Слайд 3
в журнале The Verge. Там была опубликована статья со следующим
названием: “Мне все равно, если ты посадил космический аппарат на
комету, твоя рубашка сексистская”.
Подзаголовок статьи: “маленький шаг для человека, три шага назад для человечества”.
Слайд 4
По мнению некоторых людей, подобная футболка является проявлением неуважения к
женщинам. Из-за такой футболки, по мнению автора статьи в The
Verge, женщины побоятся идти в физики, химики и космонавты.
Слайд 5Эволюция трансляции знаний
До возникновения письменности трансляция знаний осуществлялась при помощи
устной речи.
Письменность – чрезвычайно значимый способ трансляции знаний, форма
фиксации выражаемого в языке содержания, позволившая связать прошлое, настоящее и будущее развитие человечества, сделать его надвременным. Обратной стороной письменности является чтение, особый тип трансляционной практики.
Слайд 6
Революционную роль имело становление массового образования, а также развитие технических
возможностей тиражирования книг (печатный станок, изобретенный И. Гуттенбергом в XV
веке)
Два типа письменности – фонологизм и иероглифика – сопровождают культуры разного типа.
Слайд 7
С 17 века письменность имеет два элемента: значение и предмет
значения.
Отсюда проблема связи предмета и значения.
Решалась путем анализа
представлений в классической науке. В современную эпоху – путем анализа смысла и значения.
Слайд 8
Позитивизм — за единый универсальный язык.
Язык как копия мира (венский
кружок).
Вербалисты – сторонники существования мышления только на базе языка.
Слайд 9Наука как социальный институт
Институциональность предполагает формализацию всех типов отношений, переход
от неорганизованной деятельности и неформальных отношений по типу соглашений и
переговоров к созданию организованных структур, предполагающих иерархию, властное регулирование и регламент.
Понятие «социальный институт» отражает степень закрепленности того или иною вида человеческой деятельности
Слайд 10Проблема функций науки
1) функции культурно-мировоззренческие
2) функции науки как непосредственной
производительной силы
3) функции как социальной силы, связанной с тем,
что научные знания и методы ныне всё шире используются при решении самых различных проблем, возникающих в ходе общественного развития
Слайд 11Объективный статус науки
Галилей: "в науках о природе выводы истинны и
необходимы, и... человеческий произвол ни при чем".
Эта точка зрения
казалась очевидной и не подвергалась сомнению: "Содержание научного развития не определяется социальным развитием просто потому, что им не определяются факты природы".
Слайд 12Роберт Мертон. Наука есть социальный институт
Правила (этос) научной деятельности:
Императив универсализма
порождается внеличностным характером научного знания. Ценность научного вклада не зависит
от национальности, классовой принадлежности или личных качеств ученого. Под универсализмом понимается независимость результатов научной деятельности от личностных характеристик ученого, делающего очередной вклад в науку.
Слайд 13
Императив коллективизма. Научные открытия являются продуктом социального сотрудничества и принадлежат
сообществу. Они образуют общее достояние, в котором доля индивидуального "производителя"
весьма ограничена; и ему следует сообщать свои открытия другим ученым тотчас после проверки свободно и без предпочтений. "Права собственности" в науке фактически не существует. Отсюда повышенное внимание к вопросам научного приоритета.
Слайд 14
Императив бескорыстности. Р. Мертон излагает требование бескорыстности как предостережение от
поступков, совершаемых ради достижения более быстрого или более широкого профессионального
признания внутри науки. В общем императив бескорыстности в наиболее широком толковании утверждает, что для ученого недопустимо приспосабливать свою профессиональную деятельность к целям личной выгоды.
Слайд 15
Организованный скептицизм одновременно является и методологической и институциональной нормой. Сам
Мертон рассматривает организованный скептицизм как особенность метода естественных наук, требующего
по отношению к любому предмету детального объективного анализа и исключающего возможность некритического приятия. Для науки нет ничего "святого", огражденного от критического анализа. В то же время норма организованного скептицизма является и директивным требованием по отношению к ученым.
Слайд 16
Демократизм
Дисциплинированность
Персонифицированность
Уникальность
Слайд 17Критика Мертона
Пппоненты последовательно разбирали основные нормы научной деятельности и набором
примеров показывали их несоответствие реальной практике ученых
У. Хирш в свое
время трактовал мертоновский набор императивов как "правила игры", которые устанавливает наука для тех, кто избрал себе эту сферу деятельности
Слайд 18
Нормы не просто "провозглашаемые" (в определенной степени отличные от "статистически
действующих"), а "провозглашаемые для других" и потому никакой корреляции с
реальной научной деятельностью не имеющие, императивы вообще не служат нормами, по которым выбирают поведение в реальных противоречивых ситуациях.
"Это нормы, провозглашаемые для других в ситуациях прославления или оправдания, извинения или конфликта. Они являются терминами идеологии, которая не обладает готовностью превратиться в рекомендации к определенному поведению".
Слайд 19Поведение ученого
как можно быстрее передавать свои научные результаты коллегам, но
он не должен торопиться с публикациями;
быть восприимчивым к новым
идеям, но не поддаваться интеллектуальной "моде";
стремиться добывать такое знание, которое получит высокую оценку коллег, но при этом работать, не обращая внимания на оценки других;
защищать новые идеи, но не поддерживать опрометчивые заключения;
прилагать максимальные усилия, чтобы знать относящиеся к его области работы, но при этом помнить, что эрудиция иногда тормозит творчество;
быть крайне тщательным в формулировках и деталях, но не быть педантом, ибо это идет в ущерб содержанию;
всегда помнить, что знание универсально, но не забывать, что всякое научное открытие делает честь нации, представителем которой оно совершено;
воспитывать новое поколение ученых, но не отдавать преподаванию слишком много внимания и времени; учиться у крупного мастера и подражать ему, но не походить на него.
Слайд 20Какова роль науки в современном обществе?
Слайд 21
Научная деятельность является сложной дифференцированной и иерархизированной деятельностью, опирающейся на
особый вид изде фективности. Наука обладает многочисленными специализированными учреждениями, средствами:
НИИ, АН, научные и информационные центры, библиотеки, музеи, органы координации и планирования. Имеет свою символику, свою систему контроля и поощрения, систему оценок престижа ученых (звание, ученые степени и т п). Возникли центры, объединяющие тысячи ученых.
Слайд 22
В сфере науки в мире сейчас занято более 5 млн
ученых, выдается 100 тыс. научных журналов, в которых публикуются более
2 млн Научного их статей в год В развитых странах на науку расходуется 3 - 4% национального дохода.
По данным Росстата в 2011 г. ученых в России - 447 000. Это около 10% от общего их числа в мире.
Слайд 23
При этом ВВП РФ - около 3% мирового ВВП, население
РФ - 2% населения мира.
Россия получила 232 патента, 0,15%
от общего числа.
В общем, по объему ВВП Россия - на 6-м месте в мире, по ВВП на душу населения - 77-е место, по числу патентов - 29-е место.
На науку РФ тратит 1.09 % ВВП.
Слайд 24
За 2008-12 год на одну статью из РФ в международной
базе данных было в среднем 2,56 ссылки, на статью из
Германии - 6,97 ссылки, Франции - 6,45 ссылки, Англии - 7,23 ссылки.
Самая престижная награда (не считая Нобелевской) для физиков-теоретиков - медаль Дирака. Ее с 1985 г. присуждает Международный центр теорфизики в Триесте. Так вот, в 1985-1992 было 16 лауреатов, из них 10 работали в США, 6 - в СССР. Две "теоретические Сверхдержавы" мира...
Слайд 25
На сегодняшний день из 54 живых лауреатов по одному работают
(основное место работы) в Австрии, Германии и Индии, два -
в Швейцарии, по три - в Италии и Франции, 6 - в Англии, 35 - в США (из них 4 - приехали из СССР).
Два работают в России, причем Л. Фаддеев постоянно, В.Захаров - половину времени в США, половину в РФ.