Слайд 1Негосударственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования
«Тверской Институт Экологии и
Права»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
т.4. Правовые основы системы местного самоуправления современной России
Слайд 2ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1. Понятие, структура и общая характеристика пра-вовых основ местного
самоуправления в Российской Федерации.
2. Международно-правовые основы местного само-управления.
3. Федеральное законодательство
по вопросам ме-стного самоуправления.
4. Законодательство субъектов Федерации в сфере местного самоуправления
5. Муниципальные правовые акты в структуре правовых основ местного самоуправления в Россий-ской Федерации.
Слайд 31.ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МСУ В РФ
Одной из особенностей демократического и
пра-вового государства, каковым провозгласила себя наша страна в своей Конституции
(ст.1), является подробная правовая регламентация вопросов пост-роения и функционирования всех властных струк-тур. Благодаря этому обеспечивается деятельность органов государственной и муниципальной власти по принципу: «Разрешено только то, что указано в законе».
Для этого в России сформирована прочная и разветвлённая правовая основа построения и функ-ционирования как государственной власти, так и местного самоуправления.
Слайд 4ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ -
это совокупность правовых норм,
содержащихся в различных источниках, которые определяют терри-ториальные, организационные, финансовые и
эконо-мические условия осуществления названного вида публичной власти.
В совокупности данные нормы образуют одну из отраслей отечественной системы права – «муници-пальное право».
Правовые основы местного самоуправления в современной России отличаются некоторыми осо-бенностями, которые обусловлены рядом факторов.
Слайд 5ФАКТОРЫ, ПОВЛИЯВШИЕ НА СТРУКТУРУ ПРАВОВЫХ ОСНОВ МСУ В РОССИИ:
1)
наличие в современной России трёхуровневой системы публичного управления. Это обусловило
тот факт, что в формировании правовых основ ме-стного самоуправления участвуют все эти три уро-вня: и федеральный центр, и субъекты РФ, и муни-ципальные образования (п.«н» ч.1 ст.72 Конституции РФ; статьи 5 и 6 ФЗ № 131). Их конкретные пол-номочия в данном вопросе определяются отрасле-вым законодательством;
2) с принятием Конституции РФ 1993 г. в ней по-явилась особая норма (ч.4 ст. 15), которая: а)вклю-чила в состав правовой системы РФ определённую часть международного права; б)установила приори-тет вступивших для России в силу международных договоров над её национальным законодательством (в том числе и по вопросам местного самоуправ-ления).
Слайд 6КОНСТИТУЦИЯ РФ (ч.4 ст.15):
«Общепризнанные принципы и нормы междуна-родного права и
международные договоры Россий-ской Федерации являются составной частью её пра-вовой системы.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются пра-вила международного договора».
Следствием названных ранее обстоятельств яв-ляется то, что нормативно-правовые основы МСУ в современной России включают теперь четыре вида правовых источников (международно-правовые, фе-деральные, региональные и местные).
Состав данных основ характеризуется ст. 4 Феде-рального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Слайд 7СТРУКТУРА ПРАВОВЫХ ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ:
Федеральный закон № 131-ФЗ
от 6.10.2003 г. (ч. ст.4): «Пра-вовую основу местного самоуправления составляют
обще-признанные принципы и нормы международного права, меж-дународные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные за-коны, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные норматив-ные правовые акты Российской Федерации (указы и распоря-жения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполни-тельной власти), конституции (уставы), законы и иные норма-тивные правовые акты субъектов Российской Федерации, ус-тавы муниципальных образований, решения, принятые на ме-стных референдумах и сходах граждан, и иные муниципаль-ные правовые акты».
Слайд 8СТРУКТУРА ПРАВОВЫХ ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ:
1. Международно-правовые акты
и нормы:
- общепризнанные принципы и нормы МП;
- международные договоры
РФ.
2. Федеральное законодательство:
- Конституция Российской Федерации 1993 г.;
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы (в том числе и ФЗ № 131-ФЗ от 6.10.2003 г.);
- указы и распоряжения Президента РФ;
- постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
- нормативные правовые акты федеральных ор-ганов исполнительной власти.
Слайд 9СТРУКТУРА ПРАВОВЫХ ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ:
3. Законодательство субъектов РФ:
-
конституции (уставы) субъектов РФ;
- законы и иные нормативные правовые
акты органов государственной власти субъектов РФ по вопросам местного самоуправления.
4. Муниципальные правовые акты:
- уставы муниципальных образований;
- решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан;
- иные муниципальные правовые акты.
Слайд 10Общепризнанные принципы и нормы международного
права и международные договоры РФ
КОНСТИТУЦИЯ
РФ 1993г.
Конституции (уставы) субъектов РФ, законы и иные НПА органов
государственной власти субъектов РФ
Указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряже-ния Правит. РФ, НПА отдельных ФОИВ, решения Конст. Суда РФ
Уставы МО, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, НПА органов и должностных лиц МСУ
Федеральные законы (в том числе и ФЗ-131)
Слайд 112.ОБЩЕПРИЗННЫЕ ПРИНЦИПЫ
МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА -
это основополагающие императивные нормы между-народного права, принимаемые
и признаваемые меж-дународным сообществом государств в целом, от-клонение от которых
недопустимо (Постановление Пленума ВС РФ от 10.10.2003г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных прин-ципов и норм международного права и междуна-родных договоров РФ»).
Наиболее полный перечень данных принципов содержится в Заключительном акте СБСЕ 1975г. (в нём названо 10 таких принципов), под которым стоит подпись СССР.
Слайд 12ОБЩЕПРИЗННЫЕ ПРИНЦИПЫ
МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Принципы обеспечения всеобщего мира и безопасности (неприменение силы
и угрозы силой; мирное разрешение международных споров; неприкосновенность государст-венных границ;
территориальная целостность государств)
Принципы международного сотрудничества (суверенное равенство государств; невмешательство во внутренние дела государств; добросовестное выполнение междуна-родных обязательств; всеобщее сотрудничество госу-дарств при решении проблем, представляющих всеоб-щий интерес)
Принципы всеобщего уважения и защиты прав человека, народов и наций (равноправие и самоопределение наро-дов и наций; всеобщее уважение и защита прав человека)
Слайд 13СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ ОБЩЕПРИ-ЗНАННЫХ ПРИНЦИПОВ МПП:
1.Юридическая природа и нормативное содер-жание данных
принципов (по своей сути они яв-ляются правовыми нормами особого вида
и вы-сокой степени обобщенности).
В теории МПП они получили особое название – нормы jus cogens, и их официальное определение содержится в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.: «императивные нормы общего международного права, которые принимается и признается международным сооб-ществом государств в целом …, отклонение от которой недопустимо и которые могут быть изменены только последующими нормами общего международного права, носящими такой же харак-тер».
Слайд 14СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ ОБЩЕПРИ-ЗНАННЫХ ПРИНЦИПОВ МПП:
2. Всеобщность и универсальность данных прин-ципов.
Имеется в виду, что они обязательны для всех участников международного
сотрудничества, всегда, во всех сферах их отношений.
3. Исторически обусловленный характер основ-ных принципов международного права.
Это означает, что их перечень, нормативное со-держание, способы гарантирования меняются с те-чением времени (с принятием Устава ООН выде-ляли 4 таких принципа, с 1970 г. стали различать 7, в 1975 г. – 10, в настоящее время – более 20).
Слайд 15СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ ОБЩЕПРИ-ЗНАННЫХ ПРИНЦИПОВ МПП:
4. Исходный, основополагающий характер этих норм
в системе международного права.
Все иные компоненты и элементы данной
сис-темы базируются на них, «произрастают» из них, развивают заключенные в них идеи.
5. Программный характер основных принципов международного права. Речь идёт о том, что они определяют не только нынешнее состояние, но и перспективы развития системы международного права.
6. Высшая юридическая сила данных норм в системе международного права. Соответственно, все иные нормы, институты и отрасли между-народного права не могут противоречить инте-ресующим нас принципам.
Слайд 16СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ ОБЩЕ-ПРИЗНАННЫХ ПРИНЦИПОВ МПП:
7.Системность основных принципов международ-ного права (реализация
любого из них не должна приводить к нарушению других).
8.
Нарушение любого из этих принципов посягает на интересы всего мирового сообщества, является международным преступлением и влечёт за собой международно-правовую ответственность.
Наиболее полный официальный перечень данных принципов (с раскрытием их нормативного наполне-ния) содержится в Заключительном Акте СБСЕ 1975 года. В нём закреплено 10 таких принципов. Помимо этого, в 1970 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята «Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сот-рудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН», в которой закреплено 7 таких норм.
Слайд 17СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
ОБЩЕЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Право межд. договоров
Право внешних сношений
Международное право прав человека
Право вооружённых конфликтов (МГП)
Международное морское право
Международное воздушное
право
Международное экономическое право
Иные отрасли МПП
Слайд 18ОБЩЕПРИЗННЫЕ НОРМЫ
МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА -
Отличие общепризнанных принципов и общепризнанных норм международного
права в широте предмета регулиро-вания. У принципов он всеобъемлющий. У
норм – более конк-ретный.
В качестве общепризнанных норм международного права, имеющих отношение к местному самоуправлению, можно наз-вать, например, положения Европейской хартии местного са-моуправления 1985 г., представляющую собой международный договор, а также положения всевозможных актов, не являю-щихся международными договорами (приняты в формах резо-люций и рекомендаций Генеральной Ассамблеи ООН, руково-дящих органов Совета Европы), в которых зафиксированы те положения, с которыми согласны практически всё мировое сообщество (они посвящены проблемам организации государ-ственной и муниципальной службы, противодействию кор-рупции, осуществлению государственного контроля и пр.).
это правила поведения, принимаемые и признаваемые между-народным сообществом государств в целом в качестве юриди-чески обязательных.
Слайд 19ОБЩЕПРИЗННЫЕ ПРИНЦИПЫ
МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Влияние общепризнанных принципов международного на проблему местного самоуправления
наиболее наглядно прояв-ляется, например, при реализации принципа всеобщего уваже-ния и
защиты прав человека.
Дело в том, что к числу общепризнанных политических прав человека, которые должны в соответствии с названным принципом уважаться, признаваться и защищаться всеми странами мира, является право каждого человека на Земле принимать участие в управлении своей страной как непо-средственно, так и через свободно избранных представителей. Оно закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ч.1 ст. 21). При этом местное самоуправление выступает одним из способов (форм) реализации названного субъектив-ного политического права человека.
Влияние других принципов сказывается в том, что государ-ство вправе самостоятельно выбрать реализуемую им «мо-дель» местного самоуправления, никто не может навязывать в этом вопросе ему свою волю, государство обязано выполнять свои международные обязательства по вопросам МСУ и т.д.
Слайд 20МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР РФ -
это международное соглашение, заключённое РФ с иностранным
государством (или государствами) ли-бо с международной организацией в письменной форме
и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конк-ретного наименования (п. «а» ст. 2 Федерального закона № 101-ФЗ от 15 июля 1995г. «О международ-ных договорах РФ»).
Для России в интересующем нас контексте таковым является, прежде всего, «Европейская хартия местного самоуправления» 1985 года.
Слайд 21ЕВРОПЕЙСКАЯ ХАРТИЯ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ 1985 г. -
это международный договор регионального
уровня, устанавливающий общедемократические принципы организации и осуществления МСУ, признаваемые государствами-членами
Совета Европы.
В данном договоре даётся определение МСУ, установлена обязанность всех государств-членов Совета Европы провозгласить МСУ в качестве одной из основ своего конституционного строя и гарантировать его осуществление на практике, определён характер отношений МСУ с государ-ством, сформулирован ряд основополагающих принципов организации и осуществления МСУ и ряд иных вопросов.
Для России этот договор вступил в силу с 1.09.1998 г. (ФЗ № 55-ФЗ от 11.04.1998г. «О ратифика-ции Европейской Хартии местного самоуправле-ния»).
Слайд 22ОПРЕДЕЛЕНИЕ МСУ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ХАРТИИ 1985 г.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ - это
право и спо-собность органов местного самоуправления регла-ментировать значительную часть публичных
дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соот-ветствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.
Если сравнить это определение с той характе-ристикой местного самоуправления, которая даётся в Конституции РФ 1993 года, то их отличие – в понимании субъекта МСУ.
В Хартии таковым признаются органы муници-пальной власти, в Конституции РФ (ст. 130) – население муниципальных образований.
Слайд 23КОНСТИТУЦИЯ РФ (ст.130):
«1.Местное самоуправление в Российской Феде-рации обеспечивает самостоятельное решение
на-селением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной соб-ственностью.
2.Местное
самоуправление осуществляется граж-данами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и дру-гие органы местного самоуправления».
Слайд 24ПРИНЦИПЫ, ЗАКРЕПЛЁННЫЕ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ХАРТИИ МСУ:
1) сочетание при осуществлении МСУ
как прямой, так и представительной демократии;
2) необходимость закрепления важнейших
полномочий МСУ конституцией страны или законом;
3) самостоятельность МСУ в пределах своих полномочий;
4) установление полномочий МСУ на основе принципа суб-сидиарности (за МСУ должны быть закреплены те полномо-чия, которые наилучшим образом могут быть решены именно на этом уровне);
5) учёт мнения населения муниципальных образований при изменении их границ, в том числе путём проведения рефе-рендума (там, где это допускается законом);
6) организационная обособленность местного самоуправ-ления по отношению к системе государственного управления и многообразие организационных форм МСУ;
Слайд 25ПРИНЦИПЫ МСУ, ЗАКРЕПЛЁННЫЕ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ХАРТИИ 1985 г.:
7) недопустимость произвольного
вмешательства органов государственной власти в деятельность МСУ, при сохранении за
государством права осуществлять в соответствии с законом контроль и надзор за деятельностью органов МСУ;
8) финансовая самостоятельность МСУ и необходимость наличия у него собственных финансовых ресурсов, соразмер-ных его полномочиям;
9) возможность органов МСУ сотрудничать и вступать в ассоциации с органами МСУ других МО;
10) необходимость государственного гарантирования пра-ва МСУ на судебную защиту т.д.
Всего таких принципов в Хартии содержится несколько десятков. При этом участник данного договора должен приз-нать для себя обязательным не менее 20 из них.
В Конституции РФ 1993 г. и ФЗ № 131-ФЗ от 6.10.2003 г. их признано намного больше.
Слайд 26ИНЫЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ:
- Международный пакт о гражданских и полити-ческих правах
1966 года;
- Декларация о принципах местного самоуп-равления (принята Межпарламентской ассамблеей
государств - участников СНГ в 1994 г.);
- Решения Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, членом которого является Россия (Европейская хартия городов, включающая 58 резолюций и 6 консультативных заключений, принятых постоянной конференцией местных и ре-гиональных органов власти Европы – CLRAE – c 1957 по 1986 годы).
Слайд 27РЕШЕНИЯ КОНГРЕССА МЕСТНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ СОВЕТА ЕВРОПЫ
В данных документах
уделяется большое внима-ние установлению и развитию взаимодействия меж-ду разными уровнями
власти, между органами МСУ и населением муниципальных образований с целью повышения качества жизни последнего.
Например, Европейская Хартия городов исходит из того, что их жители имеют права на: защиту от на-силия; здоровую окружающую среду; осуществление контроля над районом своего проживания; на дос-тойное жилище; охрану здоровья; культурный досуг; свободу передвижения. Данные права должны быть гарантированы городскими властями всем своим жи-телям на недискриминационной основе и соответ-ствующей стратегии развития городов.
Слайд 28МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАКТ О ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВАХ 1966г.
Статья 25
данного договора требует, чтобы его участники обеспечили возможность реального уча-стия
в осуществлении государственной власти и МСУ своим гражданам. В частности, они должны иметь право и возможность без необоснованных ог-раничений:
а) принимать участие в осуществлении власти как непосредственно, так и через свободно выбранных своих представителей;
б) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тай-ном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
Названные и иные требования отражены в нор-мативных правовых актах России по вопросам МСУ.
Слайд 293. ПОЛНОМОЧИЯ ФОГВ ПО ПРАВОВОМУ
РЕГУЛИРОВАНИЮ СФЕРЫ МСУ
Круг данных полномочий
характеризует предмет ре-гулирования тех нормативных актов, которые прини-маются по вопросам
МСУ федеральными органами государственной власти, и установлен ст. 5 ФЗ №131 от 6.10.2003 г. К ним относятся:
- определение общих принципов организации МСУ в РФ (они установлены главами 1, 2 и 8 Конституции РФ 1993 г. и нормами ФЗ №131);
- правовое регулирование по предметам ведения РФ и в пределах полномочий РФ по предметам совмест-ного ведения РФ и субъектов РФ прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государствен-ной власти и их должностных лиц, органов государ-ственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления;
Слайд 30ПОЛНОМОЧИЯ ФОГВ ПО ПРАВОВОМУ
РЕГУЛИРОВАНИЮ СФЕРЫ МСУ:
- правовое регулирование прав,
обязанностей и ответственности граждан, органов местного само-управления и должностных лиц
МСУ по решению вопросов местного значения;
- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов МСУ и должностных лиц МСУ при осуществлении отдельных государствен-ных полномочий, которыми органы МСУ наделены федеральными законами в порядке, установленном Федеральным законом № 131.
Слайд 31ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬ-СТВО ПО ВОПРОСАМ МСУ
Ядром федерального законодательства, регла-ментирующего вопросы построения
и функциониро-вания отечественной системы местного самоуправ-ления является Конституция РФ 1993
г.
Наибольший интерес в ней в интересующем нас контексте представляют нормы Глав 1, 2 и 8, кото-рые в совокупности и образуют конституционные основы местного самоуправления в РФ, т.е. закреп-лённые в действующей Конституции России и гаран-тируемые государством основополагающие прин-ципы организации и функционирования системы местного самоуправления.
Слайд 32КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МСУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Условно конституционные нормы, посвящённые проблеме
МСУ, можно объединить в 4 группы:
1) нормы, определяющие роль
и место МСУ в сис-теме народовластия (статьи 3 и 12);
2) нормы, характеризующие экономическую основу МСУ, каковой выступает муниципальная собствен-ность, в том числе и на землю (статьи 8 и 9);
3) конституционные нормы, характеризующие роль МСУ в обеспечении некоторых конституционных прав и свобод личности (статьи 18, 24, 32, 33, 40, 41, 43,);
4) конституционные нормы, характеризующие субъ-ектов МСУ (граждане и формируемые ими органы МСУ), основные функции МСУ, характер взаимодей-ствия МСУ с государством, а также государственные гарантии МСУ (статьи 130-133 Конституции РФ).
Слайд 33КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МСУ В РФ:
ст. 18; п. 2 ст. 24;
п.
2 ст. 32; ст. 33
Слайд 34КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МСУ В РФ:
Роль органов МСУ в обеспечении права
на медицинскую помощь
Роль органов МСУ в обеспечении права на образование
Установлены
сфера и формы деятельности МСУ
Территориальная основа МСУ
Ст. 72
Слайд 35КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МСУ В РФ:
Возможность передачи МСУ
государственных полномочий
Слайд 36Федеральные законы и иные НПА, регламен-тирующие отдельные аспекты деятельности МСУ
Решения Конституционного Суда РФ по вопросам местного самоуправления
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ
ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Федеральные законы и иные НПА, специально посвященные организации местного самоуправления
Слайд 37ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ, СПЕЦИАЛЬНО
ПОСВЯЩЕННЫЕ ВОПРОСАМ МСУ:
- № 131-ФЗ от 6.10.2003г.
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- №
25 -ФЗ от 2.03.2007г «О муниципальной службе в Российской Федерации»;
- № 55-ФЗ от 11.04.1998 г. «О ратификации Европей-ской Хартии местного самоуправления»;
- № 97-ФЗ от 21.07.2005 г. «О государственной ре-гистрации уставов муниципальных образований»;
- № 3297-I от 14.07.1992г. «О закрытом администра-тивно-территориальном образовании»;
- № 79-ФЗ от 7.04.1999 г. «О статусе наукограда Российской Федерации»;
- № 138-ФЗ от 26.11.1996 г. «Об обеспечении кон-ституционных прав граждан РФ избирать и быть изб-ранными в органы местного самоуправления»
Слайд 38ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОТДЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МСУ:
- Кодексы Российской Федерации
(Бюджетный, Гражданский, Градостроительный, Жилищный, Земельный, Налоговый, Вод-ный, Лесной, Семейный);
-
№ 161-ФЗ от 14.11.2002г. «О государственных и муници-пальных унитарных предприятиях»;
- № 178-ФЗ от 21.12.2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
- № 44-ФЗ от 5.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере заку-пок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях изби-рательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
- № 6-ФЗ от 7.02. 2011 г. «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Россий-ской Федерации и муниципальных образований»;
- № 59-ФЗ от 2.05.2006г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и другие.
Слайд 39ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ:
- Основные положения государственной политики в
области развития местного самоуправления в Рос-сийской Федерации (Указ Президента РФ
№ 1370 от 15.10.1999г.);
- Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муни-ципальных районов (Указ Президента РФ от 28 апре-ля 2008 г. № 607);
- Национальная стратегия противодействия кор-рупции (Указ Президента РФ № 460 от 13.04.2010 г.);
- Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы (Указ Президента РФ № 226 от 11 апреля 2014 г.);
Слайд 40ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ:
- О ведении государственного реестра муниципальных
об-разований Российской Федерации (Постановление Прави-тельства Российской Федерации № 350 от 1.06.2005 г.);
- О мерах по реализации Указа Президента РФ от 28.04.2008 года № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципаль-ных районов» (Постановление Правительства РФ № 1317 от 17 де-кабря 2012 г.);
- Об утверждении Положения о порядке ведения государст-венного реестра уставов муниципальных образований и обес-печения доступности сведений, включенных в него (Приказ Минюста России № 139 от 24.08.2005 г.) и т.д.
Всего на федеральном уровне принято около 2000 право-вых актов (в том числе около 300 ФЗ), так или иначе регламентирующих отношения, складывающиеся в сфере местного самоуправления.
Слайд 41ПОСТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ПО ВОПРОСАМ МСУ:
- № 1-П от
24.01.1997г. «По делу о проверке кон-ституционности закона Удмуртской Республики от
17 апреля 1996г. «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике» (МСУ должно осу-ществляться на всей территории РФ и граждане РФ не могут быть лишены этого права);
- № 3-П от 15.01.1998г. «По делу о проверке консти-туционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Рес-публики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31.10.1994г. «Об органах исполнительной власти в Республике Коми» (подтверждено право населения самостоятельно формировать представительные ор-ганы МСУ и невозможность его ограничения со сто-роны органов государственной власти);
Слайд 42ПОСТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ПО ВОПРОСАМ МСУ:
- № 15-П
от 30.11.2000г. «По делу о проверке кон-ституционности отдельных положений Устава
(Ос-новного закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22.03.1999 г. «О внесении изме-нений и дополнений в Устав (основной закон) Курской области»:
а) обоснована невозможность передачи органам МСУ отдельных государственных полномочий на основании подзаконных нормативных актов;
б) установлена невозможность отказа населения от своего конституционного права на МСУ;
в) определена невозможность передачи органам государственной власти полномочий МСУ.
Слайд 434.ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТОВ РФ ПО ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ МСУ:
- правовое регулирование вопросов
организа-ции местного самоуправления в субъектах РФ в случаях и порядке,
установленных ФЗ № 131;
- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц МСУ по предметам ведения субъектов РФ, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов Российской Федерации;
Слайд 44ПОЛНОМОЧИЯ СУБЪЕКТОВ РФ ПО ПРАВОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ МСУ:
- правовое регулирование прав,
обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов РФ и их
должностных лиц в области МСУ в случаях и порядке, установленных федераль-ными законами;
- правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц МСУ при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы МСУ наделены законами субъектов РФ в порядке, установленном ФЗ-131 (ст. 6 ФЗ № 131).
Слайд 45ВОПРОСЫ МСУ, РЕГУЛИРУЕМЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ:
1. Установление статуса муниципальных образований.
2. Изменение
границ муниципальных образований.
3. Порядок выдвижения инициативы проведения референ-дума (в соответствии
с требованиями ФЗ), порядок его подго-товки и проведения.
4. Преобразование муниципальных образований.
5. Случаи и порядок финансирования обязательств органов МСУ по решению вопросов местного значения из региональ-ного бюджета.
6. Наделение органов МСУ отдельными государственными полномочиями субъекта РФ.
7. Порядок выборов (в соответствии с ФЗ) органов и долж-ностных лиц МСУ.
8. Порядок голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления .
9. Порядок и сроки рассмотрения обращения граждан в ор-ганы МСУ и вопросы административной ответственности за их нарушение.
Слайд 46ВОПРОСЫ МСУ, РЕГУЛИРУЕМЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ:
10.Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчётность,
подконтрольность органов МСУ, а также иные вопросы их организации и
деятельности.
11. Возможность формирования представительных органов муниципальных районов из глав поселений, входящих в состав данных районов, и из депутатов представительных органов та-ких поселений.
12. Условия контракта для главы администрации в части осу-ществления государственных полномочий.
13. Дополнительные требования к кандидатам на должность глав местной администрации.
14. Правовое регулирование муниципальной службы (в соот-ветствии с ФЗ).
15.Требования к формированию, утверждению и исполнению местного бюджета и контролю за его исполнением.
16. Предельные нормативы по оплате труда и численности выборных должностных лиц, депутатов, муниципальных слу-жащих, работников муниципальных предприятий и учреждений для МО, уровень расчётной бюджетной обеспеченности.
Слайд 47ВОПРОСЫ МСУ, РЕГУЛИРУЕМЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ЗАКОНАМИ:
17. Ставки по доходам от региональных
налогов и сборов, зачисляемых в местный бюджет.
18. Порядок расчёта дополнительных
нормативов отчисле-ний от региональных налогов в местные бюджеты.
19. Перечень вопросов местного значения, которые закреп-лены за сельскими поселениями в соответствующем субъекте Федерации;
20. Перечень вопросов местного значения, которые закреп-лены за внутригородскими районами, выделенными в город-ских округах субъекта РФ;
21.Условия применения видов избирательных систем в му-ниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципаль-ного образования и других обстоятельств) и пр.
В настоящее время ФЗ № 131 предусматривает 56 правовых позиций, которые должны регулироваться законами субъектов Федерации.
Слайд 48ЗАКОНЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ВОПРОСАМ МСУ:
- Устав Тверской области 1996г.
(глава 28);
- № 4-ЗО от 18.01.2005г. «Об установлении границ
муници-пальных образований Тверской области и наделении их ста-тусом городских округов, муниципальных районов»;
- № 61-ЗО от 14.04. 2005г. «Об установлении наименований органов местного самоуправления муниципальных образо-ваний Тверской области»;
- № 72-ЗО от 28.04.2005г. «Об органах и должностных лицах местного самоуправления вновь образованных муниципаль-ных образований Тверской области»;
- № 70-ЗО от 3.10.2002г. «О статусе города Твери – админи-стративного центра Тверской области»;
- № 13-ЗО от 18.01.2006г. «О бюджетном процессе в Тверской области»;
Слайд 49ЗАКОНЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ВОПРОСАМ МСУ:
- № 49 от 30.01
1997 г. «О депутате представительного органа муниципального образования Тверской области»;
- 36 областных законов об установлении границ МО, вхо-дящих в состав территорий муниципальных районов Твер-ской области (с № 17-ЗО по № 52-ЗО от 28.02.2005);
- № 121-ЗО от 9.11.2007г. «О регулировании отдельных воп-росов муниципальной службы Тверской области»;
- № 2 от 22.09.1994 г. «О местных референдумах в Тверской области»;
- «Избирательный кодекс Тверской области» (№ 20-ЗО от 7.04.2003 г.);
- № 46-ЗО от 9 июня 2009 г. «О полномочиях органов госу-дарственной власти Тверской области по взаимодействию с Советом муниципальных образований Тверской области»;
Слайд 50ЗАКОНЫ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ВОПРОСАМ МСУ:
- 36 областных законов, регулирующие
передачу собственности от муниципальных районов поселе-ниям (Закон Тверской области №
50-ЗО от 09.04.2008
«О разграничении муниципального имущества меж-ду Пеновским районом Тверской области и входя-щими в его состав поселениями» и др.);
- областные законы о наделении органов мест-ного самоуправления отдельными государственны-ми полномочиями (№12-ЗО от 3.02.2010 г. «О наделе-нии органов местного самоуправления Тверской об-ласти отдельными государственными полномочи-ями Тверской области в сфере осуществления до-рожной деятельности») и т.д.
Слайд 51НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОИВ ОБЛАСТИ ПО ВОПРОСАМ МСУ:
- «Об образовании
региональных Советов глав муниципальных образований Тверской области при Губернаторе области»
(Постановление Губернатора Тверской области от 02.07.1997 г. № 358);
- О государственной программе Тверской области «Обеспечение взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований Твер-ской области» на 2013 - 2018 годы (Постановление Правительства Тверской области от 16 октября 2012 года № 603-пп);
- «Об оценке эффективности деятельности орга-нов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тверской области» (Распо-ряжение Правительства Тверской области от 29 ап-реля 2013 г. № 201-рп) и пр.
Слайд 525. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ В СТРУКТУРЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ МСУ
Вопросы, правовое
регулирование которых отне-сено к полномочиям органов МСУ и которые пред-определяют
пределы муниципального правотворче-ства, условно можно разделить на три группы:
1)подлежащие обязательному отражению в уставе муниципального образования в соответствии с тре-бованиями Федерального закона;
2) подлежащие регулированию органами МСУ в со-ответствии с законами субъекта Федерации;
3) отнесенные к исключительному ведению муни-ципальных образований.
Слайд 53ПРИНЦИПЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВОТВОРЧЕСТВА:
1.Концентрированность действий (деятельность всех субъектов муниципального правотворчества должна
подчиняться одной общей цели – своевре-менное создание качественного «продукта»).
2.
Комплексность (системность) МПА (они не дол-жны противоречить уже принятым актам).
3. Объективность правотворчества (принимае-мые МПА должны соответствовать действительным потребностям МО).
4. Научность правотворчества (правотворческий процесс должен соответствовать выводам теории).
5.Поэтапность муниципального правотворчест-ва (оно состоит из определённых стадий).
Слайд 54ОСНОВНЫЕ СТАДИИ МУНИЦИ-ПАЛЬНОГО ПРАВОТВОРЧЕСТВА:
- внесение проекта МПА;
- рассмотрение (обсуждение) проекта
МПА ;
- принятие МПА;
- опубликование муниципального правового акта;
- внесение
МПА в специальный Регистр.
Помимо официального печатного органа, в соответ-ствии с требованиями ФЗ № 8-ФЗ от 9.02.2009 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуп-равления» проекты наиболее важных МПА, уже приня-тые муниципальные правовые акты, помимо прочего, ещё размещаются и на официальных сайтах МО.
Слайд 55МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ -
это решения по вопросам МСУ или
по вопросам осуществления органами МСУ отдельных государ-ственных полномочий, принятые в
установленном порядке населением, органами и (или) должност-ными лицами МСУ, документально оформленные и обязательные для исполнения на территории соответствующего МО.
Перечень таких актов содержится в ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих прин-ципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Слайд 56СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ (МПА):
1) устав муниципального образования;
2) муниципальные
правовые акты, принятые на местном референдуме или сходе граждан (решения);
3) муниципальные правовые акты представительного орга-на МО (решения);
4) правовые акты главы МО (постановления и распоряже-ния);
5)постановления и распоряжения местной администрации;
6) нормативные акты иных органов и должностных лиц ме-стного самоуправления, предусмотренных уставом МО (рас-поряжения и приказы).
МПА подлежат включению в регистр муниципальных нор-мативных правовых актов субъекта РФ.
Слайд 57ТИПИЧНЫЕ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ:
- положения о местных референдумах и выборах;
-
положение о ТОС на территории МО;
- положения о порядке
управления собственно-стью муниципального образования;
- правила землепользования и застройки;
- правила торговли;
- положение о муниципальном заказе;
- положение о муниципальной службе;
- этический кодекс муниципального служащего;
- план противодействия коррупции и др.
Слайд 58УСТАВ МО -
это принятый представительным органом муници-пального образования его учредительный
акт, за-крепляющий территориальные, организационные, финансово-экономические и иные основы осущест-вления местного
самоуправления на территории соответствующего муниципального образования.
Требования к его содержанию установлены ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих прин-ципах организации местного самоуправления в Рос-сийской Федерации».
В системе МПА Устав занимает особое место в связи с наличием у него особых свойств.
Он подлежит государственной регистрации.
Слайд 59ОСОБЕННОСТИ УСТАВА МО:
- особый субъект, от имени которого он принима-ется
(население муниципального образования);
- особый порядок его принятия и изменения;
- его
легитимность и стабильность;
- учредительный характер данного акта;
- он является комплексным МПА, охватывающим все основные стороны организации МСУ в МО;
- его наивысшая сила в сравнении с иными МПА (все другие МПА должны ему соответствовать);
- он определяет порядок и процедуры деятель-ности всех субъектов муницип. правотворчества;
- Устав МО задает направления всему процессу муниципального правотворчества.
Слайд 60СОДЕРЖАНИЕ УСТАВА МО:
1) наименование муниципального образования;
2) перечень вопросов местного значения;
3)
формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного
значения, в том числе путём образования органов ТОС;
4) структура и порядок формирования органов МСУ;
5) наименования и полномочия выборных и иных органов, а также должностных лиц МСУ;
6) виды, порядок принятия (издания), официального опуб-ликования (обнародования) и вступления в силу МПА;
7)срок полномочий представительного органа муниципаль-ного образования, депутатов, членов иных выборных органов и должностных лиц МСУ, а также основания и порядок прек-ращения полномочий указанных органов и лиц;
Слайд 61СОДЕРЖАНИЕ УСТАВА МО:
8) виды ответственности органов и должностных лиц МСУ,
основания наступления этой ответст-венности и порядок решения соответствующих воп-росов, в
том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномо-чий выборных органов и должностных лиц МСУ;
9) порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения мест-ного бюджета, осуществления контроля за его ис-полнением, составления и утверждения отчета об исполнении местного бюджета в соответствии с БК Российской Федерации;
10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования и пр.
Слайд 62ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ НЕКОТОРЫХ МПА
МПА могут приниматься и путём прямого волеизъявления
населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме (сходе граждан).
При этом,
если для реализации решения, принятого путём прямого волеизъявления населения муниципального образо-вания, дополнительно требуется принятие (издание) МПА, ор-ган или должностное лицо МСУ, в компетенцию которых вхо-дит принятие (издание) указанного акта, обязаны в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на ре-ферендуме (сходе граждан), определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего МПА. Указанный срок не может превышать три месяца.
Нарушение срока издания МПА, необходимого для реали-зации решения, принятого путём прямого волеизъявления населения, является основанием для отзыва выборного должностного лица МСУ, досрочного прекращения полно-мочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта, или досрочного прекращения полномочий выборного органа местного самоуправления.
Слайд 63ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ НЕКОТОРЫХ МПА
Проекты муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающие вопросы
осуществления пре-дпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия (ОРВ),
проводимой МСУ в порядке, установленном муници-пальными нормативными правовыми актами в соот-ветствии с законом субъекта Федерации.
ОРВ проектов муниципальных нормативных пра-вовых актов проводится в целях выявления поло-жений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствую-щих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельно-сти и местных бюджетов (ч. 3 ст. ст. 46 ФЗ № 131).
Слайд 64ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ -
Названная деятельность в различных странах обозначается аббревиатурой
ОРВ или АРВ (от англ. Impact Assessment, Re-gulatory Impact Assessment,
Regulatory Impact Analysis; нем. Gesetzesfolgenabschatzung, GFA; фр. revaluation des politiques publiques et aux etudes d'impact).
Вообще же впервые элементы ОРВ стали разрабатываться в ряде западных стран в конце 60-х гг. XX в. На сегодняшний день она применяется не только ведущими странами мирах, но и в иными государствами (в Болгария, Хорватия, Сербия, Румыния, Эстония). Система ОРВ внедряется также и на постсоветском пространстве (Украина, Молдавия, Киргизия).
это относительно новый для России «инструмент» государст-венного и муниципального управления, который стал внед-ряться в отечественную управленческую практику в ходе про-водимой в настоящее время в России административной ре-формы с целью повышения эффективности системы публич-ного управления.
Слайд 65ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ -
это комплекс эмпирических исследований, проводи-мых специалистами-профессионалами, с
целью про-гнозирования и оценки возможного влияния пре-дложенных государственными (муниципальными) ор-ганами
власти мер, которые предусматривают вме-шательство власти в функционирование рынков и публичного сектора, а также в деятельность других заинтересованных лиц, учреждений и организаций.
ОРВ на муниципальном уровне вводится:
1) в городских округах, являющихся административными цен-трами субъектов РФ, - с 1 января 2015 года;
2) в муниципальных районах, городских округах и внутриго-родских территориях городов федерального значения - с 1 янва-ря 2016 года;
3) в иных муниципальных образованиях - с 1.01.2017 года.
Слайд 66ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОРВ:
- повышение качества нормативных правовых актов;
- «расчистка» правового
поля от мертвых и неэффектив-ных норм;
- упрощение управленческой среды и
сокращение «плот-ности» регулирования;
- достижение согласованности между различными отрас-левыми и секторальными политиками;
- прогнозирование возможных побочных и латентных эф-фектов программ и политик.
Ключевой составляющей в подготовке заключения об оцен-ке регулирующего воздействия является институт публичного обсуждения, применение которого на регулярной основе в рамках процедур оценки регулирующего воздействия впервые позволило закрепить за представителями бизнес-ассоциаций, общественных организаций и научного сообщества роль пол-ноценных участников правотворческого процесса.
Слайд 67ИЗБРАННЫЕ МЕТОДЫ ОРВ
Анализ «издержки -
выгоды»
Выявление и
перевод в
денежную форму
max
количества
издержек и выгод
всех участников
Анализ «издержки -
эффективность»
Подразумевает
расчёт индекса
прогнозируемых
издержек и
достижения
необходимого
социального эффекта
Анализ рисков
Включает в себя
количественный
анализ
величины всех
рисков, которые
предполагаемый
регулирующий акт
призван сократить
Все вышеназванные методы, как правило, применяются комбинированно
Слайд 68ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРВ:
- оценка степени воздействия на окружающую сре-ду (ОВОС);
-
оценка воздействия на материальное положение населения (риски ухудшения его материального
поло-жения);
- оценка воздействия на конкуренцию;
- анализ социальных эффектов;
- оценка воздействия на развитие среднего и ма-лого бизнеса и др.
Слайд 69НЕОБХОДИМОСТЬ ОРВ
Его необходимость обусловлена тем, что обще-ство должно быть застраховано
от решений (зако-нов и иных НПА), которые в силу тех
или иных обстоятельств могут быть приняты в ущерб жизни и здоровью граждан, а средства налогоплательщи-ков могут расходоваться неэффективно.
В социальном контексте ОРВ - это механизм, создающий условия для координирования интере-сов конкретных социальных групп с потребностями развития общества, то есть согласования про-тиворечивых интересов в условиях недостаточно-сти ресурсов для функционирования и развития социума в целом.
С его помощью обеспечивается достижение ком-промисса в процессе государственного (муници-пального) регулирования социальных, экономичес-ких, политических, правовых, нрав-ственных и иных отношений.
Слайд 70ПОЗИЦИЯ ГОСУДАРСТВА ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРОБЛЕМАМ ОБЩЕСТВА ДО ВВЕДЕНИЯ ОРВ
ОРВ
позволяет государству увидеть и услышать проблемы общества, а затем начать
диалог с ним для поиска решений
Слайд 72ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРОВЕДЕНИЯ ОРВ В РФ:
- Постановление Правительства РФ №
1318 от 17.12.2012 г. «О порядке проведения федеральными органами исполнительной
власти оценки регули-рующего воздействия проектов нормативных пра-вовых актов, проектов поправок к проектам феде-ральных законов и проектов решений Совета Евра-зийской экономической комиссии, а также о вне-сении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
- Порядок подготовки заключений об оценке регу-лирующего воздействия на проекты актов, подго-тавливаемых федеральными органами исполни-тельной власти (утверждён Приказом Минэконом-развития РФ от 31.08.2010 г. № 398);
Слайд 73ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРОВЕДЕНИЯ ОРВ В РФ:
В соответствии со ст. 46
ФЗ № 131, ОРВ на муни- ципальном уровне проводится в
соответствии со специальным МПА, принятым на основе соответ-ствующего регионального закона.
В Тверской области таковым является Закон №17-ЗО от 26.03.2014 года «О проведении оценки регулирующего воздействия проектов норматив-ных правовых актов Тверской области и проектов муниципальных нормативных правовых актов, зат-рагивающих вопросы осуществления предпринима-тельской и инвестиционной деятельности, и прове-дении экспертизы нормативных правовых актов Тверской области и муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осущест-вления предпринимательской и инвестиционной деятельности».
Слайд 74ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРОВЕДЕНИЯ ОРВ В РФ:
В плане оказания методической помощи
субъек-там регионального правотворчества Министерст-вом экономического развития России приняты спе-циальные «Методические
рекомендации по внедре-нию процедуры и порядка проведения оценки регу-лирующего воздействия в субъектах Российской Федерации» (Приказ МЭР России от 25 сентября 2012 № 623), которые могут быть использованы на муниципальном уровне для разработки собствен-ных документов по данному вопросу.
Слайд 75ПОДГОТОВКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Проекты принимаемых МПА могут вноситься де-путатами
представительного органа МО, главой МО, иными выборными органами МСУ, главой
местной администрации, органами ТОС, инициативными груп-пами граждан, а также иными субъектами правотвор-ческой инициативы, установленными уставом МО.
Порядок внесения проектов муниципальных право-вых актов, перечень и форма прилагаемых к ним до-кументов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должно-стного лица местного самоуправления, на рассмот-рение которых вносятся указанные проекты.
Слайд 76ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ МПА
Муниципальные правовые акты вступают в силу
в порядке, установленном уставом МО, за иск-лючением нормативных правовых актов
предста-вительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности че-ловека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) МПА устанавливается уставом МО и должен обеспечи-вать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением МПА или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Слайд 77ОТМЕНА МПА И ПРИОСТАНОВЛЕ-НИЕ ИХ ДЕЙСТВИЯ
Муниципальные правовые акты могут
быть от-менены или их действие может быть приоста-новлено органами или
должностными лицами МСУ, принявшими (издавшими) соответствующий МПА, в случае упразднения таких органов или соответ-ствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами или должностными лицами МСУ, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия МПА отнесено принятие (издание) соответствующего акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами МСУ отдельных госполномочий, переданных им федеральными законами (законами субъектов РФ), - уполномоченным органом госвласти (федераль-ным или региональным).
Слайд 78ОТМЕНА МПА И ПРИОСТАНОВЛЕ-НИЕ ИХ ДЕЙСТВИЯ
Действие муниципального правового акта, не
имеющего нормативного характера, незамедлитель-но приостанавливается принявшим (издавшим) его органом или
должностным лицом МСУ в случае получения соответствующего предписания Уполно-моченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, выданного в пределах его полномочий.
Исполнительно-распорядительные органы (дол-жностные лица местного самоуправления) об исполнении полученного предписания обязаны сообщить Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в 3-х дневный срок, а представительные органы МСУ - не позднее трёх дней со дня принятия ими решения.