Слайд 1Нервная система
Высшая нервная деятельность
                            							
							
							
						 
											
											
                            Слайд 3Высшая нервная деятельность
– Психическая деятельность (ВНД)
– это деятельность высших отделов
                                                            
                                    
ЦНС, обеспечивающая индивидуальное поведенческое приспособление организма к изменяющимся условиям внешней
                                    среды.
К высшей нервной деятельности относят гнозис (познавание), праксис (действие), речь, память и мышление, сознание и др.  
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Гнозис – познавание
Диагностика – распознавание болезни
Агнозия – неспособность узнавания
Праксис –
                                                            
                                    действие
Апраксия – невозможность производить заученные действия
(Афазия – потеря речи,
Аграфия –
                                    потеря способности писать)
Словарь:
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Высшая нервная деятельность
Термин «высшая нервная деятельность» ввел в науку И.
                                                            
                                    
П. Павлов, 
который творчески развил и расширил теоретические положения о
                                    рефлекторном принципе деятельности головного мозга 
и создал учение о физиологии высшей нервной деятельности животных и человека. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Иван Петрович Павлов 
(1849 —1936)
создатель науки о высшей нервной деятельности 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Высшая нервная деятельность
Высшая нервная деятельность носит рефлекторный характер, осуществляемый безусловными и
                                                            
                                    
условными рефлексами. 
Безусловные рефлексы передаются по наследству, их дуги формируются к
                                    моменту рождения и в норме сохраняются в течение всей жизни. 
Малоизменчивы, инертны.
В их осуществлении участвует спинной мозг или подкорковые центры головного мозга.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8– не имеют готовых рефлекторных дуг.
Возникают при индивидуальном развитии и
                                                            
                                    накоплении новых навыков, неодинаковы у различных представителей данного вида. 
Выработка
                                    новых временных связей зависит от изменяющихся условий среды. 
Подвижны, легко образуются и легко исчезают.
Условные рефлексы формируются на основе безусловных с участием высших отделов головного мозга (коры больших полушарий).
Условные рефлексы
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Условный рефлекс
В основе условно-рефлекторной деятельности коры лежат три физиологических принципа:
1.
                                                            
                                    
Принцип структурности – каждой морфологической структуре мозга соответствует определённая функция;
                                    
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Условный рефлекс
2. Принцип детерминации – рефлекторные реакции имеют строго причинную
                                                            
                                    
обусловленность (детерминированы).
Для проявления любого рефлекса необходим повод, толчок, воздействие из
                                    внешней или внутренней среды.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Условный рефлекс
3. Принцип анализа и синтеза
За счёт анализа кора расчленяет
                                                            
                                    
сложные явления на простые и анализирует их в отдельности.
Синтез даёт
                                    возможность понять сущность предметов и явлений в целом.
Данный принцип осуществляется за счёт сложных взаимоотношений процессов возбуждения и торможения.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Условия формирования условного рефлекса
Условные рефлексы формируются на базе безусловных.
Необходимо сочетание
                                                            
                                    
двух раздражителей:
1. Индифферентный (безразличный) раздражитель для данного вида деятельности –
                                    условный сигнал.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Условия формирования условного рефлекса
2. Безусловный сигнал – раздражитель, вызывающий определённую
                                                            
                                    
безусловную реакцию.
3. Условный сигнал предшествует безусловному.
4. Сочетание условного и безусловного
                                    сигнала должно быть многократно. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Условия формирования условного рефлекса
Дополнительные условия:
- отсутствие посторонних раздражителей;
- готовность к
                                                            
                                    
принятию безусловного раздражителя;
- погашение ориентировочного рефлекса на условный сигнал;
- условный
                                    сигнал должен быть биологически сильнее безусловного.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Механизм формирования условного рефлекса
1. Оба сигнала не действуют (слюна не
                                                            
                                    
выделяется.
2. Условный сигнал вызывает возбуждение в зоне соответствующего анализатора (зрительная
                                    зона) – первый очаг возбуждения.
3. Безусловный сигнал (пища) вызывает соответственную ответную реакцию (выделение слюны) и возбуждает соответствующую зону коры – Второй очаг возбуждения. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Механизм формирования условного рефлекса
Т.о возникли два очага возбуждения: 
1. Зона
                                                            
                                    
анализатора;
2. Зона коркового представительства безусловного рефлекса.
4. Зона условного рефлекса, как
                                    наиболее сильная (условный сигнал биологически более сильный), притягивает к себе возбуждение от зоны безусловного.
Между ними возникает временная нервная связь.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Механизм формирования условного рефлекса
5. При многократном повторении временная связь закрепляется.
Поэтому
                                                            
                                    
в дальнейшем данная ответная реакция возникает при действии условного сигнала,
                                    даже при отсутствии безусловного.
То есть, возникает условный рефлекс.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Механизм формирования условного рефлекса
Условный сигнал
1. Состояние покоя: оба сигнала не
                                                            
                                    действуют.
Безусловный сигнал
2. При включении условного сигнала – возбуждение в соответствующей
                                    зоне коры (зрительная зона) – 1. Первый очаг возбуждения
1
1. Первый очаг возбуждения
3. Безусловный сигнал (пища) вызывает соответственную ответную реакцию (выделение слюны) и возбуждает соответствующую зону коры – 2. Второй очаг возбуждения. 
2
2. Второй очаг возбуждения
4. Зона условного рефлекса, как наиболее сильная, притягивает к себе возбуждение от зоны безусловного. Между ними возникает временная нервная связь.
5. При многократном повторении временная связь закрепляется. Поэтому в дальнейшем данная ответная реакция возникает при действии условного сигнала, даже при отсутствии безусловного.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Торможение условных рефлексов
Безусловное торможение:
1. Внешнее торможение – проявляется в ослаблении
                                                            
                                    
или прекращении протекающего в данный момент условного рефлекса при действии
                                    какого-либо постороннего раздражителя. 
Представьте, что вы занимаетесь каким-то делом, например читаете книгу, а вас позвали обедать. 
Вам предъявили два стимула, из них выбирается наиболее важный. 
Если книга очень интересная, вы, возможно, и не услышите обращенные к вам слова, так как малозначащие для вас раздражители воздействуют на заторможенные области коры. 
Иной выбор будет, если вы голодны, а книга скучна. Тогда будет заторможена прежняя деятельность и начнется новая.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Торможение условных рефлексов
Значение: Благодаря внешнему безусловному торможению возможен выбор деятельности:
                                                            
                                    
с началом одной деятельности автоматически прекращается (или не начинается) другая.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Торможение условных рефлексов
2. Запредельное торможение – возникает при длительном нервном
                                                            
                                    
возбуждении организма, при действии чрезвычайно сильного условного сигнала или нескольких
                                    несильных.
Значение: Препятствует истощению нервных клеток. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Торможение условных рефлексов
3. Условное (внутреннее) торможение – развивается без подкрепления
                                                            
                                    
условного сигнала безусловным. 
Значение: Организм освобождается от ненужных, утративших своё
                                    значение условных рефлексов.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Значение условных рефлексов
Условные рефлексы имеют сигнальное (приспособительное) значение, предупреждают организм
                                                            
                                    
об опасности, дают знать о близости пищи и т.п.
Сложные цепи
                                    условных рефлексов лежат в основе формирования динамического стереотипа.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24Динамический стереотип
– выработанная и закреплённая в коре устойчивая последовательность условных
                                                            
                                    
рефлексов, вырабатываемая в результате многократного воздействия следующих в определённом порядке
                                    условных сигналов.
Лежит в основе выработки различных привычек, навыков, автоматических процессов в трудовой деятельности.
Определяет характер поведения человека, дисциплины, процессов воспитания и обучения.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 25Инстинкты
– врождённая последовательность безусловных рефлексов, характерная для данного вида животных.
Для
                                                            
                                    
человека характерно три основных (базовых) инстинкта:
Стремление к самосохранению и выживанию.
Сексуальный
                                    инстинкт (продолжения рода).
Инстинкт лидера.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26Инстинкты
Инстинкты человека порождают потребности:
материальное благополучие; потребность в безопасности;
поиск сексуального партнера;
забота
                                                            
                                    
о детях;
потребность в оказании влияния на окружающих людей.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27Инстинкты
Инстинкты человека порождают потребности:
материальное благополучие; потребность в безопасности;
поиск сексуального партнера;
забота
                                                            
                                    
о детях;
потребность в оказании влияния на окружающих людей.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 28Инстинкты
Так же у человека существуют и другие природные инстинкты: материнский,
                                                            
                                    
инстинкт отстаивания своей территории, 
инстинкт следования, когда мы невольно повторяем
                                    то, что делают другие. 
В отличие от животных, мы можем контролировать свои инстинкты разумом и духом. 
Стоит так же отметить, что животные выживают только лишь за счет инстинктов, в то время как человек обязан своим знаниям.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 29Типы высшей нервной деятельности
– совокупность врождённых (генотип) и приобретённых (фенотип)
                                                            
                                    
свойств нервной системы, 
определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой
                                    и находящих своё отражение во всех функциях организма.  
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 30Типы высшей нервной деятельности
Основоположник древнегреческой медицины Гиппократ (460-377 гг. до
                                                            
                                    
н.э.) предложил классификацию конституциональных типов.
В основу классификации положены особенности темперамента
                                    и поведения человека в обществе. 
Он разделил людей на 4 типа: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. 
Эту классификацию используют до сих пор. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 31Типы высшей нервной деятельности
Холерик отличается вспыльчивостью, раздражительностью, порывистостью и быстротой
                                                            
                                    
в действиях, вплоть до необузданности, а также большой, но не
                                    постоянной работоспособностью. 
Сангвиник — эмоциональный, общительный, рассудительный, быстро и обычно правильно принимающий решения, обладающий постоянно высокой работоспособностью человек. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 32Типы высшей нервной деятельности
Флегматик отличается устойчивостью, напористостью, спокойствием и медлительностью
                                                            
                                    
в решении задач, а также большой трудоспособностью. 
Меланхолик — замкнутый,
                                    малообщительный, унылый, подавленный, нерешительный и обладающий низкой работоспособностью человек.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 33Типы высшей нервной деятельности
Современную классификацию предложил И.П.Павлов на основании трёх
                                                            
                                    
свойства нервной системы:
1. Сила нервной системы — это её устойчивость к
                                    длительному воздействию раздражителя, как возбуждающего, так и затормаживающего типа. 
Слабая нервная система - нервная система высокой чувствительности, и в этом заключается ее преимущество перед сильной.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 34Типы высшей нервной деятельности
2. Уравновешенность — возможность перехода от одних реакций
                                                            
                                    
к другим. Например от реакций возбуждения к реакции торможения в
                                    критических ситуациях.
3. Подвижность — это скорость образования новых условных связей.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 35Типы высшей нервной деятельности
В целом эта классификация соответствует учению Гиппократа.
                                                            
                                    
Выделяют 4 типа ВНД:
1. Сильный уравновешенный подвижный — имеет одинаково сильные
                                    процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций. 
В соответствии с учением о темпераментах — это сангвинический тип.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 36Типы высшей нервной деятельности
2. Сильный уравновешенный инертный — с сильными процессами
                                                            
                                    
возбуждения и торможения и с плохой их подвижностью, всегда испытывающий
                                    затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой. 
В соответствии с учением о темпераментах — это флегматический тип.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 37Типы высшей нервной деятельности
                            							
														
						 
											
                            Слайд 38Типы ВНД
Холерик 
Флегматик 
Сангвиник 
Меланхолик 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 39Типы высшей нервной деятельности
3. Сильный неуравновешенный подвижный — характеризуется сильным раздражительным
                                                            
                                    
процессом и отстающим по силе тормозным, поэтому представитель такого типа
                                    в трудных ситуациях легко подвержен нарушениям ВНД. 
Способен тренировать и в значительной степени улучшать недостаточное торможение. 
В соответствии с учением о темпераментах — это холерический тип.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 40Типы высшей нервной деятельности
4. Слабый неуравновешенный инертный — характеризуется слабостью обоих
                                                            
                                    
нервных процессов — возбуждения и торможения, плохо приспосабливается к условиям
                                    окружающей среды, подвержен невротическим расстройствам. 
В соответствии с классификацией темпераментов – это меланхолический тип.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 41Сигнальные системы
Первая сигнальная система существует и у человека, и у
                                                            
                                    
животных. 
Любые внешние раздражители, в том числе и условные, которые
                                    являются сигналами безусловных раздражителей, образуют первую сигнальную систему. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 42Сигнальные системы
Центры этой системы находятся в коре головного мозга и
                                                            
                                    
через рецепторы воспринимают непосредственные, конкретные раздражители (сигналы) внешнего мира, -
                                    предметы или явления. 
У человека они создают материальную основу для ощущений, представлений, восприятий, впечатлений об окружающей природе и общественной среде, и это составляет базу конкретного мышления.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 43Сигнальные системы
Вторая сигнальная система существует только у человека. 
Она возникла в
                                                            
                                    
результате совместной трудовой деятельности людей и связана с функцией речи:
                                    со словом слышимым (речь) и видимым (письмо). 
Посредством слова передаются сигналы о конкретных раздражителях, и в этом случае слово служит принципиально новым раздражителем - сигналом сигналов.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 44Сигнальные системы
Например, у человека защитный условный рефлекс, который проявляется в
                                                            
                                    
отдергивании руки от электродов с электрическим током при звучании звонка,
                                    возникает не только на действие самого звонка, но и тогда, когда экспериментатор произносит слово «звонок».
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 45Сигнальные системы
У животных так же, как и у человека, можно
                                                            
                                    
выработать условные рефлексы на слова (например, собака выполняет приказы хозяина).
                                    
Но эти рефлексы являются реакциями на звуковой раздражитель, на сочетание звуков, а не на смысл слова, которого животное не понимает.
Речь является средством общения между людьми. 
Человек мыслит словами, поэтому мышление неразрывно связано со второй сигнальной системой и является результатом функции всей коры головного мозга.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 46Сигнальные системы
В зависимости от преобладания первой или второй сигнальной систем
                                                            
                                    
людей разделяют на типы:
1. Художественный - доминирует первая сигнальная система,
                                    образное мышление;
2. Мыслительный - преобладание второй сигнальной системы, словесное мышление, выраженная способность к абстрагированию
3. Средний тип - характерна взаимная уравновешенность двух сигнальных систем и к которому относится большинство людей.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 47Сигнальные системы
Эти различия человеческих типов высшей нервной деятельности связаны с
                                                            
                                    
явлением функциональной асимметрии головного мозга, которое проявляется в том, что
                                    правое и левое полушария мозга выполняют различные функции. 
Левое полушарие в большей степени отвечает за логическое, абстрактное мышление, словесное восприятие, 
а правое - за образное восприятие и мышление, эмоциональность психических процессов.
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 49Формы психической деятельности
(сон, бодрствование, память, мышление, сознание, самосознание, речь).
Физиологические основы
                                                            
                                    
памяти, речи, мышления, сознания, сна.  
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 50Механизм кодирования информации в ЦНС
                            							
														
						 
											
                            Слайд 51Критерии оценки психической деятельности:
– адекватное поведение и речь, память, обучаемость,
                                                            
                                    
мышление, сон, сознание, самосознание, связь психической деятельности и соматического состояния
                                    организма
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 53У младенца с первых дней жизни вырабатываются разнообразные условные рефлексы
                                                            
                                    
на положение тела, на вид матери, на время и т.
                                    п. Постепенно их становится все больше. Ребенок слышит слова матери, и они у него сочетаются с определенными процедурами - кормлением, купанием и др. На эти слова также вырабатываются условные рефлексы. Эти условные рефлексы ничем не отличаются от условных рефлексов животных и являются компонентами первой сигнальной системы.
Постепенно у ребенка увеличивается запас слов, из них он строит предложения. Слова начинают терять свое узкое конкретное значение, в них закладывается более широкий обобщающий смысл, возникают понятия. Сначала слово "каша" для ребенка означало только определенную, например манную, кашу. Постепенно с приобретением опыта и по мере обобщения это слово начало означать понятия разных каш, и для уточнения необходимо было употреблять дополнительные слова (гречневая, манная). Обобщению подлежали не только слова, которые означали предметы, явления природы, но и наши ощущения, переживания, действия. Так возникали абстрактные понятия, а с ними и абстрактное мышление.
Когда человек начинает понимать смысл слов, когда они начинают означать определенные понятия, обобщения, тогда слова создают вторую сигнальную систему.
                                
                            							
								 
							 
														
						 
											
                            Слайд 54Всё!
У меня запредельное торможение!
Перерыв на обед