Слайд 1Нервная система
Высшая нервная деятельность
Слайд 3Высшая нервная деятельность
– Психическая деятельность (ВНД)
– это деятельность высших отделов
ЦНС, обеспечивающая индивидуальное поведенческое приспособление организма к изменяющимся условиям внешней
среды.
К высшей нервной деятельности относят гнозис (познавание), праксис (действие), речь, память и мышление, сознание и др.
Слайд 4Гнозис – познавание
Диагностика – распознавание болезни
Агнозия – неспособность узнавания
Праксис –
действие
Апраксия – невозможность производить заученные действия
(Афазия – потеря речи,
Аграфия –
потеря способности писать)
Словарь:
Слайд 5Высшая нервная деятельность
Термин «высшая нервная деятельность» ввел в науку И.
П. Павлов,
который творчески развил и расширил теоретические положения о
рефлекторном принципе деятельности головного мозга
и создал учение о физиологии высшей нервной деятельности животных и человека.
Слайд 6Иван Петрович Павлов
(1849 —1936)
создатель науки о высшей нервной деятельности
Слайд 7Высшая нервная деятельность
Высшая нервная деятельность носит рефлекторный характер, осуществляемый безусловными и
условными рефлексами.
Безусловные рефлексы передаются по наследству, их дуги формируются к
моменту рождения и в норме сохраняются в течение всей жизни.
Малоизменчивы, инертны.
В их осуществлении участвует спинной мозг или подкорковые центры головного мозга.
Слайд 8– не имеют готовых рефлекторных дуг.
Возникают при индивидуальном развитии и
накоплении новых навыков, неодинаковы у различных представителей данного вида.
Выработка
новых временных связей зависит от изменяющихся условий среды.
Подвижны, легко образуются и легко исчезают.
Условные рефлексы формируются на основе безусловных с участием высших отделов головного мозга (коры больших полушарий).
Условные рефлексы
Слайд 9Условный рефлекс
В основе условно-рефлекторной деятельности коры лежат три физиологических принципа:
1.
Принцип структурности – каждой морфологической структуре мозга соответствует определённая функция;
Слайд 10Условный рефлекс
2. Принцип детерминации – рефлекторные реакции имеют строго причинную
обусловленность (детерминированы).
Для проявления любого рефлекса необходим повод, толчок, воздействие из
внешней или внутренней среды.
Слайд 11Условный рефлекс
3. Принцип анализа и синтеза
За счёт анализа кора расчленяет
сложные явления на простые и анализирует их в отдельности.
Синтез даёт
возможность понять сущность предметов и явлений в целом.
Данный принцип осуществляется за счёт сложных взаимоотношений процессов возбуждения и торможения.
Слайд 12Условия формирования условного рефлекса
Условные рефлексы формируются на базе безусловных.
Необходимо сочетание
двух раздражителей:
1. Индифферентный (безразличный) раздражитель для данного вида деятельности –
условный сигнал.
Слайд 13Условия формирования условного рефлекса
2. Безусловный сигнал – раздражитель, вызывающий определённую
безусловную реакцию.
3. Условный сигнал предшествует безусловному.
4. Сочетание условного и безусловного
сигнала должно быть многократно.
Слайд 14Условия формирования условного рефлекса
Дополнительные условия:
- отсутствие посторонних раздражителей;
- готовность к
принятию безусловного раздражителя;
- погашение ориентировочного рефлекса на условный сигнал;
- условный
сигнал должен быть биологически сильнее безусловного.
Слайд 15Механизм формирования условного рефлекса
1. Оба сигнала не действуют (слюна не
выделяется.
2. Условный сигнал вызывает возбуждение в зоне соответствующего анализатора (зрительная
зона) – первый очаг возбуждения.
3. Безусловный сигнал (пища) вызывает соответственную ответную реакцию (выделение слюны) и возбуждает соответствующую зону коры – Второй очаг возбуждения.
Слайд 16Механизм формирования условного рефлекса
Т.о возникли два очага возбуждения:
1. Зона
анализатора;
2. Зона коркового представительства безусловного рефлекса.
4. Зона условного рефлекса, как
наиболее сильная (условный сигнал биологически более сильный), притягивает к себе возбуждение от зоны безусловного.
Между ними возникает временная нервная связь.
Слайд 17Механизм формирования условного рефлекса
5. При многократном повторении временная связь закрепляется.
Поэтому
в дальнейшем данная ответная реакция возникает при действии условного сигнала,
даже при отсутствии безусловного.
То есть, возникает условный рефлекс.
Слайд 18Механизм формирования условного рефлекса
Условный сигнал
1. Состояние покоя: оба сигнала не
действуют.
Безусловный сигнал
2. При включении условного сигнала – возбуждение в соответствующей
зоне коры (зрительная зона) – 1. Первый очаг возбуждения
1
1. Первый очаг возбуждения
3. Безусловный сигнал (пища) вызывает соответственную ответную реакцию (выделение слюны) и возбуждает соответствующую зону коры – 2. Второй очаг возбуждения.
2
2. Второй очаг возбуждения
4. Зона условного рефлекса, как наиболее сильная, притягивает к себе возбуждение от зоны безусловного. Между ними возникает временная нервная связь.
5. При многократном повторении временная связь закрепляется. Поэтому в дальнейшем данная ответная реакция возникает при действии условного сигнала, даже при отсутствии безусловного.
Слайд 19Торможение условных рефлексов
Безусловное торможение:
1. Внешнее торможение – проявляется в ослаблении
или прекращении протекающего в данный момент условного рефлекса при действии
какого-либо постороннего раздражителя.
Представьте, что вы занимаетесь каким-то делом, например читаете книгу, а вас позвали обедать.
Вам предъявили два стимула, из них выбирается наиболее важный.
Если книга очень интересная, вы, возможно, и не услышите обращенные к вам слова, так как малозначащие для вас раздражители воздействуют на заторможенные области коры.
Иной выбор будет, если вы голодны, а книга скучна. Тогда будет заторможена прежняя деятельность и начнется новая.
Слайд 20Торможение условных рефлексов
Значение: Благодаря внешнему безусловному торможению возможен выбор деятельности:
с началом одной деятельности автоматически прекращается (или не начинается) другая.
Слайд 21Торможение условных рефлексов
2. Запредельное торможение – возникает при длительном нервном
возбуждении организма, при действии чрезвычайно сильного условного сигнала или нескольких
несильных.
Значение: Препятствует истощению нервных клеток.
Слайд 22Торможение условных рефлексов
3. Условное (внутреннее) торможение – развивается без подкрепления
условного сигнала безусловным.
Значение: Организм освобождается от ненужных, утративших своё
значение условных рефлексов.
Слайд 23Значение условных рефлексов
Условные рефлексы имеют сигнальное (приспособительное) значение, предупреждают организм
об опасности, дают знать о близости пищи и т.п.
Сложные цепи
условных рефлексов лежат в основе формирования динамического стереотипа.
Слайд 24Динамический стереотип
– выработанная и закреплённая в коре устойчивая последовательность условных
рефлексов, вырабатываемая в результате многократного воздействия следующих в определённом порядке
условных сигналов.
Лежит в основе выработки различных привычек, навыков, автоматических процессов в трудовой деятельности.
Определяет характер поведения человека, дисциплины, процессов воспитания и обучения.
Слайд 25Инстинкты
– врождённая последовательность безусловных рефлексов, характерная для данного вида животных.
Для
человека характерно три основных (базовых) инстинкта:
Стремление к самосохранению и выживанию.
Сексуальный
инстинкт (продолжения рода).
Инстинкт лидера.
Слайд 26Инстинкты
Инстинкты человека порождают потребности:
материальное благополучие; потребность в безопасности;
поиск сексуального партнера;
забота
о детях;
потребность в оказании влияния на окружающих людей.
Слайд 27Инстинкты
Инстинкты человека порождают потребности:
материальное благополучие; потребность в безопасности;
поиск сексуального партнера;
забота
о детях;
потребность в оказании влияния на окружающих людей.
Слайд 28Инстинкты
Так же у человека существуют и другие природные инстинкты: материнский,
инстинкт отстаивания своей территории,
инстинкт следования, когда мы невольно повторяем
то, что делают другие.
В отличие от животных, мы можем контролировать свои инстинкты разумом и духом.
Стоит так же отметить, что животные выживают только лишь за счет инстинктов, в то время как человек обязан своим знаниям.
Слайд 29Типы высшей нервной деятельности
– совокупность врождённых (генотип) и приобретённых (фенотип)
свойств нервной системы,
определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой
и находящих своё отражение во всех функциях организма.
Слайд 30Типы высшей нервной деятельности
Основоположник древнегреческой медицины Гиппократ (460-377 гг. до
н.э.) предложил классификацию конституциональных типов.
В основу классификации положены особенности темперамента
и поведения человека в обществе.
Он разделил людей на 4 типа: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.
Эту классификацию используют до сих пор.
Слайд 31Типы высшей нервной деятельности
Холерик отличается вспыльчивостью, раздражительностью, порывистостью и быстротой
в действиях, вплоть до необузданности, а также большой, но не
постоянной работоспособностью.
Сангвиник — эмоциональный, общительный, рассудительный, быстро и обычно правильно принимающий решения, обладающий постоянно высокой работоспособностью человек.
Слайд 32Типы высшей нервной деятельности
Флегматик отличается устойчивостью, напористостью, спокойствием и медлительностью
в решении задач, а также большой трудоспособностью.
Меланхолик — замкнутый,
малообщительный, унылый, подавленный, нерешительный и обладающий низкой работоспособностью человек.
Слайд 33Типы высшей нервной деятельности
Современную классификацию предложил И.П.Павлов на основании трёх
свойства нервной системы:
1. Сила нервной системы — это её устойчивость к
длительному воздействию раздражителя, как возбуждающего, так и затормаживающего типа.
Слабая нервная система - нервная система высокой чувствительности, и в этом заключается ее преимущество перед сильной.
Слайд 34Типы высшей нервной деятельности
2. Уравновешенность — возможность перехода от одних реакций
к другим. Например от реакций возбуждения к реакции торможения в
критических ситуациях.
3. Подвижность — это скорость образования новых условных связей.
Слайд 35Типы высшей нервной деятельности
В целом эта классификация соответствует учению Гиппократа.
Выделяют 4 типа ВНД:
1. Сильный уравновешенный подвижный — имеет одинаково сильные
процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций.
В соответствии с учением о темпераментах — это сангвинический тип.
Слайд 36Типы высшей нервной деятельности
2. Сильный уравновешенный инертный — с сильными процессами
возбуждения и торможения и с плохой их подвижностью, всегда испытывающий
затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой.
В соответствии с учением о темпераментах — это флегматический тип.
Слайд 37Типы высшей нервной деятельности
Слайд 38Типы ВНД
Холерик
Флегматик
Сангвиник
Меланхолик
Слайд 39Типы высшей нервной деятельности
3. Сильный неуравновешенный подвижный — характеризуется сильным раздражительным
процессом и отстающим по силе тормозным, поэтому представитель такого типа
в трудных ситуациях легко подвержен нарушениям ВНД.
Способен тренировать и в значительной степени улучшать недостаточное торможение.
В соответствии с учением о темпераментах — это холерический тип.
Слайд 40Типы высшей нервной деятельности
4. Слабый неуравновешенный инертный — характеризуется слабостью обоих
нервных процессов — возбуждения и торможения, плохо приспосабливается к условиям
окружающей среды, подвержен невротическим расстройствам.
В соответствии с классификацией темпераментов – это меланхолический тип.
Слайд 41Сигнальные системы
Первая сигнальная система существует и у человека, и у
животных.
Любые внешние раздражители, в том числе и условные, которые
являются сигналами безусловных раздражителей, образуют первую сигнальную систему.
Слайд 42Сигнальные системы
Центры этой системы находятся в коре головного мозга и
через рецепторы воспринимают непосредственные, конкретные раздражители (сигналы) внешнего мира, -
предметы или явления.
У человека они создают материальную основу для ощущений, представлений, восприятий, впечатлений об окружающей природе и общественной среде, и это составляет базу конкретного мышления.
Слайд 43Сигнальные системы
Вторая сигнальная система существует только у человека.
Она возникла в
результате совместной трудовой деятельности людей и связана с функцией речи:
со словом слышимым (речь) и видимым (письмо).
Посредством слова передаются сигналы о конкретных раздражителях, и в этом случае слово служит принципиально новым раздражителем - сигналом сигналов.
Слайд 44Сигнальные системы
Например, у человека защитный условный рефлекс, который проявляется в
отдергивании руки от электродов с электрическим током при звучании звонка,
возникает не только на действие самого звонка, но и тогда, когда экспериментатор произносит слово «звонок».
Слайд 45Сигнальные системы
У животных так же, как и у человека, можно
выработать условные рефлексы на слова (например, собака выполняет приказы хозяина).
Но эти рефлексы являются реакциями на звуковой раздражитель, на сочетание звуков, а не на смысл слова, которого животное не понимает.
Речь является средством общения между людьми.
Человек мыслит словами, поэтому мышление неразрывно связано со второй сигнальной системой и является результатом функции всей коры головного мозга.
Слайд 46Сигнальные системы
В зависимости от преобладания первой или второй сигнальной систем
людей разделяют на типы:
1. Художественный - доминирует первая сигнальная система,
образное мышление;
2. Мыслительный - преобладание второй сигнальной системы, словесное мышление, выраженная способность к абстрагированию
3. Средний тип - характерна взаимная уравновешенность двух сигнальных систем и к которому относится большинство людей.
Слайд 47Сигнальные системы
Эти различия человеческих типов высшей нервной деятельности связаны с
явлением функциональной асимметрии головного мозга, которое проявляется в том, что
правое и левое полушария мозга выполняют различные функции.
Левое полушарие в большей степени отвечает за логическое, абстрактное мышление, словесное восприятие,
а правое - за образное восприятие и мышление, эмоциональность психических процессов.
Слайд 49Формы психической деятельности
(сон, бодрствование, память, мышление, сознание, самосознание, речь).
Физиологические основы
памяти, речи, мышления, сознания, сна.
Слайд 50Механизм кодирования информации в ЦНС
Слайд 51Критерии оценки психической деятельности:
– адекватное поведение и речь, память, обучаемость,
мышление, сон, сознание, самосознание, связь психической деятельности и соматического состояния
организма
Слайд 53У младенца с первых дней жизни вырабатываются разнообразные условные рефлексы
на положение тела, на вид матери, на время и т.
п. Постепенно их становится все больше. Ребенок слышит слова матери, и они у него сочетаются с определенными процедурами - кормлением, купанием и др. На эти слова также вырабатываются условные рефлексы. Эти условные рефлексы ничем не отличаются от условных рефлексов животных и являются компонентами первой сигнальной системы.
Постепенно у ребенка увеличивается запас слов, из них он строит предложения. Слова начинают терять свое узкое конкретное значение, в них закладывается более широкий обобщающий смысл, возникают понятия. Сначала слово "каша" для ребенка означало только определенную, например манную, кашу. Постепенно с приобретением опыта и по мере обобщения это слово начало означать понятия разных каш, и для уточнения необходимо было употреблять дополнительные слова (гречневая, манная). Обобщению подлежали не только слова, которые означали предметы, явления природы, но и наши ощущения, переживания, действия. Так возникали абстрактные понятия, а с ними и абстрактное мышление.
Когда человек начинает понимать смысл слов, когда они начинают означать определенные понятия, обобщения, тогда слова создают вторую сигнальную систему.
Слайд 54Всё!
У меня запредельное торможение!
Перерыв на обед