Слайд 1ГКОУВПО « Российская таможенная академия»
Санкт- Петербургский им. В. Б. Бобкова
филиал
кафедра уголовно-правовых дисциплин
Презентация на тему:
«Преступления должностных лиц, посягающие на установленные
Конституцией РФ и ФЗ гарантии и свободу осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности»
Подготовили: студентки 4 курса группы 422
Борунова Я., Пац Ю.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - 2013
Слайд 4Статья 169. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности
Слайд 6Объективная сторона
Объективная сторона характеризуется воспрепятствованием законной предпринимательской и иной
экономической деятельности.
Воспрепятствование означает создание каких-либо препятствий, помех или создание таких
условий, при которых предпринимательская деятельность становится невозможной или она существенно ограничивается.
Слайд 7Воспрепятствование может совершаться как действием, так и бездействием и проявляться
в 6 формах преступной деятельности:
неправомерный отказ в регистрации индивидуального
предпринимателя или юридического лица;
Неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица выражается в открытом нежелании уполномоченного лица провести регистрацию, несмотря на то, что все основания для данной регистрации имеются.
Слайд 8уклонение от их регистрации;
Уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или
ЮЛ - это скрытая форма воспрепятствования законной предпринимательской деятельности. В
отличие от отказа в регистрации, который носит официальный характер, уклонение от регистрации может выражаться под различными предлогами в неоднократном непринятии документов, в сознательном нарушении сроков регистрации.
Государственная регистрация должна быть осуществлена в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. В течение этих сроков уполномоченные должностные лица должны выдать регистрационные свидетельства заинтересованным лицам или уведомить их об отказе в регистрации. Умышленное затягивание сроков выдачи регистрационного свидетельства, при отсутствии уважительных причин, образует признаки преступления во второй форме.
Слайд 9неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной
деятельности;
Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление
определенной деятельности выражается в открытом нежелании выдать лицензию на законных основаниях. Лицензирующий орган обязан принять решение о выдаче лицензии и сделать запись в государственном реестре или об отказе в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии с приложением всех необходимых документов (ч. 2 ст. 9 Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Закон называет только два основания для отказа: а) представление недостоверных или искаженных сведений; б) если объекты, принадлежащие или используемые соискателями, не соответствуют лицензионным требованиям (экологического, санитарно-эпидемиологического, гигиенического или противопожарного характера). Отказ в выдаче лицензии по другим основаниям (например, по причине отсутствия средств для проведения экспертизы) является незаконным и может быть основанием привлечения должностного лица к уголовной ответственности по ст. 169 УК (по признакам третьей формы преступной деятельности).
Слайд 10уклонение от его (ее) выдачи;
Уклонение от выдачи лицензии выражается
в затягивании сроков (свыше 60 дней) оформления специальных разрешений и
является пассивной формой неправомерного отказа, например выдача лицензии откладывается на неопределенное время под предлогом временной ненужности конкретного вида деятельности в данной местности.
Слайд 11ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица
в зависимости от организационно-правовой формы;
Никакое ДЛ не имеет права
ограничивать права и законные интересы ИП или ЮЛ, если это ограничение не установлено законом (ст. 55 Конституции РФ). Поэтому предоставление каких-либо льгот или установление преимуществ, а также лишение этих преимуществ образуют признаки данного состава.
Слайд 12ограничение самостоятельности или иное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или
юридического лица.
Ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность ИП
или ЮЛ является нарушением основных начал предпринимательской деятельности: самостоятельности и независимости.
Вмешательство в предпринимательскую деятельность со стороны государственных органов и должностных лиц возможно только в случаях нарушения правил охраны труда, санитарно-эпидемиологических правил, техники безопасности и других правил, обеспечивающих жизнедеятельность общества. Вмешательство возможно также в целях ограничения монополизма и недобросовестной конкуренции.
В иных случаях вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица будет признано неправомерным.
Слайд 13При характеристике объективной стороны указывается дополнительный признак - способ: с
использованием служебного положения лица, осуществляющего регистрацию субъектов предпринимательства, выдачу лицензии,
или лица, взаимодействующего с предпринимательством в иных формах.
Слайд 15Субъект преступления - только должностное лицо.
Субъект
Понятие должностного лица дается
в примечании к ст. 285 УК РФ.
Но в анализируемой
статье имеется в виду специальное должностное лицо, уполномоченное от имени государства на проведение регистрации субъекта предпринимательства или выдачу ему лицензии на занятие отдельными видами предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вмешательство в предпринимательскую деятельность может осуществляться и другими должностными лицами.
Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
Слайд 16Субъективная сторона
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что
своими действиями препятствует законной предпринимательской деятельности, и желает действовать таким
образом.
Мотивы могут быть различными: желание продемонстрировать власть, месть, но чаще всего корысть.
Слайд 17
ИП или ЮЛ, чьи права были нарушены незаконным вмешательством должностного
лица (отказ в регистрации, выдаче лицензии, ограничение самостоятельности и т.п.),
в соответствии с Конституцией РФ (ст. 46), гражданским законодательством (ст. 11, 12, 13 ГК РФ) и другими нормативными актами вправе обжаловать действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления в суд (арбитражный суд).
Законодательная конструкция ч. 2 ст. 169 УК не исключает возможности неосторожной вины по отношению к причинению крупного ущерба, хотя в целом преступление признается умышленным (ст. 27 УК).
Слайд 18
Часть 2 ст. 169 УК РФ содержит 2 отягчающих признака:
воспрепятствование законной предпринимательской деятельности после вступления в законную силу судебного
акта;
причинение крупного ущерба.
Слайд 19
Первое отягчающее обстоятельство влияет на квалификацию преступления, когда воспрепятствование законной
предпринимательской деятельности продолжалось уже после судебного решения, определившего неправомерность действий
должностного лица, отказавшего в регистрации ИП или ЮЛ или совершившего другие действия, предусмотренные ст. 169 УК РФ.
Такое воспрепятствование имеет повышенную степень общественной опасности, поскольку сопряжено с игнорированием акта судебной власти.
Слайд 20
Понятие крупного ущерба - второе отягчающее обстоятельство - раскрывается в
примечании к ст. 169 УК РФ.
Крупным размером, крупным ущербом,
доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 1 миллион 500 тысяч рублей, особо крупным - 6 миллионов рублей.
Слайд 21Статья 170. Регистрация незаконных сделок с землей
Слайд 22Общественная опасность преступлений, предусмотренных в ст. 170 УК, заключается в
нарушении экономических интересов государства и граждан как участников законного оборота
земельных участков.
Сделки с землей подлежат государственной регистрации (ст. 164 ГК).
Порядок ведения государственного земельного кадастра установлен Федеральным законом от 2 января 2000 г. “О государственном земельном кадастре”.
Поскольку уголовная ответственность установлена за искажение учетных данных государственного земельного кадастра, представляется, что предметом данного преступления являются только основные документы государственного земельного кадастра: Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы).
Слайд 25Субъект
Субъект преступления - должностное лицо, уполномоченное регулировать земельные отношения и
исполнять контролирующие функции, которое, используя свое служебное положение, совершает действия,
нарушающие закон: регистратор прав на недвижимое имущество и сделок с ним, должностное лицо комитета по земельным ресурсам и землеустройству, должностные лица органов исполнительной власти или органов местного самоуправления и т.п.
С учетом вида совершенного деяния круг должностных лиц, ответственных за данные преступления, различен.
Слайд 26
Ответственность за регистрацию незаконных сделок с землей несут регистраторы прав
на недвижимое имущество и сделок с ним, возглавляющие соответствующие учреждения
юстиции, а за искажение учетных данных государственного земельного кадастра – должностные лица, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра.
Значительно шире круг должностных лиц, ответственных за занижение размеров платежей за землю. Это могут быть должностные лица органов местного самоуправления, незаконно понизившие ставки или установившие льготы по земельному налогу для отдельных плательщиков, а также должностные лица налоговых органов, умышленно занизившие размер земельного налога с гражданина. При умышленном занижении нормативной цены на землю в случаях ее продажи гражданам ответственность несут должностные лица органов местного самоуправления.
Слайд 28Статистика зарегистрированных преступлений в сфере экономической деятельности в 2011 году
(МВД России) (число фактов)