
управление обществом не на основе «частных» интересов того или иного
класса, а на базе научного знания, применяемого группами технических специалистов в интересах всех людей.
Слайд 21Технократическое направление
Джон Кеннет Гэлбрейт «Новое индустриальное общество» (1967 г.)
Элвин Тоффлер,
Дэниел Белл: концепция постиндустриального (информационного) общества
Ёнэдзи Масуда «Информационное общество как
постиндустриальное» (1980)
Слайд 23АНТИСЦИЕНТИЗМ
исходит из положения об ограниченности возможностей науки в решении коренных
проблем человеческого существования, а в своих крайних формах оценивает науку
как силу, враждебную подлинной сущности человека
Слайд 24Умеренный антисциентизм
Против абсолютизации роли науки и принижения культурной значимости других
форм деятельности и ориентации человека в мире – искусства, нравственности,
религии, философии, обыденного сознания, эмоционально-личностного отношения к миру и т.д.
Отстаивает необходимость многообразия различных форм человеческого опыта и отношения человека к миру
Слайд 25Радикальный антисциентизм
Наука – сила, противостоящая человеку, его свободе
Наука – сила
антигуманистическая
Слайд 26Представители антисциентизма
Николай Бердяев
Бертран Рассел
Майкл Полани
Франкфуртская школа (Герберт Маркузе, Макс Хоркхаймер,
Юрген Хабермас)
Слайд 27Классификация форм знания (№ 2)
Ненаучное знание
Преднаучное (донаучное) знание
Паранаучное знание
Лженаучное знание
Квазинаучное
знание
Антинаучное знание
Псевдонаучное знание
Слайд 28Паранаучное знание
Парапсихология (телепатия, ясновидение, призраки, телекинез и т.п.)
Евгеника
Слайд 30ПРОБЛЕМА ДЕМАРКАЦИИ
ДЕМАРКАЦИЯ - проведение разграничительной линии между наукой и всеми
прочими формами духовной деятельности.
Слайд 31НЕОПОЗИТИВИЗМ
Демаркация обеспечивает:
особый суверенитет науки, ограждающий ее «независимую территорию» от любых
посягательств извне
особый суверенитет, превращающий науку в образец, к которому следует
стремиться прочим формам интеллектуального производства
Слайд 32ВЕРИФИКАЦИЯ
ВЕРИФИКАЦИЯ (от лат. verus - истинный и facio - делаю)
- методологическое понятие, обозначающее процесс установления истинности научных утверждений в
результате их эмпирической проверки.
Слайд 33КАРЛ ПОППЕР
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ – методологическая процедура, позволяющая установить ложность гипотезы или
теории в соответствии с правилом modus tollens классической логики. Принципиальная
опровержимость (фальсифицируемость) любого утверждения, относимого к науке.
Слайд 34MODUS TOLLENS
Если Т, то А
А – ложно, не-А – истинно
Если
Т, то А и не-А → не-Т
Слайд 35ДЕМАРКАЦИЯ У К. ПОППЕРА
проблема демаркации – часть более широкой проблемы
разграничения поддающихся и не поддающихся критике концепций.
Демаркация проводится между:
эмпирически обоснованными
науками (например, теория относительности, квантовая теория)
формальными дисциплинами (логика, математика) и метафизическими построениями (философия, религия, мифология и т.п.)
Слайд 36Фальсификация как критерий научности
НАУКА
НЕНАУКА
Поддающиеся критике суждения:
утверждения, которые в принципе могут
быть эмпирически опровергнуты.
Неподдающиеся критике суждения:
класс утверждений, которые либо вообще не
поддаются эмпирической проверке, либо совместимы с любыми эмпирическими фактами, что исключает такую проверку
Слайд 37КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ
Объективность, общезначимость (обнаружение объективных законов действительности)
Цель и ценность научного
познания – объективная истина
Логические критерии отличия знания от незнания: закон
достаточного основания, закон тождества, закон непротиворечивости, закон исключенного третьего
Предвидение будущего
Системность
Методологическая рефлексия
Материальные средства и идеальные средства и методы
Доказательность
Опытная проверяемость и возможность многократного воспроизведения результатов