Слайд 1Найдите правильные объяснения:
1) СДВИНУЛ — Приставка неизменяемая.
2) ПЧЕЛИНЫЙ (укус) — в суффиксе -ИН-
отымённых прилагательных пишется одна -Н-.
3) ЗАРЯ — написание безударной чередующейся гласной
в корне слова зависит от суффикса, который следует за корнем.
4) (созревшая) РОЖЬ — в именах существительных 1-го склонения после шипящего буква Ь пишется.
5) (взять бы) ЧТО-НИБУДЬ — наречие пишется через дефис, потому что с суффиксом НИБУДЬ слова пишутся через дефис.
Слайд 41. Найдите сложные предложения;
2. Определите способы связи между простыми предложениями.
(1)
Несколько дней появление Пугачева было тайною для оренбургских жителей, но
молва о взятии крепостей вскоре разошлась по городу, а поспешное выступление Билова подтвердило справедливые слухи. (2) В Оренбурге оказалось волнение; казаки с угрозами роптали, устрашенные жители говорили о сдаче города. (3) Схвачен был зачинщик смятения, отставной сержант, подосланный Пугачевым... (4) Рейнсдорп обнародовал объявление о Пугачеве, в коем объяснял его настоящее звание и прежние преступления. (5) Оно было писано темным и запутанным слогом. (6) В нем было сказано, что «о злодействующем с яицкой стороны носится слух, якобы он другого состояния, нежели как есть»; но что он в самом деле донской казак Емельян Пугачев, за прежние преступления наказанный кнутом с поставлением на лице знаков. (7) Сие показание было несправедливо...
Слайд 6Сложносочиненное предложение
В сложносочиненном предложении (ССП) части соединены сочинительными союзами, равноправны,
независимы друг от друга.
Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь
иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
Ей было около тридцати, однако она казалась совсем молодой девушкой
Все деревья выпустили клейкие листочки, дуб же пока еще стоит без листьев.
Он должен уехать, или я погибла!
Слайд 8Составьте по данным схемам предложения и запишите их. Выделите в
предложениях грамматические основы.
1) [Определённо-личное], и [двусоставное].
2) [Двусоставное], и [определённо-личное].
3) [Двусоставное],
и [двусоставное].
4) [Двусоставное], и [безличное].
5) [Определённо-личное], и [определённо-личное].
6) [Безличное], и [безличное].
7) [Неопределённо-личное], и [двусоставное].
8) [Назывное], и [безличное].
Слайд 9Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Запятая
Тире
Точка с запятой
Отсутствие знаков препинания
Слайд 10Знаки препинания в сложносочиненном предложении
Запятая – в большинстве случаев:
Песок блестит
на солнце тёплым, жёлтым блеском, и на его бархате прозрачные здания подобны
тонким вышивкам из белого шёлка (М. Г.)
2. Тире – при противопоставлении или неожиданном присоединении:
Оковы тяжкие падут, темницы рухнут — и свобода вас примет радостно у входа (П.)
Вот крик — и снова всё вокруг затихло (Л.)
Слайд 113. Когда в ССП не ставится запятая между грамматическими основами:
Если
предложения соединены одиночными союзами И, ДА (=И), ИЛИ, ЛИБО и
1.
есть общий второстепенный член:
Вскоре после восхода набежали тучи и пошел дождь.
Губы Кати не улыбались и глаза выражали недоумение.
Продолжите ССП:
Вчера в семь часов вечера…
От длительных занятий …
В этом районе Петербурга …
У моего друга…
Слайд 122. Если есть общее придаточное:
(Когда я вернулся в свою комнату),
[уже совсем рассвело] и [народ стал подниматься].
Составьте предложения по схемам:
(Где
…), [ ] или [ ].
(Поскольку …), [ ] и [ ].
[ ] и [ ], (пока …).
(Несмотря на то что …), [ ] или [ ].
(Когда …), [ ] либо [ ].
Слайд 13Лингвистическая задача
В русском языке есть древняя приставка па-
Ее можно найти
в редких и диалектных словах, например:
Паужин – полдник;
Паветвь – второе
разделение ветвей;
Паклен – полевой клен.
Какие еще слова с этой приставкой вы можете назвать?
Слайд 14Найдите правильные объяснения:
1) (рыба) ПО-ИСПАНСКИ — наречие пишется через дефис, потому что
оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПОи
суффикса -И.
2) ЗАПЕРЕТЬ (дверь) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от лексического значения.
3) СЛОЖИТЬ (оружие) — на конце приставки перед глухим согласным пишется буква С.
4) ПОДЫГРАТЬ — после русской приставки, оканчивающейся на согласный, в корне пишется буква Ы.
5) ПЯТЬСОТ — в имени числительном пишется разделительный Ь.
Слайд 153. Если есть общее вводное слово, словосочетание и предложение:
Как это
часто бывает, вспоминается плохое и забывается хорошее.
Короче говоря, экзамены кончились и начались каникулы.
К счастью, пожар был замечен
вовремя и налицо оказались нужные средства для его тушения.
Продолжите:
По его словам, …
Наверное, …
Как можно подумать, …
С моей точки зрения, …
Слайд 164. Если в состав сложносочинённого предложения входят
а) вопросительные предложения:
Вы придёте
ко мне или я должен зайти к вам?
б) побудительные предложения:
Подпустить врага
и огонь дать по команде!
в) восклицательные предложения:
Как он смешон и как глупы его выходки!
Слайд 175. В односоставных предложениях, если
а) в состав сложносочинённого предложения
входят односоставные неопределенно-личные предложения, если мыслится один и тот же
производитель действия:
Подсудимых тоже куда-то выводили и только что ввели назад (Л. Толстой)
Стали искать черкесов во всех углах и, разумеется, ничего не нашли.
б) в состав сложносочинённого предложения входят безличные предложения, имеющие синонимические слова в сказуемых:
Необходимо рассмотреть авторские заявки и надо срочно составить по ним заключения (синонимы: необходимо, надо).
в) в состав сложносочинённого предложения входят назывные (номинативные) предложения:
Мороз и солнце... (Пушкин).
Хриплый стон и скрежет ярый .
Зловещий блеск и пестрота дерев…
Слайд 18Точка с запятой
4. Точка с запятой – если обе части
осложнены, распространены, внутри есть придаточные:
Шесть лет возилась комиссия около здания;
но то ли климат мешал, то ли материал был такой, только никак не шло казенное здание выше фундамента.
Содержательное условие заключается в том, что части сложного предложения, соединённые сочинительным союзом, не очень тесно связаны по смыслу, например:
Долго пировал граф, долго расхаживал, приветливо улыбаясь, в толпе подобострастных гостей; но именья его, к несчастью, не хватило на целую жизнь (Т.).
Слайд 19Объясните постановку знаков препинания:
После грома воздух стал чище и свежее
дышат люди.
2. Тотчас за больницей город кончался и начиналось
поле.
3. В ушах у гостя затрещало и закружилась голова.
4. Когда канонада вечером утихала, защитники Севастополя выходили из блиндажей и начиналась обычная жизнь.
5. Вот мы сидим сиротливо и не знаем, куда поплывем и что ожидает нас в будущем.
6. Кто принес эти сведения и можно ли ему верить?
7. Какой чудесный воздух и какое ласковое солнце!
8. Образ Чичикова и отношение к нему автора.
9. Убил дурак первую птицу – и загрустила земля.
10. Он знак подаст – и все хохочут.
11. Она глядит – и сердце в ней забилось чаще и сильней.
Слайд 20Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Казалось(1)
что кто-то тихо вздыхал среди глубокой(2) холодной ночи(3) и клубы
пара(4) вылетавшие из гигантской груди(5) бесшумно проносились по небу от края (6) и затем тихо угасали в глубокой синеве.
Когда пригрело солнце(1) и коровы легли на траву отдыхать(2) пастух(3) расстегнув ворот синей рубашки(4) сняв старую шляпу(5) сел на ствол(6) поваленной берёзы(7) и занялся лещом.
Слайд 21Расставьте знаки препинания, составьте схемы:
1. Небо зав…локло тучами и наверное
сейчас начнется дождь но дождя нет а есть духота и
полное отсутствие ветра.
2. Звезды уже начинали бледнеть и небо серело когда коляска под…ехала к крыльцу (не)большого домика.
3. (Н…)кто (н…)знал н… его состояния н… его доходов и (н…)кто не осмеливался о том спрашивать.
4. Тут (так)же как и в зале окна были раскрыты настеж… и пахло тополем сиренью и розами.