Слайд 1Наука как форма духовной культуры
Наука – это особая историческая форма
познания мира, сформировавшаяся в определенных конкретно-исторических и социокультурных условиях; это
концентрированное и высшее воплощение познавательной активности сознания.
Базовые характеристики научного знания:
объективность
новизна
системность
Слайд 2Методологические установки науки
Методологические установки – это система представлений об общих
свойствах объекта познания, процесса исследования этого объекта и о том,
каким (по форме) должен быть результат исследования.
Методологические установки лежат на границе познавательного и ценностного аспектов познания, интегрируют их.
Часть содержания методологических установок познания, связанная с характеристикой объекта познания, является одним из непосредственных источников научной картины мира.
Через методологические установки познания каждая наука подключается к системе культуры в целом.
Слайд 3Методологические установки классической физики
признание объективного существования физического мира;
«абстрактный образ свободных
объектов», предметоцентрическое видение мира в отрыве от системных связей;
атомистическая концепция;
лапласовский
детерминизм;
признание исчерпывающей познаваемости мира;
основа и критерий познания – эксперимент;
независимость объекта от условий познания;
все свойства объекта могут экспериментально определяться одновременно;
критерий объективности – отсутствие ссылок на субъект познания, однозначное применение понятий, наглядное моделирование
Слайд 4Методологические установки релятивистской физики
признание зависимости описания поведения физических объектов от
условий познания;
изменение гносеологической позиции субъекта и объекта – появилась необходимость
указания на ту систему отсчета, с позиций которой описывается исследуемая физическая область
Слайд 5Методологические установки квантовой физики
введение нового класса принципиально статистических закономерностей;
Невозможность провести
резкую границу между объектом и прибором;
Введение принципа дополнительности;
невозможность одновременного определения
всех свойств микрообъекта (принцип неопределенности);
Ненаглядный характер теоретических моделей;
Неоднозначность употребления понятий;
Необходимость указывать на условия познания
Слайд 6Квазинаука
Квазинаука – это своеобразная форма духовной деятельности, которая, с одной
стороны, претендует на статус науки, познавательной деятельности, широко используя при
этом научную и рационалистическую терминологию, а с другой – сознательно или бессознательно отвергает нормы, стандарты, критерии и ценности научной деятельности, пытается отрицать проверенные практикой законы природы.
Слайд 7Философские вопросы квазинауки
В чем следует усматривать признаки квазинаучного творчества и
критерии демаркации его от других форм культуры?
Каковы культуротворческие основания квазинаучного
творчества?
Каковы те социокультурные и духовные предпосылки, которые порождают и воспроизводят квазинаучные структуры?
Как вообще соотносятся между собой магистральные и девиантные линии развития культуры?
Каковы закономерности исторической трансляции древнейших мифологических структур сознания и их подключения в «тело» современной культуры, ее образно-понятийные пласты?
Слайд 8Истоки квазинауки
Потеря «звена» в сложнейшей цепи взаимодействий эмпирического и теоретического
уровней в процессе создания и функционирования научной теории;
Расцвет квазинаучных формообразований
в периоды научных революций;
Появление «духовных кентавров» вследствие неконтролируемых интеграционных процессов в культуре кризисных периодов;
Превалирование здравого смысла и обыденного сознания над научным мировоззрением; ценностного над когнитивным, личностного начала над безличностным в науке;
Содержание во всех исторических типах сознания неискоренимой в полной мере первобытной основы (принцип историзма в развитии духовной культуры);
Отрицание единственно возможной и объективной научной рациональности в массовом сознании эпохи постмодерна;
Идеологическое давление на развитие науки
Слайд 9Закономерности системы форм духовной культуры
Каждая форма имеет свой предмет, способ
отражения мира, свои социальные функции.
Каждая форма имеет свои основания либо
в когнитивной, либо в ценностной составляющей деятельности сознания.
Каждая форма имеет свою историю.
Значение формы в духовной культуре определяется историческим типом сознания: ценностно-доминирующим или когнитивно-доминирующим.
Слайд 10Закономерности системы форм духовной культуры
Слайд 11Закономерности интегративных процессов в системе духовной культуры
Размываются границы между когнитивными
и ценностными функционалами сознания.
Усложняются связи в системе оснований форм культуры:
связи между мотивами и целями деятельности становятся все более опосредованными, все чаще направляются случайными обстоятельствами.
Синтезирующие процессы осуществляются в двух направлениях: по магистральным (закономерно и необходимо вырастают из оснований культуры) и девиантным (рождаются под действием случайных факторов) линиям развития в системе культуры.
Глубинные синтезы в системе культуры закономерно опосредованы обыденным сознанием и сопутствующим ему фольклорным творчеством.
Каждый новый шаг культурного творчества осуществляется при условии синтеза истории культуры и ее современности; архаичные формы сознания сохраняются в современной культуре в «снятом» виде.
Слайд 12Типология квазинаучного творчества
Научные фальсификации – трюкачество, мошенничество и шарлатанство в
науке, сознательное искажение и подделка данных.
Паранаука – претендует на то,
чтоб быть научной деятельностью, широко использует научную терминологию, но при этом не соответствует нормам, стандартам и критериям научной деятельности, сознательно или бессознательно отступает от них, использует данные неоднозначных, единичных экспериментов.
Научные мифологии – основаны на размывании границ между объектом и субъектом познания, между предметом и его образом.
Слайд 13Мошенничество в науке
1903 г. – фальсификация «открытия» N-лучей Рене Блондло.
Разоблачен Р. Вудом, Блондло был вынужден вернуть золотую медаль Парижской
академии и закончил жизнь в психиатрической клинике.
1912 г. – «пильтдаунский человек», находка антрополога Чарльза Даусона, кардинально изменяющая сложившиеся представления об эволюции человека. В 1953 г. «пильтдаунская находка» оказалась специально внешне состаренной комбинацией костей черепа современного человека и челюсти орангутана.
1970-е гг.– дело Галлиса (биология). Научное сообщество объявило Галлису бойкот, фальсификатор был вынужден прекратить занятия наукой.
Конец 1960-х гг.– экстрасенс Нинель Кулагина, демонстрировала чтение текстов в заклеенных конвертах, воздействие взгляда на стрелку компаса и т. д. В конце концов исследователи пришли к выводу о фальсификации.
2005 г.– дело Хван У Сока, фальсификация исследований в области стволовых клеток человека человека.
Научные фальсификации
Слайд 14Мошенничество в науке
30-е – 60-е гг. XX в. – «лысенковщина».
1980-е
гг. – теория «торсионных полей» - носителях пятого фундаментального взаимодействия,
являющихся неисчерпаемым источником колоссальной энергии.
Конец 90-х гг.– «биоэнергетическая информатика», позволявшая знаменитому телеколдуну А. В. Чумаку заряжать своим «биополем» воду на столах телезрителей.
Паранаука
Слайд 15Мошенничество в науке
В настоящее время в России зарегистрировано:
свыше 150
«академий» оккультных наук;
около 5000 практикующих колдунов, знахарей и т.
д.;
общее число колдунов, хиромантов, гадалок и т. п. приближается к 300 000, в то время как число ученых в стране за последние 20 лет снизилось до 400 000
Денежный оборот оккультной сферы услуг превышает 50 млрд. руб.
Слайд 16Мошенничество в науке
В 90-е гг. при культурном центре Вооруженных Сил
РФ успешно существовал «Центр научной астрологии»
До сих пор существует засекреченная
в/ч 100003, в которой процветает оккультное знание
На деньги налогоплательщиков в Министерстве по чрезвычайным ситуациям до самого последнего времени содержался целый отряд ясновидцев
В Государственную Думу РФ поступают проекты законов, призванных обеспечить юридические нормы взаимоотношений людей с мифологическими объектами – гуманоидами, барабашками и т. п.
Слайд 17Мошенничество в науке
1970-1990-е гг. – исследования в области социологии науки
приводили к выводу, что наличных институтов контроля вполне достаточно для
соблюдения принципов этики в среде ученых.
Конец 90-х гг. – статистический опрос среди ученых-медиков в Норвегии: 22 % ученых были осведомлены о случаях мошенничества, 9% вносили свой вклад в исследования, ведущиеся с нарушениями, 3 % ученых сознательно шли на подобное.
Начало 2000-х гг.– анонимное социологическое исследование амер. ученых, получающих гранты по программам Национальных институтов здравоохранения: 1,5%ученых использовали плагиат или фальсифицировали данные; 15,5% - подгоняли структуру, методологию или результаты исследований, чтобы соответствовать требованиям грантодателя; 12, 5% были в курсе некорректного использования данных другими исследователями
Слайд 18Мошенничество в науке
За 1990 г. в специально созданную при Национальном
научном фонде (NSF) Службу генерального инспектора (OIG) поступило 41 заявление
о фактах мошенничества, в течение года было закрыто 21 дело.
В 2004 г. в Министерство здравоохранения и социального обеспечения США поступили 274 иска о мошенничестве в научных исследованиях.
Слайд 19ФФП-стандарт
Принят в 2000 г. Службой чистоты исследований при Министерстве здравоохранения
и социального обеспечения США.
Определение научного мошенничества ФФП-стандартом:
«Мошенничеством в науке считается
фабрикация, фальсификация или плагиат при представлении, проведении или обзоре исследования или при отчете о его результатах.
Фабрикацией является подделка данных или результатов с их записью или отчетом по ним.
Фальсификацией является манипулирование материалами исследований, оборудованием или технологиями или изменение или опускание данных , выполненное в итоге таким образом, что исследование не является соответствующим образом представленным в отчете.
Плагиат есть присвоение чужих идей, технологий, результатов или слов без соответствующего разрешения;
Научным мошенничеством не считаются преднамеренные ошибки и различие мнений.
Слайд 20«Научная полиция»
В 2002 г. в исследовательских учреждениях Германии был введен
институт «ученых-полицейских», омбудсменов, избираемых один раз в 3 года из
числа авторитетных работников учреждения и следящих за соблюдением кодекса научной этики.
В случае выявления нарушений организуется сначала неформальное предварительное следствие, затем – формальное расследование.
Существует шкала наказаний, согласно которой провинившийся ученый может либо получить выговор, либо временно отстранен от работы, либо отправлен во внеочередной отпуск, с ним по договоренности может быть разорван контракт, а в особо тяжких случаях возможен отзыв лицензии на право преподавания или лишение научной степени.
Слайд 21Астрология как древнейшая форма квазинаучной мифологии
Хотя астрология по своим задачам
и способам их решения напоминает прикладную науку, она существенно отличается
от настоящей прикладной дисциплины:
ее теоретические основания являются спекулятивно метафизическими;
они не могут быть прояснены никакой из существующих фундаментальных научных дисциплин;
решение астрологических задач опирается на эту спекулятивную метафизику, поскольку использует правила символической интерпретации астрономических явлений;
успешность или неуспешность решения этих задач не может быть оценена с помощью каких-либо объективных критериев;
не существует процедуры, которая позволяла бы получать одинаковые результаты независимо от субъективного опыта астрологических интерпретаций и предсказаний.
Слайд 22Общие характеристики Стрельцов
Непредубежденность, острый ум, честность, прозорливость. Склонность к обобщениям.
Готовность к завоеванию новых областей. Сострадательность. Страсть к идеям. Любовь
к открытым пространствам и путешествиям.
Слайд 23Уфология – квазиастрономия нашего времени
Квазинаучные черты уфологии:
отсутствие определенного предмета исследования;
отсутствие
теоретической базы;
эмпирическая база – единичные недостоверные свидетельства очевидцев;
невозможность проведения эксперимента,
создания специальных условий, неповторимость исследуемых явлений.
По способам решения своих задач уфология ближе к расследованию преступлений, чем к естественно-научным исследованиям.
Слайд 24Квазибиология: девиантные направления в теории антропосоциогенеза
В религиозном сознании – концепция
Творения
В научном сознании – концепция эволюции
В современном обыденном сознании:
теория
пришествия, согласно которой люди прибыли на Землю из иных космических миров;
теория «великого проекта», по которому создавался наш мир сверхъестественными силами (Бог, инопланетяне, вселенский разум, великий дух и т. д.); этими исследованиями занимается движение ID – Intelligent Design (Интеллектуальный проект), возникшее в 1999 г. в Сиэтле на базе Центра науки и культуры;
«запрещенная археология», согласно которой человек был всегда (М. Кремо и Р. Томпсон);
«человек зари» Г. Осборна, который жил одновременно с другими гоминидами, но в отличие от них обладал духовным началом.
Слайд 25Парамедицина
По материалам «Комсомольской правды», 2007
«Медальон похудения» – информационный способ похудеть,
содержит кристаллы носителя информации питательных веществ, действует на центр насыщения
мозга, давая ощущение сытости
«Магнит для денег» - информация с магнита перетекает на человека, и он начинает притягивать к себе деньги, также обладающие информационной составляющей
«Медальон бессмертия» Н. Н. Исаева – эффективный растительный препарат, позволяющий в 2 и более раз замедлять рост клеток в организме, поддерживая его в постоянном состоянии; принцип действия – биоэнергоинформационный перенос свойств препарата внутри медальона на человека
Слайд 26Парамедицина
Лечение рака и диабета
Конец 1990-х гг. – «открытие века», препараты
катракс из морского животного катрана, «витурид» избавляющие от опухоли мозга.
Применялись в клиниках без разрешения Фармакологического комитета РФ.
1999 г. – «научная разработка» Т. Я. Свищевой в области онкологии: раковые клетки – просто паразиты-трихомонады, а вовсе не злокачественные образования. Она пропагандировала новые средства для лечения онкологических заболеваний, авторами которых являются «врач-хирург А. Качурин и доцент-микробиолог А. Троицкая» (как выяснилось, Качурин – не хирург, а Троицкая – ветеринар в лаборатории Калуги).
2002-2005 гг. – «метод Жерлыгина», лечение сахарного диабета при помощи интеенсивных физических нагрузок без соблюдения диеты и использования инсулина.
Наше время – циркониевые браслеты, достижения квантовой медицины