Слайд 1Некоторые современные тенденции школьного воспитания
А.Н.Шевелев
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2
Васильева о современном школьном образовании
От услуг к подвигу и служению
                                                            
                                    
учителя. Забота об учителе (главное) ответственность учителя. Творчество учителя, а
                                    не бумаги.
Приоритет воспитания: ГПВ, ДНВ, ТВ. Литература, история –учить традиционно. ИКС: 2 опасности:
- политическая идеология;
 - педагогическая инноватика подменяется обязательным минимумом знаний
Единое образовательное пространство по всем предметам: база и профиль, учебники, программы. 
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Стихия московского школьного эксперимента
Чего хотят родители? Укрупнение в образовательные центры.
                                                            
                                    
Риски недоступности хорошего образования и конвейера.
Кризис вузовской подготовки (не по
                                    специальности, разочарование, работа, а не учеба, вуз по-старому, работодатель не дает запроса). 
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Оппозиция Слободчикова
Это системный кризис - его проявления, столкновение педагогических цивилизаций
                                                            
                                    
(глобальной вестернизированной и национальной). 
Советское образование более успешное, чем постсоветское,
                                    реформы образования еще не было. Шараханье или заговор. Понять идеал. Обучение не равно образованию. 
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5
Концепция мониторинга ГПВ и ДНВ
Базовые российские ценности по ФГОС:
Патриотизм, социальная
                                                            
                                    
солидарность, гражданственность (?), семья, здоровье, труд, творчество, наука и образование,
                                    религия, искусство, природа, человечество (другие люди).
 
Регион хорошо воспитывает: конкурсы, акции, объединения, пробеги, центр и программа, дети участвуют во всех этих формах
Личностные результаты ГПВ
 - гордость – стыд за Россию;
 - мир, Россия – малая родина: идентификация
 - что значит быть патриотом (патриот и россиянин - одно)
 - нравится или нет проводимые патриотические мероприятия;
 - принимаю или нет – таблица.
 
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6 Три образа молодежи
Алармизм: кризис воспитания молодежи - возврат к
                                                            
                                    
«советской» воспитательной модели (воспитание – в центр); 
 Футурологизм: феномен
                                    современной молодежи - новое воспитание (школа - не единственный его субъект);
 Ювентологизм: новые, но не глобальные тенденции – молодежь разная - естественная адаптация
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Современный кризис воспитания молодежи
 люмпенизированное поведение (нежелание учиться, работать, участвовать
                                                            
                                    
в общественной жизни) вне зависимости от социального положения;
протестное поведение (открытое
                                    и скрытое), неприятие ценностей взрослых;
 экстремальное поведение и гражданская безответственность;
 асоциальное поведение, ценностный аморализм и социальный инфантилизм;
 последовательная девальвация систем социалистических и капиталистических ценностей в России.
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Проблемы школьного воспитания
Невнятность идеологии воспитания (кого, зачем и как; массовое,
                                                            
                                    
коллективное, групповое, индивидуальное; выбор ребенка или школы; спасет ли ФГОС)
                                       
Воспитательное «одиночество школы»: позиция семьи и государства, воспитывать или проверять воспитание;
Предметник как воспитатель;
Типовая система школьного воспитания (воспитывающее обучение, мероприятия, ДО, воспитательная служба, уникальные воспитательные «фишки», личность учителя) 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Парадигмальный выбор воспитательной модели
 воспитание высокой культурой, развитием воли, долга
                                                            
                                    
и ответственности, самодисциплины, авторитет педагогов;
 социальное воспитание, практически полезные навыки
                                    через деятельность и разбор ситуаций;
 индивидуальное развитие ребенка, добровольный выбор им деятельности, дополнительное образование как воспитание; 
 гражданское воспитание (гражданская компетентность, общественная активность, служение, мировоззрение, примат общественного над личным)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10 Пути развития школьного воспитания
не мероприятие или структура, а отношения
                                                            
                                    
и воспитывающая личность;
единство детского и педагогического сообщества (воспитательные общности);
что пригодится
                                    в дальнейшей жизни (адаптация к социальным нормам как минимум и воспитание общественной активности как максимум);
 воспитательная подготовка педагога; 
 быстрого воспитания не бывает;
воспитание или ЕГЭ;
 разграничение воспитания и ДО, преодоление воспитательной бюрократизации
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11ПСУ:«Воспитатель»
Держит дисциплину и находит контакт.
Работает с родителями.
Экспедиции, экскурсии, походы (водит
                                                            
                                    
сам).
Пишет воспитательные программы не хуже обучающих.
Организатор ученического самоуправления 
Личный пример
                                    воспитателя (традиция петербургского учительства)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12
 Что есть в любом понимании воспитания?
Цель и система;
Ценности, позиция;
                                                            
                                    
эмоциональная реакция;
Нормы; 
навыки (автоматизм привычки);
 поступки (деятельность, поведение) 
 
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Понимания воспитания
самая широкая педагогическая категория, организованная социализация, осуществляемая посредством обучения
                                                            
                                    
(процесс) и образования (результат);
равноправная с обучением категория, вместе с которой
                                    они составляют образование (обучение через усвоение информации, воспитание – через формирование личностных качеств) 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Глоссарий
Воспитание – особая педагогическая деятельность, отличающаяся этической направленностью, совпадением эмоционально
                                                            
                                    
окрашенного отношения индивидуальных ценностей, создающих мировоззрение человека и социальных поведенческих
                                    норм, формируемых посредством умений и навыков
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Гражданско-патриотическое воспитание
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Гражданская позиция
не прямым заранее запрограммированным на результат воспитательным и социализирующим
                                                            
                                    
процессом. 
двухмерна - официальная гражданственность (гражданство) и осознанная социальная активность,
                                    реализуемая в разных формах наиболее активными членами социума. 
не полностью тождественна направленности личности, воспитанности, духовной культуре, мировоззрению (мировосприятие), но является совокупным результатом взаимодействия этих категорий. 
включает ценности, поведение и деятельность.  
отражает все сферы общественного сознания: политической идеологии, науки и философии (интеллектуальный аспект), религии, права и морали (регулятивно-поведенческий аспект), литературы и искусства (эмоционально-эстетический аспект).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Гражданское воспитание выступает наиболее широкой категорией
 патриотическое (отношение к большой
                                                            
                                    
и малой Родине);
политическое (отношение к власти);
правовое (отношение к закону);
нравственное (отношение
                                    к моральным нормам посредством реализации нравственных установок личности);
трудовое (отношение к труду, творчеству);
физическое (отношение к здоровью);
семейное (отношение к семье);
экологическое (отношение к природе);
воспитание коллективом (отношение к коллективу, в коллективе, в интересах коллектива);
воспитание толерантности (отношение к иному). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 184 стратегии социального поведения
Эгоистическую
Альтруистическую 
Групповую. 
Внутреннюю. 
Механический возврат к советскому
                                                            
                                    
воспитательному опыту представляется рискованным: то, что было осуществимо в условиях
                                    тоталитарного общества, вряд ли удастся осуществить в условиях плюрализма, демократизма, информационной свободы
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Культурно-образовательные практики воспитания
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Понимание культурных практик
основанные на интересе ребенка разнообразные виды его самостоятельной
                                                            
                                    
(индивидуальной или групповой) деятельности;
детские пробы новых способов и форм деятельности
                                    и поведения;
стихийное приобретение ребенком опыта разновозрастного общения и взаимодействия;
ситуации приобретения ребенком опыта нравственной оценки и эмоционального отклика, сопереживания;
освоение социальных, культурных норм и образцов поведения и деятельности;
понимание ребенком себя и окружающей действительности (основы мировоззрения),  его способность осуществлять осознанный выбор, сосуществовать с другими.
  
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Виды деятельности культурных практик
исследовательская деятельность, в том числе, учебная;
коммуникативная деятельность
                                                            
                                    
(очное и заочное, on-line);
организационная деятельность (школьное самоуправление, детские инициативы, сообщества,
                                    организации и движения);
игровая деятельность (в том числе, конкурсное движение и соревнования);
художественная творческая деятельность;
командная проектная деятельность, направленная на изучение повседневной социальной реальности, решение социально-значимых проблем.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22
Формы культурно-образовательных практик
совместные игры (сюжетно-ролевые, моделирующие и проектирующие);
совместное творчество (писательство,
                                                            
                                    
стихосложение, музицирование, пение, оформление пространства, презентация на выставках);
свободное мировоззренческое общение,
                                    философствование, дискуссия, импровизация;
посильная совместная трудовая деятельность, труд по самообслуживанию, решению социально-значимой проблемы.
  
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Обязательные условия успеха социокультурных практик
обязательную опору на инициативы, интересы, познавательную
                                                            
                                    
мотивацию самих детей (не навязывать и не оценивать);
педагог выступает помощником
                                    ребенка, создателем познавательных, мотивирующих ребенка к познанию ситуаций. 
интерактивную, командную, проектную, демократическую форму организации таких практик;
деятельный, практический характер любой культурной практики (учебной, познавательной, воспитательной, индивидуально-развивающей)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24Компоненты воспитательной модели школьного воспитания
 - комплекс демонстрационных экранов;
 комплекс
                                                            
                                    
школьных СМИ;
сайт школы и электронный форум;
 орган самоуправления учащихся;
 школьные
                                    разновозрастные сообщества, объединяющие актив учащихся, аккумулирующие их лидеров;
сообщества, объединяющие группы учащихся по интересам;
 система внеурочных занятий, занятий школьного ОДОД, элективных курсов по развитию ГКУ;
 система общешкольных тематических интерактивных событий; 
 система общешкольных дискуссионных площадок и клубов, проводимых в off-line и on-line режимах.