Слайд 1 Небесные
заступники
земли
Брянской
Слайд 2С Днем празднования памяти Святого Преподобного Благоверного
князя Олега Брянского и
Собора Брянских святых
Слайд 3«Святые, в земле Брянской просиявшие, имеют дерзновение молиться о всех
нас перед престолом Божиим и всем нам желают спастись, в
разум истинный прийти.»
Александр, митрополит Брянский и Севский
Слайд 4Так уж сложилось, что брянская история богата — и событиями,
которые вплелись в главный узор судьбы самой России, и великими
людьми,
чья сила испокон веков была не столько в крепости мышц, сколько в величии духа. Конечно, говоря о таких людях, первым вспоминаешь легендарного инока-воина Свенского монастыря
Александра Пересвета, положившего жизнь за Родину на Куликовом поле. «Дела славные, но давние. Нет в наше время таких», — скажут многие, скажут и ошибутся. Есть и дела, и люди.
Но мало кто знает их поименно.
Слайд 5Святой благоверный князь Олег Романович Брянский (в Крещении Леонтий) был
внуком святого мученика князя Михаила Черниговского. По летописным источникам известно,
что благоверный князь Олег в 1274 году вместе со своим отцом, князем Романом Михайловичем Брянским, участвовал в войне против Литвы. После 1274 года он оставил княжение и принял иноческий постриг с именем Василий в Брянском Петропавловском монастыре, построенном на его средства. В этом монастыре святой благоверный князь скончался строгим подвижником около 1285 года и был погребен в монастырском храме.
Слайд 7Как предполагают в миру был князем Петром Ивановичем Борятинским, потомком
святого Михаила, князя Черниговского († 1245, память 20 сентября/З октября).
Время жизни его относят к концу XVI века. Князь неоднократно назначался воеводой в разные города, но потом оставил мир, удалился в Брянск и принял постриг с именем Поликарп. Преподобный на свои средства устроил обитель Преображения Господня и проводил в ней строгую подвижническую жизнь. Святой Поликарп был первым настоятелем этой обители.
Там он и скончался в 1620
или 1621 гг. и был погребен.
Слайд 9Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири, чудотворец, в миру
Иоанн Максимович, родился в городе Нежине в 1651 году. У
его отца Максима Васильевича и матери Евфросинии было семеро сыновей, из которых Иоанн был старший. По окончании Киево-Могилянской Коллегии (позже преобразованной в Киевскую духовную академию) будущий святитель был оставлен при ней учителем латинского языка. Тогда же, в 1680 году, он принял в Киево-Печерской обители монашество и углубился в подвиг внутреннего делания. С общего согласия братства молодому иноку поручили ответственное послушание проповедника. С того времени и раскрываются его исключительный талант красноречия и благодатные дарования. Он придавал особое значение внутреннему религиозному самопознанию. Сразу же определилась и главная тема его жизни: «Как человек должен свою волю согласовывать с волей Божией?» Ее он развивал и в проповедях, и в своем последующем миссионерском служении. Ответом на нее явился труд, изданный в конце его долгой подвижнической жизни, под названием «Илиотропион» («Подсолнечник»), или Сообразование человеческой воли с Божественною волею». Из многочисленных творений святых отцов православной церкви оно наиболее полно отвечает на этот большой вопрос христианской сотериологии.
Слайд 11Михаил Николаевич Иванов – таково мирское имя преподобного Макария. Он
родился 20 ноября 1788 года в семье орловских дворян, рос
тихим, болезненным мальчиком. Любил книги, музыку, уединение. Он рано лишился матери, которая любила его и выделяла среди других детей: «Чувствует мое сердце, что из этого ребенка выйдет что-то необыкновенное».
После кончины обоих родителей Михаил, поделив наследство между братьями, оставил службу в финансовом ведомстве и поселился в своем поместье. Однако мирская жизнь его не интересовала. В 1810 году Михаил отправился на богомолье в Площанскую пустынь и в мир уже не вернулся. В этой пустыни преподобный Макарий встретился со старцем Афанасием, учеником старца Паисия (Величковского), и обрел в его лице чуткого духовного наставника. Как ближайший ученик преподобного Паисия старец Афанасий занимался исследованием и переводами святоотеческой литературы. Привезя из Молдавии много текстов, он приобщил к этому важному труду своего ученика, преподобного Макария. Позднее, уже в Оптиной, куда преподобный Макарий перешел в 1834 году, он продолжил труд, начатый его учителем.
Слайд 13Определением Священного Синода от
6 октября 2005 года в Собор
новомучеников и исповедников Российских XX века включены имена протоиерея Александра
Левицкого, священника Алексия Тютюнова, священника Иоанна Никольского, священника Корнилия Удиловича; материалы на них представлены от Брянской епархии.
Протоиерей Александр родился в 1868 году, отец Алексий в 1892 году, отец Иоанн в 1866 году, отец Корнилий в 1877 году. Больше о жизни и месте служения этих священников мы ничего не знаем. Известен только день их мученической кончины – 7 декабря 1937 года.
Слайд 14Преподобный священномученик Кукша и преподобный Пимен Постник скончались после 1114
года. Святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский (ХII; память 23
мая), в послании к преподобному Поликарпу, архимандриту Печерскому († 1182; память 6 августа), писал о преподобном Кукше: «Как могу достойно прославить святых мужей, бывших в святом Печерском монастыре, в котором язычники крестились и становились иноками, а иудеи принимали святую веру? Но я не могу умолчать о блаженном священномученике и черноризце сего монастыря Кукше, о котором все знают, что он прогонял бесов, крестил вятичей, дождь свел, иссушил озеро, сотворил многие другие чудеса и после многих мук убит был с учеником своим Никоном». Кончину священномученика Кукши прозрел преподобный Пимен Постник. Став среди Великой Печерской церкви, он громко сказал: «Брат наш Кукша убит на рассвете!»
Слайд 16Ни́кон Пече́рский (Никон Вели́кий
(? - 23 марта 1088г) —
древнерусский церковный деятель XI века, игумен Киево-Печерского монастыря в 1078—1088
годах, основатель храма и монастыря во имя Пресвятой Богородицы в Тмутаракани, учёный-летописец, православный святой.
Слайд 18Давид Святославич (ок. 1050 — 1123) — князь Переяславский (1073—1076),
князь Муромский (1076—1093), князь Смоленский (1093—1095 и 1096—1097), князь Новгородский
(1094—1095), князь Черниговский (1097—1123),сын великого князя Киевского Святослава II Ярославича.
Давид Святославич — герой «Слова о князьях», произведения черниговской литературы, созданного, вероятнее всего, во 2-й пол. XII в., главной темой которого является призыв к русским князьям о братолюбии и прекращении междоусобных распрей. В этой связи о Давиде Святославиче. говорится как об идеальном правителе, при этом, возможно, подразумевается противопоставление его Олегу Святославичу, неоднократно затевавшему усобицы, выступавшему против старших князей, приводившему на Русь половцев. Автор «Слова…» пишет, что Давид Святославич «ни с кем не имеаше вражды»: если кто-то шел на него войной, князь ее останавливал миролюбием, всегда был верен крестоцелованию. Смерть черниговского князя описана в «Слове…» как кончина святого.
Слайд 19Преподобный Никола Святоша (Святослав), князь Черниговский, Печерский чудотворец, в Ближних
пещерах († 1143), был правнуком великого князя Ярослава Мудрого и
сыном князя Давида Святославича Черниговского († 1123), в некоторых источниках отец преподобного именуется святым. Святоша был Луцким князем, имел жену и детей (дочь его была впоследствии замужем за Новгородским князем, святым благоверным Всеволодом-Гавриилом († 1138). 17 февраля 1106 года святой князь, оставив семейство, принял постриг в Киево-Печерской обители. Здесь Никола Святоша с великим смирением проходил послушания: три года работал в поварне, для которой рубил дрова и носил воду, следующие три года был привратником в монастыре. Около своей келлии святой развел сад. На свои средства он построил в монастыре храм Святой Троицы и больничную церковь во имя святителя Николая, своего небесного покровителя.
Слайд 22Архиепископ Агапит (Борзаковский)
15 декабря 1930 года
решением особой тройки ОГПУ
Приговорен
к десяти годам лишения свободы по обвинению «в организации в
г. Брянске и
г. Карачеве монашеских ячеек антисоветского
Характера с целью подрыва советской власти».
В 1933 году был досрочно освобожден, затем
Дважды арестован в
1939 и 1937 годах.
Расстрелян 28 ноября 1937 года.
Слайд 23Иерей Иоанн Гневушев
Был арестован 1 января 1945 года и приговорен
К
десяти годам лишения свободы. Умер в Брянской
Колонии 28 ноября 1949
года.
Иерей Яков Байдалин
Был лишен избирательных прав в 1926 году.
Арестован в 1929 году. Приговорен к заключению
Сроком на три года. После освобождения
Был арестован в 1936 году сроком на десять лет.
25 апреля 1942 года умер в заключении
в Каргопольлаге Архангельской области.
Слайд 24В 1916 году на Брянщине было около тысячи храмов,
к
1941 году действующих осталось десять.
В период оккупации в Брянской
области погибло
55 % священнослужителей.
«Для нас они незаурядный пример.
Брянские Святые жили среди нас в исторически близкую нам эпоху. Нам близка их судьба, это ведь не за гранью веков. Они, так же как и мы страдали, переживали, у них были какие–то сомнения, душевные терзания, где–то они являли силу духа, где–то немощь.
Они ждут наших молитв к ним и покрывают нас своим покровом, молитвенно защищают наш край.»
Иерей Виктор Друян
Слайд 25Икона Собор всех Святых
въ земли Брянской просиявших
Слайд 26Подготовила
сотрудница библиотеки №1
Ирина Самусенко