Слайд 1Непрерывная
холодильная цепь
Слайд 2 1 Понятие и структура НХЦ
Скоропортящимися называют грузы, качество которых за время доставки в обычных
условиях ухудшается, т.е. изменяется их вкус, цвет, запах, консистенция.
Слайд 3 Прохождение грузопотока от склада грузоотправителя до склада
грузополучателя характеризуется термином доставка, который нельзя отождествлять с термином транспортировка.
Слайд 4 Доставка груза — металогистическая система взаимосвязанных технических
средств и технологических процессов, совершаемых с грузом в логистических цепях
от склада производителя до склада потребителя на основе транспортных, складских и перегрузочных операций с информационно-документальным сопровождением.
Слайд 5 Непрерывная холодильная цепь (НХЦ) ― металогистическая подсистема доставки грузов,
во всех логистических цепях которой для скоропортящихся грузов поддерживаются специфические
условия, основным из которых является температурный режим.
Слайд 7изотермические транспортные модули:
железнодорожные,
автомобильные,
морские,
речные,
воздушные.
Слайд 8
складские модули с холодильными складами различного назначения:
холодильники производственные (ПХ),
Слайд 9Производственные холодильники
составная часть пищевых предприятий (мясокомбинатов, рыбокомбинатов, консервных, молочных
заводов и др.). Их располагают непосредственно в районах производства или
заготовки пищевых продуктов.
Они осуществляют холодоснабжение технологических процессов производства. Их используют для охлаждения, замораживания и хранения сырья и готовой продукции.
Слайд 10холодильники заготовительные (ЗХ),
Слайд 11Заготовительные холодильники сооружают в районах заготовок скоропортящихся пищевых продуктов.
Они
предназначены для:
первоначальной холодильной обработки,
кратковременного хранения
подготовки заготавливаемых продуктов к
транспортировке на торговые предприятия или распределительные холодильники и холодильники других типов.
Слайд 12Работа холодильников производственного типа характеризуется резкой неравномерностью, обусловленной сезонностью заготовок
продуктов.
Первичные низкотемпературные процессы (охлаждение и замораживание) являются одними их
наиболее энергоёмких, что накладывает определённый отпечаток на требования к оборудованию предприятия. Холодильное оборудование этих холодильников отличается большой производительностью при относительно небольших помещениях для хранения обработанной продукции.
Слайд 13Холодильники перегрузочные (ПеХ)
Слайд 14Перевалочные холодильники предназначены для:
кратковременного хранения грузов при передаче их с
одного вида транспорта на другой (например с железнодорожного на автомобильный
и наоборот).
Слайд 15Холодильники распределительные (РХ)
Слайд 16Распределительные холодильники предназначены для:
создания и хранения резервных, сезонных, текущих
и страховых запасов скоропортящегося сырья и готовой продукции, обеспечивающих ритмичность
производства пищевых отраслей и равномерное снабжение пищевыми продуктами населения в течение года.
Слайд 17Распределительные холодильники обеспечивают равномерное снабжение крупных городов и промышленных центров
сезонными продуктами питания в течение всего года.
Поступающие в распределительные
холодильники крупные (оптовые) партии охлаждённых или замороженных продуктов разбиваются на более мелкие (средний и мелкий опт).
Аналогично базисным холодильникам распределительные холодильники характеризуются относительно большими ёмкостями для хранения и небольшой мощностью холодильного оборудования.
Слайд 18Распределительные холодильники могут быть универсальными или специализированными в зависимости от
номенклатуры сохраняемых грузов.
В состав распределительных холодильников (особенно вместимостью от
7000 до 20 000 тонн) могут входить цеха по выработке :
мороженого,
быстрозамороженных пищевых продуктов (например, ягод),
сухого и водного льда,
фасовке масла, изготовлению полуфабрикатов.
Такие холодильники называются хладокомбинатами.
Слайд 19
Холодильники реализационные (РеХ),
Слайд 20станции предварительного охлаждения плодоовощей (СПО).
Слайд 21Базисные холодильники:
предназначены для долгосрочного хранения пищевых продуктов, прошедших первичную
холодильную обработку в заготовительных или производственных холодильниках.
Слайд 22Назначение базисных холодильников
создание резервных запасов продовольствия и обеспечение
равномерного распределения по времени и регионам.
Эти холодильники сооружают в
местах, которые удалены от населенных пунктов и надежно защищены.
Их характеризуют большие ёмкости для хранения и относительно небольшая мощность холодильного оборудования.
Поскольку продукты закладывают на длительное хранение, к температурным и влажностным режимам холодильных камер предъявляют повышенные требования.
Слайд 23устройства обслуживания транспортных модулей:
рефрижераторные депо (РД),
Слайд 24устройства обслуживания транспортных модулей:
пункты технического обслуживания (ПТО) и экипировки
(ПЭ),
Слайд 25устройства обслуживания транспортных модулей:
пункты санитарной обработки вагонов и контейнеров
(ПСО).
Слайд 26Совокупность изотермических транспортных модулей и устройств обслуживания транспортных модулей инфраструктуры
НХЦ называют хладотранспортом.
Слайд 27Холодильный транспорт это:
совокупность передвижных транспортных средств и стационарных сооружений,
предназначенных для перевозки скоропортящихся грузов.
Он соединяет стационарные звенья непрерывной
холодильной цепи, обеспечивая неизменность температуры при перемещении их от звена к звену.
Слайд 28Существуют несколько видов хладотранспорта:
железнодорожный (ЖХТ),
автомобильный (АХТ),
морской (МХТ),
речной (РХТ);
воздушный (ВХТ).
Слайд 34 Скоропортящиеся грузы перевозят по железным дорогам в следующих
типах транспортных модулей:
изотермических вагонах
рефрижераторных вагонах,
вагонах-термосах,
молочных цистернах,
цистернах-термосах,
вагонах-цистернах,
крытых вагонах,
универсальных контейнерах,
изотермических контейнерах
рефрижераторных контейнерах.
В перспективе возможно использование изотермических вагонов и контейнеров, охлаждаемых жидким азотом и термоэлектрическими батареями.
Слайд 35Основными технологическими процессами НХЦ являются:
подготовка грузов к доставке;
хранение
на складах
перевозка различными видами транспортных модулей,
перегрузочно-складские операции,
подготовка грузов
к реализации,
обслуживание инфраструктур.
Слайд 36 2 Особенности НХЦ
● необходимость обеспечения условий
транспортировки этих грузов, близких к условиям хранения в стационарных холодильниках;
● необходимость обслуживания груза в пути;
● значительно большие, чем у других грузов, неравномерность, сезонность и дальность перевозок;
● односторонность перевозок и соответственно высокий коэффициент порожнего пробега изотермических транспортных модулей;
● высокая стоимость скоропортящихся грузов, изотермических транспортных и складских модулей и устройств обслуживания;
● высокие расходы на содержание и ремонт транспортных и складских модулей;
● возникновение естественной убыли скоропортящихся грузов в процессе доставки;
● ограниченные предельные сроки перевозки и хранения.
Слайд 37Мясо и мясопродукты
В общем объеме перевозок железнодорожным транспортом мясо и
мясопродукты составляют около 6%.
Для транспортирования мяса по железной дороге
используют пятивагонные секции, оборудованные приспособлениями для подвески мясных туш.
Используют также автономные вагоны.
Вагоны и секции закреплены за крупными мясокомбинатами, постоянно отгружающими охлажденное мясо в промышленные центры.
Слайд 38Охлажденное мясо транспортируют в подвешенном виде, располагая правые половины полутуши
с одной стороны, левые — с другой.
Четвертины говядины и
туши баранины подвешивают в два яруса на деревянных разгонах или веревках.
Перспективным способом является перевозка охлажденного мяса в ящиках.
Для этого туши разрубают на стандартные отруба, которые обертывают целлофаном и плотно укладывают в ящики.
Такой способ позволяет лучше использовать транспортные средства (более плотная загрузка), сокращает усушку, улучшает санитарные условия.
Слайд 39Переохлажденное мясо укладывают вдоль вагона на напольные решетки плотными штабелями
в клетку.
Основную часть и мяса, и мясных продуктов перевозят
в мороженом состоянии.
Мясо укладывают в вагоны плотным штабелем, что позволяет грузу лучше аккумулировать холод и уменьшает усушку.
Мясо разных категорий упитанности загружают в вагон раздельно.
Сроки перевозки мяса зависят от типа вагона, времени года и составляют в среднем 5-20 суток для мороженого,
3-12 – для охлажденного мяса.
Такие же способы укладки используют при перевозке мяса автомобильным хладотранспортом.
Совместная перевозка охлажденного и замороженного мяса не рекомендуется, допускается лишь кратковременная при температуре 0-1°С.
Слайд 40Рыба и рыбопродукты.
До поступления на наземный транспорт значительная часть рыбы
длительное время находится на морском транспорте, где ее сохранность обеспечивается
рефрижераторными судами, и в портовых холодильниках.
Рыбу, поступающую в порты в обработанном виде, перегружают в вагоны с борта судна.
Охлажденную рыбу (пресной или морской водой, льдом) перевозят в ящиках или ящиках-клетках, сухотарных бочках, которые укладывают в вагоны или автомобильные кузова плотными и правильными рядами.
Сохранность ее обеспечивается за счет непрерывного таяния льда, слоями переложенного с рыбой.
Слайд 41Чаще осуществляют перевозки мороженой рыбы.
Рыбу сухой заморозки перевозят в
картонных коробах или деревянных ящиках.
Рыбу, замороженную мокрым способом, перевозят
в не пропускающих рассол специальных контейнерах, противнях. Температура перевозки мороженой рыбы
не выше -18°С для рыбы сухой заморозки;
не выше -12°С - мокрой заморозки
при льдосолевом и естественном способах заморозки - не выше -6°С.
Слайд 42Сельдь, рыбу особо жирную и пряных посолов, маринованную перевозят в
заливных бочках, тощую и средней жирности рыбу перевозят в сухотарных
бочках или деревянных ящиках.
Вяленую рыбу упаковывают в ящики с отверстиями для вентиляции, в драночные короба, плетеные корзины, рогожные кули, мешки, бочки сухотарные.
Рыбу в мягкой и жесткой таре укладывают в вагоне или кузове в несколько рядов, прокладывая рейками, шахматным способом, оставляя между рядами зазоры для циркуляции воздуха.
Слайд 43Рыбу горячего копчения принимают к перевозке железной дорогой только замороженной,
и доставляется она только рефрижераторным железнодорожным и автомобильным транспортом.
Рыбу
холодного копчения перевозят упакованной в деревянные и картонные ящики, короба, корзины, сухотарные бочки при температуре от 0 до 5°С.
Икру перевозят в ящиках (баночная) и бочках (бочковая) в рефрижераторных вагонах и автомобилях.
Слайд 44Живую рыбу перевозят в специальных живорыбных вагонах с приспособлениями для
аэрации воды (регулируемого естественного водообмена) и помещениями для проезда сопровождающих.
Заполнение баков водой осуществляют на 4/5 их высоты.
Температуру поддерживают от 2 до 4°С.
Живых раков перевозят в плетеных ивовых корзинах и ящиках в изотермических вагонах с охлаждением.
Срок между их уловом и погрузкой не должен превышать 36 ч.
Слайд 45Плодоовощные товары и картофель.
Условия транспортирования плодов и овощей зависят
от ряда факторов: лежкоспособности,
условий выращивания,
степени зрелости и т.д.
Для успешной перевозки плодов и овощей они должны быть тщательно упакованы в соответствующую виду плодов и овощей тару.
Слайд 46Наилучшая укладка плодов и овощей в тару такая, при которой
они не соприкасаются друг с другом.
Для этого используют различные
упаковочные материалы:
полиэтиленовые пленки,
древесную стружку,
бумагу и т.д.
Установку в вагоны и кузова тары осуществляют так, чтобы каждое грузовое место омывалось потоком воздуха.
Каждое грузовое место укрепляют для предотвращения механических повреждений плодов и овощей.
Слайд 47Требуется поддержание постоянных температуры и влажности.
Предельные сроки перевозки свежих
плодов и овощей зависят:
от вида транспорта,
вида плодов и
овощей,
периода года .
Составляют, например, для:
летних яблок в изотермических вагонах 20 суток,
летних груш - 12,
сливы -16,
земляники - 3,
капусты - 15-18,
картофеля раннего - 14,
позднего - 20 и т.д.
Слайд 48Консервная продукция.
В общем объеме перевозок скоропортящихся грузов консервная продукция
составляет около 20%.
Рыбные и мясные консервы перевозят равномерно в
течение всего года.
Плодоовощные консервы имеют ярко выраженную сезонность в перевозках.
В зависимости от времени года консервы перевозят в изотермических вагонах:
без утепления,
с утеплением
с отоплением.
Слайд 49Молоко и молочные продукты.
Наибольшую часть молока перевозят в специальных
цистернах.
Сливочное масло перевозят в ящиках и бочках, топленое —
в бочках.
В зависимости от температуры транспортирования масло укладывают:
плотно (при температуре не выше -20°С),
вертикальным;
шахматным способом.
Слайд 50Сыры упаковывают в дощатые ящики, окоренки и деревянные барабаны.
Крупные
сыры можно перевозить без тары на стеллажах.
Температуру поддерживают от
0 до 5°С.
Сроки доставки в изотермических вагонах:
не ограничивают для масла сливочного, сыров;
для молока этот срок — не больше 3 суток,
творожных сырков — 2 суток.
Слайд 51Виноградные и плодово-ягодные вина
перевозят в стандартных бочках и бутылках,
упакованных в ящики.
В зимний период бочковые вина перевозят с
отоплением или без отопления (тогда во избежание разрыва бочки не доливают на 10-15%).
Вина перевозят также:
в цистернах-термосах
изотермических вагонах,
Это позволяет в три раза лучше использовать грузоподъемность транспорта.
Слайд 52Пиво в бутылках упаковывают в ящики или заливают в дубовые
бочки и перевозят в рефрижераторных вагонах.
Минеральные воды можно перевозить
внавалку с перекладкой сеном или соломой.
Слайд 533 Условия функционирования НХЦ:
1. на протяжении
всей НЦХ должны быть обеспечены требуемые режимные параметры условий хранения
и перевозок каждого скоропортящегося груза:
температурный и влажностный режимы,
режимы циркуляции и вентилирования и др.).
В зависимости от этих параметров, а также с учётом вида холодильной подготовки продукта (охлаждение, замораживание и др.) и температуры наружного воздуха используют соответствующие транспортные и складские модули.
Слайд 54 2. применяемые транспортные и складские модули должны
соответствовать характеру грузопотока и быть экономически оправданными;
Для крупных партий груза
необходимо наличие в достаточном количестве:
холодильных складов,
группового изотермического подвижного состава,
Для средних партий — одиночных изотермических вагонов.
Для мелких партий скоропортящихся грузов экономически оправданной является контейнерная технология доставки по принципу «от двери до двери» без промежуточного накопления и хранения продукции на складах.
При этом ускоряется процесс доставки груза, обеспечивается непрерывность холодильной цепи, а конкурирующие виды транспорта участвуют в процессе доставки как партнёры.
Слайд 55Рост мелкопартионных поставок скоропортящихся грузов заставляет постепенно переоборудовать секции в
одиночные изотермические вагоны-термосы.
Намечается тенденция к широкому использованию крупнотоннажных изотермических
контейнеров.
Это связано с тем, что требуется определённое время на накопление мелкопартионной продукции на вагонную отправку в местах заготовки, хранение груза на распределительных холодильниках, что невыгодно грузовладельцам.
Слайд 56 3. должен быть обеспечен предельный срок нахождения
скоропортящихся грузов в НХЦ;
Каждый груз, имеет свой предельный срок хранения
в строго регламентированных условиях, в течение которого он не теряет своих потребительских свойств и может быть реализован в хорошем состоянии.
Свыше предельного срока груз не может находиться в НХЦ.
Слайд 57 4. применяемые технологические процессы должны быть конкурентоспособными
и обеспечивать доставку скоропортящихся грузов в кратчайшие сроки без потерь
и понижения качества.
Чтобы привлечь клиентуру к пользованию услугами железнодорожного хладотранспорта в условиях конкуренции, необходимо применять передовые технологии:
по приёму,
погрузке,
перевозке,
выгрузке
выдаче скоропортящихся грузов,
также учитывать интересы и потребности грузовладельцев в доставке груза в кратчайшие сроки без потерь и понижения качества.
Слайд 584 Логистические аспекты в функционировании НХЦ
● технологический —
решение задач по обоснованию и соблюдению условий хранения и перевозки
скоропортящихся грузов, организации технической и коммерческой эксплуатации технических средств НХЦ;
Слайд 59 ● экономический — вопросы эффективности инвестиций (оптимального размещения,
выбора подходящих пропускных и перерабатывающих способностей отдельных элементов НХЦ с
целью создания системы беспрепятственного пропуска скоропортящихся грузов);
Слайд 60 ● планово-управленческий — изучение и разработка эффективной
структуры управления и планирования с учётом внедрения АСУ для быстрого
решения оперативных и стратегических задач НХЦ;
Слайд 61 ● информационный — изучение и разработка рациональных
схем прохождения необходимой информации и документации по доставке скоропортящихся грузов;
Слайд 62 ● контрольно-измерительный — разработка вопросов унификации контрольно-измерительных приборов,
а также параметров, подлежащих измерению в разных логистических цепях НХЦ,
стандартов на проведение экспертизы качества скоропортящихся грузов, ветеринарно-санитарного и карантинного надзоров;
Слайд 63 ● тарно-упаковочный — все стороны разработки и
применения рациональной тары на основе стандартных и, по возможности, укрупнённых
погрузочных модулей;
Слайд 64 ● юридический — улучшение взаимоотношений и уточнение
взаимных обязанностей участников процесса доставки скоропортящихся грузов и изучение вопросов
унификации всех юридических документов;
Слайд 65 ● экологический — рассмотрение вопросов создания и эксплуатации
очистных сооружений в местах санитарной обработки подвижного состава, а также
применения новых видов экологически безвредных холодильных агентов на хладотранспорте.
Слайд 665 Схемы функционирования НХЦ
Прохождение скоропортящихся грузов в
НХЦ можно изобразить схематично последовательностью выполнения транспортно-складских операций от склада
поставщика до склада потребителя, состоящей из набора элементарных логистических цепей типа «склад-транспорт-склад».
Например, доставку мяса от мест производства до мест потребления с использованием железнодорожного и автомобильного видов хладотранспорта можно структурно представить двумя логистическими цепями:
ПХ — ЖХТ — РХ;
РХ — АХТ — РеХ.
ПХ — ЖХТ — РХ — АХТ — РеХ.
Полная транспортно-складская схема доставки мяса в данном варианте будет выглядеть:
Возможны другие варианты, например: ПХ —АХТ — РеХ.
Слайд 67Структурная схема логистических цепей взаимодействия поставщиков, потребителей и транспортных организаций
в металогистических системах доставки любых грузов
ВР, ВА,
ВВ, ВТ, ВЖ, ВМ ― вывоз груза от складов грузовых пунктов до магистрального транспорта соответственно речным, автомобильным, воздушным, трубопроводным, железнодорожным или морским видом транспорта и наоборот; В, Р, М, А, Т, Ж ― магистральные виды транспорта: воздушный, речной, морской, автомобильный, трубопроводный, железнодорожный
Слайд 68Структурная схема возможных логистических цепей в НХЦ
ФХ —
фермерское хозяйство; РДФ — рыбодобывающий флот; ПБ — плавбаза по
переработке рыбы; СПО — станция предварительного охлаждения плодоовощей; холодильники: ПХ — производственный, ЗХ — заготовительный, ПеХ — перегрузочный, РХ — распределительный, РеХ — реализационный; виды хладотранспорта: АХТ — автомобильный, ВХТ — воздушный, РХТ — речной, МХТ — морской, ЖХТ —
железнодорожный
Слайд 69непрерывная холодильная
цепь доставки по вагонными отправками
Ж
Ж
ПРГ (РХ)
А
А
ГП
ГО
Слайд 70непрерывная холодильная цепь
мелкопартионных доставок
Доставка вина магистральным автомобильным транспортом
II
А
ГП
ГО
ВА
ПОМТ
Ж
Ж
ПНМТ
ВА
ГП
ГО
Доставка вина
магистральным железнодорожным транспортом
Слайд 71 6 Структура управления железнодорожным хладотранспортом
ЦД — департамент
перевозок; ЦМ — департамент грузовой и коммерческой работы; ЦВ — департамент вагонного хозяйства;
ЦДПИ — сектор перевозок продовольственных грузов; ЦМХ — сектор условий перевозок продовольственных грузов; ЦВХ — сектор изотермического подвижного состава; Д — служба перевозок; М — то же, грузовой и коммерческой работы; В — тоже, вагонного хозяйства; ДГПХ —оперативно-распорядительный отдел перевозок продовольственных грузов; МОХ — отдел условий перевозок продовольственных грузов; ВГХ — отдел изотермического подвижного состава; НОДН — отдел перевозок; НОДМ — то же, грузовой и коммерческой работы; ДНЦ — поездной диспетчер; МХР — ревизор хладотранспорта; ДСН — станционный диспетчер; МХП — техник хладотранспорта