Разделы презентаций


Неоинституциональная экономическая теория

Содержание

Тема 6: Теория общественного выбора. Теории бюрократииВопросы:1. Теория общественного выбора.2. Теория рациональной бюрократии М. Вебера.3. Теория «поиска ренты». 4. Административные барьеры в экономике. 5. Индекс восприятия коррупции.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Неоинституциональная экономическая теория
К.э.н., ст. препод.
Бренделева Елена Алексеевна

Неоинституциональная экономическая теорияК.э.н., ст. препод.Бренделева Елена Алексеевна

Слайд 2Тема 6: Теория общественного выбора. Теории бюрократии
Вопросы:
1. Теория общественного выбора.
2.

Теория рациональной бюрократии М. Вебера.
3. Теория «поиска ренты».
4. Административные

барьеры в экономике.

5. Индекс восприятия коррупции.

Тема 6: Теория общественного выбора. Теории бюрократииВопросы:1. Теория общественного выбора.2. Теория рациональной бюрократии М. Вебера.3. Теория «поиска

Слайд 3Джеймс Бьюкенен (род. 1919)
1. Теория общественного выбора
«Политика есть сложная система

обмена…На рынке люди меняют яблоки на апельсины, в политике -

соглашаются платить налоги в обмен на необходимые всем и каждому блага»

Теория общественного выбора изучает различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных целях

1960 -70-е гг. Д.Блэк, Р.Вагнер, Г.Бренан, Г.Таллок, Дж. Бьюкенен и др.

Джеймс Бьюкенен (род. 1919)1. Теория общественного выбора«Политика есть сложная система обмена…На рынке люди меняют яблоки на апельсины,

Слайд 42. Теория рациональной бюрократии
Макс Вебер 1864-1920
Бюрократия - bureau - бюро,

канцелярия и …кратия - власть
Необходимый элемент управления
- Иерархия - четко

определенная сфера полномочий, подотчетность
- компетентность (высокая квалификация)
- безличность (нет личной заинтересованности, работу может сделать любой занимающий равноценную должность)
- карьерный рост
2. Теория рациональной бюрократииМакс Вебер  1864-1920Бюрократия - bureau - бюро, канцелярия и …кратия - властьНеобходимый элемент

Слайд 53. Теория рентоориентированного поведения бюрократии (поиска ренты)
Дж. Бьюкенен, Э. Крюгер,

У. Нисканен, М. Олсон, Г. Таллок, Р. Уоллисон

и др.

Искатели ренты - лица, стремящиеся к получению личных выгод за счет политического или общественного процесса

Бюрократическая рента - незаконно полученный доход гос. чиновником, который использует свое положение для его получения (взятки, подарки ...)

Политическая рента - доход, источником которого являются особые правительственные льготы, субсидии и и т.д., полученные немногими группами в результате лоббизма

3. Теория рентоориентированного поведения бюрократии (поиска ренты)Дж. Бьюкенен, Э. Крюгер, У. Нисканен,   М. Олсон, Г.

Слайд 63. Теория рентоориентированного поведения бюрократии (поиска ренты)
Р
Q'
P
Q
D
В конкурентных условиях
PP

- уровень издержек и цена

Q - кол-во проданной продукции


Р'


Потери потребителей от монополии

3. Теория рентоориентированного поведения бюрократии (поиска ренты)РQ'PQDВ конкурентных условиях PP - уровень издержек и цена

Слайд 73. Теория «поиска ренты»
Монополии, созданные государством для повышения доходов отдельных

лиц
10 человек

по 1 млн. долл каждый

Стоимость монополии - 10 млн. долл

Большие затраты ресурсов на создании монополии


1. Участвующие в лоббировании специалисты могли заняться другой деятельностью

Негативные последствия установления монополии

2. Дополнительные диспропорции в использовании ресурсов в рамках экономики



Рост трансакционных издержек экономической системы

3. Теория «поиска ренты»Монополии, созданные государством для повышения доходов отдельных лиц10 человек

Слайд 83. Теория «поиска ренты»
100$
50$
50$
Издержки - 100$
Выигрыш - 50$
>
Рост общественных издержек

в результате широкомасштабной деятельности индустрии лоббирования (Г. Таллок)
Политическая коррупция -

когда лица, наделенные властью и формально действующие в интересах общества, принимают решения, максимизирующие их собственное богатство


3. Теория «поиска ренты»100$50$50$Издержки - 100$Выигрыш - 50$>Рост общественных издержек в результате широкомасштабной деятельности индустрии лоббирования (Г.

Слайд 94. Административные барьеры в экономике
Административные барьеры -это установленные решениями законодательных

и исполнительных органов власти правила, соблюдение которых является обязательным условием

ведения хозяйственной деятельности

Административные барьеры - инструмент для реализации институциональной коррупции (синтез административной и политической коррупции)

Виды административных барьеров:
- при получении доступа к ресурсам и правам собственности на них
- при получении права на осуществление хозяйственной деятельности
- при текущем осуществлении хозяйственной деятельности

4. Административные барьеры в экономикеАдминистративные барьеры -это установленные решениями законодательных и исполнительных органов власти правила, соблюдение которых

Слайд 104. Схема воспроизводства административных барьеров
Обнаружение возможности получения ренты
Разработка институционального проекта
Поиск

сообщников (рентополучателей) и лоббирование проекта
Введение документа в действие
Доведение

проекта до плательщиков ренты

Противодействие со стороны эк. субъектов

Получение ренты

Отмена или корректировка документа

4. Схема воспроизводства административных барьеровОбнаружение возможности получения рентыРазработка институционального проектаПоиск сообщников (рентополучателей) и лоббирование проекта Введение документа

Слайд 114. Схема разрушения административного барьера
Административный барьер
Размывание в результате потери исключительности
Естественный

путь
Ослабление и потеря контроля за эк. субъектами
Искусственный путь
Реализация антипроекта
Сговор экономических

субъектов

Отсутствие приемственности в получении ренты

4. Схема разрушения административного барьераАдминистративный барьерРазмывание в результате потери исключительностиЕстественный путьОслабление и потеря контроля за эк. субъектамиИскусственный

Слайд 124. Методы борьбы с административными барьерами
1. Введение формальных ограничений на

нормотворчество
2. Формирование альтернативных (конкурентных институтов)
3. Повышение издержек создания

и функционирования барьера:
- формализация критериев введения исключительности норм
- структуры для реализации антипроектов
- введение ответственности чиновников за нанесенный ущерб

4. Снижение доходности административного барьера:
- ликвидация возможности получения исключительного права
- использование антимонопольного законодательства (ст.7)

4. Методы борьбы с административными барьерами1. Введение формальных ограничений на нормотворчество2. Формирование альтернативных (конкурентных институтов)  3.

Слайд 134. Индекс восприятия коррупции Corruption Perception Index, или CPI
(Transparency International)

4. Индекс восприятия коррупции Corruption Perception Index, или CPI(Transparency International)

Слайд 14Литература:
Основная
1. Бренделева Е.А. Неоинституциональная теория / Уч. Пособие. - Гл.

6. - С. 95-112.
2. Бъюкенен Дж., Таллок Г. Расчет согласия

Логические основания конституционной демократии / Серия: «Нобелевские лауреаты по экономике». Т. 1. - М.: Таурус Альфа, 1997.
3. Административные барьеры в экономике: институциональный анализ / По. Ред. А.А. Аузана, П.В. Крючковой. - М.: ИИФ»СПРОС» КонфОП, 2002.
Дополнительная
Таллок Г. «Соискание ренты» в кн. «Экономическая теория» - (New Palgraf) - М.: ИНФРА-М, 2004. - С. 741-747

Тема 6: Теория общественного выбора. Теории бюрократии

Литература:Основная1. Бренделева Е.А. Неоинституциональная теория / Уч. Пособие. - Гл. 6. - С. 95-112.2. Бъюкенен Дж., Таллок

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика