Разделы презентаций


Нервная система

Содержание

Высшая нервная деятельность

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Нервная система
Высшая нервная деятельность

Нервная системаВысшая нервная деятельность

Слайд 2Высшая нервная деятельность

Высшая нервная деятельность

Слайд 3Высшая нервная деятельность
– Психическая деятельность (ВНД)
– это деятельность высших отделов

ЦНС, обеспечивающая индивидуальное поведенческое приспособление организма к изменяющимся условиям внешней

среды.
К высшей нервной деятельности относят гнозис (познавание), праксис (действие), речь, память и мышление, сознание и др. 
Высшая нервная деятельность– Психическая деятельность (ВНД)– это деятельность высших отделов ЦНС, обеспечивающая индивидуальное поведенческое приспособление организма к

Слайд 4Гнозис – познавание
Диагностика – распознавание болезни
Агнозия – неспособность узнавания
Праксис –

действие
Апраксия – невозможность производить заученные действия
(Афазия – потеря речи,
Аграфия –

потеря способности писать)

Словарь:

Гнозис – познаваниеДиагностика – распознавание болезниАгнозия – неспособность узнаванияПраксис – действиеАпраксия – невозможность производить заученные действия(Афазия –

Слайд 5Высшая нервная деятельность
Термин «высшая нервная деятельность» ввел в науку И.

П. Павлов,
который творчески развил и расширил теоретические положения о

рефлекторном принципе деятельности головного мозга
и создал учение о физиологии высшей нервной деятельности животных и человека.
Высшая нервная деятельностьТермин «высшая нервная деятельность» ввел в науку И. П. Павлов, который творчески развил и расширил

Слайд 6Иван Петрович Павлов
(1849 —1936)
создатель науки о высшей нервной деятельности

Иван Петрович Павлов (1849 —1936)создатель науки о высшей нервной деятельности

Слайд 7Высшая нервная деятельность
Высшая нервная деятельность носит рефлекторный характер, осуществляемый безусловными и

условными рефлексами.
Безусловные рефлексы передаются по наследству, их дуги формируются к

моменту рождения и в норме сохраняются в течение всей жизни.
Малоизменчивы, инертны.
В их осуществлении участвует спинной мозг или подкорковые центры головного мозга.
Высшая нервная деятельностьВысшая нервная деятельность носит рефлекторный характер, осуществляемый безусловными и условными рефлексами. Безусловные рефлексы передаются по наследству, их

Слайд 8– не имеют готовых рефлекторных дуг.
Возникают при индивидуальном развитии и

накоплении новых навыков, неодинаковы у различных представителей данного вида.
Выработка

новых временных связей зависит от изменяющихся условий среды.
Подвижны, легко образуются и легко исчезают.
Условные рефлексы формируются на основе безусловных с участием высших отделов головного мозга (коры больших полушарий).

Условные рефлексы

– не имеют готовых рефлекторных дуг.Возникают при индивидуальном развитии и накоплении новых навыков, неодинаковы у различных представителей

Слайд 9Условный рефлекс
В основе условно-рефлекторной деятельности коры лежат три физиологических принципа:
1.

Принцип структурности – каждой морфологической структуре мозга соответствует определённая функция;


Условный рефлексВ основе условно-рефлекторной деятельности коры лежат три физиологических принципа:1. Принцип структурности – каждой морфологической структуре мозга

Слайд 10Условный рефлекс
2. Принцип детерминации – рефлекторные реакции имеют строго причинную

обусловленность (детерминированы).
Для проявления любого рефлекса необходим повод, толчок, воздействие из

внешней или внутренней среды.
Условный рефлекс2. Принцип детерминации – рефлекторные реакции имеют строго причинную обусловленность (детерминированы).Для проявления любого рефлекса необходим повод,

Слайд 11Условный рефлекс
3. Принцип анализа и синтеза
За счёт анализа кора расчленяет

сложные явления на простые и анализирует их в отдельности.
Синтез даёт

возможность понять сущность предметов и явлений в целом.
Данный принцип осуществляется за счёт сложных взаимоотношений процессов возбуждения и торможения.
Условный рефлекс3. Принцип анализа и синтезаЗа счёт анализа кора расчленяет сложные явления на простые и анализирует их

Слайд 12Условия формирования условного рефлекса
Условные рефлексы формируются на базе безусловных.
Необходимо сочетание

двух раздражителей:
1. Индифферентный (безразличный) раздражитель для данного вида деятельности –

условный сигнал.
Условия формирования условного рефлексаУсловные рефлексы формируются на базе безусловных.Необходимо сочетание двух раздражителей:1. Индифферентный (безразличный) раздражитель для данного

Слайд 13Условия формирования условного рефлекса
2. Безусловный сигнал – раздражитель, вызывающий определённую

безусловную реакцию.
3. Условный сигнал предшествует безусловному.
4. Сочетание условного и безусловного

сигнала должно быть многократно.
Условия формирования условного рефлекса2. Безусловный сигнал – раздражитель, вызывающий определённую безусловную реакцию.3. Условный сигнал предшествует безусловному.4. Сочетание

Слайд 14Условия формирования условного рефлекса
Дополнительные условия:
- отсутствие посторонних раздражителей;
- готовность к

принятию безусловного раздражителя;
- погашение ориентировочного рефлекса на условный сигнал;
- условный

сигнал должен быть биологически сильнее безусловного.
Условия формирования условного рефлексаДополнительные условия:- отсутствие посторонних раздражителей;- готовность к принятию безусловного раздражителя;- погашение ориентировочного рефлекса на

Слайд 15Механизм формирования условного рефлекса
1. Оба сигнала не действуют (слюна не

выделяется.
2. Условный сигнал вызывает возбуждение в зоне соответствующего анализатора (зрительная

зона) – первый очаг возбуждения.
3. Безусловный сигнал (пища) вызывает соответственную ответную реакцию (выделение слюны) и возбуждает соответствующую зону коры – Второй очаг возбуждения.
Механизм формирования условного рефлекса1. Оба сигнала не действуют (слюна не выделяется.2. Условный сигнал вызывает возбуждение в зоне

Слайд 16Механизм формирования условного рефлекса
Т.о возникли два очага возбуждения:
1. Зона

анализатора;
2. Зона коркового представительства безусловного рефлекса.
4. Зона условного рефлекса, как

наиболее сильная (условный сигнал биологически более сильный), притягивает к себе возбуждение от зоны безусловного.
Между ними возникает временная нервная связь.
Механизм формирования условного рефлексаТ.о возникли два очага возбуждения: 1. Зона анализатора;2. Зона коркового представительства безусловного рефлекса.4. Зона

Слайд 17Механизм формирования условного рефлекса
5. При многократном повторении временная связь закрепляется.
Поэтому

в дальнейшем данная ответная реакция возникает при действии условного сигнала,

даже при отсутствии безусловного.
То есть, возникает условный рефлекс.
Механизм формирования условного рефлекса5. При многократном повторении временная связь закрепляется.Поэтому в дальнейшем данная ответная реакция возникает при

Слайд 18Механизм формирования условного рефлекса
Условный сигнал
1. Состояние покоя: оба сигнала не

действуют.
Безусловный сигнал
2. При включении условного сигнала – возбуждение в соответствующей

зоне коры (зрительная зона) – 1. Первый очаг возбуждения

1

1. Первый очаг возбуждения

3. Безусловный сигнал (пища) вызывает соответственную ответную реакцию (выделение слюны) и возбуждает соответствующую зону коры – 2. Второй очаг возбуждения.

2

2. Второй очаг возбуждения

4. Зона условного рефлекса, как наиболее сильная, притягивает к себе возбуждение от зоны безусловного. Между ними возникает временная нервная связь.

5. При многократном повторении временная связь закрепляется. Поэтому в дальнейшем данная ответная реакция возникает при действии условного сигнала, даже при отсутствии безусловного.

Механизм формирования условного рефлексаУсловный сигнал1. Состояние покоя: оба сигнала не действуют.Безусловный сигнал2. При включении условного сигнала –

Слайд 19Торможение условных рефлексов
Безусловное торможение:
1. Внешнее торможение – проявляется в ослаблении

или прекращении протекающего в данный момент условного рефлекса при действии

какого-либо постороннего раздражителя.
Представьте, что вы занимаетесь каким-то делом, например читаете книгу, а вас позвали обедать.
Вам предъявили два стимула, из них выбирается наиболее важный.
Если книга очень интересная, вы, возможно, и не услышите обращенные к вам слова, так как малозначащие для вас раздражители воздействуют на заторможенные области коры.
Иной выбор будет, если вы голодны, а книга скучна. Тогда будет заторможена прежняя деятельность и начнется новая.
Торможение условных рефлексовБезусловное торможение:1. Внешнее торможение – проявляется в ослаблении или прекращении протекающего в данный момент условного

Слайд 20Торможение условных рефлексов
Значение: Благодаря внешнему безусловному торможению возможен выбор деятельности:

с началом одной деятельности автоматически прекращается (или не начинается) другая.

Торможение условных рефлексовЗначение: Благодаря внешнему безусловному торможению возможен выбор деятельности: с началом одной деятельности автоматически прекращается (или

Слайд 21Торможение условных рефлексов
2. Запредельное торможение – возникает при длительном нервном

возбуждении организма, при действии чрезвычайно сильного условного сигнала или нескольких

несильных.
Значение: Препятствует истощению нервных клеток.
Торможение условных рефлексов2. Запредельное торможение – возникает при длительном нервном возбуждении организма, при действии чрезвычайно сильного условного

Слайд 22Торможение условных рефлексов
3. Условное (внутреннее) торможение – развивается без подкрепления

условного сигнала безусловным.
Значение: Организм освобождается от ненужных, утративших своё

значение условных рефлексов.
Торможение условных рефлексов3. Условное (внутреннее) торможение – развивается без подкрепления условного сигнала безусловным. Значение: Организм освобождается от

Слайд 23Значение условных рефлексов
Условные рефлексы имеют сигнальное (приспособительное) значение, предупреждают организм

об опасности, дают знать о близости пищи и т.п.
Сложные цепи

условных рефлексов лежат в основе формирования динамического стереотипа.
Значение условных рефлексовУсловные рефлексы имеют сигнальное (приспособительное) значение, предупреждают организм об опасности, дают знать о близости пищи

Слайд 24Динамический стереотип
– выработанная и закреплённая в коре устойчивая последовательность условных

рефлексов, вырабатываемая в результате многократного воздействия следующих в определённом порядке

условных сигналов.
Лежит в основе выработки различных привычек, навыков, автоматических процессов в трудовой деятельности.
Определяет характер поведения человека, дисциплины, процессов воспитания и обучения.
Динамический стереотип– выработанная и закреплённая в коре устойчивая последовательность условных рефлексов, вырабатываемая в результате многократного воздействия следующих

Слайд 25Инстинкты
– врождённая последовательность безусловных рефлексов, характерная для данного вида животных.
Для

человека характерно три основных (базовых) инстинкта:
Стремление к самосохранению и выживанию.
Сексуальный

инстинкт (продолжения рода).
Инстинкт лидера.

Инстинкты– врождённая последовательность безусловных рефлексов, характерная для данного вида животных.Для человека характерно три основных (базовых) инстинкта:Стремление к

Слайд 26Инстинкты
Инстинкты человека порождают потребности:
материальное благополучие; потребность в безопасности;
поиск сексуального партнера;
забота

о детях;
потребность в оказании влияния на окружающих людей.

ИнстинктыИнстинкты человека порождают потребности:материальное благополучие; потребность в безопасности;поиск сексуального партнера;забота о детях;потребность в оказании влияния на окружающих

Слайд 27Инстинкты
Инстинкты человека порождают потребности:
материальное благополучие; потребность в безопасности;
поиск сексуального партнера;
забота

о детях;
потребность в оказании влияния на окружающих людей.

ИнстинктыИнстинкты человека порождают потребности:материальное благополучие; потребность в безопасности;поиск сексуального партнера;забота о детях;потребность в оказании влияния на окружающих

Слайд 28Инстинкты
Так же у человека существуют и другие природные инстинкты: материнский,


инстинкт отстаивания своей территории,
инстинкт следования, когда мы невольно повторяем

то, что делают другие.
В отличие от животных, мы можем контролировать свои инстинкты разумом и духом.
Стоит так же отметить, что животные выживают только лишь за счет инстинктов, в то время как человек обязан своим знаниям.
ИнстинктыТак же у человека существуют и другие природные инстинкты: материнский, инстинкт отстаивания своей территории, инстинкт следования, когда

Слайд 29Типы высшей нервной деятельности
– совокупность врождённых (генотип) и приобретённых (фенотип)

свойств нервной системы,
определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой

и находящих своё отражение во всех функциях организма. 
Типы высшей нервной деятельности– совокупность врождённых (генотип) и приобретённых (фенотип) свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма

Слайд 30Типы высшей нервной деятельности
Основоположник древнегреческой медицины Гиппократ (460-377 гг. до

н.э.) предложил классификацию конституциональных типов.
В основу классификации положены особенности темперамента

и поведения человека в обществе.
Он разделил людей на 4 типа: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.
Эту классификацию используют до сих пор.
Типы высшей нервной деятельностиОсновоположник древнегреческой медицины Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) предложил классификацию конституциональных типов.В основу классификации

Слайд 31Типы высшей нервной деятельности
Холерик отличается вспыльчивостью, раздражительностью, порывистостью и быстротой

в действиях, вплоть до необузданности, а также большой, но не

постоянной работоспособностью.
Сангвиник — эмоциональный, общительный, рассудительный, быстро и обычно правильно принимающий решения, обладающий постоянно высокой работоспособностью человек.
Типы высшей нервной деятельностиХолерик отличается вспыльчивостью, раздражительностью, порывистостью и быстротой в действиях, вплоть до необузданности, а также

Слайд 32Типы высшей нервной деятельности
Флегматик отличается устойчивостью, напористостью, спокойствием и медлительностью

в решении задач, а также большой трудоспособностью.
Меланхолик — замкнутый,

малообщительный, унылый, подавленный, нерешительный и обладающий низкой работоспособностью человек.
Типы высшей нервной деятельностиФлегматик отличается устойчивостью, напористостью, спокойствием и медлительностью в решении задач, а также большой трудоспособностью.

Слайд 33Типы высшей нервной деятельности
Современную классификацию предложил И.П.Павлов на основании трёх

свойства нервной системы:
1. Сила нервной системы — это её устойчивость к

длительному воздействию раздражителя, как возбуждающего, так и затормаживающего типа.
Слабая нервная система - нервная система высокой чувствительности, и в этом заключается ее преимущество перед сильной.
Типы высшей нервной деятельностиСовременную классификацию предложил И.П.Павлов на основании трёх свойства нервной системы:1. Сила нервной системы — это

Слайд 34Типы высшей нервной деятельности
2. Уравновешенность — возможность перехода от одних реакций

к другим. Например от реакций возбуждения к реакции торможения в

критических ситуациях.
3. Подвижность — это скорость образования новых условных связей.
Типы высшей нервной деятельности2. Уравновешенность — возможность перехода от одних реакций к другим. Например от реакций возбуждения к

Слайд 35Типы высшей нервной деятельности
В целом эта классификация соответствует учению Гиппократа.

Выделяют 4 типа ВНД:
1. Сильный уравновешенный подвижный — имеет одинаково сильные

процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций.
В соответствии с учением о темпераментах — это сангвинический тип.
Типы высшей нервной деятельностиВ целом эта классификация соответствует учению Гиппократа. Выделяют 4 типа ВНД:1. Сильный уравновешенный подвижный —

Слайд 36Типы высшей нервной деятельности
2. Сильный уравновешенный инертный — с сильными процессами

возбуждения и торможения и с плохой их подвижностью, всегда испытывающий

затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой.
В соответствии с учением о темпераментах — это флегматический тип.
Типы высшей нервной деятельности2. Сильный уравновешенный инертный — с сильными процессами возбуждения и торможения и с плохой их

Слайд 37Типы высшей нервной деятельности

Типы высшей нервной деятельности

Слайд 38Типы ВНД
Холерик
Флегматик
Сангвиник
Меланхолик

Типы ВНДХолерик Флегматик Сангвиник Меланхолик

Слайд 39Типы высшей нервной деятельности
3. Сильный неуравновешенный подвижный — характеризуется сильным раздражительным

процессом и отстающим по силе тормозным, поэтому представитель такого типа

в трудных ситуациях легко подвержен нарушениям ВНД.
Способен тренировать и в значительной степени улучшать недостаточное торможение.
В соответствии с учением о темпераментах — это холерический тип.
Типы высшей нервной деятельности3. Сильный неуравновешенный подвижный — характеризуется сильным раздражительным процессом и отстающим по силе тормозным, поэтому

Слайд 40Типы высшей нервной деятельности
4. Слабый неуравновешенный инертный — характеризуется слабостью обоих

нервных процессов — возбуждения и торможения, плохо приспосабливается к условиям

окружающей среды, подвержен невротическим расстройствам.
В соответствии с классификацией темпераментов – это меланхолический тип.

Типы высшей нервной деятельности4. Слабый неуравновешенный инертный — характеризуется слабостью обоих нервных процессов — возбуждения и торможения, плохо

Слайд 41Сигнальные системы
Первая сигнальная система существует и у человека, и у

животных.
Любые внешние раздражители, в том числе и условные, которые

являются сигналами безусловных раздражителей, образуют первую сигнальную систему.
Сигнальные системыПервая сигнальная система существует и у человека, и у животных. Любые внешние раздражители, в том числе

Слайд 42Сигнальные системы
Центры этой системы находятся в коре головного мозга и

через рецепторы воспринимают непосредственные, конкретные раздражители (сигналы) внешнего мира, -

предметы или явления.
У человека они создают материальную основу для ощущений, представлений, восприятий, впечатлений об окружающей природе и общественной среде, и это составляет базу конкретного мышления.
Сигнальные системыЦентры этой системы находятся в коре головного мозга и через рецепторы воспринимают непосредственные, конкретные раздражители (сигналы)

Слайд 43Сигнальные системы
Вторая сигнальная система существует только у человека.
Она возникла в

результате совместной трудовой деятельности людей и связана с функцией речи:

со словом слышимым (речь) и видимым (письмо).
Посредством слова передаются сигналы о конкретных раздражителях, и в этом случае слово служит принципиально новым раздражителем - сигналом сигналов.
Сигнальные системыВторая сигнальная система существует только у человека. Она возникла в результате совместной трудовой деятельности людей и связана

Слайд 44Сигнальные системы
Например, у человека защитный условный рефлекс, который проявляется в

отдергивании руки от электродов с электрическим током при звучании звонка,

возникает не только на действие самого звонка, но и тогда, когда экспериментатор произносит слово «звонок».
Сигнальные системыНапример, у человека защитный условный рефлекс, который проявляется в отдергивании руки от электродов с электрическим током

Слайд 45Сигнальные системы
У животных так же, как и у человека, можно

выработать условные рефлексы на слова (например, собака выполняет приказы хозяина).


Но эти рефлексы являются реакциями на звуковой раздражитель, на сочетание звуков, а не на смысл слова, которого животное не понимает.
Речь является средством общения между людьми.
Человек мыслит словами, поэтому мышление неразрывно связано со второй сигнальной системой и является результатом функции всей коры головного мозга.

Сигнальные системыУ животных так же, как и у человека, можно выработать условные рефлексы на слова (например, собака

Слайд 46Сигнальные системы
В зависимости от преобладания первой или второй сигнальной систем

людей разделяют на типы:
1. Художественный - доминирует первая сигнальная система,

образное мышление;
2. Мыслительный - преобладание второй сигнальной системы, словесное мышление, выраженная способность к абстрагированию
3. Средний тип - характерна взаимная уравновешенность двух сигнальных систем и к которому относится большинство людей.
Сигнальные системыВ зависимости от преобладания первой или второй сигнальной систем людей разделяют на типы:1. Художественный - доминирует

Слайд 47Сигнальные системы
Эти различия человеческих типов высшей нервной деятельности связаны с

явлением функциональной асимметрии головного мозга, которое проявляется в том, что

правое и левое полушария мозга выполняют различные функции.
Левое полушарие в большей степени отвечает за логическое, абстрактное мышление, словесное восприятие,
а правое - за образное восприятие и мышление, эмоциональность психических процессов.

Сигнальные системыЭти различия человеческих типов высшей нервной деятельности связаны с явлением функциональной асимметрии головного мозга, которое проявляется

Слайд 49Формы психической деятельности
(сон, бодрствование, память, мышление, сознание, самосознание, речь).
Физиологические основы

памяти, речи, мышления, сознания, сна.

Формы психической деятельности(сон, бодрствование, память, мышление, сознание, самосознание, речь).Физиологические основы памяти, речи, мышления, сознания, сна.

Слайд 50Механизм кодирования информации в ЦНС

Механизм кодирования информации в ЦНС

Слайд 51Критерии оценки психической деятельности:
– адекватное поведение и речь, память, обучаемость,

мышление, сон, сознание, самосознание, связь психической деятельности и соматического состояния

организма
Критерии оценки психической деятельности:– адекватное поведение и речь, память, обучаемость, мышление, сон, сознание, самосознание, связь психической деятельности

Слайд 52Дополнительно

Дополнительно

Слайд 53У младенца с первых дней жизни вырабатываются разнообразные условные рефлексы

на положение тела, на вид матери, на время и т.

п. Постепенно их становится все больше. Ребенок слышит слова матери, и они у него сочетаются с определенными процедурами - кормлением, купанием и др. На эти слова также вырабатываются условные рефлексы. Эти условные рефлексы ничем не отличаются от условных рефлексов животных и являются компонентами первой сигнальной системы.
Постепенно у ребенка увеличивается запас слов, из них он строит предложения. Слова начинают терять свое узкое конкретное значение, в них закладывается более широкий обобщающий смысл, возникают понятия. Сначала слово "каша" для ребенка означало только определенную, например манную, кашу. Постепенно с приобретением опыта и по мере обобщения это слово начало означать понятия разных каш, и для уточнения необходимо было употреблять дополнительные слова (гречневая, манная). Обобщению подлежали не только слова, которые означали предметы, явления природы, но и наши ощущения, переживания, действия. Так возникали абстрактные понятия, а с ними и абстрактное мышление.
Когда человек начинает понимать смысл слов, когда они начинают означать определенные понятия, обобщения, тогда слова создают вторую сигнальную систему.
У младенца с первых дней жизни вырабатываются разнообразные условные рефлексы на положение тела, на вид матери, на

Слайд 54Всё!
У меня запредельное торможение!
Перерыв на обед

Всё!У меня запредельное торможение!Перерыв на обед

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика