Слайд 1НЕ ОБИЖАЙСЯ, КОГДА ТЕБЯ ОБЗЫВАЮТ ПСОМ, И ПРИДЁТ БОЖЬЯ БЛАГОДАТЬ
Слайд 2Мф 15:22 И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест,
кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко
беснуется. 23 Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. 24 Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. 25 А она, подойдя, кланялась Ему и
Слайд 3говорила: Господи! помоги мне. 26 Он же сказал в ответ:
нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. 27 Она
сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. 28 Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час. (РСП66 От Матфея 15:22-28)
Слайд 4Причины обиды у Хананеянки:
1. Он не отвечал ей ни слова.
Сколько
длилось молчание Иисуса, когда Он игнорировал просьбу женщины?
Слайд 5Молчание, порой, обижает сильнее, чем грубые слова.
Слайд 6На её месте так и напрашиваются мысли: Ты меня игнорируешь?
Всё с тобой ясно. Тоже мне великий учитель. Учишь о
любви, а сам даже не обращаешь на меня внимание.
Слайд 7Но, возможно мысли женщины были такими: «Я говорю, Он не
отвечает. Да, кто я такая, чтобы на меня обращали внимание.
Я не гордая, я буду просить. Мучается моя дочь. Какая разница как меня оценивают другие.
Слайд 82. Ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит
за нами.
Слайд 9На её глазах ученикам стало неловко, что их Учитель такой
безучастный, и они приступили к Нему и просили.
На её месте
я бы скорее всего подумал:» Раз ты такой учитель нравственности, уже даже твои ученики видят твою неправоту, тебе что, трудно хотя бы ответить».
Слайд 10Но, вероятно, женщина думала так: «Он Божий посланник, у Него
большие планы и призвание от Бога, у Него всё расписано
по минутам. Кто я такая, чтобы Он тратил на меня своё время. Но, моя доченька страдает. Я выгляжу навязчивой и нетактичной. Это нескромно женщине добиваться внимания мужчины, когда Он с ней не хочет разговаривать. Но я всё равно попрошу ещё раз.
Слайд 113. И она слышит ответ Иисуса: «Я послан только к погибшим
овцам дома Израилева».
Слайд 12В голове крутится: «Ты чужестранка, не из евреев, ты второй
сорт, на тебя нет времени. Разве ты этого ещё не
поняла, что вы хуже избранного народа, вы полукровки и не неполноценные».
Слайд 13Но она преодолевает это и думает: «У Учителя забота о
своём народе, о своих детях. Я тоже мать, я понимаю,
что свои дети всегда ближе и о них нужно думать в первую очередь, это правильно. Я как мать всё понимаю, но как мать всё равно буду просить. Подошла и начала кланяться и просить о помощи».
Слайд 14Мы ехали на похороны тёти в Пятигорск. В Краснодарском крае
нарушили правила, случайно пересекли двойную сплошную линию. Я признал свою
неправоту, но стал уговаривать полицейских отпустить меня и простить, не взимая штрафа.
Слайд 154. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей
и бросить псам.
Слайд 16Иисус называет женщину и её народ собаками. Для евреев это
нечистое животное. Справедливо напрашивается мнение: «Он меня называет собакой. Это
до какой наглости нужно дойти, чтобы в ответ на просьбу о помощи обзываться. Это уже слишком. Молчание и косвенный отказ ещё можно как-то принять, но оскорбление ни за что.
Слайд 17Удивительная реакция женщины. Обратите внимание, что всё в этой ситуации
зависело от восприятия женщины, а не от действий Иисуса.
Слайд 18Она думает: «Да, мы язычники, живём в грехах и идолопоклонстве,
пожинаем за это. Да мы собаки, но и собак Бог
не отвергает, когда они просят у него. Действительно на евреях Бог положил печать избранности. Ну, и что, что мы хуже, всё равно буду просить: «так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их».
Слайд 19Мало того, что она признала себя собакой, она ещё и
провозгласила, что евреи для неё являются господами.
Слайд 20Реакция Иудеев на обличения.
Луки 4:21 И Он начал говорить им:
ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. 22 И все засвидетельствовали
Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын? 23 Он сказал им: конечно,
Слайд 21вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и
здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в
Капернауме. 24 И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве. 25 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался
Слайд 22большой голод по всей земле, 26 и ни к одной
из них не был послан Илия, а только ко вдове
в Сарепту Сидонскую; 27 много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина. 28 Услышав это, все в синагоге исполнились ярости 29 и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на
Слайд 23которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; (РСП66 От
Луки 4:21-29)
Слайд 24Золотая серьга и украшение из чистого золота - мудрый обличитель
для внимательного уха. (РСП66 Притчи 25:12)
Слайд 25Разница в этих двух эпизодах в том, что женщину Иисус
оскорбил и она не обиделась, а иудеев обличил и они
пришли в бешенство.
Слайд 26Я удивляюсь двум вещам:
1) Как легко мы обижаемся, когда нас не
замечают, игнорируют и оскорбляют.
2) Как легко мы приходим в бешенство, когда
нас обличают.
Слайд 27И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал
Нафан Давиду: и Господь снял [с тебя] грех твой; ты
не умрешь; (РСП66 2-я Царств 12:13)
Слайд 28Я задавался вопросом: почему Иисус так долго не отвечал женщине
и явно оскорбил?
Слайд 291. Он хотел проверить её на гордость.
Слайд 30Обида и гордость – это одно и тоже.
Слайд 31Гордым людям не приходит Божья благодать, она приходит смиренным.
Слайд 32Послушай, но ты завидуешь, потому что у тебя сребролюбие. Если
мне об этом говорят, наверное, это так. Да, Господи.
А ты
ищешь славы себе, а не Богу. Да, Господи.
А ты блудник, мот и пьяница. Да, Господи.
А ты сплетница и не слушаешь мужа. Да, Господи.
Слайд 33А ты гордец, себялюбец и эгоист. Ты всю жизнь только
и делаешь, как прикрыть эти грехи приличными оправданиями. Да, Господи.
Слайд 35Если пойти дальше, то любое оскорбление или даже мученическая смерть,
становятся источником Божьей благодати.
Слайд 362. Божьи чудеса и благодать приходят по вере. А вера и
гордость не совместимы.
Слайд 37Вера и гордость – это антиподы. Верность и гордость –
это антиподы. Доверие и гордость – это антиподы.
Слайд 38Женщина получила веру на исцеление дочери, потому что убрала свою
гордость. Ей было важнее здоровье близкого человека, чем то, что
скажут о ней люди. Она была исполнена состраданием.
Слайд 393. Третье. Был явлен живой пример для людей, как не обижаться.
Слайд 40Смирение – это принятие оскорблений и несправедливости, как совершенную Божью
волю для меня в данный момент.
Слайд 41Иосифа братья продали в Египет в рабство. Если бы не
это обстоятельство, то он бы не стал вторым человеком в
Египте. Если бы он жил в обиде, то Бог бы не изливал через него благодать на его семью и другие народы, которые в голод приходили за хлебом.
Слайд 422-я Царств 16:5-14 Когда дошел царь Давид до Бахурима, вот
вышел оттуда человек из рода дома Саулова, по имени Семей,
сын Геры; он шел и злословил, 6 и бросал камнями на Давида и на всех рабов царя Давида; все же люди и все храбрые были по правую и по левую сторону [царя]. 7 Так говорил Семей, злословя его: уходи, уходи, убийца и беззаконник! 8 Господь
Слайд 43обратил на тебя всю кровь дома Саулова, вместо которого ты
воцарился, и предал Господь царство в руки Авессалома, сына твоего;
и вот, ты в беде, ибо ты - кровопийца. 9 И сказал Авесса, сын Саруин, царю: зачем злословит этот мертвый пес господина моего царя? пойду я и сниму с него голову. 10 И сказал царь: что мне и вам, сыны Саруины? пусть он злословит,
Слайд 44ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать:
зачем ты так делаешь? 11 И сказал Давид Авессе и
всем слугам своим: вот, если мой сын, который вышел из чресл моих, ищет души моей, тем больше сын Вениамитянина; оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; 12 может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне
Слайд 45Господь благостью за теперешнее его злословие. 13 И шел Давид
и люди его [своим] путем, а Семей шел по окраине
горы, со стороны его, шел и злословил, и бросал камнями на сторону его и пылью. 14 И пришел царь и весь народ, бывший с ним, утомленный, и отдыхал там. (РСП66 2-я Царств 16:5-14)
Слайд 46Когда в тебя бросают камень, не надо его ловить. Камень
– это факт и аргумент.
Слайд 47Мы встречались с главой администрации. Он оказывается знает о нас.
У нас был повод зайти к нему. Если бы нас
не посещала полиция, то у нас бы не было этого повода.
Слайд 48Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость.
(РСП66 Притчи 25:15)
Слайд 49Почему так смертельно опасна обида?
Слайд 50Обида толкает меня к ответным действиям, которые, обычно, больше, чем
само оскорбление.
Слайд 51Выплеснувшая наружу обида – это всегда грех.
Слайд 52Озлобившийся брат [неприступнее] крепкого города, и ссоры подобны запорам замка.
(РСП66 Притчи 18:20)
Слайд 532. Когда я не могу противостоять оскорблению по причине внешней силы,
, то обида идёт внутрь меня.
Слайд 54Этой внешней силой может быть либо сила власти, либо даже
сила Божьих заповедей.
Слайд 55Сила обиды, которую я имею, когда не может выйти наружу,
идёт вовнутрь и разрушает меня изнутри.
Слайд 56Источники обиды.
1. Обида возникает в системе сложившихся отношений. Самые глубокие обиды
на ближних.
Слайд 5713 ибо не враг поносит меня, - это я перенес
бы; не ненавистник мой величается надо мною, - от него
я укрылся бы; 14 но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой, 15 с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий. (РСП66 Псалтирь 54:13-15)
Слайд 58Обижаться на ближних вредно для меня самого?
Муж обижается на жену,
у него не ладятся дела, не хватает денег, ему приходится
ещё больше работать, он меньше бывает с женой и с детьми. Она от этого ещё больше его обижает и унижает перед детьми. И это замкнутый круг, который перекрывает поток Божьей благодати.
Слайд 59Если жена обижается на мужа, теряет покой, внутренний мир и
здоровье. Мужу приходится за всё это платить деньгами и временем.
Но во вражде долго жить никому не хочется. Приходит разрушение отношений и развал в семье.
Слайд 60Дети обижаются на родителей, родители на детей; работники обижаются на
хозяев и работодатели на работников; граждане обижаются на власть, власти
на граждан; президенты обижаются на решения мирового сообщества и мировое сообщество на отдельные государства.
На всё это приходят проклятия вместо Божьих благословений.
Слайд 612. Страх смерти и страх страдания – источники обид.
Слайд 62Максим Исповедник (580-662 гг., первый догматический богослов, отрезали руку, потом
язык), полемизируя с языческим миром, решил вопрос страха перед смертью
и страданием.
Слайд 63Страх смерти и страх ущемить себя в комфорте ведут человека
к обиде. Человек хочет жить и хочет комфорта и удовольствия.
Всякое посягательство на это ведёт к обидам.
Слайд 65Прощение – это выбор, а не чувства.
Слайд 66Чувства к прощению не имеют никакого отношения к прощению.
Прощение
– это выбор.
Слайд 67Позиция мира: забвение равно прощение.
Позиция церкви: прощение – это мой
выбор, который я могу подтвердить неоднократно. Да, мы помним, но
за обиду не почитаем, я уже простил.
Слайд 68Амвросий Медиаланский (337-397 гг.):
«Когда нам делают добро, признательность требует помнить
его. А когда делают зло, любовь побуждает забывать его».