Слайд 1Тема 2. Региональная политика
Воронина Л.И.,
к.э.н., доцент кафедры экономики
Кемеровского института (филиала)
«РЭУ им. Г.В. Плеханова»
Слайд 2Вопрос 1.
Региональная экономическая политика: цели, задачи, основные направления.
Слайд 3Региональная политика государства -
сфера деятельности по управлению
экономическим, социальным и
политическим развитием страны в
пространственном, региональном
аспекте, то есть, связанная
с
взаимоотношениями между
государством и районами, а также
районов между собой.
Слайд 4Государственная региональная политика
(государственная политика регионального развития) – система законодательных,
административных и
экономических мер, осуществляемых государством с целью наиболее рационального размещения
производительных сил и системы расселения, а также выравнивания уровня жизни населения.
Слайд 5Главная цель региональной политики России заключается в обеспечении сбалансированного социально-экономического
развития ее субъектов, выравнивании территориальных диспропорций в уровне социально-экономического развития
и качества жизни населения регионов.
Слайд 6Государственная региональная политика меняется в зависимости от
исторических этапов развития
государства,
степени самостоятельности регионов и
федеральных приоритетов
Слайд 7Государственная региональная политика должна:
обеспечивать интеграцию регионов в глобальный рынок;
способствовать
ускоренному социально-экономическому развитию страны за счет оптимизации распределения производительных сил
по ее территории;
Слайд 8Государственная региональная политика должна:
обеспечивать целостность государства (тесное взаимодействие регионов),
открывающую доступ всех территорий и их населения к источникам социально-экономического
роста;
содействовать повышению конкурентоспособности регионального производства.
Слайд 9К задачам государственной региональной политики относятся:
формирование единого экономического, социального
и правового пространства на всей территории РФ с учетом интересов
и приоритетов регионального развития;
создание условий для обеспечения самодостаточного, сбалансированного и устойчивого экономического и социального развития каждого региона;
создание условий для обеспечения равного качества жизни в различных регионах России.
Слайд 10Объектами государственной региональной политики являются:
отдельные регионы РФ (субъекты РФ
и макрорегионы), в отношении которых осуществляется государственная политика регионального развития.
Слайд 11Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020
года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г.
№1662-р;
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009г. №537;
Слайд 12Цели и задачи РЭП, как следует из анализа мирового опыта,
отражают приоритеты государственного регулирования, вытекающие из диагностики региональных (территориальных) проблем,
требований стратегии территориального развития, политической и социально-экономической конъюнктуры.
Слайд 13При внешнем разнообразии формулировок целей РЭП в разных странах они
всегда представляют собой некий компромисс между стремлением к большей экономической
эффективности и поддержанием социальной справедливости в территориальном развитии. Цели РЭП нередко формируются в терминах уменьшения неравенства в уровнях экономического и социального развития регионов страны.
Слайд 14Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов как один из целевых ориентиров
социально-экономического развития Российской Федерации требует синхронизации таких направлений региональной политики,
как:
Слайд 15стимулирование экономического развития путем создания новых центров экономического роста в
регионах на основе конкурентных преимуществ;
координация инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных
стратегий бизнеса в регионах с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений, в том числе демографических;
сокращение дифференциации в уровне и качестве жизни населения в регионах с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики.
Слайд 16Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года (цели):
Для
Кемеровской области с базовым сектором в виде добычи сырья и
его первичной переработки с высокой степенью зависимости от циклической рыночной конъюнктуры на глобальных товарных рынках стратегической целью государственной политики по социально-экономическому развитию на долгосрочную перспективу становится повышение конкурентоспособности региона и рост на этой базе благосостояния жителей региона.
Слайд 171. Обеспечение стабильного роста в базовом секторе экономики региона (оберегать
и поддерживать сильные конкурентные преимущества, завоеванные позиции).
1.1. Развитие сырьевой
базы базового сектора
1.2. Наращивание потребления продукции базового сектора внутри страны и выход на новые рынки
1.4. Развитие системы подготовки кадров, стабилизация рынка труда, развитие системы расселения
Слайд 182. Диверсификация регионального хозяйства (реализовывать существующие, но пока не использованные
заделы) - повышение глубины переработки сырья в регионе:
2.1. Развитие
энергокомплексов на базе угольных предприятий.
2.2. Газификация угля
2.3. Добыча метана из угольных пластов
2.4. Формирование в Кемеровской области общероссийского центра сервисного и технологического обеспечения горно-добывающей промышленности, развитие специализированного машиностроения
Слайд 213. Создание инновационного задела для роста новых секторов производства
3.1.
Развитие в Кемеровской области инновационного центра национального уровня по разработке
и реализации новых технологических решений в сфере использования угля.
3.3. Использование уникального природно-рекреационного потенциала региона. Туристические горнолыжные комплексы:
а) «Шерегеш» б) «Танай»
Слайд 22Между целями (задачами) РЭП существуют противоречия, обусловленные, прежде всего, ограниченностью
средств для их достижения, а также подвижностью представлений об их
приоритетности со стороны субъектов РЭП и общества.
Слайд 23Для периода экономического спада, сопровождающегося уменьшением реальной массы финансовых ресурсов
государства, наиболее сильное противоречие состоит в том, что значительную часть
государственных ресурсов приходится расходовать на социальную поддержку бедствующих регионов, что усугубляет ситуацию с выделением ресурсов для стимулирования возобновления экономического роста и повышения экономической эффективности.
Слайд 24В дальнейшем состав и взаимосвязи целей и задач РЭП будут
адаптироваться к меняющимся ситуациям. Главное, чтобы каждой цели и задаче
соответствовали определенные правовые, организационные, экономические средства их реализации и система контроля «цель-результат».
Слайд 25Вопрос 2.
Нормативная база региональной экономической политики в РФ. Средства
реализации региональной экономической политики.
Слайд 26Конституция РФ 1993 г. – зафиксированы фундаментальные требования, обеспечивающие единство
экономического пространства страны:
равноправие субъектов федерации во взаимоотношениях с федеральными органами
власти (ст.5)
Слайд 27недопущение установления внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных
препятствий для свободного движения товаров, услуг и финансовых средств (ст.
74) и др.
Слайд 28принятие федеральных законов и других нормативных актов, регулирующих важные сферы
регионального (территориального) развития;
совершенствование правовых основ экономического федерализма.
Слайд 29Первая группа – это законы и акты, определяющие рамочные условия
региональной политики. Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О
стратегическом планировании в Российской Федерации».
Слайд 30Устанавливает правовые основы стратегического планирования в РФ, координации государственного и
муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.
Слайд 31Вторая группа - законы и акты по направлениям экономической и
социальной политики с существенными региональными аспектами. Например, в него входят
Бюджетный, Налоговый, Жилищный кодексы, Закон «О недрах», Государственная программа содействия занятости населения.
Слайд 32Третья группа - законы и акты, регулирующие развитие «особых» территорий.
Это Закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области», Закон
«О закрытом административно-территориальном образовании» и др.
Слайд 33Четвертая группа - законы и акты, устанавливающие дифференцированные по регионам
социальные нормативы, являющиеся целевыми ориентирами в региональной политике. Такие нормативы
необходимы для того, чтобы гарантировать населению компенсацию дискомфортных природно-климатических условий, транспортной недоступности и других негативных региональных факторов посредством дополнительных доходов, расходов на социальные нужды.
Слайд 34В настоящее время основным документом, определяющим ключевые направления региональной политики
в России, являются
«Основы государственной политики регионального развития РФ на
период до 2025г.», утв. Указом Президента РФ от 16 января 2017 г. № 13.
Определяются цели, механизмы и приоритетные мероприятия государственной политики в области регионального развития.
Слайд 35Средства реализации региональной экономической политики.
Прогнозирование территориального и регионального социально-экономического развития;
Прямое
государственное участие в развитии объектов экономики и социальной сферы в
регионах;
Размещение государственных заказов (закупок);
Слайд 36Средства реализации региональной экономической политики (продолжение)
Организационная, правовая, информационная поддержка регионов
в тех областях деятельности, где компетенция и возможности региональных властей
недостаточны или ограничены;
Применение экономических механизмов и регуляторов;
Федеральные программы регионального развития;
Создание особых экономических зон.
Слайд 37Вопрос 3. Реализация приоритетных национальных проектов в сферах образования, медицины,
жилья, сельского хозяйства, малом предпринимательстве, культуре.
Слайд 38Региональные программы представляют собой разновидность целевых комплексных программ и служат
инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического
развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем.
Слайд 39Реализация приоритетных национальных проектов в Кемеровской области
С 2006 года
на территории Кузбасса началась реализация четырех приоритетных национальных проектов: «Здоровье», «Образование»,
«Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Развитие АПК» - и приоритетного регионального национального проекта «Культура».
С 2007 года стартовал еще один приоритетный региональный национальный проект – «Малый бизнес».
Слайд 40
Общий объем выполненных работ по приоритетным национальным проектам в 2013
г.
Слайд 41
Общий объем выполненных работ по приоритетным национальным проектам в 2014
г.
Слайд 42Здравоохранение
Основные цели и задачи
Цели:
Повышение доступности медицинской помощи.
Улучшение качества медицинской помощи.
Укрепление
здоровья кузбассовцев.
Слайд 43Здравоохранение
Задачи:
Обеспечение приоритетности развития первичной медицинской помощи.
Усиление профилактической направленности здравоохранения.
Удовлетворение потребности
населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи.
Создание условий для рождения здорового
ребенка.
Повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении и др.
Слайд 44Основные приоритеты национального проекта
Развитие первичной медико-санитарной помощи, в том
числе её профилактического направления.
Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.
Оптимизация медицинской помощи
и обеспечение эффективного использования ресурсов здравоохранения.
Слайд 45Малый бизнес
В Кемеровской области программные мероприятия по государственной поддержке малого
предпринимательства реализуются уже на протяжении 9 лет.
Программа государственной поддержки малого
предпринимательства Кемеровской области на 2005-2007 годы, которая принята в соответствии с Законом Кемеровской области 09.12.97 N 39-ОЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Кемеровской области»
Слайд 46Малый бизнес
Цели:
выровнять потенциал развития малого предпринимательства в городах и районах
Кемеровской области;
обеспечить рост малого предпринимательства на новом уровне, для перехода
Кузбасса от сырьевой направленности к производству товаров с высокой долей переработки и добавленной стоимости.
Слайд 47Малый бизнес
Основные задачи:
продолжить совершенствование действующего законодательства в сфере поддержки малого
предпринимательства;
продолжить развитие инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
обеспечить развитие кредитно-финансовых
механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие малого предпринимательства и др.
Слайд 48Основные приоритеты национального проекта
Совершенствование действующего законодательства в сфере поддержки
малого предпринимательства;
Развитие инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства и расширение
предоставляемых ею услуг (совершенствование работы системы фондов поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторов, учебно-деловых центров и т.д.);
Слайд 49Основные приоритеты национального проекта (продолжение)
Кредитно-финансовая и имущественная поддержка малого предпринимательства
(развитие механизмов компенсации части процентной ставки по банковским кредитам, кредитно-гарантийного
механизма, финансовой поддержки инвестиционных проектов и т.д.);
Стимулирование инновационной и производственной деятельности (стимулирование малых предприятий-экспортеров, инновационных предприятий).